Педагогический опыт

Радченко Наталья Федоровна

Статьи и публикации на основе наблюдений и педагогического опыта. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 5 классе г. Воронеж

Слайд 2

«Такою роскошью блистал один из дней жаркого августа тысячу восемьсот… восемьсот… Да, лет тридцать будет назад тому, когда дорога, верст за десять до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку. С утра еще тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши. Много прохожих поглядывало с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей, который медленными шагами шел за своим товаром, заботливо окутывая глиняных своих щеголей и кокеток ненавистным для них сеном. Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин…»

Слайд 3

Автором произведения является Николай Васильевич Гоголь. Будущий великий писатель Гоголь появился на свет в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии в этот весёлый весенний день (по новому стилю/ по старому стилю). Какой это день? Разгадайте анаграмму и узнаете дату. ееПорв плраея ытчсяа емсовьсто дтяевого доаг по оонумв лсюти, двтадоцае тамра по троамсу тслию

Слайд 4

Разделите таблицу с числами на 4 одинаковые по форме и размеру части так, чтобы в каждой части было по 4 числа и сумма чисел в каждой была равна 34. Выпишите эти суммы. 1 9 16 7 12 5 4 11 8 15 10 2 13 6 3 14

Слайд 5

СКОЛЬКО НА САМОМ ДЕЛЕ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ? УЗНАЕТЕ, КОГДА РЕШИТЕ ДАННЫЙ РЕБУС. СУММА ЦИФР ДВУХ ЧИСЕЛ И РАССКАЖЕТ О КОЛИЧЕСТВЕ ПЕРСОНАЖЕЙ. Сумма двух чисел 473. Одно из них оканчивается нулем. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Найдите эти числа.

Слайд 6

Викторина Какая еда сама прыгала в рот ленивому Пацюку из гоголевской «Ночи перед Рождеством»? а) Галушки; б) Вареники; в) Пельмени; г) Пончики.

Слайд 7

Как зовут мать кузнеца Вакулы, в произведении Гоголя «Ночь перед Рождеством»? а) Солоха; б) Любава; в) Одарка; г) Марфа.

Слайд 8

Сколько персонажей повести «Ночь перед Рождеством» оказалось в мешках в доме у Солохи? а)Двое; б) Трое; в)Четверо; г) Пятеро.

Слайд 9

Какая царица в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» пожаловала Вакуле черевички? а) Софья Алексеевна; б) Анна Иоанновн; в) Елизавета Петровна; г) Екатерина I.

Слайд 10

Итак, в этом месяце … Необходимо узнать о каком месяце идет речь. Расставьте знаки арифметических действий и, если нужно, скобки так, чтобы равенства стали верными. 7 7 7 7 = 1 7 7 7 7 = 2 7 7 7 7 = 6

Слайд 11

В какой город отправился кузнец Вакула за черевичками для своей Оксаны.? Задание состоит из двух частей. ... В Москве их 6 , в Санкт-Петербурге их 14 , в Новосибирске их 11 , в Париже 5 , в Хельсинки 9 , а в Осло всего 4 . О чем идет речь? Есть удивительный город, а в нём Жители ходят ночами, как днём. Белые ночи! Светлые очень. Кто пропустить это чудо захочет? Летнее чудо! Как же тут спать? Праздником надо те ночи назвать. Можно читать, можно играть, Можно совсем не ложиться в кровать… Если ты знаешь тот город, мой друг, Мне подскажи. Это -…

Слайд 12

Слайд 13

Интересная математика… У человека одна голова, один нос, лоб и рот, два уха, два глаза, две щеки, две руки и две ноги, по пять пальцев на каждой руке и ноге. А чего у человека семь? Представьте, что вы бежите кросс и обогнали бегуна, занимавшего последнюю позицию. На какой позиции теперь вы находитесь? Какой из конвертиков (закрытый или открытый) можно нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги?

Слайд 14

Каких три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результата? Тройка лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? В полночь шел проливной дождь. Можно ли сказать, что через 72 часа не будет солнечной погоды? все ответы обоснуйте…

Слайд 15

в 1101 г. В Англии за единицу длины было принято расстояние от кончика нова короля Генриха 1 до конца среднего пальца его вытянутой руки. Какое название до сих пор носит эта единица? Гномик обманывает в субботу, воскресенье и среду, а в остальные дни говорит правду. В какие дни недели он может точно сказать: «Я обманул вчера»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

понедельник 31 Август, 2020 Проект «Скучно на уроке» МКОУ СОШ №9 г. Россошь Радченко Наталья Федоровна

Слайд 2

« Величие человека – в его способности мыслить» Б. Паскаль

Слайд 3

Проблема современного образования. Снижение интереса в учебной деятельности. В чем возможная причина. Пути решения проблемы. Опрос мнения учащихся(анкетирование). Приложение. Содержание проекта

Слайд 4

1. Проблема современного образования. Человек не может успешно действовать без знаний, и это он понял давно, еще в давние первобытные времена. Понял, что в приобретенных знаниях нельзя останавливаться на достигнутом, чуть прозевал, и ты уже мало что знаешь. Окружающий нас мир и общество не стоит на месте, все время меняется. Одна из серьезных проблем современной школы - нежелание большинства учащихся учиться. Такое состояние порождает ряд других не менее катастрофических проблем: усиливается репрессивная, принудительная составляющая учебного процесса, что вызывает еще большее отторжение учения. Все эти негативные последствия влияют и на личность учителя, его труд становится безрадостным, вызывая зачастую отчаяние и безысходность.

Слайд 5

Можно отметить, что в современном обществе теряется интерес к знаниям, потребность в них. Это связано с резким изменением условий жизни, происходящим в последние годы. Если раньше полученное в школе образование помогало чувствовать себя социально защищенным, то теперь этого нет. Зачастую те, кто учился слабо, преуспевают гораздо больше тех, кто добросовестно и упорно “грыз гранит наук”. Если полученные в школе знания не помогали адаптироваться в жизни, нужны ли они? Вот и падает интерес к знаниям, к обучению. т.к. навыки, полученные в школе, зачастую не находят применения в жизни. Становится скучно на уроке. Необходимо менять содержание образования, чтобы оно помогало школьнику найти свое место в мире, обеспечить существование, давало социальную защиту, открывало перспективы в дальнейшем. Тогда оно будет жизненно необходимо, менять способы овладения и применения знаний. Снижение интереса к учебе. В чем возможная причина.

Слайд 6

Противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило использование технологии проблемного обучения на уроках. Заставило задуматься над возникшей проблемой, которая уже была озвучена: «Почему же становится скучно на уроке.» 3. Пути решения проблемы.

Слайд 7

Изменение характера преподавания вызывает изменение характера и структуры учения. Суть проблемного обучения состоит в том, что ученик овладевает способами действий, учебных действий. Содержание деятельности, которое ученик должен усвоить в процессе обучения, связывается в его сознании с выполнением действий. Учебные действия являются в процессе усвоения первичными. Знания носят вторичный характер и как стимулы учения, конкретные цели теряют свою силу. Следовательно, предметом деятельности учения в структуре обучения является не усвоение как таковое, а собственно учебная деятельность, в процессе конструирования и осуществления которой и происходит усвоение. Знания, и практические умения, свойства и качества личности выступают и как продукты этой деятельности.

Слайд 8

Важнейшие условия современного обучения- педагогическое предвидение и предвидение ученика. Педагогическое предвидение выражается в системе повседневных действий в деятельности и поведении ученика, в умении учителя ставить педагогический “диагноз”, выдвигать, уточнять и проектировать задачи, предвидеть результаты своих действий и деятельности учащихся. Предвидение ученика обусловлено тем, что в проблемном обучении наряду с процессом усвоения знания постоянно функционирует и процесс конструирования нового знания. Ученик мысленно вступает во взаимодействие со знаниями о предметах и явлениях окружающего мира как средства познания. Эти взаимодействия составляют содержание познавательной деятельности ученика и основу развития его интереса, потребности в знаниях и самом процессе познания.

Слайд 9

В современной педагогике основными являются: невозможность демонстрации: после нее нечего будет “открывать”; теряется смысл подробного разъяснения; повторение приобретает характер творческой и поисковой деятельности; изменение характера контроля. В педагогике активно разрабатываются методы: постановка учебных задач; организация поисковой и проектной деятельности; сущность оценки данного суждения. Современный учитель не должен являться источником знания. Он должен уметь организовать поисковую совместную деятельность детей. Учитель становится непосредственным, изначально равным по праву голоса участников обсуждения. Учитель не имеет права давать оценки: “верно, неверно”; волевым решением отменять заведомо ошибочные гипотезы. При отборе форм обучения и воспитания предпочтение отдается групповой и исследовательской формам работы.

Слайд 10

Современная функция обучения требует от учителя и предполагает, что он учит школьников мыслить, искать, находить ответы на поставленные вопросы самостоятельно. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружая их учебно-познавательным аппаратом. Уместно в связи с этим привести слова М.Монтеня: ”Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный.” Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Целью современного образования является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умений и навыков учебного труда. При отсутствии должной доли самостоятельности знания запоминаются учащимися механически, они не обнаруживают того многообразия связей, которое должно быть усвоено для достижения высокого уровня системности знаний.

Слайд 11

Способы вовлечения учащихся в активный процесс учения различаются прежде всего уровнем самостоятельности школьников в конструировании собственной деятельности. Осознанная ориентировка ученика в содержании деятельности возможна лишь, если ее предмет включен в контекст цели ученического поиска, когда интеллектуальная активность ученика направляется на овладение способами деятельности. 4. Опрос мнения учащихся (анкетирование).

Слайд 12

Чтобы выяснить, почему падает интерес к математике и что необходимо сделать для его повышения у учащихся к моему предмету, я провела анкетирование. Учащимся было предложено, чтобы они рассуждали и внесли свои предложения по раскрытию сущности следующих вопросов: «Все уроки, в своем большинстве, одинаковы. Как вы считаете, можно ли их изменить? Как, по вашему мнению, это можно сделать?» Результат опроса приведен ниже.

Слайд 13

Анкетирование

Слайд 14

В настоящее время возросло внимание к проблемам, связанным с изучением предметов естественно - математического цикла. Это связано с тем, что математические знания являются необходимой базой для освоения большинства специальностей, востребованных на рынке труда. 5. Итог.

Слайд 15

Учебный предмет «Математика» уникален в деле формирования личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни. Математика выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе. Современная действительность требует от школы выпускников, умеющих творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него проблемы.

Слайд 16

6. Приложение. Представление ситуации Каждому из нас в течение дня приходится делать много дел. Например, обязательные. Далеко не всегда то, что мы делаем, доставляет нам удовольствие, нравится. Интерес к изучаемой теме урока. Привлечение внимания. Учится рассуждать о знакомом понятии с жизненной позиции. 2 . Постановка проблемы. Планируя свой день, необходимо учитывать время, отведенное на разные дела и занятость. Домашним заданием будет следующее: рассчитать свой день с учетом распорядка. День, который для вас является нормой. Проанализировать. Внести свои предложения по усовершенствованию распорядка и экономии времени. Умение решать проблемную ситуацию, быть ответственным, собранным, организованным. 3 . Ход разрешения проблемы (проблемной ситуации). Каждый среднестатистический человек, старается планировать свой день в зависимости от занятости. На уроке рассмотрим, как пример, распорядок дня, обычных школьников. Умение акцентировать внимание на мыслительных операциях, которые используются при решении задач. Способность анализировать, сравнивать, аргументировать.

Слайд 17

Задача №2: Занятия в школе у Наденьки Соколовой занимают 5ч30мин. Перемены занимают 3/11 этого времени. Сколько часов длятся все уроки? 5ч30мин = 330 мин 330 · 3/11 = 90(мин) занимают перемены 330 – 90 = 240( мин) = 4( ч) длятся уроки Ответ: 4 часа. Задача №3: Мария Ивановна вызвала к доске Петю Зубова для решения задачи. Первое действие заняло 1/10 часа, а второе- 1/6 часа. Сколько времени потребовалось Пете для решения задачи? 60 · 1/10 = 6(мин) записывал первое действие 60 · 1/6 = 10 (мин) записывал второе действие 6 + 10 = 16 (мин) решал задачу Петя 4. Результат . Скажите, во всех случаях время использовалось рационально? Как бы вы поступили? Сформулируйте в одном предложении действия на уроке. Чтобы обозначить тему урока, расшифруйте анаграмму. ееинеРш адзча на бриод. Отвечая на вопросы задач, обрели умение находить часть от числа и число по его дробной части в игровой форме

Слайд 18

5. Рефлексия. Сегодня на уроке: Я повторил…. Я научился…. Я затруднялся …. Я выполнял эти действия для того, чтобы… В результате моей работы получилось… Формулируют действия, которые помогли достичь поставленной цели - вернуть время и научиться решать задачи на дроби разного типа 6. Итог. … ..Не тратьте время зря. Необходимо пользоваться каждой минутой своей жизни в благих целях. В завершении урока я предлагаю посмотреть видео фрагмент фильма «Сказка о потерянном времени». Возможность увидеть наглядно, как нерационально расходуют время дети.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Актуализация знаний Изучение темы урока Энциклопедическая справка Динамическая минутка Домашнее задание Квадратный трехчлен и его корни подготовила учитель математики: 1КК Радченко Наталья Федоровна

Слайд 2

Актуализация знаний Изучение темы урока Энциклопедическая справка Динамическая минута Домашнее задание Актуализация знаний ◊ 1 Повторение материала о функциях; ◊ 2 Теоретические основы решения квадратного уравнения; ◊ 3 Теорема Виета; ◊ 4 Итог.

Слайд 3

Актуализация знаний Повторение материала: среди данных функций укажите линейные убывающие функции: y= x²+12 y= -x-24 y= 9x+8 h= 23-23x h= 1/x² g= (x+16)² g= -3

Слайд 4

Актуализация знаний Чем определяется наличие и количество корней квадратного уравнения? Как вычислить дискриминант квадратного уравнения D = 2. Назовите формулы корней квадратного уравнения D>0 , то х 1,2 = D = 0 , то х =

Слайд 5

Актуализация знаний t² - 2t – 3 = 0 3. Вычислите дискриминант и ответьте на вопрос «Сколько корней имеет квадратное уравнение»? D= 16 >0 , два корня Чему равно произведение корней? Х 1  х 2 = - 3 5. Чему равна сумма корней уравнения? Х 1 + х 2 = 2 6. Что можно сказать о знаках корней? Корни разных знаков 7. Найдите корни подбором. Х 1 = 3, х 2 = -1

Слайд 6

Изучение темы урока ◊ 1 Сообщение темы урока; ◊ 2 Теоретические основы понятия «Квадратный трехчлен и его корни»; ◊ 3 Высказывания великих мыслителей о математике; ◊ 4 Разбор примеров тематики; Изучение темы урока Энциклопедическая справка Динамическая минута Домашнее задание

Слайд 7

Квадратный трехчлен и его корни Квадратным трехчленом называется многочлен вида ax² + bx + c , где x- переменная, a, b и c - некоторые числа, причем, a≠ 0 . Корнем квадратного трехчлена называется значение переменной, при котором значение этого трехчлена равно нулю Чтобы найти корни квадратного трехчлена ax² + bx + c , необходимо решить квадратное уравнение ax² + bx + c =0

Слайд 8

Квадратный трехчлен и его корни Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт, тракторист и химик. Э. Кольман

Слайд 9

Энциклопедическая справка ◊ 1 Понятие «параметр»; ◊ 2 Значение слова «параметр» словарях русского языка и словаре иностранных слов; ◊ 3 Обозначение и широта применения параметра; ◊ 4 Примеры с параметрами. Энциклопедическая справка Динамическая минута Домашнее задание

Слайд 10

Энциклопедическая справка ПАРАМЕТР ( от греч. παραμετρέω - меряю, c опоставляя). Величина, входящая в математическую формулу и сохраняющая постоянное значение в пределах одного явления или для данной частной задачи…, (мат.) Параметр – постоянная величина, выраженная буквой, сохраняющая свое постоянное значение лишь в условиях данной задачи… «Словарь иностранных слов». 3. При каком значении параметра m квадратный трехчлен 2х ² + 2тх – т – 0,5 имеет единственный корень? Найдите этот корень.

Слайд 11

Динамическая пауза ◊ 1 Решение «проблемной задачи»; ◊ 2 Историческая справка: письмо из прошлого; Динамическая минутка Домашнее задание

Слайд 12

Динамическая пауза При каком значении параметра т квадратный трехчлен 2х ² + 2тх – т – 0,5 = 0 и меет единственный корень? Найдите этот корень . Квадратное уравнение имеет один корень D=0 D= b² - 4ac; a=2, b=2m, c= - m – 0,5 D= (2m)² - 4  2  (- m – 0,5) = 4m² + 8m +4 D=0, 4m² + 8m +4 = 0 m² + 2m +1 = 0 (m + 1)² = 0 m= - 1 Подставим найденное значение m в исходное уравнение: 2х ² - 2х + 1 – 0,5 = 0 4х ² - 4х + 1 = 0 (2х – 1) ² =0 2х -1 =0 х = 0,5

Слайд 13

Динамическая пауза В домашнем задании ученикам 8 класса было предложено найти корни квадратного трехчлена (х ² - 5х +7) ² - 2(х ² - 5х +7) - 3 Подумав, Витя рассудил так: сначала нужно раскрыть скобки, потом привести подобные слагаемые. Но Степа сказал, что есть более простой способ решения и раскрывать скобки вовсе необязательно. Помогите Вите найти рациональный путь решения

Слайд 14

Динамическая пауза Задачи на нахождение корней квадратного трехчлена и составление квадратных уравнений встречаются уже в древнеегипетских математических папирусах. Общее правило нахождения корней и решения уравнений вида: ax ² + bx = c, где a > 0, b и c – любые, сформулировал Брахмагупта (VII в. н. э.). Брахмагупта еще не знал, что квадратное уравнение может иметь и отрицательный корень. Бхаскара Ачарья (XII в .) сформулировал, соотношения между коэффициентами уравнения. Составил много задач.

Слайд 15

Обобщение, домашнее задание ◊ 1 Решение упражнений с параметром: различные типы заданий; ◊ 2 Итог по изучаемой теме; ◊ 3 Домашнее задание: по уровням. Домашнее задание

Слайд 16

Обобщение, домашнее задание Найдите корни квадратного трехчлена ( x-4 )² +(4y-12)² . Найдите значения параметра a , при каждом из которых квадратный трехчлен x²+ 4 x + 2ax+8a+1 имеет одно решение. Задание на дом: п.3; 1 группа: №45 (в, г), №49(в, г); 2 группа: a) найдите значение параметра а, при котором квадратный трехчлен x²-6x+2ax+4a не имеет решения; b) найдите корни квадратного трехчлена (2x-6)²+(3y-12)²

Слайд 17

источник шаблона Чернакова Наталия Владимировна Преподаватель химии и биологии ГОУ НПО Архангельской области «Профессиональное училище №31» «http://pedsovet.su/»


Предварительный просмотр: