Консультации для воспитателей

Елена Романенкова

Консультация "Современные образовательные технологии для развития связной речи"

Консультация " Артикуляционные сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovrem._tehnolog.docx24.84 КБ
Microsoft Office document icon art._skazki.doc1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

«Современные образовательные технологии для развития связной речи у дошкольников»

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах  Ушинским К.Д., Тихеевой Е.И., Флёриной Е.И., Бородич А.М. и другими. По мнению Сохина Ф.А., связная речь – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Рассмотрим технологии, в которых отражены вопросы развития связной речи  дошкольников.

Технология проблемного обучения

получила распространение в 20-30-х годах в советском и зарубежном саду. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Методика создания проблемных ситуаций

  • воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  •  сталкивает противоречия практической деятельности;
  •  излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  •  предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
  • ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

ТРИЗ технология

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

 Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

     "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи. 

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Мнемотехника– это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. 

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Для  того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки  и умения  в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в  работе по развитию связной речи детей. 

Мнемотаблицы  использую для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при  пересказах художественной литературы,

-  при   заучивании стихов.

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме.  

  Методы моделирования:

1.Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2.Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр-символизация; схемы предлогов: нас, в, к).

3.Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

компьютерные технологии

Они позволяют нам объединить, систематизировать имеющийся материал по развитию связной речи, избегать траты времени на поиск пособий на полках кабинета, срисовывание иллюстраций, хранение большого количества речевого материала. Данный материал можно хранить на дисках, флэш-картах и в самом компьютере.

Можно использовать уникальную возможность компьютера демонстрировать иллюстративный и речевой материал на интерактивной доске при обучении детей пересказу рассказа с использованием серии сюжетных картин, опорных сигналов, сюжетной картины, прочитанного логопедом рассказа.

Компьютер позволяет нам не только показать и увидеть, но и услышать необходимый речевой материал. В данном случае мы можем воспользоваться компьютером как проигрывателем CD.

Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов.

Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Правила составления интеллектуальных карт:

1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ)

2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета

3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей

4. Добавляются символы и иллюстрации

5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами

6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом

7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы

8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна.

• правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

 Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя. Достоинства: улучшение коммуникативных способностей и речи: в связной речи - рассказывают предложениями, задают и отвечают на вопросы, в речи появились прилагательные .Совершенствование мелкой моторики рук – умелости рук: без усилий и проблем соединяют детали средних размеров конструктора. Сдвиги в развитии логического мышления: выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд», классифицируют детали конструктора и составляют множества по 1-2 признакам (например, по цвету и количеству шипов). Хочу представить вашему вниманию пособие Елены Васильевны Фешиной «Лего-конструирование в детском саду». Оно включает в себя перспективное планирование и содержание образовательной деятельности для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Пособие поможет развить в детях не только речь, но и инициативность, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, умение работать в коллективе

СКРАЙБИНГ

Скрайбинг — это процесс  визуализации  основного смысла с помощью знаков и образов, при  котором  отрисовка  элементо в происходит в процессе донесения  информации.

Его особенность в работе с детьми в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение ребёнка. А когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, дошкольники их не только лучше понимают, но и запоминают.

Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах .

Существует три вида скрайбинга:

1."Аппликационный".

На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

2."Рисунчатый".

Классический вариант скрайбинга. Рука "художника" рисует картинки, пиктограммы, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова параллельно с текстом, звучащим за кадром.

3. "Компьютерный".

При создании  компьютерного  скрайбинга  используются специальные программы и онлайн-сервисы. Самый простой скрайбинг можно создать с помощью программы Power Point .

Рисование и аппликация— одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Поэтому в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи я использую аппликационный и рисунчатый скрайбинг. Так же выполнение изображений в этих техниках способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

Подготовила: учитель – логопед Романенкова Е.В.


Предварительный просмотр: