Окружающий мир
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания, основанных на деятельном подходе. Одним из видов детской деятельности является экспериментирование, которое позволяет не только поддерживать познавательный интерес ребёнка, но и приводить их к самостоятельным открытиям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания, основанных на деятельном подходе. Одним из видов детской деятельности является экспериментирование, которое позволяет не только поддерживать познавательный интерес ребёнка, но и приводить их к самостоятельным открытиям. Поэтому необходимость активного внедрения в образовательный процесс методов и приёмов, активизирующих исследовательское поведение детей дошкольного возраста является актуальной. Актуальность выбранной темы
задачи: Формировать в доступной форме научных представлений об объектах живой и неживой природы, их значимости в жизни человека. Развитие любознательности, познавательной активности, навыков моделирования и экспериментирования с применением полученных знаний в повседневной жизни. Воспитание эстетического восприятия окружающего природного мира, бережного отношения к природе. Цель: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково - исследовательской деятельности.
Если в работе с детьми младшего дошкольного возраста систематически использовать экспериментирование в процессе формирования представлений об окружающем мире, то это приведёт к повышению познавательного интереса и активному усвоению предложенного материала, приобретению социальной практики за пределами учреждения, а так же положительной адаптации к современным условиям жизни. Гипотеза:
Методы и приемы работы с детьми: практические , проблемно-поисковые .
индивидуальная работа с детьми, Совместная деятельность воспитателя с детьми консультативная работа с родителями Форма работы с детьми:
самостоятельная деятельность детей
Оборудование для экспериментов различной тематики Алгоритмы опытов, схемы, календарь природы, карточки Различные виды материалов Растения в уголке природы Познавательная литература Дидактические игры Одним из условий решения задач по формированию естественнонаучных представлений у дошкольников в детском саду является организация развивающей среды
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций. Консультации для родителей на темы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Научите ребенка любить живую природу» Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Тематические фотовыставки: «Моя семья в лесу»; «Моя семья на даче»; «Мои домашние питомцы» Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений». Работа с родителями
Анкета для родителей Цель : выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка . 1 . В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка? 2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок? 3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда). 4. Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка? 5. Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями) 6. Создаёте ли вы условия для проведения опытов ? 62 % родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисовании (смешивание красок), конструировании, в играх с песком, водой, воздухом. 52 % анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома. 41 % родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними. 38 % родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.
Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Изучение научно-педагогической литературы; Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме; Создание современной предметно-развивающей среды в группе; Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу; Выступление с докладом об опыте работы на педсовет; Участие в конкурсах педагогического мастерства во всероссийских Интернет-конкурсах; Обучение на курсах повышения квалификации; Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования Работа педагога:
1. Подготовительный этап. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.). - Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме. 2.Аналитико-диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети, родители) 3.Основной этап. Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации 4. Рефлексивный этап. Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка Этапы создания системы работы:
О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг… А.С . Пушкин опыт с раствором перманганата калия
«Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю - я понимаю» Конфуций
ОПЫТЫ: «ВОДОПЛАВАЮЩЕЕ » ЯЙЦО », « УМЕЕТ ЛИ ФОЛЬГА ПЛЯСАТЬ ?», «ДВА АПЕЛЬСИНА»
«Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них физические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» К.А. Тимирязев
Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности .
повышение уровня развития любознательности ; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); повышение уровня развития познавательных процессов ; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе; повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома. Результаты проведенной работы показали , что применение экспериментирования оказало влияние на:
«Одаренные дети в детском саду и в школе» А.И . Савенков . 2000 г. Москва. Савенков А.И. «Психология детской одаренности». М., 2010. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.-М.:ТЦ Сфера, 2007. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 ле» (тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий) авт .-сост. Е.А. Мартынова, И.М . Сучкова . -Волгоград: Учитель, 2011. Равиза Ф.В. «Простые опыты» М., 1997 Сикорук Л.Л. «Физика для малышей) М ., 1983 Список используемой литературы:
