Воспитание любви к родному краю при изучении факультативного курса.

Грачёва Ирина Николаевна

 

Законом РФ «Об образовании» (ст.9, п.1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Учитывая специфику разговора, речь пойдёт именно о факультативном курсе по литературе, который так же, как и уроки, призван осуществить благую цель: формировать духовно развитую личность.

Введение в программу факультативного курса  «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков» продиктовано тем, что воспитанники колонии плохо знают  историю, литературу  родного края, а ведь опора на свои корни позволяет осознанно принять традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, края, быть уверенным в завтрашнем дне, видеть перспективу и творить на благо малой Родины. Именно поэтому главная цель вводимого факультативного курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства кровного родства с её прошлым и настоящим, ощущения преемственности поколений, детальное знакомство с литературным процессом Приморского края. Предлагаемая программа направлена на ознакомление с творчеством писателей Приморья, на понимание проблем, поднятых ими в произведениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факультативный курс «Литература Приморского    

             края ХХ – начала ХХI веков».

                      36 часов

    Пояснительная записка факультативного курса.

                                                                      Увидеть и познать свой край

можно либо своими глазами,

либо с помощью книги.

М.Ломоносов

Программа рассчитана на 36 часов (один час в неделю).  

        Предпочтительная форма организации учебного процесса – традиционный урок.

Предполагаемый курс направлен на углубленное изучение литературы; позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство литературы родного края в её лучших образцах. Данный курс позволяет учащимся старших классов познакомиться с творчеством Приморских писателей и поэтов-современников, получить представление об их жизненном и творческом пути.

Курс определяет практическую направленность обучения  – изучение литературы как искусства слова.

          Программа факультативного курса «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков» является дополнительной и направлена на достижение следующих целей:

* воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям родного края ;

* развитие представлений о специфике литературы Приморья; культуры читательского восприятия художественного текста; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

* освоение текстов художественных произведений писателей Приморья; формирование общего представления об историко-литературном процессе Приморского края ХХ – начала ХХI веков”;

* совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.

Данный факультативный курс является одним из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, направлен на укрепление связи литературы с жизнью.

В основе содержания и структуры предлагаемого факультативного курса лежит концепция филологического образования. В целом курс ориентирован на художественное и социокультурное образование, призванное оказать помощь в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей и способностей.

 Задачи данного курса связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы родного края:

* формирование представлений о литературе родного края как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человека;

* осмысление литературы родного края как особой формы освоения культурных традиций Приморья;

* формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественных произведений приморских поэтов и писателей;

* формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к литературному наследию;

*  развитие потребности к самостоятельному изучению литературы родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся.

 

      Учащиеся должны знать:

1.Содержание изученных произведений писателей.

2.Личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашим краем.

Учащиеся должны уметь:

 1.Освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений.

2.Анализировать произведения приморских авторов с точки зрения развития литературного процесса.

3.Формировать своё представление о литературе родного края как об особой форме освоения культурных традиций  Приморья, уметь грамотно высказывать и обосновывать своё отношение к прочитанному.

4.Давать объективную оценку литературно-художественным произведениям приморских поэтов и писателей.

5. Уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом.

Формирование в ученике «чувства малой родины», которому способствует программа данного факультативного курса, -- одна из важнейших сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе занятий по изучению куса была целевая установка  не только на воспитание «местного патриотизма», а на то, чтобы помочь учащимся ощутить «малую родину» как частицу большой нашей Родины, чтобы литература и история родного края рассматривалась в связи с развитием литературы и истории всей нашей страны.

Тематическое планирование факультативного курса по литературе.

         «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков».

                                               36 часов.

Тема

Кол-во

час.

Введение 2 часа

1.

Современная культурная жизнь Приморья.

1

2.

Особенности литературного процесса в Приморском крае.

1

Они были первыми  6 часов

Н.М.Пржевальский  1 час.

3.

Быт «инородческого» населения Уссурийского края в книге Н.М.Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае».

1

В.К.Арсеньев. 4 часа

4.

Мастерство В.К.Арсеньева – писателя.

1

5.

«Дерсу Узала» -- захватывающая книга о приключениях.

1

6.

Образ Дерсу Узалы – следопыта и охотника.

1

7.

Нетронутый цивилизацией мир гольда.(По повести В.К.Арсеньева «Дерсу Узала».

1

П.И.Гомзяков 1 час.

8.

П.И.Гомзяков – первый поэт г.Владивостока.  Стихи – хроники.

1

Творчество писателей -  гостей Приморья  

 5 часов

А.А.Фадеев  3 часа

9.

«Разгром» А.А.Фадеева – лучшее произведение периода Гражданской войны в Уссурийском крае.

1

10.

Реалистическое и романтическое в романе А.А.Фадеева «Разгром».

1

11.

Гуманизм абстрактный или классовый? (По роману А.А.Фадеева «Разгром»).

1

О.Мандельштам  1 час

12.

Трагедия поэта О.Мандельштама. Стихи мятежного поэта о «последнем приюте».

1

М.М.Пришвин 1 час

13.

«Женьшень» - поэма в прозе М.М.Пришвина, реквием о красоте Приморского края.

1

Творчество приморских писателей – лауреатов литературных премий и конкурсов   18 часов

.Творчество О.В.Аксининой и М.Бурмак 1 час

14.

Тема поэта и поэзии в творчестве О.В.Аксининой и М.Бурмак.

1

И.У.Басаргин 2 час.

15.

Таёжная тематика произведений И.У.Басаргина.

1

16.

«Жить одной судьбой с землёй – кормилицей» -- вечная тема писателя И.У.Басаргина.

1

А.А.Вахов  1 час

17.

«Всю жизнь с людьми». (По творчеству А.А.Вахова).

1

Н.С.Дункай 1 час.

18.

История удэгейского народа в произведениях Дункая Николая Семёновича.

1

Н.Захаров 1 час

19.

Нравоучительный смысл басен Н.Захарова.

1

А.А.Егоров.  1 час

20.

А.А.Егоров – «последний поэт деревни».

1

Л.Ефимиков 2 часа

21.

Тема любви – центральная тема творчества поэта Л.Ефимикова.

1

22.

Поэма «Восточный порт» Л.Ефимикова – документальный рассказ о людях и событиях.

1

С.В.Кабелев  1 час

23.

С.В.Кабелев – писатель, художник, знаток родного края.

1

                                         Л.Н.Князев  2 часа

24.

Морская тема – одна из центральных в творчестве писателя Л.Н.Князева.

1

25.

Нравственные проблемы человека морской судьбы в повести Л.Н.Князева «Последняя капля».

1

Г.М.Лысенко 1 час

26.

Дальневосточные мотивы в поэзии Г.М.Лысенко.

1

                                          Март В.Н. 1 час

27.

Март Венедикт Николаевич – заметная фигура в литературной жизни Дальнего Востока. Поэт и футуризм.

1

                                     Д.Д.Нагишкин    1 час

28.

Мотивы устного народного творчества народов Дальнего Востока в сказках Д.Д.Нагишкина.

1

                                       А. Несмелов  1 час

29.

Повествовательно-балладный характер стихотворений А.Несмелова.

1

Янковские  1 час

30.

Клан писателей Янковских. Жизнь и творчество.

1

 Е.И.Ященко 1 час.

31.

«Ничего нет краше, чем Приморье наше».  Е.И.Ященко – поэтесса и художница.

1

Детское литературное творчество  2 часа

32-33.

«У счастья глаза светятся». Детское литературное творчество Приморья.

1

Повторение 1 час    2 Рр

34.

Викторина «Путешествуя по страницам произведений писателей Приморья».

1

35- 36.

Рр   Итоговая творческая работа – сочинение «Любить свой край, гордиться им»..

1