Конспекты уроков

Майорова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

МОУ Истринская СОШ №3

Конспект открытого урока по географии в  9 классе с использованием ИКТ технологий и технологий проектного обучения

Тема урока :   "Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность"

Учитель: Майорова С.А.

Цели урока:

  • Показать значение, роль и состав топливно-энергетического комплекса (ТЕК).
  • Сформировать представление о ведущих отраслях топливной промышленности - нефтяной, газовой и угольной; о размещении месторождении нефти, газа и угля.
  • Познакомить с проблемами ТЭК.
  • Развивать умение работать с различными источниками географической информации.

Оборудование: 

карта топливной промышленности, атлас, мультимедиа-курс географии для 9 класса.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

Экономику России- страны с холодной зимой, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии.   Сегодня мы начинаем изучать топливно-энергетический межотраслевой комплекс - ТЭК. Поскольку 40% экспорта России составляет топливо ( нефть, газ, уголь), то изучение мы начнем с « первого этажа» экономики, который базируется на природных ресурсах.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в ее различных видах и формах.

Слайд «Значение и особенности ТЭК» 

img1.jpg (118447 bytes)

В состав комплекса входят три крупных взаимосвязанных звена. Каждое из звеньев выполняет свою определенную функцию (на доске и в тетрадях выполняется схема).

img11.jpg (23564 bytes)

Ежегодно в стране составляется топливно-энергетический баланс- это соотношение добычи топлива и производственной энергии( приход)и их использование в хозяйстве страны ( расход).

Задание: - Определите   из чего складывается  приход и расход топлива и энергии?

Слайд «топливно-энергетический баланс» 

Развитие ТЭК связано не только с увеличением добычи топлива и производства энергии, но и экономией энергии, т.к., во-первых, новые месторождения расположены в необжитых, труднодоступных для освоения районах Севера России; во-вторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает; и в- третьих, топливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное воздействие на природу.

Слайд « Современное состояние комплекса»

Человечество использует все новые виды энергии. Его добычей и переработкой занимается топливная промышленность.

Слайд «Доля России в подтверждение мировых запасов топливных ресурсов»

«Доля России в добыче минерального топлива» 

img12.jpg (18623 bytes)

Слайд « Изменение структуры добычи топлива»

Наибольшее значение в ней принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной.

 

Нефтяная промышленность.

Сырая нефть взрывоопасна и почти не используется. Но при переработке нефти получают не только высококачественное топливо, но и разнообразные соединения, служащие сырьем для получения современной химической продукции.

Слайд « Схема переработки нефти».

1. Способы добычи нефти

Добычу нефти производят двумя способами: фонтанным и насосным. При фонтанном - нефть, находящаяся под давлением, сама поступает на поверхность. Этот способ дешевле.

Слайд « Способы добычи и переработки нефти»

 

 

Вопрос к классу: - Почему происходит снижение добычи нефти?

Истощение месторождений, часть глубоко залегающих пластов невозможно эксплуатировать из-за отсутствия современного оборудования •

Слайд « Методы увеличения нефтеотдачи».

2. Основные нефтяные базы России.

По запасам нефти Россия занимает сегодня 2 место в мире после Саудовской Аравии.

  • 70% нефти добывается в Западно-Сибирской базе;
  • Волго-Уральская база 25%,
  • в перспективе возможна добыча нефти с шельфа морей Каспия, Баренцева, Охотского. •

•Слайд « Карта топливной промышленности».

 

3. Транспортировка нефти.

Транспортировка нефти осуществляется по нефтепроводам на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и за рубеж. НПЗ чаще всего расположены не в местах добычи нефти, а в районах потребления продуктов ее переработки, т.к. сырую нефть транспортировать легче, чем продукты ее переработки. •

Слайд « География нефтяной промышленности».

 

Работа с картой: - Найдите и назовите города, где имеются НПЗ

 

Газовая промышленность.

Газ - самый дешевый вид топлива. Его добыча обходится в 2 раза дешевле нефти. По запасам и добыче газа Россия занимает 1 место в мире. Добыча газа стабильна и приносит больше доходы.

 

1. Основные районы добычи газа.

Россия богата месторождениями природного газа, но его добыча зачастую происходит в суровых природных условиях. В России разведано более 700 месторождении природного газа. Но активно разрабатывается только 47% его разведенных запасов.

Слайд « Карта топливной промышленности».

  • Подавляющая часть добычи газа (92%) приходится на месторождения Западной Сибири,
  • Оренбургско-Астраханская база-6%,
  • Тимано- Печорский бассейн-1%;
  • в перспективе месторождения севера Иркутской области, Якутии, Сахалина.

2. Транспортировка газа.

Газ доставляется потребителю по газопроводам. В России создана единая газопроводная система общей протяженностью 150 тыс.км.

Слайд « География Газовой промышленности».

 

Задания: - Назовите крупнейшие газопроводы страны.

- Укажите направления, по которым осуществляется транспортировка газа.

 

Угольная промышленность.

Запасы угля гораздо больше запасов нефти и газа. Но его добыча обходится дороже. Поэтому после открытия и разработки крупных запасов нефти и газа доля угля в топливном балансе страны сократилось до 8% ( конец 90-х годов).

