Транслирование опыта работы

Чужакина Вероника Владимировна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница-вода»

Воспитатель : Чужакина В.В.

Цель: Расширение представлений о свойствах воды.                                                                              

Задачи:

Обучающие: Показать разнообразие состояний воды, учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности, продолжать учить строить развернутые высказывания.

Развивающие: Развивать представления о свойствах воды; познавательную активность, наблюдательность, внимание (путем экспериментирования).

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к воде как главному природному ресурсу.

Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:

сюрпризный момент, эксперимент, опыт, игра, наблюдение, беседа.

Планируемый результат: дети получат расширенные представления о свойствах воды; сформируется исследовательский интерес, игровые навыки, развитие положительного общения и взаимодействие ребенка с воспитателем и со сверстниками, сформируется готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Перечень оборудования и используемых материалов: ёмкости с водой, губки, стаканчики с водой (кипяченой), ложки, сахарный песок, соль, речной песок, камни, баночки с водой, фартуки — на каждого ребенка индивидуально.

Ход занятия:

I часть «Мотивационно-побудительная»

Дети свободно играют. Воспитатель наблюдает за детьми. У воспитателя звонит сотовый телефон.

Воспитатель: Алло. Здравствуйте. Да, конечно. Да. До свидания. (отключает телефон).

Воспитатель: Дети, хотите узнать, кто мне звонил? А вы отгадайте загадку и узнаете.

Мною можно умываться,

Я умею проливаться,

В кране я живу всегда.

Ну, конечно, я….

Ответы детей.

Воспитатель: Звонила Волшебница-вода. И она попросила, чтобы я познакомила вас с ее свойствами. Ребята, а где живет вода у нас в группе?  

Поиск воды по группе. Вместе с детьми воспитатель ходит по группе, и дети показывают ей, где можно повстречать воду. На каждом объекте, где находят воду, приклеивают знак воды – капельку. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждой из найденных объектов.

В уголке природы: лейка с водой. Растениям нужна вода. Они живые и без воды они погибнут.

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы мыть руки и лицо, игрушки. Около мойки: мыть посуду.

На столе чайник с водой: для питья

Воспитатель: Дети, а вода живет не только здесь?

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде

Вы в пруду ее найдете.

И в сыром лесном болоте

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Смею Вам я доложить.

Без нее нам не прожить! (Н. Рыжова)

Воспитатель: Дети, а где вы можете ещё ее повстречать?  

Ответы детей.

Воспитатель: Как много мест на земле, где можно встретить воду.

II часть «Основная»

Игра-экспериментирование «Облака»

Воспитатель: Дети, а вода обладает еще многими свойствами.  Мы сейчас превратимся в ученых-исследователей и будем проводить опыты, чтобы узнать все свойства воды (предлагает одеть фартуки).

Воспитатель: Дети, а вы помните, мы с вами беседовали, кто живет в тучке.

И как вода попадает к нам на землю. Сейчас мы увидим, как это происходит. Перед вами стоят тарелки с водой – это река. А рядом с тарелками лежат губки – это облака. Возьмите облака в руки. Какие ваши облака?

Дети кладут губки на ладошки и определяют по тяжести.

Воспитатель: А, если, подуть на облака, что с ними произойдет?

Дети дуют на губки. Губки слетают с ладошек. Значит облака, какие?

Воспитатель: Значит облака, какие? (Ответы детей хоровые и индивидуальные).

Воспитатель: А когда облака проплывают мимо рек, они вбирают в себя капельки воды. Опустите облака в воду. А теперь поднимите над тарелкой. Какие теперь облака?

Дети: Тяжелые. Наши легкие облака превратились в тяжелую тучку. И из нее пойдет дождик, сожмите облака. Какой сильный дождик пошел!  

Воспитатель: Давайте, еще раз попробуем сделать дождик. Как вы думаете, для чего нужен дождик?

Ответы детей

Воспитатель:  Дождик пройдет, и все растения начнут расти. А теперь положите облака на клеенку и вытрите руки бумажным полотенцем.(Дети вытирают руки).

