Дистанционное консультирование родителей


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как правильно хвалить своего ребенка»

Существует мнение среди родителей,  что детей хвалить не нужно, а то они зазнаются. Такие мамы и папы считают, что лучше воспитывать ребенка в строгости. Правда, большинство родителей, все-таки интуитивно понимают, что ребенка хвалить нужно. Я бы даже сказала хвалить ребенка необходимо! Однако не все взрослые знают, как нужно правильно хвалить детей.

НУЖНО ЛИ ХВАЛИТЬ ДЕТЕЙ?

Действительно, хвалить ребенка нужно хотя бы потому, что это помогает ему оценить, правильно ли он поступает или нет. Например, мама говорит: «Ай-ай-ай, так плохо делать!» — в то время как ребенок разбрасывает свои игрушки.

И тогда малыш понимает, что так делать некрасиво. Но как тогда надо поступать? Это же мы тоже должны показать ребенку.

В данном случае, когда он убирает свои игрушки, мы его активно хвалим: «Ой, какой молодец! Какой помощник!». Таким образом, поощряя его убирать.

У нас есть похвала и порицание, кнут и пряник, которые помогают ребенку ориентироваться в нормах жизни в обществе.

Какое поведение в данном обществе приемлемо, а какое не допускается? Что такое хорошо, что такое плохо? С помощью одобрения родители показывают это своему малышу.

От того, как ребенка хвалят, также зависит его самооценка.

Ребенок, благодаря похвале, понимает: «Да, я — молодец!», «Да, я — хороший!». Этим мы формируем положительную самооценку. Так он может почувствовать себя значимым, довольным собой.

А если ребенка все время ругают, критикуют, то, что он думает о себе? Он думает, что он плохой, что он неудачник и т. д. Зачем ему стремиться к чему-то, если ничего хорошего все равно не получится? А при помощи похвалы мы мотивируем ребенка на достижение новых результатов, на преодоление трудностей.

Итак, отвечая на вопрос «нужно ли хвалить ребенка?», психологи и педагоги сходятся в едином мнении:

Хвалить детей нужно!

А КАК НАДО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА?

Теперь давайте разберемся, как лучше это делать, как правильно хвалить ребенка.

Похвала должна быть соотнесена поступку.

Например, маленького ребенка мы активно хвалим, когда он сходил на горшок. А хвалить ребенка 5-6 лет за то, что он сходил в туалет – это, согласитесь, как минимум странно, если, конечно, у него не было горшечных проблем ранее.

Похвала должна быть настолько активной и эмоциональной, насколько важно освоение ребенком того или иного навыка. Хвалите за реальные его достижения.

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НЕ ТОЛЬКО НА ТО, ЧТО ВЫ ГОВОРИТЕ, НО И НА ТО, КАК ВЫ ЭТО ГОВОРИТЕ.

Имеют значение не только слова, но и интонация, мимика, жесты, т. е. эмоции, которые вы вкладываете в свою похвалу. Одна и та же фраза может звучать совсем по-разному и, соответственно, по-разному ценится ребенком.

«Отлично» — сказала мама, взглянув на рисунок ребенка, и продолжила готовить. Похвала? Да. Мама одобрила действия малыша, но без какой-то сильной оценки. Другая ситуация — ребенок оделся сам. «Ух ты! Отлично! Ты справился!» — сказала мама и крепко обняла малыша. Такую похвалу ребенок захочет получить еще раз.

Вы наверняка уже слышали, что, по способу овладения новой информацией, все люди делятся на три группы — аудиалы, визуалы, и кинестетики: людям из первой группы важно услышать, второй группе — увидеть, а третьей — потрогать, пощупать»

Поэтому, когда будете хвалить ребенка, не забывайте использовать не только слова, но и объятия, поцелуи, улыбку. Ведь малышу так важно не только услышать, что он молодец, но и увидеть вашу радость и гордость за него, увидеть ваши счастливые глаза.

ВАЖНО!

Если вы хотите закрепить какое-то поведение у ребенка или помочь ему освоить какой-то новый навык, то хвалите эмоционально сильно!

РАЗВЕРНУТАЯ ПОХВАЛА.

Думаю, многие слышал или читали, что можно и нужно хвалить развернуто. Можно сказать не просто «Умница!», а «Умница! Ты так красиво нарисовал! Ты так старался!»

Такая похвала будет ребенку более понятна, чем просто «молодец». Ребенок всегда должен понимать, за что именно его хвалят. И это будет цениться им гораздо сильнее.

Но! Похвала не должна быть постоянно развернутой и за любые действия. Если хвалить так ребенка очень часто — не только за значимые поступки, но и за обыденные действия, то и на такую похвалу ребенок вскоре перестанет обращать внимание.

ВАЖНО!

Хвалите ребенка не только за результат, а за сам процесс!

Давайте разберем на примере. Нужно ли хвалить детей за домашнюю работу? А если он не выполнил ее правильно? Если ребенок сидит, корпит над домашним заданием, то уже за это его нужно хвалитьХвалить нужно не только за результат, но и за старания вашего малыша, за усилия, которые он прикладывает. Если, конечно, вы видите, что он пытается разобраться с заданием, а не сидит и ворон считает.

В нашей жизни не всегда получается достигать во всем высших результатов, не всегда получается быть отличником. Если хвалить только за пятерки — за результат, а не за сам процесс, — то часто дети бросают занятия, в которых не могут быстро добиться успехов.

Бывает так, что ребенку нужно приложить немало усилий, чтобы достигнуть чего-то. А если эти усилия ничем не подкрепляются? Тогда ребенок быстро сдается.

СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ФОРМЫ ПОХВАЛЫ.

Есть «Я-сообщения» и «Ты-сообщения». Например, Ты-сообщения – могут звучать так: «Ты такой молодец!», «Ты умница, ты так старался!». Я-сообщения: «Я тобой так горжусь!», «Я восхищена!», «Я так рада!».

Ты - сообщения дети воспринимают как констатацию факта: «Я сделал это хорошо!» Это, конечно, приятно. Но Я - сообщения несут большую эмоциональную ценность для ребенка, чем Ты - сообщения, во много раз! Если вы выражаете похвалу через призму своих чувств («Мне очень нравится, как ты нарисовал этот рисунок!», то ребенок это воспринимает так: мои родители видят, что я делаю это хорошо, и это для них значимо.

ЕЩЕ ОДИН ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОХВАЛЫ!

Если вы говорите малышу: «Я рада, что ты дал поиграть товарищу со своей любимой машинкой»,то это звучит гораздо точнее, чем фраза «Ты очень щедрый». После таких слов ребенок и дальше захочет делиться своими игрушками, ведь его за это уважает мама.

Похвала бывает разная. И в каждой семье есть свои особенности, традиции.

Кто-то в конце дня подводит итоги и еще раз хвалит ребенка, у кого-то есть свои семейные ласковые словечки. Главное в похвале то, что дети получают от родителей обратную связь на свои поступки. Это мотивирует их двигаться дальше и достигать большего, развиваться и самоактуализироваться, выходить на более высокие потребности, а значит, расти счастливее)

P.S. А есть ли в вашей семье какая-то особенная похвала? Что вы говорите детям, чтобы похвалить подбодрить их?

Педагог-психолог: Астафьева Л.А.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Трудности засыпания»

Трудности засыпания  часто связаны с неправильным поведением родителей.  Усиление активности перед сном родителями воспринимается как неготовность ребенка ко сну. На самом деле это признак усталости, утомления. Малыш перевозбужден, устал, торможение не наступает.

Перед сном необходимо создать установку на приближение сна: прекратить подвижные игры, остаться наедине с ребенком и поиграть с ним в спокойную игру. Можно использовать колокольчик, как сигнал ко сну.

Нарушение засыпания встречается так же у детей возбудимых и гиперактивных.

         Кроме того, есть особая группа детей, для которых этот процесс превратился в определенный стереотип, ритуал, привычку: «Я так себя всегда веду». Такие малыши долго не могут лечь в постель, встают, просятся на горшок, поесть, попить. Задача родителей – разорвать этот стереотип. Конечно, для этого необходима, прежде всего, фантазия родителей, иногда стимул, обещание игрушки. В случае если ребенок мал, бесполезны уговоры и обещания. Нужна смена одного ритуала на другой, более приемлемый: оставить включенным свет, присутствовать рядом, держать за руку, всеми отвлекающими средствами не позволять вставать.

         Совет родителям - формировать стереотип засыпания нужно еще до года, когда у детей легко появляются определенные привычки. Взяв один раз к себе в постель малыша, мама должна усвоить правило, что в последующем  ребенок будет требовать засыпания и сна только в присутствии с мамой.

Если до года ребенок засыпал у груди, или с бутылочкой, то и после года он будет требовать этого ритуала. Все пробуждения ночью  будут связаны с тем, что малыш будет требовать того, с чем он заснул вечером. Все известно, что как только ребенок перестает кормиться грудью по ночам, так сон его улучшается.

Очень часто  мама  предъявляет жалобу, что при засыпании  ребенок по нескольку раз просится на горшок. При этом мочевой пузырь остается пустым. Направления педиатров на обследование почек, мочевого пузыря не приводят к решению проблемы, так как  при обследовании не обнаруживается патологии. На самом деле это определенная навязчивость, ритуал, который был сформирован родителями в процессе особо бережного приучения к сухой постели по ночам. Фраза: «Иди на горшок, а то написаешь ночью» закрепляется в сознании ребенка неосознанно.

Привязанность к маме – это отдельная тема для разговора о процессе засыпания детей раннего возраста. Эта связь формируется  неосознанно мамой, тревожной, ответственной, которая чрезмерно прислушивается к ребенку, обращая внимание на любую мелочь. Материнство превращается в поиски отклонений у ребенка, вся выявленная патология, в том числе в результате дополнительных методов (УЗИ, лабораторные обследования) является поводом визитов к специалистам. Возрастает тревога, ребенок это ощущает. Мама не может отпустить ребенка ни на минуту, а малыш не хочет расставаться с мамой при засыпании и ночью.

Педагог-психолог: Астафьева Л.А.