Консультация для родителей и воспитателей

«Без пословицы речь не молвится».

 

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними

разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и

пословицы, а ведь в них заключается суть решения любого конфликта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_poslovitsy_i_rech_ne_molvitsya.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Без пословицы речь не молвится».

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними

разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и

пословицы, а ведь в них заключается суть решения любого конфликта. Дети

дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и

воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, они запоминают

буквально всё, даже не желая того.

В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки

узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со

сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения,

основным из которых является речь.

В возрасте от двух до пяти лет одной из серьезнейших задач является развитие у детей мышления и формирование чистой, правильной речи, развитие все более тонкого понимания оттенков ее смысла. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Особенно они важны для детей с нарушениями речи, у которых в силу недостаточной сформированности звуковой стороны речи, грамматического строя, лексики, наблюдаются затруднения в построении произвольных фраз, в изложении своих мыслей. Отличаются эти дети и своеобразием отдельных сторон мышления, как например, несформированностью  некоторых понятий, замедленностью темпа мыслительных процессов и пр.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в

людях доброе начало. Использование в работе с детьми дошкольного возраста устного

народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления,

мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных

отношениях.

Одним из средств воспитания нравственной эмоциональной сферы и развития речи в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время является использование пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Эти жанры фольклора – свод правил жизни, народная мудрость. А народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство. И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие. 

Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением :легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Работа над пословицами и поговорками начинается со средней группы детей дошкольного возраста. Пословицы применяются для отработки звуковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных тяжелых согласных, особенно тех, какие отсутствуют в родном языке. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивая свою речь. Развивается умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки ярко конкретизируют в себе органическое сочетание речи и мышления.

Пословицу можно использовать в любой ситуации. Одно дело, сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое, когда говорю: «Что же выходит: делать – не я, работать – не я, а есть  кисель - нет против меня?»

Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, «Говорить легко – делать трудно»; «Играй, играй, да дело знай». Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения.

Другие имеют и прямой и переносный смысл («Без труда не вынешь рыбку из пруда»). Действительно, чтобы выудить рыбу, нужен труд. Но так говорю и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы добиться результата.

Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл. Например: «Назвался груздем  –  полезай в кузов», т. е.  взялся за дело - доведи до конца, а не оставляй незаконченным, принял решение – действуй.

Последние, не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Однако используя пословицы в контексте деятельности при соответствующих условиях, делает их смысл понятным.

Пословицы используют в любой ситуации. Собираясь на прогулку, напомните медлительному ребёнку: «Семеро одного не ждут», а если кто-то оделся неаккуратно: «Поспешишь – людей насмешишь». Помогая ребенку завязать шарф, скажите: «Береги нос в большой мороз». На занятии утоните: «Ученье – свет, а не ученье - тьма», «Красна птица пеньем, человек уменьем». При закреплении материала: «Повторенье – мать ученья». Если во время ответа ребенок дал неверный ответ, то его можно поправить такими словами: «Сумел ошибиться – сумей и поправиться», «Сначала думай, потом говори». Если кто-то во время занятия отвлекается, в зависимости от ситуации остановите его: «Большой говорун – плохой роботун», «Не торопись языком – торопись делом», «Звону много, до толку мало».

Многие пословицы, поговорки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение: «Радость молодит, а горе старит», «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет», «Добро помни, а зло забывай».

Очень часто на занятиях дети сталкиваются с различными трудностями, но если они проявляют терпение и сами стараются их преодолеть, то их надо поддержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда: «Терпенье и труд все перетрут», «За один раз и дерево не срубишь».

После занятия, кстати, будет пословица: «Делу время, потехе – час».

Совместные дела – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. Любое совместное дело хорошо напутствовать словами: «Берись дружно, не будет грузно (тяжело)», а после окончания работы: «Что одному не под силу, то легко коллективу».

Оценка деятельности детей, прежде всего, должна выражать заинтересованное отношение взрослого. Стандартные  фразы, штампы (Молодцы, дети, хорошо потрудились, позанимались и т. п.)  становятся привычными для детей и не воспринимаются ими, а значит, и не имеют педагогического воздействия. Пословицы же, прежде всего, выражают отношение к происходящему. Если нужно подчеркнуть то, что дети вложили много стараний в свою деятельность (учебную, трудовую)и она получилась качественной говорю: «Какие труды, такие и плоды», «Кончил дело – гуляй смело».

Бывают в детских коллективах и негативные проявления: дети сердятся друг на друга, пытаются что-то доказать силой. Иногда достаточно ироничной, шутливой пословицы, чтобы смягчить ситуацию: «На сердитых воду возят, а на дутых - кирпичи». Пословица показывает отношение к силовому поступку; сила хороша с добротой, а с драчливостью несовместима: «Сила – хорошо, а ум лучше». Пословица кратко и точно показывает, чем для спесивого, драчливого, несговорчивого оборачивается его поведение: «Кто в нраве крут, тот никому не друг», «Зачем с тем дружиться, кто все время браниться?».

Ссора может привести к потере друзей. Есть  пословицы, подчеркивающие значения дружбы, согласия: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Вместе - тесно, а врозь - скучно», «Старый друг лучше новых двух». А про двух неразлучных друзей говорю: «Куда иголка, туда и нитка».

Таким образом, несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают у детей интерес к окружающему, заставляют думать, осмысливать обстановку, помогают углубить нравственный опыт детей. Приобщая детей к золотому фонду народной культуры решаются  не только проблемы обогащения речи детей, но и совершенствуется их внутренний мир, становится более духовным.