Логопедия для всех

Савельева Галина Александровна

Логопедия - это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, растройств) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематических представлений у детей.

 

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.  На основе развитого фонематического слуха формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нём звуков?

Определить количество и последовательность звуков в слове ребёнок может только при сформированном фонематическом восприятии.

  Речевые операции, характерные для фонематического слуха:

  1. Умение слышать есть данный звук в слове или нет.
  2. Умение различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности (вдох-вход, нос-сон).
  3. Умение различать близко звучащие, но разные по значению слова (цапля-капля, кит-кот)

Речевые операции, характерные для фонематического восприятия:

  1. Умение определять линейную последовательность звуков в слове.
  2. Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу.
  3. Умение определять количество звуков в слове.

 

       Недостаточная сформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойких нарушений чтения и письма (фонематической дислексии и акустической дисграфии).

 

           Причины недоразвития фонематического восприятия:

       Низкий уровень фонематического слуха и восприятия имеет в основе неврологическую природу. Это патология беременности и родов (интоксикация, гипоксия плода, родовые травмы, асфиксия и др.); отягощённая наследственность (нервно-психические    заболевания и др.).

        Вследствие чего диагностируются такие неврологические заболевания, как РОП ЦНС,  ММД, гипертензионно-гидроцефальный и церебрастенический синдромы, синдромы гипо- и гипервозбудимости, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и др. в лёгкой, средней или тяжёлой форме.

          В дальнейшем у таких детей, в большей или меньшей степени наблюдается отставание в психофизическом и речевом развитии, в том числе и в недоразвитии фонематического восприятия как одного из компонентов речи.

    Ошибки в письменной речи при несформированности фонематического восприятия

При недостаточной сформированности фонематического восприятия в письменной речи обучающихся мы наблюдаем:

  • пропуски, добавления, перестановки букв, слогов в словах;
  • смешение букв, обозначающих свистящие-шипящие (с-ш, з-ж), парные звонкие-глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с ж-ш),аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-т`, ч-щ, ц-т, ц-с);
  • ошибки при обозначении мягкости согласных;
  • слитное написание слов в предложении, которое является также и следствием недоразвития звукового анализа и синтеза
  • замены гласных даже в ударном положении.

 

 

           Кроме того, недоразвитие фонематического восприятия проявляется на всех уровнях языка и речи (фонологическом, лексическом, грамматическом). Вследствие ослабленной социальной направленности для этих детей характерна и недостаточность коммуникативной компетенции.

                                             

            С учётом всего вышесказанного работа по формированию фонематического слуха и  фонематического восприятия должна вестись с раннего, сензитивного для развития компенсаторных возможностей возраста.

       Обязательно нужно учитывать принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений, отражающего необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (воспитателями, логопедом, врачами, психологом, музыкальным руководителем) и семьи.

         Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный, кинестетический) в игровой форме не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах.

                             Этапы работы по формированию фонематического восприятия:

         В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.      

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.

IVэтап – дифференциация слогов.  

Vэтап – дифференциация фонем.  

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

               Игры для формирования фонематического восприятия у дошкольников

 I этап работы — узнавание неречевых звуков.      

 Цель: формирование тонких звуковых  дифференцировок и слухового внимания.

Игры и упражнения:

«Что ты слышишь?»:  ребёнок называет звуки, которые   слышит за окном, в группе, во время прогулки; воспроизводит неречевые звуки самостоятельно;

 «Угадай, что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.

 Ход игры:  Педагог знакомит детей с музыкальными инструментами и их звучанием. Затем за ширмой воспроизводит звуки, детям  называют музыкальный инструмент.

«Где звонит колокольчик?»:  дети – в кругу, один из детей звонит в колокольчик, водящий с закрытыми глазами указывает направление звучащего предмета.

II этап работы - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

     На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

Игра «Три медведя» Ход игры: педагог выставляет перед детьми картинки трех медведей, произносит реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети, ориентируясь на звуко-комплекс и высоту голоса, называют героя

Игра « Как зовут меня, ау?»: Водящий -  в середине круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу, произнося: «Заблудился я в лесу, как зовут меня?» Один из детей произносит «Ау!». Водящий  называет имя этого ребёнка.

Игра «Животные и их детёныши» Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

III этап работы - различение слов, близких по своему звуковому составу.

Игры:

 «Правильно-неправильно»:  Педагог, показывая картинку, называет слова, если ребенок услышит правильное название предмета - поднимает зеленый кружок, если неправильное – красный

Баман          витанин           альбом           кветка

 паман         митавин           айбом             клетка

 банан         фитамин          аньбом           тлетка

 банам         витаним           альпом           къетка

Баван           витамин          альном           тлетка

«Потопаем – похлопаем». Условия игры: если педагог называет рифмующиеся слова к данному слову – дети хлопают, если нет – топают.

Мальчик – пальчик, попугайчик, чижик, сарайчик, малыш;

Ложка -  ножка, чашка, лукошко, мошка, картинка;

Фонтан – диван, Иван, обман, барабан, обмен.

«Выбери словечко»:

 Шепчет ночью мне на ушко

сказки разные…(перина, подушка, рубашка)

От грязнули даже стол

Поздним вечером…(сбежал, ушёл, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то …(спички, щётку, ножик)

 

IV этап работы  - дифференциация слогов.  

 Упражнение 1: Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

   ТА — ТА — ТА`      Аналогично работа проводится со слоговыми

   ТА — ТА` — ТА      рядами: БА -  БА – БА     ВА – ВА -  ВА

    ТА` — ТА —ТА                    ПА – ПА – ПА    ФА – ФА – ФА и др.

 Упражнение 2: Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками:

ТА — ТО — ТУ        НУ -  НЫ – НА          ВА – ВО – ВУ      КУ – КО – КА и др.

Упражнение 3: Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными

ТА — КА — ПА               КА — НА — ПА и др.

V этап работы   - дифференциация фонем.

 Игры:

 «Поймай звук». Выделение заданного звука, например, [у]:

  1. Из ряда гласных - а, у, а, о, ы, у, и, а, у, э, а;
  2. Из сочетаний гласных – ау, эу, оэ, иа, ыа, уо;
  3. Из слогов -  ук, ам, ув, оп, ип, ак, уф, эт, ну, шо, бу.

«Повтори»: повторение сочетаний гласных звуков

1) По два                    2) по три                  3) по четыре

   АО                              АИУ                           АОУИ

  УА                               ИАО                           ИОУА

  ИО                              ОИЫ                          ОУИЫ

  ЫИ                            ИЫО                            ОАУЫ                 

«Сигнальщики»:

а) с символами звуков: педагог называет звуки, дети поднимают соответствующий символ

  Звуки: б, п`, т, к, п, в, л, г, б`;

  Слоги: па, ну, бы, би, пё, до, бо;

  Слова: бак, бок, пена, спал, яблоко, упал, бинт.

б) аналогичная работа - с карточками букв, обозначающими заданные звуки.

«Запомни, повтори и мячик мне верни»:

  са – за – са       сы – зы – зы        со – зо – зо - со

  зо – со – со      зу – зу –су            зе – се – се – зе

   «Замени звук в словах»:

Гости – кости         дочка - точка

Голос – колос         удочка - уточка

Горка – корка         плоды – плоты

 «Какой общий звук в словах?»:

   Крот, бомба, зонт, осы    [о]

   Гусь, богач, гром, книга   [г]

   Роща, прищепка, щенок, плющ    [щ`]

   Синий, олень, няня, небо    [ с`]

«Назови лишнее слово» (по наличию звуков в и ф)

     Кофта, фартук, ворота, фонарик;

    Фамилия, фрукты, факел, валенки;

    Волк, фазан, ворона, сова.

«Исправь ошибки:

  Лежит лентяй на раскладушке,

  Грызёт, похрустывая, пушки (сушки).

  Ехал дядя без жилета (билета),

 Заплатил он штраф за это.

  Наш поэт закончил строчку,

  И в конце поставил бочку (точку).

VI этап работы -  развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игры:

 «Делим слова на слоги». Усложнение – определяем ударный слог

«Цепочка слов»:

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

     Ход игры: Дети называют слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

           Например: сок — карандаш — шарик — кот...

«Чудесная удочка»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

  На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму или в коробочку, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

«Кто больше?»: Назвать как можно больше слов с заданным звуком.

«Собери слова»:

а) из первых звуков ряда слов:                 б) из последних звуков ряда слов:

    сосна, облако, мост;    (сом)                                             сор, окно, торт    (рот)

    морс, иголка, рост;      (мир)                                             стол, астра, чердак   (лак)

    зебра, ирис, магазин, автомат (зима)                              кот, ведро, вечер, кит (торт)

         Определить количество и последовательность звуков в словах.

          Аналогичная работа проводится при помощи картинок.

            Заключение

            Таким образом, в результате формирования фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с раннего возраста, мы получим более высокий уровень подготовки детей к школьному обучению.

 

 

 

Список литературы:

  1. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. _ М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.
  2. Кириллова, Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера,2010. – 64 с.
  3.  Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи.- СПб.: КАРО,2004. 336 с.
  4. Миронова, Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы. – М.: Издательство ГНОМ и Д,2009. - 32  с.
  5. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов: книга для логопедов и воспитателей. СПб.: КАРО, 2008. 320 с.
  6. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом для дошкольника.
  7. Шевченко, И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЬСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.