Рабочие листы по русскому языку

Шмелёва Марина Ивановна

Рабочий лист  — это лист, где прописаны задания с указаниями, как и что следует сделать. Формат рабочего листа позволяет выходить за пределы содержания учебника и рабочей тетради и дает возможность индивидуального подхода к ребенку. Отдельно взятый рабочий лист легко подобрать в соответствии с интересующей темой и уровнем знаний ребенка. Его просто распечатать и проверить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И._______________________________

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Определите структуру предложения.

Укажите односоставное предложение.

Чем выражено сказуемое в первом предложении?

Как образуются степени сравнения прилагательных?

Тема урока________________________________________________________

Знаю

Хочу узнать

Узнал

СРАВНИТЕЛЬНАЯ

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ

ПРЕВОСХОДНАЯ

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ

ПРОСТАЯ ФОРМА

СОСТАВНАЯ ФОРМА

ПРОСТАЯ ФОРМА

СОСТАВНАЯ ФОРМА

Основа прилагательного +

Тоньше, слабее 

+ прилагательное

Более сильный

Основа прилагательного +

Сильнейший, величайший

Простая форма сравнительной степени +

Сильнее всех

  1. Прочитайте. Выпишите наречия в таблицу.

Амурские волны.

Плавно Амур свои воды несет,

Ветер сибирский им песню поет.

Тихо шумит над Амуром тайга,

Ходит пенная волна,

Величава и вольна.

Там, где багряное солнце встает,

Песню матрос на Амуре поет.

Песня летит над широкой рекой.

Льется песня широко,

И несется далеко…

Муз. М. Кюсса. Слова С. Попова и К.Васильева.

Наречия

Простая сравнительная степень

Составная сравнительная степень

Превосходная степень

  1. Задание. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова являются краткими прилагательными, а в каких – наречиями.

Взлететь высоко – …

Говорил громко – ...

Полотно красиво – ...

Рисует красиво – ...

Здание высоко – ...

Движение быстро – ...

Плыл быстро – ...

Звучание громко – ...

Утро прохладно – ...

Встретил прохладно – ...

  1. Задание. Определите, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких – в превосходной.

Бежать быстрее – ...

Бежать быстрее всех – ...

Любить сильнее – ...

Любить сильнее всего – ...

Смеяться громче – ...



Предварительный просмотр:

Я всю ночь не сплю, гляжу в окно,

За окном опять черным(черно).

До чего же, люди, нам не повезло,

Лучше б стало по ночам белым(бело).

Я б всю ночь в футбол играл,

Ночью б голубей гонял,

Вот тогда бы стала ночь –

Просто день, ну точь ( в) точь!

 

А я, знаете, мечтаю о другом,

Чтобы ночь к нам приходила днём.

Чтобы этого добиться как(нибудь),

Кое-что в природе надо повернуть!

Я бы в школу не ходил,                                                                                                                

День в постели проводил,

Ну, а раз повсюду мрак,

Мог учиться кое(как).

 

Скажут все, кого ни спрашивай,

Не получится по(вашему).

Все в природе правильно устроено,

Зря, друзья, стараетесь, по(моему).

Во(первых), помни крепко(накрепко) о том,

Что дела все делаем мы днем.

А для сна природой ночь дана,

Поможет силы вам восстановить она.

 

Зимний

Откуда

Заячий

Хороший

Французский

Русский

Куда

Всего (навсего)

Почему

Где

Долго (долго)

Осенний

первый

шестой



Предварительный просмотр:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ

  1. Дополни схему:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

         

  1. C:\Users\Физика\Downloads\1705487114223.jpg

ПРОСТЫЕ

СЛОЖНЫЕ

        



Предварительный просмотр:

Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».

Максим Горький советовал обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

Тема: _____________________________________________

-

-

-

ПРЯМАЯ РЕЧЬ -__________________,  _________________ ПЕРЕДАЧА ЧУЖОГО ВЫСКАЗВЫВАНИЯ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ СОПРОВОЖДЕТСЯ ______________________________.

СЛОВА АВТОРА УКАЗЫВАЮТ___________________________________________________________.

СЛОВА АВТОРА МОГУТ________________________________________________________________.

НА ПИСЬМЕ ПРЯМАЯ РЕЧЬ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ____________________.

П,п –

А,а -

Схемы

ЗАДАНИЕ  Прочитайте предложения, составьте их схемы.

1) Кот в сапогах спросил: «Можете ли вы, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?»

 2) Людоед ответил: «Конечно, могу».

 3) Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!»

 4) «Где же река?» – спросил я у Сашки.

 5) «Вон там за лесом», - ответил он, указывая рукой вдаль.

6) «Как далеко!» - огорчился я.



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «_______________________»

ЗАДАНИЕ 1.

  • Прочитайте текст, определите его тему.

Весенние воды

Ещ_ (в)полях беле_т сне(г,к),

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все конц_:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонц_,

Она нас выслала впере(д,т)!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хорово(д,т)

Толпит(?)ся весело за ней!» (Ф.И.Тютчев)

  • Выпишите слова с орфограммами, графически объясняя свой выбор.
  • Объясните лексическое значение слов: «брег», «гласят».
  • Обратите внимание на выделенные предложения. В чем особенность их структуры?

ЗАДАНИЕ 3. Посмотрите видеоурок РЭШ «Прямая речь. Диалог» и ответьте на вопросы:

  • что такое прямая речь?
  • какие элементы включает в себя конструкция с прямой речью?
  • от чего зависит постановка знаков препинания при прямой речи?
  • расскажите о пунктуации при прямой речи.

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте предложения, составьте их схемы.

