Аналитический отчет за 2016-2018 учебный год

Матросова Надежда Николаевна

на этой станице добавлен отчет по самообразованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет за 2016-2018 межаттестационный период.

     Я, Матросова Надежда Николаевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения Заводоуковского городского округа детского сада «Сказка».

    В настоящее время работаю с детьми раннего возраста (2-3 года). В группе 21 человек. 8 мальчиков и 13 девочек.

    Наш детский сад реализует программу дошкольного образования, основанную на программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. А так же парциальных программ: «Цветные ладошки» Лыкова И.А……

   В течении всего межаттестационного периода мной успешно реализуется рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми.

   Реализуя данную программу, в соответствии с ФГОС ДО,  в своей деятельности я использую современные образовательные технологии:

  1. здоровьесберегающие технологии.
  2. технологии проектной деятельности.
  3. ИКТ.
  4. личностно-ориентированные технологии.
  5. технологии деятельностного подхода.
  6. игровые технологии.
  7. технологии опережающего развития.

     В межаттестационный период, мною были разработаны дополнительные образовательные программы:

    «АБВГДЕка». Цель: Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей, включающего речевое развитие, обучение чтению, обучение первичным графическим навыкам.

    «Звездочка». Цель: Развивать творческие и сенсорные способности, средствами тестопластики.

    В течении всего межаттестационного периода мной были выбраны и реализованы следующие темы по самообразованию.

2016-2017 уч.год.

    Тема: «Социально-личностная готовность детей к обучению в школе в рамках реализации ФГОС ДО».

    Цель работы: Повысить свою профессиональную компетентность.

Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Изучение и внедрение личностно-ориентированных технологий в процесс взаимодействия между воспитателя и детьми.

          Актуальность изучения социально-личностной готовности детей к обучению в школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: вводятся новые требования к образовательным программам; все более высокие требования предъявляются к уровню развития детей, идущим в первый класс; изменяется сама структура образовательной деятельности в школе.

Одной из целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника социально – личностной подготовки к школе, что указаны в ряде позиций в нормативном документе – Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

          В процессе  работы по самообразованию, я изучила методические  пособия:  

        1. Вайнер. М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. – М. :Центр педаг. образ.2015г. В пособии представлены теоретические, методические и прикладные аспекты решения проблем эффективной  и качественной  подготовки детей к школе в контексте требований ФГОС ДО.

     2. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников. ФГОС».Детство-Пресс, 2015год.  Книга содержит занимательные математические игры-головоломки, логические задачи, игры на объемное и плоскостное моделирование, задачи-шутки, загадки, которые окажут помощь в активизации мыслительных процессов детей в разных видах деятельности.

     3. Михайлова, Каменная, Васильева «Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы). ФГОС». Детство-Пресс, 2015год. В сборнике представлен опыт реализации элементов образовательного процесса через образовательные, развивающие и игровые ситуации, детско-взрослые проекты при участии родителей, разнообразные игры.
материалы, подготовленные методической и психолого-педагогической службами.

    4.  Нищева,  Ельцова, Верещагина «Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год. В  сборнике рассматриваются вопросы реорганизации системы дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, приводятся рабочие программы педагога ДОО и учителя-логопеда ДОО, проблемы педагогической диагностики образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО .

     5. Солнцева, Сомкова,   Вербенец «Планирование образовательного процесса дошкольной  организации. Современные подходы и технология. ФГОС». Детство -Пресс, 2015год. В пособии раскрыты современные подходы к планированию образовательного процесса в дошкольном учреждении,  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Представлены особенности образовательного процесса, сетки проектного комплексно-тематического планирования, примеры планирования проектов для детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации. Особое внимание уделено технологии реализации принципа индивидуализации образования в процессе планирования.

     После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня сформированности мотивов учения, выявления ведущего мотива, используя методику «Определения мотивов учения у детей 6 – 7 лет» (М. Р. Гинзбурга).

       По итогам мониторинга было выявлено:

- у 8% детей был высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, наличие социальных мотивов;

- у 9 %процентов детей был нормальный уровень мотивации, присутствие социального мотива;

- у 58 %процентов детей был сниженный уровень мотивации, присутствие позиционного и игрового мотива  мотива;

- у 25 %детей был низкий уровень мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов.

     Над формированием социально – личностной готовности детей к школе я работала во всех видах детской деятельности, но особенно использовала игровую деятельность как ведущую в дошкольном возрасте.

     Использовала потенциал различных игр в формировании компонентов социально- личностной подготовки детей к школе:

- игры с правилами  - ребенок вынужден подчиняться требованиям, если он желает играть и не хочет нарушать игру;

- игры – соревнования – создавала  условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил;

-длительные совместные игры со сверстниками – благоприятно сказывались  на детях с импульсивным поведением, потому что в групповой заинтересованной деятельности, традиционно присущие им торопливость, необдуманность, поспешность, желание непременно добиться успеха уступают место формирующимся представлениям о ценности коллективных достижений;

- коллективные дидактические игры – формировали  навыки коллективного взаимодействия со сверстниками;

- психотехнические игры – были направлены на ослабление внутренней агрессивной  напряжённости ребёнка, обретение эмоциональной и поведенческой стабильности;

-народная игра – дети приобретают навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения.

- сюжетно – ролевая, режиссерские игры – являлись  показателем уровня  развития произвольности в общении со взрослым.

Я провела экскурсию в школу «Знакомимся с первым классом», дети моей группы участвовали в  совместных мероприятиях со школой «Весёлые старты».

Также я проводила работу с родителями. На родительском собрании было уделено внимание типическим ошибкам, которые допускают родители на этапе подготовки детей к школе. Были разработаны рекомендации для родителей по подготовке детей к обучению в школе. Родителям были предложены консультации  «Готов ли ваш ребёнок к школе», «Социально – личностной готовности детей к школе в контексте требований ФГОС».

В конце года по  итогам мониторинга выявления уровня сформированности мотивов учения, выявления ведущего мотива, используя методику «Определения мотивов учения у детей 6 – 7 лет» было выявлено:

- у 40 % детей был высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, наличие социальных мотивов;

- у 52 %процентов детей был нормальный уровень мотивации, присутствие социального мотива;

- у 4 %процентов детей был сниженный уровень мотивации, присутствие позиционного и игрового мотива;

- у 4 %детей был низкий уровень мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов.

Таким образом, в результате реализации плана  работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации, преобладание учебных и социальных мотивов.

Мною была изучена технология    личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми

На протяжении всего учебного года я знакомилась с работой педагогов  нашего детского сада, а также опытом работы педагогов нашего района.     Используя  интернет - ресурсы, я познакомилась с опытом работы воспитателей нашей страны, осуществляющих личностно-ориентированный подход в воспитании детей. 

В работе я использовала модель личностно-ориентированной технологии:

1. Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении всей деятельности.

2. Использовала разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.  (Например, в своей работе я использовала следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, наблюдения, беседы, игровые ситуации и т.д.)

3. Создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка.

4. Стимулировала детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

5. Использовала различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.

6. Поощряла стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

7. Применяла задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.

8. Создавала педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

9. Использовала парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей.

10. Проводила с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)

11. Анализировала не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на индивидуальность и личность ребёнка.

2017-2018 уч.год

Тема: «Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего возраста средствами игрового набора «Дыры Ф. Фребеля».

Цель: Повысить уровень своей профессиональной компетенции.

Задачи: 1. Изучение литературы по данной тематике. 2. Изучение методов, приемов и форм работы с игровым набором «Дары Ф. Фребеля». 3. Развивать мыслительные умения, творческое воображение, а так же игровые умения детей раннего возраста.

      Игры с использованием набора «Дары Фребеля» помогают в решении разнообразных образовательных задач.

      Например, каждая из игр образовательной области Познавательное развитие, способствует решению задач из других образовательных областей, формируя универсальные качества мышления ребёнка. Во всех играх, а в особенности в игре «Волшебный мешочек», развивается способность обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы. В таких играх, как «Капризная принцесса», «Одного поля ягоды»,  дети проявляют оригинальность мышления через составление разнообразных вариантов одинаковых и разных предметов по форме, цвету, размеру и другим признакам. В каждой  из подобранных игр развивается тот или иной вид памяти, а специально для тренировки  кратковременной памяти, то есть способности сохранять свежие события и объединять их в непрерывную последовательность, предлагается игра «В мире фигур».

В образовательной области Речевое развитие. Приобщают к художественной литературе и драматизации литературных произведений игры «Красная шапочка», «Колобок». Все эти игры не только развивают звуковую культуру речи, активный словарный запас, но и конструктивные, изобразительные навыки, любознательность, познавательную активность, формируют первичные представления о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях.

В образовательной области Социально-коммуникативное развитие в процессе дидактических и сюжетных игр, «Магазин»,  у детей формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества, развиваются элементарная самостоятельность, целенаправленность в собственных действий. В играх «Дорожное движение», «Костерок» дети усваивают основы безопасного поведения в быту, социуме и природе в процессе познавательно-исследовательской, конструктивной, двигательной и речевой деятельности. Игры «Золушка», «Магазин», «Путешествие», «Настроение» также как и все остальные формируют у детей готовность к совместной деятельности.

Игры в образовательной области Физическое развитие не только формируют у детей физические качества. Игры «Лови-лови», «Тише мыши», «Карусели», «Ручеёк» способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развивают равновесие и координацию движений, крупной и мелкой моторики рук. Надо отметить, что все игры данной методики являются подвижными или малоподвижными, в каждой игре используется физкультминутка или логоритмическая  гимнастика.

Главные помощники в нашей работе –это родители воспитанников. Они активно приветствуют появление «Даров Фребеля» в группе, заинтересованно изучают игры. Нами были оформлены для них консультации по использованию данного пособия так же в домашних условиях.

Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению  несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.

В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств фрёбель – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.

    Используя в своей работе дидактический набор Ф.Фребеля,  я пришла к следующим результатам:

    У детей  значительно вырос уровень знаний по сенсорному развитию в области восприятия цвета, формы, величины, целостного образа предмета, ориентировки в пространстве. В развитии мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия.

    По результатам промежуточного мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования выявлено, что уровень познавательного развития детей группы за год  повысился на 40 % и составил 57 %, уровень речевого развития повысился на 35% и составил 60 %, уровень художественно-эстетического развития составил 31 %, что больше на 28 % по сравнению с началом учебного года, уровень физического и социально-коммуникативного развития повысился на 15 % и 27 % и составил 60 % и 52 % соответственно.

    Дети хорошо различают такие понятия как: «твердый -мягкий», «круглый - квадратный». Хорошо знают цвета радуги и различают их. Большинство воспитанников умеет сравнивать геометрические фигуры по форме и цвету. Умеют применять свои навыки в практической деятельности с предметами. Знают такие геометрические фигуры как: круг, шар, квадрат и куб. хорошо ориентируются в пространстве (вех- низ; спереди- сзади).

    Дети активно вступают в контакт со сверстниками. Поддерживают диалог с воспитателем. Активно повторяют фразы за педагогам. А некоторые умеют выстраивать предложения из 4-5 фраз. С помощью педагога описывают игрушку, называя ее основные свойства.

    Дети хорошо ориентируются в пространстве, достаточно хорошо согласовывают движения рук и ног. Умеют ловить и бросать мяч. Активно проявляют самостоятельность и инициативу в игровой деятельности. В игре со сверстниками проявляют дружеские отношения.

     Результатом моей работы стало:

  1. Разработка комплексно-тематического планирования по работе с игровым набором «Дары Ф. Фребеля» для детей 2-4 лет.
  2. Разработаны дидактические игры: «Вязанные мячи», «Наряди матрешку», «Собери бусы» и т.д.
  3. Разработаны методические пособия для педагогов: «Что такое система Ф. Фребеля», «Как играть с набором «Дары Ф Фребеля», «Картотека игр с дорами Ф Фребеля»
  4. Поделилась опытом с коллегами на педагогическом совете, а так же поместила наработанный материал на интернет портал. (nsportal.ru)

2018-2022уч.год

     Тема: «Использование технологий группового сбора в процессе взаимодействия педагога с детьми, в рамках реализации ФГОС ДО»

     Федеральный государственный образовательный стандарт обязывает дошкольные учреждения  внедрять новые подходы, технологии, предъявляет очень высокие требования  к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции педагогов.

     Тематические проекты, совместное планирование дня взрослыми и детьми или  групповой сбор можно назвать ростками нового.

     Групповой сбор предоставляет  возможность  учесть детские интересы, озвучить их и зафиксировать. Более того, он имеет цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.

      В самом широком понимании групповой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Работу по данной теме я  начала в 2018 учебном году.

Составила план работы.

    В ходе работы по плану много времени было отведено на изучение литературы:

    1.«Технология группового сбора и возможности ее реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения»: учебно-методическое пособие / Авт-сост. М. А. Пазюкова. – Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2011. – 198 с. 

     2.«Утро радостных встреч» Свирская Л

 Из этих книг я узнала о: 1. Назначении группового сбора 2. Принципах организации и проведения группового сбора 3. Роли  воспитателя в групповом сборе 4. Структуре группового сбора 5. Задачах  группового сбора

 

     Также пользовалась  ресурсами  интернета и были  изучены следующие статьи:

1. Групповой сбор и ключевые компетентности

2. Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детей.

3. Ключевые компетентности дошкольного детства

4. Подготовка к проведению группового сбора 

      Педагог должен уметь руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

    В этом мне поможет технология  группового сбора,  первый этап которого создает  эмоциональный положительный настрой на весь день.

     Второй этап утреннего сбора поможет  учить детей  правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства, мысли,  обогащать и активизировать словарный запас. Развивать отзывчивость, доброжелательность, уверенность, эмоциональность.

     Третий этап утреннего сбора – групповая деятельность поможет детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.

     Четвертый этап настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. Педагог сообщает воспитанникам информацию о плане деятельности на день, проводит презентацию центров деятельности.  Дети  выбирают центры  активности и  решают, чем будут заниматься.

    Таким образом, утренний сбор –  это один из способов организации свободного общения детей, развития  их речи.

Предположительные результаты:

Дети смогут:

-  формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения

- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко,  последовательно и логично

- внимательно слушать

- объяснять словами свое эмоциональное состояние

- делать выбор

- планировать собственную деятельность

- поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

    Работа по этой теме еще не закончена, но у меня уже есть результаты моей деятельности:

  1. Защитила диплом по теме «Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО», где раскрыла все особенности использования технологий группового сбора.
  2. Написала статью «Особенности взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста в процессе реализации технологий группового сбора»
  3.  Разработала картотеку «Примеры проведения Утреннего круга», на основе методической разработке «Минуты вхождения в день» Метеновой Н.М

     В дальнейшем планирую развивать эту тему в своей педагогической деятельности.

      В течении всего межаттестационного периода принимала активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских, международных конкурсах. Получила дипломы и грамоты за участие, а так же благодарственные письма:

   2017 г. Диплом лучшего игрока интелектуального клуба "Что? Где? Когда?". в г. Заводоуковск.

   2018г. Грамота победителю муниципальной выставки печатной продукции "Организация развивающей предметно пространственной среды". В номинации "Лучшее методическое пособие"

   2018г. Диплом за первое место в международном конкурсе "Совместная детальность педагогов и родителей". С работой "Читающий ресторан".

    2018г. Диплом за первое место во всероссийском конкурсе "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании". С работой "Применение нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с детьми раннего возраста".

   2018г. Грамота за первое место в фотовыставке "Природа родного края", в рамках фнстиваля "Заводоуковская осень".

2018г. Диплом за 1место в международном творческом конкурсе «Методический калейдоскоп» с работой «Комплексно-тематическое планирование по физическому развитию во второй группе раннего возраста».

2018г. Диплом за 1 место в международном педагогическом конкурсе «Педагог 21 века», с работой «Формирование познавательной и речевой активности детей раннего дошкольного возраста средствами игрового набора Ф.Фребеля».

2018г. Учувствовала в конкурсе ИКТ с работой «Облачные технологии в работе педагога»

2016г. Была участником конференции «Большая перемена» (муниципальный уровень). Мастер-класс «Поделки из бросового материала». Презентация «Мусор- глобальная проблема».

   Учувствовала в творческих группах по робототехнике и мультипликации, в данный момент являюсь участником творческих групп: «Я успешен», «Продуктивные технологии» на базе СОШ №4 в г. Заводоуковске.

    Участник курсов повышения квалификации «Организационно-педагогические основы образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

       Являюсь участником различных утренников на базе детского сада «Сказка», а также выступаю на педагогических советах ДОУ, учувствую в днях открытых дверей, в общесадовских собраниях, провожу мастер-классы, как для педагогов, так и для родительской общественности.

      Организую различную деятельность с детьми: физкультурно-оздоровительные досуги, тематические дни и недели. Совместно с детьми и родителями учувствую в творческих выставках на базе детского сада и муниципальных организаций.

  2018г Шрайнер Никита диплом за 3 место в международном творческом конкурсе «Овощные истории»,

   2018г Матросова Варвара диплом за 1 место во втором международном творческом конкурсе «Осенняя мастерская 2018»,

   2018г Коллектив группы «Мишки» диплом за 1 место в  международном экологическом конкурсе «Синичкин день- встречаем зимующих птиц».

   2018г. Важова Анастасия Диплом за 1 место в первом международном конкурсе «Улыбка  мамы»,

   2019г Гилева Мария диплом за 2 место в международном конкурсе детского творчества «Подарок для Деда Мороза»,

   2019г Привалова Александра диплом за 3 место в международном творческом конкурсе «Мастерская Деда Мороза - 2019»

   2018г Семья Михалевых диплом за 3 место в фотовыставке «Природа родного края» в рамках фестиваля «Заводоуковская осень»,

   Имею благодарственные письма, как наставник воспитанников.

   Так же имею сертификаты о публикациях и распространения своего педагогического опыта на сайтах интернет порталов: nsportal.ru, proportal, infourok, педагоги онлайн, maam.ru, на сайте образовательной организации.

  Просматриваю вебинары для самообразования и повышения своей педагогической компетенции. (соответствующие сертификаты)

  Разрабатываю и пополняю развивающую среду группы и сада: изготавливаю различные пособия и дидактические игры. Совместно с родителями группы пополнили физкультурный уголок, уголок сюжетно-ролевых игр. Сделали уголок речевого развития. Пополнили уголок театрализации различными видами театров.