Подвижная игра «Тучка и капельки»

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Тучка и капельки».

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети – Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Игра познавательно-исследовательская

Воспитатель: А сейчас мы с вами продолжим опыты. Мальчики сядут с левой стоны, а девочки с правой.

Воспитатель проверяет осанку детей.

Воспитатель: Девочки, посмотрите, что у вас в красной банке лежит — сахарный песок. А что произойдет, если сахарный песок положить в воду? Девочки, возьмите ложку, держим правильно, и сахар будем брать из красной банки.

Девочки кладут сахарный песок ложечками в стакан с водой и размешивают.

Воспитатель: Ой, где же сахарный песок? Его не видно. Он исчез из воды? Давайте проверим, попробуем воду. Какая вода на вкус?

Девочки пробуют воду. Хоровые и индивидуальные ответы.

Вывод:

Воспитатель: А теперь, мальчики, возьмите из синей баночки соль и размешайте ее в чистой воде.

Мальчики берут ложечками соль и размешивают в стакане с водой.

Воспитатель: А соль куда делась?  А исчезла она из воды? Давайте попробуем. Какая она на вкус?

Мальчики пробуют воду. Хоровые и индивидуальные ответы.

Воспитатель: Дети, значит соль, и сахар остались в воде, они растворились в ней. У мальчиков вода, стала какой? (ответы детей), а у девочек какой (ответы детей).

Воспитатель: Какие вы смышленые, как ученые-исследователи.

Воспитатель: А у меня есть еще 2 стаканчика. Один я дам мальчикам, другой девочкам.

        Воспитатель дает мальчикам стакан с речным песком, девочкам с камушками.

Воспитатель: Мальчики, посмотрите сюда в стаканчик. Что это, как вы думаете? (ответы        детей).

Воспитатель: Положим его в воду и размешаем. Что у вас получилось? Растворился речной        песок? (ответы        детей).                                                                                Воспитатель: А может вы плохо помешали?  Растворился?

Воспитатель: Можно ли попробовать на вкус? Речной песок видно в воде или он растворился? (ответы детей).

Воспитатель: Значит, вода,  какая?

Ответы детей.

Воспитатель: Девочки, посмотрите сюда в ваш стаканчик. Что это, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Положим их в воду и размешаем. Что у вас получилось? Растворились камушки? А, может быть, вы плохо помешали?

Воспитатель: Не хотите попробовать на вкус?

Ответы детей.

Воспитатель: А камушки видно в воде? Значит вода, какая?

Воспитатель: Вам понравилось проводить опыты? Вижу я, вы дружные ребята и с водичкой вы дружите?

Воспитатель: А вы знаете, почему воду называют волшебницей?

Воспитатель: А еще вода может окрашиваться в разные цвета. Хотите узнать, как?

Игра-превращение

Воспитатель: Тогда я сейчас превращу вас из ученых-исследователей в фокусников! Раз, два, три – ребятки покружились и в волшебников превратились.  (Дети        кружатся        и        надевают        цветные        колпачки).

Воспитатель: Я для вас приготовила волшебные баночки. В них сейчас прозрачная вода.  А если сказать волшебные слова и потрясти баночку с водой, тогда произойдет какое-то волшебство. Попробуем? Повторяйте за мной:

Ты вода – водица,

Друг ты мой студеный.

Стань вода – водица,

Не светлой, а разноцветной!

Воспитатель: Подуйте теперь на свои баночки (дети дуют).

Воспитатель: А теперь потрясите хорошенько баночки. Что мы видим?

Дети называют цвета. Хоровые и индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Значит, вода может еще что делать? Вода может окрашиваться в разные цвета. Вот так вода – Волшебница!

Воспитатель: А теперь, волшебники, покружились, в ребяток превратились.

III часть «Рефлексивная»

Воспитатель: Я вижу, что вы, ребята очень дружные. Вам интересно сегодня было проводить опыты и эксперименты? Что вы узнали нового? Что вы больше всего запомнили, что понравилось? Что бы вы ещё  хотели узнать?

