Рабочие прораммы по учебному курсу "Физическая культура"

Рабочие программы составлены в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

«Рассмотрено»                                    «Согласовано»                                 «Утверждаю»

на заседании МО                                на заседании МС                            ______________

_______________                                 ________________                            Директор школы

          Рук. МО                                                     Председатель МС                                    Приказ № 594   30.08.2018 ___    ____________                                  Протокол №1 от 30.08.2018

 

Рабочая программа

по   физической культуре

               класс:     5-9

                  уровень:   общеобразовательный

                                                                      Составитель: Долгих И.И.

                                                                       учитель физической культуры

г. Ханты-Мансийск, 2018

Пояснительная записка

Программа «Физическая культура. 5-9 классы» разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;

    - Примерных программ по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы. Основная школа.

    - М, Просвещение2015;

    -  Программы «Физическая культура, 5-9 кл., Лях В.И., Зданевич А.А., Просвещение, 2015г.

Для прохождения программы в учебном процессе можно использовать следующие учебники: Виленский, М. Я.Физическая культура. 5-7 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред. М. Я. Виленского. - М.: Просвещение, 2015

Лях, В. И. Физическая культура. 8-9 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И. Ляха. - М.: Просвещение, 2015.

 Содержание программного материала состоит из 2-х основных частей: базовый и вариативной    

 (дифференцированной).

 Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем.

 Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностейученика.

 Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.

В связи с социально-экономическими сложностями школы и многих семей учащихся ( в школе нет материальной базы для проведения лыжной подготовки, многие семьи не имеют возможностей приобрести дорогостоящий лыжный инвентарь) лыжная подготовка заменена кроссовой подготовкой, являющейся адекватной, т.к. тоже развивает общую выносливость.

Часы вариативного компонента добавлены в базовый компонент, и что получилось, см. на следующих таблицах :

«Распределение  учебного  времени  на  различные  виды  программного  материала  по  четвертям»  (5-9  кл)  


Для прохождения программы по физическому воспитанию в 5- 9 классах в учебном процессе для обучения предлагается использовать следующие учебники.

      В программе В.И.Ляха, А.А. Зданевича  программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу.

       Программный материал усложняется по разделам каждый год за счѐт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе урока, так и один час урочного времени в каждойчетверти.

       Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре.

       Программа включает в себя разделы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры (волейбол, баскетбол, пионербол) Рабочая программа предназначена для практического использования в учебно- образовательном процессе с целью сохранения единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.

        Рабочая программа регламентирует объем содержания образования. Рабочая программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, егосамоопределения.

        Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» направлен на решение следующих задач:


- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

- обучение основам базовых видов двигательныхдействий;

-   дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы игибкости);

-   формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственныхкачеств;

-   выработку представлений о физической культуре личностии приемахсамоконтроля;

-   углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи притравмах;

-   воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободноевремя;

-   выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

-формирование адекватной оценки собственных физическихвозможностей;

-   воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности,  чувства  ответственности;

-  содействие развитию психических процессов и обучение основам психическойсаморегуляции.

Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе yроков.

 Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков.

Общая характеристика учебного предмета

Предметом обучения физической культуре является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические


качества, осваиваются определенные двигательные действия,        активно развиваются        мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиеническихнорм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации в томчисле:

-    требований        к результатам        освоения образовательной программы основного общего        образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общегообразования;

-    Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина;

-    Закона «Об образовании»;

-   Федерального закона «О физической культуре испорте»;

-   Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до2020г.;

-    примерной программы основного общегообразования;

-    приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.

Описание метапредмета

«Физическая культура» в учебном плане

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет

в средней школе, на его преподавание отводится 105 часов в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебногопредмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего

образования Федерального государственного образовательного стандарта рабочая программа для 5 – 9 классов

направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической

культуре.

Личностные результаты:

-      воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народаРоссии;


-     знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;

-     усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского  общества;

-     воспитание чувства ответственности и долга передРодиной;

-  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательныхинтересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народовмира;

-    готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в немвзаимопонимания;

-    освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальныесообщества;

-     участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастной компетенции с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономическихособенностей;

-  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственнымпоступкам;

-  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других  видовдеятельности;


-   формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и надорогах;

-        осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

 Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры

В области познавательной культуры:

-   владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;

-      владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

-    владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физическойподготовленности.

В области нравственной культуры:

-     способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр исоревнований;

-  способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивныхмероприятий;

-      владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения кокружающим.


 В области трудовой культуры:

 -       умение планировать режим дня обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

 -       умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правилабезопасности;

 -       умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивнымсоревнованиям.

В области эстетической культуры:

-        умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательнойдеятельности;

-   формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;

-       формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

-      владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями испортом;

-    владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

-     владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной, игровой и соревновательнойдеятельности;

В области физической культуры:

-     владение умениями:o в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин. (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высотуспособом«перешагивание»; проплывать 50 м;

-   o в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м )с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г


с место и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м;

- o в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка и обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене(девочки);

 -   o в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники и борьбы в партере и в стойке(юноши);

-   o в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощеннымправилам);

-   демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физическихспособностей;

-   владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполненияупражнений;

-   владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видовспорта;

-  владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку исамообладание.

Метапредметные  результаты

-  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательнойдеятельности;

-   умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательныхзадач;


-   умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейсяситуацией;

-   умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еерешения;

-   владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательнойдеятельности;

-   умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками;

-    умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учетаинтересов;

-   умение формулировать, аргументировать и отстаивать своемнение;

-   умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своейдеятельности.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры

-   овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственныхкачеств;

-   понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческуюактивность;

-   понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм)поведения.

В области нравственной культуры:

-   бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянииздоровья;

-   проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместнойдеятельности;

-   ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственнойдеятельности.


      В области трудовой культуры:

-  добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнениязаданий;

-   приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать ихбезопасность;

-   закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физическогоутомления.

В области эстетической культуры:

-     знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасныхпоследствий;

-     понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетическойпривлекательности;

-  восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения ивзаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

-     владение культурной речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса иуважения;

-     владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находитькомпромиссы при принятии общихрешений;

-     владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее дособеседника

В области физической культуры:

-     владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнениясодержанием;

-   владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно- оздоровительной и физкультурно-оздоровительнойдеятельности;


-  владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.

Предметные результаты

- В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:

-      понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении  в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуальногоздоровья;

-      овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физическиеупражнения и регулировать физический нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание  этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

-  приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха идосуга;

-  расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевойориентацией;

-  формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и коррегирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умение использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.


Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

-    знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы международами;

-    знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форморганизации;

-    знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образажизни.

В области нравственной культуры:

-   способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состоянияздоровья;

-   умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику ихвыполнения;

-   способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры исоревнований.

В области трудовой культуры:

-    способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;

-  умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

-   умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

-      умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физическогоразвития;


- умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физическойподготовленности;

-  способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.

В области коммуникативной культуры:

-   способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия итермины;

- умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включенными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать ипроводить;

-   способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качествекомандира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационнымижестами.

В области физической культуры:

- способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушения осанки, улучшения физическойподготовленности;

- способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятий и индивидуальных особенностейорганизма;

- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневниксамонаблюдения.


                      Содержание учебного предмета

Знания о физическойкультуре

История физической культуры.Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр

и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся

достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе.

Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному

отношению к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека.Режим дня и его основное содержание. Заливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

Восстановительный массаж. Проведение банных процедур.

Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация   и   проведение   самостоятельных   занятийфизической культурой.Подготовка к занятиям

физическойкультурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и

физкультпауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической подготовкой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой.Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений

(технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и

учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и коррегирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.

Акробатические упражнения и комбинации. Опорные прыжки.

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).

Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения.

Метание малого мяча.

Лыжные гонки. Передвижение на лыжах.

Спортивные игры: волейбол, баскетбол, пионербол.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.

Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Лыжная подготовка (лыжные гонки). Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.

Баскетбол и волейбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Распределение учебного времени прохождения программного

 материалапо физической культуре для 5-9 классов

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

V

VI

VII

VIII

IX

Базовая часть

81

81

81

81

81

1.

Основы знаний о физической

культуре

в процессе урока

2.

Спортивные игры (волейбол)

18

18

18

18

18

3.

Гимнастика

18

18

18

18

18

4.

Легкая атлетика

22

22

22

22

22

5.

Лыжная подготовка

23

23

23

23

23

Вариативная часть

24

24

24

24

24

1.

Баскетбол

24

24

24

24

24

Итого:

105

105

105

105

105


Основы знаний о физической        культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.

1.1. Естественные основы.

5 6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

7-8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.

9 класс.Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно- половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими  упражнениями.                                                                                                                                                                         1.2. Социально - психологические основы.

    5-6классы.Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощьюдвигательныхдействий. Гигиенические основы организации самостоятельных        занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказаниепосильнойпомощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение попоказу.Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.

   7-8классы.Основыобученияисамообучениядвигательнымдействиям,ихрольвразвитиивнимания,памятии

мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностью значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий

физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение но показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы


физических        упражнений        для        развития        физических        способностей        и        тестирования        уровня        двигательной подготовленности.

1.3 Культурно - исторические основы.

      5-6 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

     7-8 классы. Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни современного человека.

9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.

1.3.  Приемы  закаливания.

     5-6 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны

(правила, дозировка).

7-8 классы.Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах. 9 класс. Пользование баней.

1.4 Подвижные игры. Волейбол

      5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Баскетбол

5-9 классы.Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

1.3. Гимнастика с элементами акробатики.

5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения

гимнастических упражнений.

8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.

1.3.  Легко атлетические упражнения.

5-9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике.

Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.


1.3.  Кроссовая  подготовка.

5-9 классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.

Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов: Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;

Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г.

№751;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г. №1507-р.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9.02.1998г.№322;

- Обязательный минимум содержания основного общего образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. №1236;

- О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г. №30-51-197/20.

О  введении зачетов по  физической  культуре  для учащихся выпускного  класса 9 общеобразовательных        

 школ РСФСР. Приказ МО РСФСР от 18.11.1985 г №317.

 Учебно-Методическое и материально- техническое обеспечение курса

Информационно- образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать мониторинг здоровья учащихся. Для этого необходимо иметь в кабинете физкультуры компьютер, на котором можно было бы работать с программами, позволяющими следить за весоростовыми и другими показателями учащихся, в том числе составлять графики и работать сдиаграммами.

Кроме того, учитель физкультуры должен участвовать в постоянном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями здравоохранения и спорта. Учителю физкультуры должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета). Интерактивный электронный контент учителя физкультуры должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио - и видео файлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).


Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Основная литература учителя

1.1.

Стандарт общего образования по физической культуре

д

1.2.

Лях В.И., Зданевич А.А.  Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов. - М.: Просвещение, 2012.

д

1.3.

Лях В.И. Мой друг - физкультура. Учебник для учащихся 5, 6, 7-8, 9 классов. Москва «Просвещение» 2006.

г

1.4.

Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы: проект.

2-е изд., дораб. - М. :Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

д

1.5.

Рабочая программа по физической культуре

д

2.

Дополнительная литература для учителя

2.1.

Дидактические материалы по основным   разделам и темам учебного предмета «физическая культура

г

2.2.

Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. –М., Физкультура и спорт, 1998.

д

2.3.

Поурочные разработки по физкультуре. Универсальное издание. - М.: ВАКО, 2005.

д

3.

Дополнительная литература для обучающихся

3.1.

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.

д

4.

Технические средства обучения

4.1

Мультимедийный компьютер

д

5.

Учебно-практическое оборудование

5.1.

Бревно гимнастическое напольное

д

5.2.

Козел гимнастический

д

5.3.

Брусья гимнастические

д

5.4.

Канат для лазанья

д

5.5.

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

г

5.6.

Стенка гимнастическая

г

5.7.

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)

г

5.9.

Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

г

5.11.

Скакалка гимнастическая

г

5.13.

Мат гимнастический

г

5.14.

Гимнастический подкидной мостик

д

5.15.

Обруч гимнастический

г

5.16.

Стойка для прыжков в высоту с планкой

д

5.17.

Рулетка измерительная

д

5.18.

Лыжи (с креплениями и палками)

к

5.19.

Щит баскетбольный тренировочный

д

5.20.

Сетка волейбольная

д

5.21

Аптечка

             Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);

К - полный комплект (для каждого ученика);

Г - комплект, необходимый для практической работы в группах

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Выпускник научится:

-   рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;

-    характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

-    определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

-    разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

-     руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

-    руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

-составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выпускник  получит  возможность научиться:

- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Физическое совершенствование  Выпускник научится:

- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; - выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

- выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);

- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;

- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;                                                                                                                                                                                       - выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:                                                                                                                                            - выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;

- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;                                                                                                          

-выполнять тестовые нормативы по физической