Опыт

Русина Татьяна Николаевна

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода синектика на уроках музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение опыта работы68 КБ

Предварительный просмотр:

 Применение метода синектики на уроках музыки как средство развития творческих способностей учащихся

Русина Татьяна Николаевна,

учитель музыки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17

с углубленным изучением музыки и ИЗО» города Бийска Алтайского края

        Моя профессия адресована детям, и главными инструментами её являются постоянный духовный поиск, доверие и любовь к ученикам. Убеждена, что каждый ребенок талантлив. Учителю надо только помочь ему раскрыть себя, и он должен увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, дать импульс к самосовершенствованию, самореализации через творчество.

        Одним из направлений деятельности является работа по теме самообразования «Применение метода синектики на уроках музыки как средство развития творческих способностей учащихся» в рамках методической темы школы «Освоение современных образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода в рамках внедрения ФГОС второго поколения как условие повышения качества образовательного процесса». Эвристические методы обучения, в том числе метод синектики,  позволяют решать задачи  развития творческой личности учащегося, формирования универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, формирования у детей мотивации к обучению, создания условий для самоорганизации и саморазвития учащихся.

        В своем педагогическом опыте я опираюсь на модель групповой творческой деятельности  и учебного исследования, которая разрабатывается в современной отечественной и зарубежной педагогике с 60-х годов. Она получила название «синектика» (усовершенствованный мозговой штурм). Синектика (Synectics) в переводе с греческого «объединение разнородных элементов» - такое название получил метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Разработанная американских психологом  У. Гордоном на основе известного метода групповой генерации идей, получившего название «мозгового штурма»,  синектика развивалась как совместная поисковая деятельность экспертных групп с использованием догадок, смелых гипотез, «сумасшедших идей» и интуитивных решений.  

Учебный вариант синектики разрабатывался на основе методики стимулирования творческой деятельности. Ключевым для соответствующих дидактических поисков стало стимулирование поисково-исследовательской деятельности учащихся на основе эмоционально-образного, метафорического мышления. Организация учебной деятельности в синектике подробно описана М.В. Клариным в научной работе  «Инновационная модель обучения в зарубежных педагогических поисках».

       Нужно ли кого-то убеждать в необходимости развития творческого воображения учащихся? Учебные задачи на уроках не решаются, потому что ученики не могут представить себе то, о чем идет речь. Воображение сейчас заменено потреблением того, что навоображали  другие. Из-за этого получаются примитивные результаты. Т.е. развитое воображение нужно, чтобы эффективнее  применять  знания.

       На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи. Творчество- важнейший механизм приспособления, его можно рассматривать как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условия. Следовательно, творческое системное мышление, как важнейшая характеристика творческой личности, — необходимое качество человека новой эпохи.

        Это влияет и на формулировку задач обучения и воспитания, и на определение содержания педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств.

        Результатом эвристического обучения является творческое  мышление. В результате творческого мышления происходит  становление  психических свойств  личности, ее способностей. Развитие психических процессов, в том числе творческого мышления, идет у ребенка в определенном порядке, и здесь велика роль взрослого в развитии ребенка.

Общественное сознание еще не прониклось идеей Э. Канта, что «научный человек есть продолжение художественного», что искусство зачастую идет впереди науки и философии в поисках новых форм познания действительности. Не сформировав художественного мышления, человек не может встать и на путь науки. Разве инженеру, ученому не нужны фантазия, интуиция, воображение, вдохновение, пространственное мышление? В какой предметной области эти качества тренируются наилучшим образом? Конечно же — в художественном творчестве, но только в том случае, если мы изменим методы обучения на соответствующие природе искусства.

        Развитие творческих способностей требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования. В качестве первой ступени такой системы можно рассматривать уже дошкольный возраст. Для этого в арсенале педагогики имеется целая система эвристических методов и приёмов. Мною сделана попытка адаптировать и проверить на практике метод синектики при проведении  уроков музыки.