1)Кот в сапогах спросил: «Можете ли вы, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?» 2)Людоед ответил: «Конечно, могу». 3)Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!» 4)«Где же река?» – спросил я у Сашки. 5)«Вон там за лесом», - ответил он, указывая рукой вдаль. 6)«Как далеко!» - огорчился я.

  • Переделайте предложения так, чтобы прямая речь предшествовала словам автора (1-3) и прямая речь следовала за словами автора (4-6).

ЗАДАНИЕ 5. Работа с текстом.

  • Прочитайте текст.

1)После обеда папа сел за какую-то книгу, но потом отл_жил ее в сторону и спросил Вася, как дела в школе. 2)Изо всех сил Вася старался скрыть радостную улыбку. 3)Он подал тетрадь и произнес Вчера был диктант. 4)Вот, вернули с отметками. 5)Отец перелистал несколько страниц и увидел пятерку.  6)И как же ты ошибок (не)наделал спросил папа. 7)Со мной Нина сидит, а она, зна_ш(?), как пиш_т похвастался Вася.  8)Вот оно что прот_нул отец. 9)А потом добавил Значит, ты сегодня не свою, а чужую пятерку принес. 10)Лицо у Васи стало растерянным и жалким, улыбки как не бывало. (В.Росин )

  • Почему «лицо у Васи стало растерянным и жалким?»
  • Какова основная мысль текста?
  • Выпишите из текста слова с орфограммами, графически объясняя свой выбор.
  • Выпишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания. Нарисуйте схемы предложений.

ЗАДАНИЕ 6. Работа с текстом.

  • Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

Семь дочек

1)Было у матери семь дочек. 2)Однажды она п_ехала к сыну. 3)Вернулась через неделю. 4)Дочки стали говорить, как они скучали.

5)Первая сказала Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. 6)Я ждала тебя пр_говорила вторая  как сухая земля ждет воды. 7)Родная, я плакала по тебе, как маленький птен(?)чик плач_т по птич(?)ке сказала третья доч(?). 8)Мне было без тебя как пч_лке без цветка щеб_тала четвертая. 9)Ты снилась мне пр_молвила пятая как розе снит(?)ся капля р_сы. 10)Шестая пр_шептала Я высматривала тебя, как вишневый са(д,т) высматрива_т соловья.

11)А седьмая дочка ничего (не)сказала. 12)Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – (по)мыть ноги.  (По В.Сухомлинскому)

  • Выпишите из текста слова с орфограммами, графически объясняя свой выбор.
  • Найдите предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы.

ЗАДАНИЕ 7. Работа в парах.

  • Прочитайте текст.

Однажды папа спросил у Васи: «Сегодня мы пойдем в музей». Вася обрадовался и ответил: «А в какой?» «В исторический», - громко закричал папа. «Ура! – поинтересовался Вася. – Я никогда там не был».

Позавтракав, они поехали в музей. «Что мы там увидим?» - рассказал Вася папе. «Многое, - задал вопрос отец. – Увидим, как жили люди в древности, какие носили наряды, какое у них было оружие. Увидишь сам».

  • Кажется ли вам текст смешным? Почему?
  • Исправьте ошибки.

Придумайте прямую речь и вставьте ее на месте пропуска. Запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания.

  1. Учитель спросил _______________
  2. Мальчик воскликнул _____________
  3. Директор говорил ______________
  4. «____», - взволнованно сказала бабушка.
  5. «____?» - тихо спросила девочка.
  6. «____!» - громко крикнул брат и отворил дверь.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:                На уроке я узнал(а)…                У меня хорошо получилось…                Мне было трудно…



Предварительный просмотр:

https://www.theschoolrun.com/sites/theschoolrun.com/files/article_images/comma.jpg

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ

ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОЧП)

ПРИМЕР

ОБЪЯСНЕНИЕ

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ

Ребята купались, загорали.

Ребята не купались, а загорали.

Ребята купались, но не загорали.

ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ

Ребята купались и загорали.

ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

       :                                                 -



Предварительный просмотр:

Ф.И._______________________________

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Определите структуру предложения.

Укажите односоставное предложение.

Чем выражено сказуемое в первом предложении?

Как образуются степени сравнения прилагательных?

Тема урока________________________________________________________

Знаю

Хочу узнать

Узнал

СРАВНИТЕЛЬНАЯ

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ

ПРЕВОСХОДНАЯ

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ

ПРОСТАЯ ФОРМА

СОСТАВНАЯ ФОРМА

ПРОСТАЯ ФОРМА

СОСТАВНАЯ ФОРМА

Основа прилагательного +

Тоньше, слабее 

+ прилагательное

Более сильный

Основа прилагательного +

Сильнейший, величайший

Простая форма сравнительной степени +

Сильнее всех

  1. Прочитайте. Выпишите наречия в таблицу.

Амурские волны.

Плавно Амур свои воды несет,

Ветер сибирский им песню поет.

Тихо шумит над Амуром тайга,

Ходит пенная волна,

Величава и вольна.

Там, где багряное солнце встает,

Песню матрос на Амуре поет.

Песня летит над широкой рекой.

Льется песня широко,

И несется далеко…

Муз. М. Кюсса. Слова С. Попова и К.Васильева.

Наречия

Простая сравнительная степень

Составная сравнительная степень

Превосходная степень

  1. Задание. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова являются краткими прилагательными, а в каких – наречиями.

Взлететь высоко – …

Говорил громко – ...

Полотно красиво – ...

Рисует красиво – ...

Здание высоко – ...

Движение быстро – ...

Плыл быстро – ...

Звучание громко – ...

Утро прохладно – ...

Встретил прохладно – ...

  1. Задание. Определите, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких – в превосходной.

Бежать быстрее – ...

Бежать быстрее всех – ...

Любить сильнее – ...

Любить сильнее всего – ...

Смеяться громче – ...