Воспитание любви к родному краю при изучении факультативного курса.
Законом РФ «Об образовании» (ст.9, п.1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Учитывая специфику разговора, речь пойдёт именно о факультативном курсе по литературе, который так же, как и уроки, призван осуществить благую цель: формировать духовно развитую личность.
Введение в программу факультативного курса «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков» продиктовано тем, что воспитанники колонии плохо знают историю, литературу родного края, а ведь опора на свои корни позволяет осознанно принять традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, края, быть уверенным в завтрашнем дне, видеть перспективу и творить на благо малой Родины. Именно поэтому главная цель вводимого факультативного курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства кровного родства с её прошлым и настоящим, ощущения преемственности поколений, детальное знакомство с литературным процессом Приморского края. Предлагаемая программа направлена на ознакомление с творчеством писателей Приморья, на понимание проблем, поднятых ими в произведениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа факультативного курса по литературе. | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультативный курс «Литература Приморского
края ХХ – начала ХХI веков».
36 часов
Пояснительная записка факультативного курса.
Увидеть и познать свой край
можно либо своими глазами,
либо с помощью книги.
М.Ломоносов
Программа рассчитана на 36 часов (один час в неделю).
Предпочтительная форма организации учебного процесса – традиционный урок.
Предполагаемый курс направлен на углубленное изучение литературы; позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство литературы родного края в её лучших образцах. Данный курс позволяет учащимся старших классов познакомиться с творчеством Приморских писателей и поэтов-современников, получить представление об их жизненном и творческом пути.
Курс определяет практическую направленность обучения – изучение литературы как искусства слова.
Программа факультативного курса «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков» является дополнительной и направлена на достижение следующих целей:
* воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям родного края ;
* развитие представлений о специфике литературы Приморья; культуры читательского восприятия художественного текста; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
* освоение текстов художественных произведений писателей Приморья; формирование общего представления об историко-литературном процессе Приморского края ХХ – начала ХХI веков”;
* совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.
Данный факультативный курс является одним из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, направлен на укрепление связи литературы с жизнью.
В основе содержания и структуры предлагаемого факультативного курса лежит концепция филологического образования. В целом курс ориентирован на художественное и социокультурное образование, призванное оказать помощь в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей и способностей.
Задачи данного курса связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы родного края:
* формирование представлений о литературе родного края как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человека;
* осмысление литературы родного края как особой формы освоения культурных традиций Приморья;
* формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественных произведений приморских поэтов и писателей;
* формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к литературному наследию;
* развитие потребности к самостоятельному изучению литературы родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся.
Учащиеся должны знать:
1.Содержание изученных произведений писателей.
2.Личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашим краем.
Учащиеся должны уметь:
1.Освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений.
2.Анализировать произведения приморских авторов с точки зрения развития литературного процесса.
3.Формировать своё представление о литературе родного края как об особой форме освоения культурных традиций Приморья, уметь грамотно высказывать и обосновывать своё отношение к прочитанному.
4.Давать объективную оценку литературно-художественным произведениям приморских поэтов и писателей.
5. Уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом.
Формирование в ученике «чувства малой родины», которому способствует программа данного факультативного курса, -- одна из важнейших сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе занятий по изучению куса была целевая установка не только на воспитание «местного патриотизма», а на то, чтобы помочь учащимся ощутить «малую родину» как частицу большой нашей Родины, чтобы литература и история родного края рассматривалась в связи с развитием литературы и истории всей нашей страны.
Тематическое планирование факультативного курса по литературе.
«Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков».
36 часов.