Использованная литература:

  1. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.
  2. Рыжова Н. А. Волшебница Вода – М.: «Linka-Press», 1997 г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию «Воздух и его секреты»

с детьми средней группы №9 «Смешарики»

Подготовила :воспитатель Чужакина В.В.

Цель:  создание условий для ознакомления дошкольников  с понятием «воздух» через детское  экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для получения детьми знаний о воздухе,
  • Дать возможность при помощи взрослых узнать об использовании воздуха,
  • Сформировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения.

Развивающие:

  • Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность.
  • Активизировать речь детей, учить отвечать полными ответами, обогащать  словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные:

  • Продолжать способствовать развитию коммуникативных качеств дошкольников. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности.
  •  Продолжать воспитывать доброжелательность между детьми при совместной коллективной работе.

Оздоровительные:

  • Физкультминутка.

Методы и приемы:

Словестный (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Наглядный;

Игровой;

Практический (эксперимент);

Педагогические технологии: проблемное обучение.

Оборудование: Конверт с флешкой, видеозапись, ноутбук, магнитофон и фонограмма физминутки, медали для награждения, фартуки и шапочки для переодевания. Материалы для опытов: трубочки коктейльные, тазики с водой, полиэтиленовые пакетики, свечи.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь группы, на пороге почтальон с конвертом  в руках.

Протягивает конверт воспитателю и говорит, что оно от Фиксиков из страны Мультипликации.

Воспитатель благодарит почтальона и предлагает детям: Ребята,  давайте включим и посмотрим, что же нам на ней отправили?

В видеописьме к ребятам обращается фиксик Симка : Ребята,  мы в своей школе фиксиков сейчас изучаем очень интересное явление. Я загадаю вам про него загадку, вы внимательно послушайте и отгадайте:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (дети предлагают варианты ответов, отгадывают)

Симка: Верно, угадали, молодцы! Ребята, а может вы поможете нам узнать – что такое это - Воздух?

Воспитатель и дети: Конечно, поможем.

В: Ребята, как вы думаете, а для чего нам нужен воздух? (слушаются ответы детей). Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

А каким воздухом полезно дышать?(ответы детей).

В: Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? (ответы детей).

В:А кому ещё нужен воздух? (ответы детей).

В:Правильно, всему живому.

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. И поможем фиксикам из страны «Мультипликации» разобраться, что же такое воздух. Пришло время побыть немного волшебниками, прошу всех Вас пройти в нашу лабораторию(дети подходят к вешалке надевают фартучки, мед.шапочки и проходят в «лабораторию».

В: Ребята, мы с вами можем видеть воздух? (ответы детей), правильно нет, так давайте раскроем тайну, где спрятался воздух?

Опыт 1.

Показать детям пустой прозрачный пакет и спросить: «Что в пакете?». Конечно же, дети  скажут, что в пакете ничего нет. Тогда воспитатель  отворачивается и раскрывает пакет, набирает в него воздух и закручивает край пакета так, чтобы воздух из него не мог выйти. Пакет станет упругим. Поворачивается  к детям и показывает им, что стало с пакетом, спросите, что в пакете.

Пусть дети потрогают пакет. Поставить большой палец вниз, а остальные пальцы вверх и сжать пакет — станет понятно, что в нем что-то есть. Пусть и дети попробуют так сжимать пакет. После этого вместе с ребятами открыть пакет. Воздух выйдет, и пакет перестанет быть упругим. Делаем выводы. Что же такое было в пакете? Это был воздух. А почему же его было не видно? Потому что воздух прозрачный, невидимый, бесцветный. Попросить детей самостоятельно проделать такой опыт.

В: Ребята, а давайте все-таки попробуем увидеть воздух, ведь мы свами немного волшебники! Как увидеть воздух?

Опыт 2.

Дать ребятам трубочку для коктейля и стаканчик с водой. Попросите подуть через трубочку на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? Дети почувствуют движение воздуха – ветерок. Расскажите, что воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем.

