Логопедия для всех
Логопедия - это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, растройств) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие фонематических представлений у детей | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематических представлений у детей.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. На основе развитого фонематического слуха формируется фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нём звуков?
Определить количество и последовательность звуков в слове ребёнок может только при сформированном фонематическом восприятии.
Речевые операции, характерные для фонематического слуха:
- Умение слышать есть данный звук в слове или нет.
- Умение различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности (вдох-вход, нос-сон).
- Умение различать близко звучащие, но разные по значению слова (цапля-капля, кит-кот)
Речевые операции, характерные для фонематического восприятия:
- Умение определять линейную последовательность звуков в слове.
- Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу.
- Умение определять количество звуков в слове.
Недостаточная сформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойких нарушений чтения и письма (фонематической дислексии и акустической дисграфии).
Причины недоразвития фонематического восприятия:
Низкий уровень фонематического слуха и восприятия имеет в основе неврологическую природу. Это патология беременности и родов (интоксикация, гипоксия плода, родовые травмы, асфиксия и др.); отягощённая наследственность (нервно-психические заболевания и др.).
Вследствие чего диагностируются такие неврологические заболевания, как РОП ЦНС, ММД, гипертензионно-гидроцефальный и церебрастенический синдромы, синдромы гипо- и гипервозбудимости, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и др. в лёгкой, средней или тяжёлой форме.
В дальнейшем у таких детей, в большей или меньшей степени наблюдается отставание в психофизическом и речевом развитии, в том числе и в недоразвитии фонематического восприятия как одного из компонентов речи.
Ошибки в письменной речи при несформированности фонематического восприятия
При недостаточной сформированности фонематического восприятия в письменной речи обучающихся мы наблюдаем:
- пропуски, добавления, перестановки букв, слогов в словах;
- смешение букв, обозначающих свистящие-шипящие (с-ш, з-ж), парные звонкие-глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с ж-ш),аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-т`, ч-щ, ц-т, ц-с);
- ошибки при обозначении мягкости согласных;
- слитное написание слов в предложении, которое является также и следствием недоразвития звукового анализа и синтеза
- замены гласных даже в ударном положении.
Кроме того, недоразвитие фонематического восприятия проявляется на всех уровнях языка и речи (фонологическом, лексическом, грамматическом). Вследствие ослабленной социальной направленности для этих детей характерна и недостаточность коммуникативной компетенции.
С учётом всего вышесказанного работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия должна вестись с раннего, сензитивного для развития компенсаторных возможностей возраста.
Обязательно нужно учитывать принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений, отражающего необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (воспитателями, логопедом, врачами, психологом, музыкальным руководителем) и семьи.
Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный, кинестетический) в игровой форме не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия:
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
IVэтап – дифференциация слогов.
Vэтап – дифференциация фонем.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Игры для формирования фонематического восприятия у дошкольников
I этап работы — узнавание неречевых звуков.
Цель: формирование тонких звуковых дифференцировок и слухового внимания.
Игры и упражнения:
«Что ты слышишь?»: ребёнок называет звуки, которые слышит за окном, в группе, во время прогулки; воспроизводит неречевые звуки самостоятельно;
«Угадай, что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: Педагог знакомит детей с музыкальными инструментами и их звучанием. Затем за ширмой воспроизводит звуки, детям называют музыкальный инструмент.
«Где звонит колокольчик?»: дети – в кругу, один из детей звонит в колокольчик, водящий с закрытыми глазами указывает направление звучащего предмета.
II этап работы - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.
Игра «Три медведя» Ход игры: педагог выставляет перед детьми картинки трех медведей, произносит реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети, ориентируясь на звуко-комплекс и высоту голоса, называют героя
Игра « Как зовут меня, ау?»: Водящий - в середине круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу, произнося: «Заблудился я в лесу, как зовут меня?» Один из детей произносит «Ау!». Водящий называет имя этого ребёнка.
Игра «Животные и их детёныши» Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
III этап работы - различение слов, близких по своему звуковому составу.
Игры:
«Правильно-неправильно»: Педагог, показывая картинку, называет слова, если ребенок услышит правильное название предмета - поднимает зеленый кружок, если неправильное – красный
Баман витанин альбом кветка
паман митавин айбом клетка
банан фитамин аньбом тлетка
банам витаним альпом къетка
Баван витамин альном тлетка
«Потопаем – похлопаем». Условия игры: если педагог называет рифмующиеся слова к данному слову – дети хлопают, если нет – топают.
Мальчик – пальчик, попугайчик, чижик, сарайчик, малыш;
Ложка - ножка, чашка, лукошко, мошка, картинка;
Фонтан – диван, Иван, обман, барабан, обмен.
«Выбери словечко»:
Шепчет ночью мне на ушко
сказки разные…(перина, подушка, рубашка)
От грязнули даже стол
Поздним вечером…(сбежал, ушёл, ускакал)
Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то …(спички, щётку, ножик)
IV этап работы - дифференциация слогов.
Упражнение 1: Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
ТА — ТА — ТА` Аналогично работа проводится со слоговыми
ТА — ТА` — ТА рядами: БА - БА – БА ВА – ВА - ВА
ТА` — ТА —ТА ПА – ПА – ПА ФА – ФА – ФА и др.
Упражнение 2: Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками:
ТА — ТО — ТУ НУ - НЫ – НА ВА – ВО – ВУ КУ – КО – КА и др.
Упражнение 3: Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными
ТА — КА — ПА КА — НА — ПА и др.
V этап работы - дифференциация фонем.
Игры:
«Поймай звук». Выделение заданного звука, например, [у]:
- Из ряда гласных - а, у, а, о, ы, у, и, а, у, э, а;
- Из сочетаний гласных – ау, эу, оэ, иа, ыа, уо;
- Из слогов - ук, ам, ув, оп, ип, ак, уф, эт, ну, шо, бу.
«Повтори»: повторение сочетаний гласных звуков
1) По два 2) по три 3) по четыре
АО АИУ АОУИ
УА ИАО ИОУА
ИО ОИЫ ОУИЫ
ЫИ ИЫО ОАУЫ
«Сигнальщики»:
а) с символами звуков: педагог называет звуки, дети поднимают соответствующий символ
Звуки: б, п`, т, к, п, в, л, г, б`;
Слоги: па, ну, бы, би, пё, до, бо;
Слова: бак, бок, пена, спал, яблоко, упал, бинт.
б) аналогичная работа - с карточками букв, обозначающими заданные звуки.
«Запомни, повтори и мячик мне верни»:
са – за – са сы – зы – зы со – зо – зо - со
зо – со – со зу – зу –су зе – се – се – зе
«Замени звук в словах»:
Гости – кости дочка - точка
Голос – колос удочка - уточка
Горка – корка плоды – плоты
«Какой общий звук в словах?»:
Крот, бомба, зонт, осы [о]
Гусь, богач, гром, книга [г]
Роща, прищепка, щенок, плющ [щ`]
Синий, олень, няня, небо [ с`]
«Назови лишнее слово» (по наличию звуков в и ф)
Кофта, фартук, ворота, фонарик;
Фамилия, фрукты, факел, валенки;
Волк, фазан, ворона, сова.
«Исправь ошибки:
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая, пушки (сушки).
Ехал дядя без жилета (билета),
Заплатил он штраф за это.
Наш поэт закончил строчку,
И в конце поставил бочку (точку).
VI этап работы - развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Игры:
«Делим слова на слоги». Усложнение – определяем ударный слог
«Цепочка слов»:
Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход игры: Дети называют слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.
Например: сок — карандаш — шарик — кот...
«Чудесная удочка»
Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму или в коробочку, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.
«Кто больше?»: Назвать как можно больше слов с заданным звуком.
«Собери слова»:
а) из первых звуков ряда слов: б) из последних звуков ряда слов:
сосна, облако, мост; (сом) сор, окно, торт (рот)
морс, иголка, рост; (мир) стол, астра, чердак (лак)
зебра, ирис, магазин, автомат (зима) кот, ведро, вечер, кит (торт)
Определить количество и последовательность звуков в словах.
Аналогичная работа проводится при помощи картинок.
Заключение
Таким образом, в результате формирования фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с раннего возраста, мы получим более высокий уровень подготовки детей к школьному обучению.
Список литературы:
- Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. _ М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.
- Кириллова, Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера,2010. – 64 с.
- Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи.- СПб.: КАРО,2004. 336 с.
- Миронова, Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы. – М.: Издательство ГНОМ и Д,2009. - 32 с.
- Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов: книга для логопедов и воспитателей. СПб.: КАРО, 2008. 320 с.
- Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом для дошкольника.
- Шевченко, И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЬСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.