"Путешествие в подводный мир" конспект

Верхоглаз Александра Павловна

 Конспект НОД позволит расширить знания и кругозор детей старшего дошкольного возраста о морских обитателях,  развить интерес детей о живой и неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon "Путешествие в подводный мир"31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в подводный мир»

Цели и задачи:

  • расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни; закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира;
  •  закрепить первоначальное представление о море.
  • развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
  •  развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
  •  развивать самостоятельность, активность.

Образовательные:

  • расширить представления детей о подводном мире;
  • дать представление о море, как экосистема;
  • формировать логическое мышление, память, речь, развивать наблюдательность.

Развивающие:

  • развитие долговременной памяти, наглядно - образного, словесно – логического мышления, произвольного и слухового внимания, воображения;
  • формирование пространственных представлений (умение использовать карту);
  • умение уточнять и систематизировать знания о свойствах воды;
  • умение анализировать и делать выводы;
  • развивать любознательность;

Воспитательные: 

  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами
  • поддерживать чувство радостного удивления, чувства путешественника и исследователя,

Материалы и оборудование к совместной непрерывной образовательной деятельности: Глобус, карта, изображения морских обитателей, батискафа и подводной лодки, проигрыватель, музыка морских звуков.

Организация детей: групповая

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающая технология;
  • Исследовательская деятельность;
  • Игровые технологии;
  • Личностно-ориентированные технологии;

Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Берет  глобус)

А вот наш помощник. Ребята, что это?

Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Что означает голубая краска на глобусе?

Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок.

Что мы слышим, сидя на берегу моря?

(воспитатель включает проигрывает со звуками моря).                                                                              Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом. Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?                                                                     Как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.                  В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её. На счёт «три» погружаемся.                                                                      1 -2 -3 – все замрём!                                                                  В мир подводной попадём.                                              Сейчас начнутся чудеса!                                                     Надо только открыть глаза.                                          Детский сад наш изменился,                                                     В дно морское превратился.                                               Мы отправимся гулять.                                                 Дно морское изучать!

 Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это?

Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой.

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ  картинки  дельфинов).

Да, вы молодцы, что много о них знаете. Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные  и быстрые животные.

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся  поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?                                            Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).

Хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула ненасытная…

 Чем питается акула?                                                  

Акулы могут напасть на человека?

Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы  дышат жабрами. Питаются  животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.                         Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?             Как же можно путешествовать по морскому дну? Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы . Выходим из корабля. Как здесь красиво.

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»           Посмотри скорей вокруг!                                                Что ты видишь, милый друг?                                      Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)   Плывёт морской конёк сюда.                                               Вот медуза, вот кальмар                                                    А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)                                                                       А  вот, расправив восемь ног,                                          Гостей встречает осьминог.

Смотрите, вот и осьминог! У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом.

Ой, я что-то заметила среди водорослей.            

(Показ картинки  рыбы). Кто это?

Давайте поиграем с рыбкой.                                                         Игра «Вопросы - ответы»                                     Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.    Чья голова? (Это рыбья голова).                                     Чей хвост? (Это рыбий хвост).                                                                Чьи жабры? (Это рыбьи жабры).                                 Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).                                       Чьи плавники? (Это рыбьи плавники).                      Чьи кости? (Это рыбьи кости).                                      Чья чешуя? (Это рыбья чешуя).                                     Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).                             Чьё туловище? (Это рыбье туловище).                         Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

 Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай                                                              И дельфинов догоняй.

Посмотрите, какие здесь красивые кораллы! Кораллы – это животные организмы, пусть и так не похожие на растения. Всего в мире их насчитывается около 5000 видов. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная соленость воды, прозрачность, теплота и много пищи. Растут кораллы очень медленно. Скорость роста зависит от освещенности, температуры воды, насыщенности кислородом  и составляет 1-3 см в год.                                                                     Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы. Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля.  Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания — это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Питаются медузы  мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.                                                                      Нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).                        1 -2 - 3 – все замрём!                                                                   В детский сад мы попадём!                                             Мы с вами узнали много нового, интересного.                                  Ребята, вам понравилось наше путешествие?                                                Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?  Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы!

Любите дети природу:

Реки, озёра, моря,

О ней проявляйте заботу -

Будут тогда чудеса.

Дети собираются около воспитателя  

Ответы детей (глобус)

Ответы детей (разноцветный).

(Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой)

(Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны).

Детей садятся на ковер.

Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

Ответы детей..

(ответы детей)

Дети рассматривают изображения с батискафом.

 

Дети выполняют движения за воспитателем.

Ответы детей (синий кит)

Дети сразу узнают дельфинов и рассказывают о них.

Ответы детей (солнце не прогревает глубины)

Ответы детей

Акула!

Дети: (рыбами, морскими животными)

Да, могут. Рассказ детей.

Дети: (Нет. У человека нет жабр).

Дети: (Надеть акваланги, водолазные костюмы).

Дети имитируют надевание костюмов.

Дети выполняют действия

Дети рассматривают изображения осьминогов

Дети: - Рыба.                                             (Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Ответы детей

(Это рыбья голова).

(Это рыбий хвост).

 (Это рыбьи жабры).

 (Это рыбье брюшко).

 (Это рыбьи плавники).

 (Это рыбьи кости)                                     (Это рыбья чешуя).

 (Это рыбьи икринки).

 (Это рыбье туловище).                                 (Это рыбьи глаза).

Действие детей под музыку.

(Дети машут руками, словно крыльями.)

(Дети делают плавательные движения руками.)

Дети рассматриваю картинки с изображением коралл.

Дети рассматривают картинки и рассказывают о них из своего опыта.

Дети имитируют снятие костюмов.