Пусть дети  погрузят трубочку в стакан с водой и подуют. На воде появились пузырьки. Делаем вывод. Откуда взялись пузырьки? Это воздух, который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут вверх, потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Можно предложить детям надуть воздушный шарик и опустите его отверстием в воду. Шарик будет сдуваться, а воздух начнет выходить пузырьками на поверхность воды.

В: Ребята а как вы думаете где бывает воздух? (выслушиваются ответы детей), для этого мы проделаем наш следующий опыт

Опыт 3.

Для этого опыта  дети берут  одноразовые стаканчики,  наливают  в них воду. В стаканчик бросают кусочек пластилина, глину, землю, кусочек поролоновой губки. Рассматриваем  пузырьки, которые появились в воде. Делаем выводы. Что изменилось? Откуда взялись пузырьки воздуха дети  уже знают из предыдущего опыта, что это воздух выходит с пузырьками. Значит, в  земле есть воздух. Попросить детей догадаться, зачем нужно рыхлить землю. Показать детям, как  рыхлить землю в горшках комнатных растений. Землю рыхлят, чтобы в нее попал воздух. Воздух нужен не только людям, он нужен и растениям, чтобы они хорошо росли. Если в земле нет воздуха, то растение плохо растёт, «болеет». (Можно дать желающим палочку, чтобы они помогли рыхлить землю по окончанию проведения познавательного занятия).

Далее детям дается время провести эксперимент на обнаружение воздуха и с любыми другими материалами(камни, резиновые шарики, мелкие пластиковые предметы, кора дерева). Наличие большого количества пузырьков покажет детям есть ли в используемых предметах воздух. Очень нравится дошколятам и такой «фокус с воздухом».

В: Ребята, а сколько места занимает воздух? (ответы детей).

В: Сейчас, дети, немного отвлечемся, встанем из-за наших столиков и немного разомнемся.

Физминутка.( цель – снятие утомляемости, восстановление физических сил)

Выполняется  под музыку «Помогатор» из мультфильма  «Фиксики»

В: Ну что ж , ребята, немного  отдохнули, а теперь давайте  вернёмся в нашу лабораторию

Опыт 4.

В: Что будет,  если в воду бросить бумагу? Она размокнет. А можно ли достать бумагу сухую из воды?

 Берется  обычный стеклянный стакан и прикрепляется  ко дну кусочек салфетки.  Дети  должны обязательно убедиться, что бумага сухая! В та с водой погрузить стакан. Достать. Бумага сухая! Как это получилось? Воды не было в стакане? Что же в нем было? Делаем вывод.  В стакане был воздух, и он не дал возможности воде намочить бумагу.

Проверяем, действительно ли воздух был в стакане. Снова погружаем стакан в воду и чуть приподнимаем один его край. На поверхность воды вышел большой пузырь. Это выходит воздух.

Делаем вывод, оказывается, воздух – это не пустота! Воздух хотя и невидим, но занимает место!

Дети повторяют подобное самостоятельно.

В: Ребята, а как вы думаете, движется ли воздух?

Опыт 5.

Сначала воспитатель показывает па примере свечи, что воздух двигается, подув на нее, с начало медленно, спокойно, после сильно. Делаем вывод, по направлению свечи можно отследить движение воздуха.

Воспитанникам предлагается поиграть в игру «Морской бой».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – емкость с водой, бумага для корабликов (прямоугольники ).

     Воспитатель  вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками,    если будет сильный ветер (они могут утонуть). Дети с помощью воспитателя делают бумажные кораблики,  делятся на группы, опускают свои кораблики на воду (заранее была приготовлена емкость с теплой водой) и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Воспитатель определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать). Делаем выводы.

В: Наш эксперимент подошёл к концу, вы все были внимательными, активными. Уважаемые ребята, вас сегодня родители разберут по домам, надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!

А вам что понравилось больше всего, какой опыт заинтересовал вас?( ответы детей)

Я хочу вручить вам медали настоящих помощников фиксиков!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: