Консультация для родителей

Сосина Елена Михайловна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zastenchivye_deti_-_ploho_li_eto.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАСТЕНЧИВЫЕ ДЕТИ – ПЛОХО ЛИ ЭТО

Застенчивость одна из самых сложных и распространенных проблем межличностных отношений. Она порождает целый ряд весьма существенных трудностей в отношениях с людьми. Застенчивым людям сложно знакомиться, в ходе общения они испытывают отрицательные эмоциональные состояния, имеют сложности в выражении своего мнения, отличаются излишней сдержанностью, не умеют себя подать, скованны в обществе людей и пр.

Как и у большинства психологических проблем, эта особенность своими корнями уходит в детство. Согласно проведенным наблюдениям у многих детей застенчивость появляется уже в трехлетнем возрасте и может сохраняться все дошкольное детство. Почти все детки, которые вели себя застенчиво в возрасте трех лет, сохранили это качество до школы. Выраженность застенчивости на протяжении дошкольного периода претерпевает изменения. В младшем дошкольном возрасте она проявляется слабее всего, на пятом году жизни резко возрастает и вновь сокращается к семи. На пятом году жизни возрастание застенчивости имеет характер возрастного феномена. Появившись в этот период, это качество может остаться устойчивой чертой личности, омрачая и усложняя жизнь человека. Крайне важно распознать эту черту вовремя и остановить ее развитие.

У застенчивых детей в поведении, как правило, отражается борьба противоположных тенденций: с одной стороны ребенок, желает подойти к взрослому незнакомому человеку, и даже начинает движение к нему, однако по мере приближения шаги замедляются и ребенок останавливается, обходит человека стороной или возвращается назад. Подобное поведение называют амбивалентным.

Во время общения с посторонними или при встрече с новыми обстоятельствами ребенок испытывает острый эмоциональный дискомфорт. Его признаки проявляется в неуверенности, робости, напряжении, выражении страха или тревоги. Дети боятся любых публичных выступлений, их пугает даже необходимость отвечать на вопросы воспитателя или педагога на занятиях.

Эти особенности без труда можно увидеть, наблюдая за поведением ребенка. Детей, у которых они слишком часто проявляются, особенно в безопасных ситуациях относят к группе застенчивых.

Анализ показывает, что таких детей отличает высокая чувствительность к оценке взрослого (как ожидаемой, так и реальной). У застенчивых ребятишек наблюдается обостренное ожидание оценки и восприятие. Удача успокаивает и вдохновляет их, однако малейшее замечание вызывает замедление деятельности и новый всплеск смущения и робости. Ребенок ведет себя крайне застенчиво в тех ситуациях, в которых ожидает неуспеха. В случаях затруднения он нерешительно смотрит в глаза взрослому, стесняясь попросить помощи. Время от времени, преодолевая внутреннее напряжение, робко улыбается, слегка ежится и тихо говорит: «Не получается». Он одновременно не уверен в положительной оценке взрослого и правильности собственных действий. Застенчивость проявляется в желании привлечь к себе внимание с одной стороны и боязнь оказаться в центре внимания, выделиться среди сверстников, с другой. Эта особенность очень ярко проявляется при первой встрече ребенка с взрослым, а также в начале совместной деятельности.

Все затруднения в общении ребенка с другими людьми тесно связаны с восприятием отношения других и его отношением к себе. Ожидание критического отношения со стороны взрослых определяет его смущение и робость. Это особенно заметно при общении с малознакомыми или незнакомыми людьми, чье отношение к нему неизвестно. Не решаясь открыто получить поддержку, дети прибегают к весьма своеобразному способу усиления своего Я, принося с собой на занятие любимую игрушку, которую прижимают к себе в случае затруднения. Неизвестность оценки взрослого практически парализует ребенка; поэтому он всеми силами старается избежать этой ситуации, или переключить внимание собеседника на что-то другое.

Стоит отметить, что уровень умственного развития таких детей ни в чем не уступает сверстникам. Очень часто застенчивые дети справляются с заданиями гораздо лучше их незастенчивых ровесников. Однако в случае отрицательной оценки или неудачи в достижении результата менее настойчивы. Для этих детей характерно чрезвычайно острое переживание оценки взрослого, особенно если она отрицательна зачастую парализующее и общение, и практическую деятельность ребенка. Незастенчивый ребенок в подобной ситуации устремляется к активному поиску ошибки и старается привлечь внимание взрослого, застенчивый же дошкольник опускает глаза, внешне и внутренне сжимается, испытывая чувство вины за неумелость, и обратиться за помощью не решается.

Подведем итог. Застенчивый ребенок, стремится к общению с другими людьми, доброжелательно относится к ним, с одной стороны. Тогда как с другой не решается проявлять свои потребности и себя. Причина подобных нарушений заключается в характере отношения ребенка к себе самому. Ребенок имеет довольно высокую самооценку, считает себя очень хорошим, и в то же время сомневается в доброжелательном отношении других, особенно незнакомых людей. Неуверенность застенчивого ребенка блокирует его инициативу, не дает возможности удовлетворять имеющиеся потребности в полноценном общении и в совместной деятельности в полной мере.

Он слишком остро переживает. Повышенная тревога часто заслоняет содержание и общения и совместной деятельности. Уважение и признание выступают в качестве главных, заслоняя собой деловые и познавательные интересы, препятствуя реализации способностей и общению. Мучительное переживание своего собственного Я, своей уязвимости постоянно сковывает ребенка, не давая ему возможности выразить свои переживания, открыто проявить свои, зачастую превосходные, способности. Однако в тех ситуациях, когда ребенок отвлекается и «забывает о себе», он такой же общительный и открытый, как его незастенчивые ровесники.