 

1.Способы добычи угля.

img14.jpg (17403 bytes)

Глубина залегания определяет способ добычи угля: подземный (в шахтах) или открытый (в карьерах).

Слайд « Способы добычи угля». 

Доля добычи угля открытым способом составляет около 60%. Однако такой способ ухудшает качество окружающей среды. Т.к. при добыче угля в карьерах образуется огромные «ямы на лице Земли», отвалы пустой породы, вскрытые работы уничтожают почву.

При подземной добыче угля на поверхности накапливаются « терриконы» (отвалы пустой породы). Ветер разносит с насыпных терриконов угольную пыль, дождь уносит потоки грязи.

 

2.Оосновные районы добычи угля.

Месторождений угля в России более 200, но не все они разрабатываются.

Важнейшие угольные базы России:

  • Кузнецкий бассейн ( Кузбасс)- 40% добычи угля в России,
  • Канско- Ачинский,
  • Печорский бассейн.

Слайд « Угольная промышленность».

 

Работа с картой: - Найдите и покажите на карте другие месторождения угля в России.

 

III.  Закрепление.

Вариант 1 – практика № 1-3 на диске.

Вариант 2.  Тест.

1.В состав ТЭК входят:

а) топливная промышленность

б) топливная промышленность и электроэнергетика

в) топливная промышленность, электроэнергетика, транспорт тепла, топлива и энергии.

2. По запасам нефти Россия занимает…..

3. Основная часть нефти России добывается:

а) в Европейском Центре

б) на Урале

в) в Поволжье

г) в Западной Сибири

д) на Дальнем Востоке

е) на Европейском Юге

4. НПЗ расположены в районах потребления продуктов ее переработки или в районах добычи нефти?

5.По добыче газа Россия занимает…

6. 92% газа добывается…

7. Распределите основные угольные бассейны в порядке убывания их доли в общем, объеме добычи угля в России:

а) Печорский

б) Канско- Ачинский

в) Кузбасс

8. Самый дешевый способ добычи угля:

а) подземный

б) открытый

в) фонтанный

г) насосный

9 . География ТЭК России характеризуется следующими основными чертами:

а) потребители энергии и основные топливные базы расположены на западе

б) потребители энергии – на западе, основные топливные базы – на востоке

в) потребители энергии – на востоке, основные топливные базы – на западе

г) потребители энергии и основные топливные базы расположены на востоке

 

Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

МОУ Истринская СОШ №3

Конспект открытого урока по географии в 7  классе с использованием групповой технологии и игровой технологии

Тема урока : « Географическое положение Австралии. История открытия».

 

Учитель: Майорова С.А.

Цель урока:

1. Сформировать знания об особенностях географического положения Австралии; отработать умение давать характеристику географического положения  материка; продолжить формирование умений работать с картой, познакомить с историей исследования материка.

2.Воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор посредством элементов игры и проблемных вопросов.

3. Развивать умения эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, в паре, вести самостоятельный поиск, отбор информации,  осуществлять ее преобразование.

Оборудование:

  1. Физическая карта мира;
  2. Физическая карта Австралии;
  3. Атласы, контурные карты;
  4. Компьютер с мультимедийной приставкой;
  5.  Учебник,  
  6. Раздаточный материал (карточки с заданиями, музыка для минуток отдыха)

Ход урока.

  1.  Организация класса.

Звучит музыка.  

Учащиеся делятся на 2 группы. Все ученики 1 группы  формируют  внешний круг. Все ученики 2 группы формируют внутренний круг. Встают парами лицом друг другу.  Учитель задает вопрос. Ученики отвечают поочередно, делятся своими мнениями друг с другом. Сначала отвечают ученики внешнего круга, затем отвечают ученики внутреннего круга. При ответе на следующий вопрос меняются партнерами.  Двигаются по кругу, чтобы взаимодействовать с другими учениками.

1.Какие материки относятся к южным?

2. В состав какого материка они входили в геологическом прошлом?  

3.Какой материк мы изучили полностью?

 4.Что вы узнали о материке “Африка”?

2. Изучение нового материала.

Рассаживаются по группам за столы по 4 человека.

А вот с каким следующим материком мы познакомимся сегодня, вам поможет узнать отрывок из стихотворения Г.Усовой. (прослушивание стихотворения из электронного учебника)

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне протекают где-то)

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшнее, чем наводненье.

О каком материке идет речь? Австралия.

Будем знакомиться с самым загадочным, таинственным и любопытным материком!

Со всеми ли утверждениями стихотворения вы согласны?(выдаются карточки каждому)

 Игра «Веришь, не веришь» ( Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД.  Ученики читают утверждения, определяют, считают ли они утверждения верными или не верными, согласны или не согласны, после изучения темы через 4 урока учащиеся снова отвечают на те же утверждения, выясняют, изменились ли мнения после изучения темы, обсуждают, где они столкнулись с информацией которая изменила их мнение.)

Прочитайте приведенные утверждения и запишите свой ответ только в столбике ДО (раздаются стихотворения в столбике до ставят знак «+» если согласны с утверждением или «-» если не согласны). После завершения темы Австралия (через 4 урока) работаем с текстом стихотворения ещё раз.  

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшнее, чем наводненье.

Понравилось стихотворение. Интересно. Согласны ли вы с автором?

 Более подробно с природой материка познакомимся на следующих уроках.

Дома попробуйте перевести стихотворение на географический язык.

Б) Вспомните, по какому плану изучается материк?

Обучающая структура ТИМБИЛДИНГ (командообразование и сплочение команды из 4 человек).  Создать учебную команду для совместной работы.

Составляют из карточек маршрут изучения материка.

На карточках записаны:

Географическое положение материка

История открытия и исследования

Рельеф

Климат

Воды

Природные зоны

Население

Страны

Почему вы выстроили план в такой последовательности?

Подумайте, обсудите. Отвечает ученик 1 группы, у которого день рождения в декабре.

Примерный ответ учащихся Последовательность плана не случайна,  каждый последующий компонент природы зависит от предыдущего. Начинают с Географического Положения, так как от него зависят все остальные особенности природы.

В) Что такое Географическое положение материка? 

Подумайте, обсудите в группе.

Как определить географическое положение материка?

Примерный ответ учащихся

1.Как расположен материк относительно экватора, и нулевого меридиана.

2.Определить крайние точки материка и их географические координаты, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток.

3.Относительно других объектов. Как расположена Австралия относительно других материков? Какие океаны и моря омывают материк.

Электронный учебник Географическое положение Австралии (на доске появляется карта Австралии).

Г)   работают парами(учитель задает вопрос, дает время подумать  ученика отвечают по очереди в течении данного времени)

Изучите физическую карту мира и Австралии и определите географическое положение Австралии.

Работают парами, объясняют особенности Географического положения Австралии  друг, другу используя атлас -3 минуты, меняются ролями.

Проверка у настенной карты ученик  рассказывает Географическое положение Австралии у доски.

Д) Практическая работа «Определение Географического положения Австралии, нанесение основных сведений на контурную карту» 

Выполняют работу на контурных картах. Подписывают объекты береговой линии и крайние точки Австралии. Определяют координаты крайних точек.

Е) Отработка номенклатуры расположите географические объекты (перетаскиванием)

Работа с  электронным учебником 7 класс, раздел материки, Австралия, практика расставляют объекты.

Вывод о географическом положении материка.

1. Австралия расположена в 2 полушариях, южном и восточном

2. Австралию почти посередине пересекает Южный тропик, т. о. климат – жаркий и сухой

3. Австралия удалена от других материков

4. Береговая линия Австралии слабо изрезана

5.ГП материка является определяющим.

Физкультминутка «Следуй за лидером» Движения первый показывает, остальные повторяют. Имитация животных Австралии.

З) Что вы знаете об истории открытия и исследования материка?

Австралия была открыта европейцами позже других материков. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля.

Задание.  Используя текст, приведённый ниже, составьте вопрос по теме «История открытия Австралии»  и запишите на листочки.

Предположение о существовании «огромной Южной Земли» (так ранее называли Австралию), высказывали еще в 12 веке. Утверждение о том, что она существует, еще более укрепилось после путешествий.

    Луис Торрес  в 1606 году обогнул северную оконечность полуострова Кейп-Йорк и вошел в  пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи (позднее назван  Торресов пролив). По возвращении на родину, Торрес доложил о своём путешествии властям, которые решили засекретить эту информацию. Более 150 лет Европа не знала об открытиях Торреса, пока в 18 веке англичане не захватили Манилу. Так началась новая эпоха открытия Австралии.

      Голландский мореплаватель Виллем Янцзон в начале 17 в открыл северное побережье Австралии.   Залив Карпентария,  открыл западное побережье Кейн – Йорка – северные полуострова Австралии

         В 1642-1643 гг.  А.Тасман обошёл Новую Голландию (Австралию) по кольцевому маршруту, доказав, что она представляет собой особый континент. Также обнаружил остров Тасмания.

        1768 год   Д. Кук отправляется от берегов  Англии в составе экспедиции «Индевор». В октябре 1769 года - открытие  берега Новой Зеландии. 28 апреля 1770 года состоялась первая высадка европейцев на побережье Австралии. 29 апреля  Кук вошёл в воды Ботанического залива. А 22 августа 1770 года  провозгласил Австралию английской территорией.

 

Ученики меняются листочками, каждый пишет ответ на вопрос, по команде одновременно передают свои листочки по кругу и продолжают записывать ответы. Каждый ученик ответит на 4 вопроса.

Вопросы учителя:  Кто открыл пролив между Новой Гвинеей и Австралией

(Луис Ваэс де Торрес),

открыл остров в южной части материка - Абель Тасман,

Открыл северное побережье Австралии и залив Карпентария -  Янсзон Виллем,

В чем заслуга Д.Кука - провозгласил Австралию английской территорией.

3. Закрепление

Выберите верные утверждения.

Если скажу верно –

Говорите «да» в ответ

(И хлопайте в ладоши).

Ну, а если вдруг неверно –

Отвечайте смело «нет»

(И топайте ногами).

1). Материк полностью находится в Южном и Восточном полушариях.
2). С востока материк омывают воды Индийского океана.
3). Северную часть материка пересекает Южный тропик.
4). Залив Карпентария разделяет п-ова Арнемленд и Кейп-Йорк.
5). Береговая линия сильно изрезана на юге и западе материка.
6). Тиморское море находится западнее Арафурского.
7). Большой Барьерный риф простирается у западных берегов материка.
8). Торресов пролив отделяет от материка о. Новая Гвинея.
9). Северные берега омываются водами Индийского  океана.
10). Ближайшим материком является Антарктида.
11). О. Тасмания отделен от материка Малаккским проливом.
12). Тасманово море является шельфовым.
13). Коралловое море омывает материк с  северо-востока.
14). Большой Австралийский залив принадлежит Тихому океану.

4. Итог урока

Легко ли вы справлялись с заданиями? Какие задания вызвали затруднения?

Возникли ли у вас вопросы по теме?

 Оцените по 10 бальной шкале, какую оценку поставите сегодняшнему уроку?

С каким настроением уходите на следующий урок?

Домашнее задание.  Переведите стихотворение Г. Усовой на географический язык. Составьте кроссворд или тест «Географическое положение Австралии. История открытия и исследования »



Предварительный просмотр:

МОУ Истринская СОШ №3

Конспект открытого урока по географии в  8 классе с использование ИКТ технологий и игровых технологий

Тема урока : « Рельеф России»

 

Учитель: Майорова С.А. 

Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Рельеф территории России».

Задачи:

  1. Повторить основные понятия по теме "Рельеф".
  2. Найти закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа.
  3. Формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации
  4. Воспитание умения работы, как в индивидуальном порядке так и в группе.
  5. Осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Форма урока: урок-восхождение

Оборудование:

Компьютеры с выходом в Интернет, экран, мультимедийный проектор, карты по географии России (физическая, тектоническая, минеральные ресурсы).

Ход урока:

  1. Организационный момент (сообщить тему урока, сформулировать цель урока, сориентировать детей на работу в группах).

На предыдущих уроках мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России, который я надеюсь,  останется в памяти надолго.(слайд 1)

Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их прочность, выполняя различные задания. Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Нам предстоит совершить восхождение к вершине знаний. На пути вас будут встречать преграды и испытания. С каждым выполненным заданием вы становитесь ближе к цели. Оценивать себя вы будете сами.  Если выполните все задания, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь. (в течении урока маршрут отражается на экране).

  1. Повторение изученного материала.

1 высота  (слайд 2) Проведем  разминку.

- Вспомните, что такое рельеф? (слайд 3)

- Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют? (слайд 4)

- Как различаются горы по высоте?

- Как различаются равнины по высоте?

- С чем связаны эти различия?

- В чем различия гор и равнин? Почему?  (слайд 5)

- Какая форма рельефа преобладает в нашей стране? Равнины или горы?

 - Где в России расположены равнины?

- А где расположены горы?

- Самая высокая гора России. (Эльбрус).

- Самые длинные горы России.

- Подвижные участки земной коры называются ….

- Устойчивые участки земной коры.

2 высота  (слайд 6)

Основные понятия вы знаете, первая высота взята, теперь проверим, как вы умеете определять объекты по координатам.

С помощью географических координат определить формы рельефа: (слайд 7)

-560  с.ш.,330  в.д. – Валдайская возвышенность. (светло желтый)

-600  с.ш., 720  в.д. – Западно – Сибирская равнина. (светло зеленый)

- 440  с.ш., 430  в.д. – гора Эльбрус. (коричневый)

- 460 с.ш.,  500 в.д. - Прикаспийская низменность (темно зеленый)

- 660 с.ш., 1000 в.д.- Среднесибирское плоскогорье (светло коричневый)

- Почему найденные объекты окрашены в разный цвет? (т.о. с помощью  послойной окраски на физической карте отмечают формы рельефа)

3 высота (слайд 8)

Впереди сложный участок. На каждом сложном участке должен быть первопроходец - тот кто прокладывает путь остальным. От его действия зависит, насколько быстро группа будет продвигаться вперед.

На интерактивную карту нанести формы рельефа (1 группа) и тектонические структуры (2 группа) (слайд 9)

Среднерусская возвышенность                   Русская платформа

Урал                                                               область герцинской складчатости

Кавказ                                                            область кайнозойской складчатости

Западно – Сибирская равнина                     Западно Сибирская плита

Западный Саян                                              область каледонской складчатости

        Восточный Саян                                           область байкальской складчатости

Становой хребет                                           Алданский щит

Сихотэ – Алинь                                             область мезозойской складчатости

Среднесибирское плоскогорье                    Сибирская платформа

Хибины                                                          Балтийский щит

- Какой можно сделать вывод?

(Представители от групп поочередно по карте показывают названные объекты и устанавливают между ними взаимосвязь, остальные учащиеся проверяют работу на местах).

4 высота (слайд 10)

Представьте, что мы попали в обвал, наша задача выжить в данной ситуации. Для этого нам без промедления необходимо определить объект по описанию.

(слайд 11)

- Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”

- Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены.

- Самые высокие горы Юга Сибири.

- Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточным Уралом”.

- Крупнейший горный хребет Камчатки.

- Нагорье к северо-востоку от озера Байкал.

- Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов.

- Самое восточное нагорье России.

- Горы, между Черным и Каспийским морем.

- На какой равнине расположена столица России?

5 высота  (слайд 12)

Мы на полпути к вершине. Сделаем привал.  Откроем геохронологическую таблицу в учебнике (стр. 44-45). Ответьте на вопросы: (слайд 13)

1. Протерозой                                          

2. Силур, палеозой

3. Пермь, мезозой

4. Юрский, мезозой

5. четвертичный, кайнозой

6. неоген, кайнозой

6 высота  (слайд 14)

Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы) (слайд 15)

- Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания,

землетрясения, вулканизм).

- Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека).

Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа (слайд 16)

  1. Деятельность  ветра
  2. Карстовые процессы – вода
  3. Деятельность человека
  4. Моренный рельеф - ледник
  5. Эоловые процессы – ветер
  6. Землетрясения
  7. Вулканизм
  8. Овраг – деятельность текучих вод

7 высота   (слайд 17)

  - Что называют месторождениями? (слайд 18)

- Какой можно сделать вывод?

 8 высота  (слайд 19)

Все очень устали, но чем ближе к цели, тем задания становятся легче и легче.

- Что такое сейсмический пояс?

- Где в России находится сейсмический пояс?

- Что образуется в сейсмическом поясе?

С помощью Интернет – ресурсов дать характеристику  влк. Ключевская Сопка (1 группа) и Долина Гейзеров (2  группа) (слайд 20-22)

9  высота  (слайд 23)

А теперь последнее задание перед восхождением. (слайд 24)

  1. Какой рельеф преобладает в России?  
  2. Высочайшая точка России?
  3. Какими физико-географическими районами представлен рельеф России?
  4. Чем представлена Минусинская котловина 
  5. Длиннейшая в России пещера, протяжённостью 13 км.?
  6. Сталактитовое и сталагмитовое чудо?

 

Подведение итогов.- Благодаря командной работе вы успешно завершили восхождение на  вершину знаний по теме «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России». Надеюсь, полученные знания вы донесете до выпускного экзамена.   Мне бы хотелось оценить и индивидуальные знания учащихся. Поэтому вам предоставляется мини-тест.

Наше восхождение к знаниям  подошло к концу. Спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

МОУ Истринская  средняя общеобразовательная школа №3

Разработка урока   географии в 6 классе с использованием проблемно-поисковая, проектная, ИКТ технологий

по теме      «Ветер»

 

Учитель географии: Майорова С.А.

 

Цели урока: сформировать представление о ветре,  причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров

Задачи урока:

  • развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать  со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;
  • развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
  • способствовать формированию компетенций:  учебно-познавательных, коммуникативных, информационных

Основные понятия:

Ветер, бриз, муссон, флюгер, роза ветров

Репродуктивный уровень: знать что такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, их характерные особенности, описывать ветер по схеме.

Интеллектуальный уровень: выделять причины образования ветра, уметь проследить взаимосвязь между широтой места, температурой воздуха, значением давления и ветром; находить общее и отличия между разными видами ветра (бризом и муссоном).

УУД  Познавательные:  

Сформировать умение самостоятельно  формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую  информацию;  переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать  со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач,  умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.

Регулятивные:

планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, используя табличные данные построить розу ветров,  сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.),   контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем

Личностные:

Знать что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра, какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: по источнику знания:
 а) словесные  

б) наглядные

 в) практические.

 по характеру познавательной деятельности:  частично-поисковый.

Педагогические технологии: 

проблемно-поисковая, проектная, ИКТ.

Оборудование: 

комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); таблички, рисунки учебника, рабочая тетрадь.

           

Ход урока.

 

  1. Организационный момент.

-эпиграфом к нашему уроку я взяла следующее выражение «Ученик на уроке – не пассивный исполнитель,  а активный участник» и чтобы слово не расходилось с делом,  вы    на уроке  должны активно поработать

 

  1. Проверка домашнего задания. 

Давайте вспомним тему нашего прошлого урока,  о чем мы говорили на предыдущем занятии  (Атмосферное давление)

- Что же такое атмосферное давление (это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы)

-Работа со схемой на магнитной доске: указать значение атмосферного давления в точках,   используя карточки- 809, 760, 720, 740

- Откуда мы взяли значения АД, как называется прибор для измерения давления, какие вы знаете виды  (барометр, ртутный, анероид)

-Почему вы цифры расставили таким образом, какая есть закономерность в изменении давления (давление изменяется с высотой, оно понижается)

-На  сколько понижается давление с высотой (на каждые 10,5 м – на 1 мм)

- Решить задачу. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм. рт.ст.? 1) 2000:10,5=194 2) 750-194=556 мм рт. ст.

       Ответ:556 мм рт.ст.

 

  1. Переход к изучению новой темы.

Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто  происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете, разгадав загадку:

Завывает, подвывает,

Злым и добрым он бывает.

Злым, когда всерьез дичает

И о прежних днях скучает.

Страшный, словно гад ползучий,

В небесах гоняет тучи

И с надрывом в вихрях стона

Волны дыбит выше дома,

И ломает, почем зря

В море мачты корабля

Добрым он бывает чаще,

Добры, значит настоящий

Движется как звук струны

Гостем южной стороны.

В темноте, при свете дня-

Солнца яркого огня-

То дыханием ласкает,

Подналяжет, отпускает,

То стеной стоит тугой.

Отгадай, кто он такой?

                                    (ветер)

  Итак, тема нашего урока «Ветер»,  а что вы знаете о ветре?

ЗНАЮ:                                                                             УЗНАЛ:

(записать ответы ребят доске)                                       (записать в конце урока)

      Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете в чем причина образования ветра, познакомитесь  с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров.

  1. Изучение нового  материала.  

I.Ветер

- А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию

Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности (записали в словариках)

II. Ветер, причины образования ветра. 

-А в чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете,  решив задачу:

В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить в нем самолет, но безуспешно, самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень хотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что придумал, как можно распространить листовки. И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы, которая имела высоту 30 метров. Листовки  кружились в воздухе и медленно опускались на землю, их них люди узнавали правду о военных действиях Советской Армии.

 -Объясните, какую закономерность  использовал мальчик?

 На экране рисунок с изображением заводской трубы.

-Давайте еще раз вспомним,  как изменяется давление с высотой,  определите атмосферное давление на вершине трубы.

1) 30:10,5=2,9

2) 760-3=757,1 мм рт. ст.

-Какую закономерность использовал Саша? (движение воздуха)

-Как движется воздух (из области высокого давления в область низкого- показать стрелкой на схеме)

-Аналогично воздух движется и в горизонтальном направлении. Так в чем же причина ветра (разница в атмосферном давлении)

-А почему возникает разница в давлении над земной поверхностью (из-за разницы в температуре) (давайте вспомним теплый воздух какой (легкий), что с ним происходит (поднимается в верх), область какого давления образуется (НД), наоборот холодный воздух какой (тяжелый), что с ним происходит (скапливается в низу), что он делает (давит на земную поверхность), область с каким давлением образуется (ВД)

Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре.

 -А почему воздух различный по температуре? Почему поверхность нагревается по-разному? (из-за угла падения солнечных лучей ил высоты солнца)

 - А почему различная высота Солнца? (из-за шарообразности Земли)

- Мы выяснили причины возникновения ветра, а теперь необходимо систематизировать  эти причины, давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.

img2

III. Виды ветров.

Сейчас вы разобьетесь на 4 группы, каждая группа получает схему.   Опираясь на полученные знания, вы определите,  как изменяется направление ветра 1 и 2 - группа в течение суток, 3 и 4 группа -  по сезонам года.

Работа в группах, объяснение схем.

Под схемами соответственно учитель вешает таблички «бриз», «муссон». Каждой группе дается возможность дать определение новым понятиям

Словарная работа:

Бриз  - прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки

Муссон - ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана  на сушу, зимой  наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока)

Сообщение о ветрах, их видах (опережающее)

       Есть две разновидности горных ветров - фен и бора, отличаются они тем, что фен- теплый воздух, дующий с гор, а бора- холодный, сильный порывистый ветер, так же дующий с гор в долины.

   У нас в Ростовской области летом бывают иногда суховеи. Это продолжительные ветры, дующие с юго-востока, несущие жаркую, сухую погоду.

     Песчаная буря в пустыне называется самум.

IV. Скорость, направление и сила  ветра

Работа в группах по 3 человека:

Раздать карточки: две с числами, одну со стрелкой. Каждая тройка выходит к доске и составляет схему, в которой стрелкой указывает направление ветра

-В каком случае ветер будет сильнее?

 Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее будет дуть ветер.

-посчитайте в каждой паре разницу в давлении, встаньте все в направлении от сильного ветра к слабому.

-А кто знает, как называется прибор для определения направления ветра

Словарь: Флюгер - прибор для измерения направления и скорости ветра.

    На метеорологических станциях флюгер устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (Демонстрация прибора.)

- Как вы думаете, где ветры сильнее - у поверхности земли или на высоте? (На высоте - они постоянны и дуют со скоростью 20-25 м/с.)

-Ветер характеризуют по следующим показателям: направление,  скорость и сила

-Направление ветра - это направление, откуда дует ветер .

-Давайте вспомним направления горизонта: основные и промежуточные. (Основные:  север, юг, восток,  запад. Промежуточные: С-в, ю-в, с-з,ю-з)

-Точно также существуют и главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад).(показать  по схеме)

-Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1805 г.

-Рассмотреть форзац учебника.

Работа в парах. 

Перед вами распечатка. О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках?

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)

А.С. Пушкин.

И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)

С. Михалков.

Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)

М.Ю. Лермонтов.

Буря воет в саду, буря ломится в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)

Н.А. Некрасов.

Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)

А.Н. Плещеев.

V. Физминутка.

Дети встают, вслух произносят стихотворение и делают соответствующее движение.

Ветер дует нам в лицо (вращают руками),

Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны),

Ветерок все тише, тише (приседают)

Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх).

 VI. Практическая работа «Построение розы ветров»

  - Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и

направлению ветры. Об этом можно узнать по графику, называемому розой

ветров. Работа с учебником стр 118 рис 75

- Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?

- Как вы думаете, для чего надо высчитывать преобладающие направления

ветров?

- А теперь постройте  розу ветров по следующим данным за февраль 2014 г для г.Красного Сулина.  

направление ветра

количество дней

северный

1

северо-восточный

4

восточный

9

юго-восточный

3

южный

1

юго-западный

3

западный

4

северо-западный

3

штиль

0

-какой можно сделать вывод?

Сообщение (опережающее)

Для Красносулинского района характерны частые ветры. Среднегодовая скорость ветра составляет 4-5 м/с. Преобладают на территории района восточные ветры. В зимнее время ветры сдувают снег в понижения местности, в овраги и  к лесным насаждениям. Летом ветры нередко являются причиной образования пыльных бурь. В среднем за год в районе наблюдается 7-8 дней с пыльными бурями

VII. Значение ветра.

Ветер великий в природе работник. Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море.

  • Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.
  • Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
  • Вырабатывает электроэнергию.
  • Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.
  • Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы в
  • Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
  • Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

5. Рефлексия.

-возвращаемся к началу урока, дополните схему «ЗНАЮ и УЗНАЛ»

-подведем итог сегодняшнему уроку.

  1. Оценки.

  1. Домашнее задание.

& 39, № 4 стр 120 учебника в раб тетрадях, подготовить стихи, сказки в которых говорится о ветре.

Анализ урока географии.

6 класс МБОУ Лиховская СОШ

Учитель: Манченко О.А.

Тема: «Ветер»

Тип урока:  комбинированный

Цели урока:

сформировать представление о ветре,  причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров

Задачи урока:

  • развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать  со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;
  • развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
  • способствовать формированию компетенций:  учебно-познавательных, коммуникативных, информационных

    Урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. У детей формировалось представление о  ветре, причинах его образования, видах ветров, значении ветра в природе и жизни человека.  

        Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей.  Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация – проблемные задачи, носящие практический характер,  организация урока в форме индивидуальной и групповой работы  с  применением  проектной, проблемно-поисковой  и информационной технологий.

     Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.

    Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения:

словесные:    беседа, объяснение;  

 наглядные:   учебная презентация, таблицы, схемы;

практические: групповая работа по составлению схем, работа с

                         карточками,  индивидуальная работа – построение

                         розы ветров

     Предлагаемые задания способствовали  запоминанию основного материала и терминологии, способствовали  осознанию существенных признаков и понятий, создавали  условия для выявления причинно-следственных связей между шарообразностью Земли, углом падения солнечных лучей, температурой воздуха, давлением и ветром. Данные задания  так же способствовали  развитию учебной мотивации. Для устойчивости мотивации, для ее сохранения и развития при моделировании урока были учтены следующие условия:

-достаточный уровень самостоятельности;

-успешность выполняемых действий;

-положительная обратная связь.

     В основе ФГОС лежит деятельностная парадигма, и  основная задача учителя – организация условий, инициирующих действие. Считаю, что данный урок соответствует требованиям ФГОС и построен на деятельностной основе.

      На уроке  царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик».

   

   

       

     



Предварительный просмотр:

МОУ Истринская СОШ №3

Конспект открытого урока по географии в  8  классе с использованием групповых технологий

Тема урока :  "Стихийные природные явления"

 

Учитель: Майорова С.А.

Цель: сформировать представление о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях.

Задачи: 

  • Образовательные:
  • систематизировать знания о стихийных природных явлениях и бедствиях, выявить различия между этими понятиями;
  • рассмотреть особенности некоторых стихийных природных явлений, причины их вызывающие, географию и распространение по территории России.
  • Развивающие:
  • развивать навыки работы с дополнительной литературой;
  • развивать образное мышление.
  • Воспитательные:
  • формировать навык групповой работы в классе;
  • продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за будущее своей страны.

ХОД УРОКА.

I. Организация класса.

II. Повторение.

1. Индивидуальная работа по карточкам

Карточка № 1

  1. Что такое природные условия?
  2.  Приведите примеры территории России с экстремальными природными условиями.

Карточка № 2

Природные районы

Благоприятные условия

Неблагоприятные условия

Экстремальные условия

Кавказ

 

 

 

Мурманск

 

 

 

Юг Восточно-Европейской равнины

 

 

 

Магадан

 

 

 

Новороссийск

 

 

 

О. Северная Земля

 

 

 

Показать условия, которые соответствуют этим географическим объектам.

2. Фронтальный опрос

1. Как вы думаете, почему первые древние цивилизации на Земле возникли не на Севере?
2. Что такое природные ресурсы. Приведите примеры.
3. Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность.
4. Что такое рекреационная география? Где размещены крупные курорты России и почему?
5. Чем привлекает вас наш край? Благоприятен ли он для проживания?

III. Новая тема.

Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. Очень часто природный процесс превращается в стихийное природное явление.
И сегодня на уроке мы познакомимся со стихийными природными явлениями и стихийными бедствиями, выявим различие между этими понятиями. Рассмотрим особенности некоторых природных стихийных явлений и бедствий, причины их вызывающие, а так же распространение по территории России.
Посмотрите сколько стихийных природных явлений, которые встречаются на территории России.

