Как развивать у ребенка-дошкольника критическое мышление? #ЭкспертноеМнение

Строгая Ирина Александровна

Как развивать у ребенка-дошкольника критическое мышление? 3 совета от детского психолога Юрия Ильёва.

Задавайте «толстые» и «тонкие» вопросы. Для ответа на «тонкие» вопросы нужно лишь иметь информацию. Например: "Кто сегодня был в садике из вашей группы?"

«Толстые» же вопросы побуждают к рассуждению и формированию собственной позиции. Например: "Как ты думаешь, почему мальчик из сказки о Мойдодыре не любил мыться?"

Важно не просто собирать идеи, а вести диалог, побуждать ребенка подумать о чем-то новом, необычном, сделать свой вывод.

 

Задавать вопросы важно как можно чаще. Спрашивайте ребенка, из чего он сделал поделку, почему выбрал такие краски и почему нарисовал небо фиолетовым, а не голубым. Это поможет ему научиться не только рассказывать о сделанном, но и задумываться, почему так и можно ли было поступить иначе.

2⃣ Играйте в «верю — не верю».  Суть техники — в тщательной проверке информации: вы говорите ребенку какой-то факт, а он должен сказать, верит в него или нет, и объяснить почему.

Например, маленькому ребенку можно задавать простые вопросы вроде «А ты веришь, что все волки серые?». Тогда диалог может быть примерно таким:
— Да, волки серые.
— Почему ты так считаешь?
— Я видел на картинках.
— А ты знаешь, что есть волки белого цвета? Они называются полярными и обитают в Арктике.

Далее покажите изображение этого волка, обсудив, надо ли верить этому факту и почему. Если играть так регулярно, ребенок будет понимать, что один источник может содержать не всю информацию.

Используйте социальные игры. С помощью социальных игр можно не только смоделировать поведение ребенка, его реакцию в той или иной ситуации, но и развить критическое мышление.

Так, чтобы уменьшить риск пострадать от мошенников, можно периодически играть в игру: мама или папа пытаются обмануть ребенка, а тот должен это распознать.

Но для этого ребенок должен иметь хотя бы общее представление о том, кто такие мошенники и как они себя ведут. А также знать базовые правила: например, никому не передавать данные банковской карты и в целом не разговаривать с незнакомыми людьми.

В зависимости от информации, которой владеет ребенок, сюжет игры можно менять. А после ее завершения важно задать примерно такие вопросы:
— Кто такой мошенник?
— Мошенник — это всегда плохой человек?
— Как ты узнал, что я мошенник?
— На что обратил внимание?
— Как можно было избежать обмана?
— Может ли человек просто казаться мошенником? Почему?

Поиск ответов на подобные вопросы поможет ребенку проанализировать свое поведение, понять, что варианты могут отличаться.

Так как в этом возрасте образное мышление у детей развито сильно, родителям лучше не злоупотреблять игрой в плохого персонажа. Иначе у ребенка может сформироваться негативный образ близких