Задание № 1. «Распределите эти явления по географическим оболочкам» – работаете парами.

Извержение вулкана, смерч, снегопад, наводнение, лавина, засуха, землетрясение, сель, заморозки, оползень, ливни, ураган, цунами, обвал.

Литосфера

Атмосфера

Гидросфера

Извержение вулкана

Ураган

Наводнение

Землетрясение

Смерч

Цунами

Лавина

Засуха

 

Обвал

Снегопад

 

Оползень

Заморозки

 

Сель

Ливни

 

Вывод: Итак, любое природное явление формируется в определенной географической оболочке.

Теперь давайте разберем более подробно некоторые природные стихийные явления, рассмотрев причины возникновения, место распространения на территории России и последствия.  Для этого объединимся в небольшие группы, в каждой группе заполняется в таблице свое природное явление. Затем группа отчитывается, а остальные ребята до конца заполняют свою таблицу. Для более полного изучения природного явления вам предлагается дополнительный материал, в виде небольшой информации по некоторым стихийным природным явлениям.

Задание № 2 – групповая работа по заполнению таблицы.

Название

Оболочка

Причина

Распространение

Последствия

1

Землетрясение

Литосфера

Толчки
и колебания земной поверхности, вызванные разрывами
и смещениями
в земной коре

Камчатка,
Курильские острова,
Забайкалье,
становой хребет,
Кавказ

Разрушения, гибель людей, трещины, оползни

2

Сель

Литосфера

Грязекаменный поток из-за ливня, бурного снеготаяния

Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Верхоянский хребет, Черского

Разрушительная сила, внезапность, уничтожают посевы, разрушают плотины

3

Засуха

Атмосфера

Отсутствие дождей, сильные ветры, иссушающие почвы

Юг Восточно-Европейской равнины, Урала, Сибири, Предкавказья

Гибель растений, возникновение пожаров

4

Смерч

Атмосфера

Локальная неоднородность атмосферы, чередование теплых и холодных слоев воздуха. Магнитное поле Земли

Европейская часть России – центр и юг, реже – север

Разрушение зданий, поднимают предметы в воздух, вызывают деревья с корнем

5

Наводнение

Гидросфера

Выпадение осадков в ходе дождей, таяния снега и льда, тайфуны, опорожнение водохранилища

Санкт-Петербург, бассейн реки Амура, Енисея, Лены

Материальный ущерб, урон здоровью и гибель людей

Проверка таблицы. Каждая группа отчитывается, показывая территории распространения по карте. Остальные до конца заполняют таблицы.

После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его.

1. Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы.

(Извержение вулкана)

2. Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, я укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение.

(Лавина)

3. Это явление бывает летом, когда его совсем не ожидают. И страдает, в первую очередь, от него сельское хозяйство, первые посевы, ростки, появившиеся из почвы. Обычно они приходят с севера, где формируются холодные воздушные массы и переносятся в более теплые широты. Резкое похолодание, понижение температуры ниже нуля градусов приводит практически к полной гибели урожая.

(Заморозки)

4. Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных.

(Цунами)

Вывод: Итак, каждое стихийное природное явление имеет свои причины возникновения, место распространения и последствия для растений, животных, человека.

Вопрос: Скажите мне, а чем же стихийной природное явление отличается от стихийного бедствия? Когда мы говорим – стихийное природное явление, а когда – стихийное бедствие?

IV. Закрепление.

1. По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь.

  • Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)
  • Атмосферный вихрь в виде столба – (смерч)
  • Океанические волны большой длины и скорости – (цунами)
  • Колебания земной поверхности – (землетрясения)
  • Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)
  • Затопление местности при подъеме воды – (наводнение)
  • Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)
  • Ветер разрушительной силы – (ураган)
  • Долгий период с малым количеством осадков – (засуха)
  • Падение больших масс горных пород – (обвал)

2. А теперь мы проверим полученные знания с помощью теста-взаимопроверки.

1. К стихийным природным явлениям литосферы относятся:

а) обвалы;    б) оползни;    в) ливни;      г) цунами.

2. К стихийным природным явлениям атмосферы относятся:

а) лавины;   б) смерчи;    в) сели;     г) засухи.

3. Грязекаменный поток в русле горной реки, вызывающий большие разрушения, это:    а) цунами;     б) оползень;     в) обвал;      г) сель.

4. На Дальнем Востоке России часто проявляются такие стихийные явления, как:

а) цунами;     б) засухи;  в) сели;     г) землетрясения.

5. Стихийные природные явления горных районов:

а) ураганы;    б) обвалы;    в) смерчи;      г) лавины.

Проверка теста – обмениваются тетрадями.

1. а), б)
2. б), г)
3. г)
4. а), г)
5. б), г)

Результаты:

8–9 – оценка «5»;
6–7 – оценка «4»;
4–5 – оценка «3».

V. Домашнее задание

  • Пр. 47  
  • Дополнить таблицу другими природными стихийными явлениями.
  • Приготовить сообщение по любому природному стихийному явлению.