       Синектика отнюдь не сводится только к состыкованию разнородных понятий. Вся «соль» мозгового штурма, вся его сила — в запрете на критику. Но здесь же и его слабость: для развития и видоизменения идеи нужно выяснить ее недостатки, т. е. нужна критика. Гордон преодолел это противоречие путем формирования более или менее постоянных групп. Члены этих групп постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения. Постоянные группы вообще имеют много преимуществ. Постепенно накапливается опыт решения задач. Состав группы можно совершенствовать, вводя новых участников. Растет взаимопонимание, идеи схватываются с полуслова.

       Синектика применяется для решения сложных учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.

       Руководитель синектической группы направляет процесс решения, призывая к поочередному использованию аналогий - это стимулирует генерирование идей и не стесняет свободу поиска. С помощью аналогии можно избавиться от инерции мышления.

       Решение конкретной проблемы рекомендуется осуществлять в два этапа: сначала непривычное превращать в обычное, "одомашнивают", а затем происходит обратный ход - превращение обычного в необычное. Образ решения ищется (конструируется) при помощи одного из четырех типов аналогий:

  • Прямая аналогия - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники, или с объектом из живой природы, или с образом и чувством в музыкальном искусстве
  • Личная аналогия - напрямую связана с театром эмоций (метод эмпатии), попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ; позволяет представить весь процесс, прочувствовать его изнутри; решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства в стиле "Я - дерево, я - белая ворона, которая хочет окраситься, я – герой музыкального произведения"
  • Символическая аналогия - нахождение краткого символического описания задачи или объекта; образное описание
  • Фантастическая аналогия - изложение задачи в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд

       Синектика стимулирует творческую активность, в которой создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций.

       Получаемый учениками продукт (идея, проблема, гипотеза, схема, опыт, текст) непредсказуем. Педагог задает технологию деятельности, представляет культурно-исторические образцы, ведет учебный процесс, но не определяет заранее результат.

          Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, использование аналогий: для понимания   проблемы генерируются и развиваются аналогии, выдвигаются и отсеиваются первые решения, выдвигаются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме. В отличие  от «мозгового штурма» в синект - сеансах участвуют все, а не только креативы группы.

В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Учитель формирует группы из 5-7 детей, которые  учатся  абстрагироваться, мысленно отделятся от предмета, обсуждать.  Дети находят аналогии (сходства), соответствие предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. Умелое использование аналогии позволит охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемым, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

Многое  зависит от руководителя творческой группы, его мастерства, такта, находчивости, от его умения стимулировать творческое воображение членов группы. Он должен овладеть  искусством задавать вопросы, давать подсказки, уточнения, разъяснения, вставлять реплики, которые бы побуждали, стимулировали фантазию, воображение, то сужая, то расширяя поле поиска решения творческой задачи.

       К достоинствам метода синектики относятся практически все, присущие эвристическим методам, на базе которых он разработан.

        Накопление и анализ полученных знаний постепенно вели меня к интуитивному пониманию того, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы процесс творческого развития школьников проходил успешно. Я пришла к пониманию того, что метод синектики можно использовать во всех разделах музыкального обучения.

        Возможности метода синектики  дают большой простор  педагогической деятельности творческому  учителю, учителю – импровизатору. Очень удачен  прием эмпатии на уроках музыки. Например: дети перевоплощаются в клоунов грустных и веселых в пьесе Д. Кабалевского «Клоуны», в смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана, в весеннюю радостную птичку в пьесе П.И. Чайковского «Жаворонок». Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки, ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

        В разделе «Вокально-хоровая работа» очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам с использованием символической аналогии. Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам песни и легко запоминают их. Также перед прослушивания музыки  получают задание дать название музыкальному произведению.

Интересно на занятиях проходит игра «Хорошо – плохо», «Как что?».  Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему?  Музыка легкая, как что?  Веселая, яркая, как что? И т.п.

         Мне очень близка позиция педагога-психолога  В. Каневского: «Звуки скажут больше чем слова…» Интерес и желание школьников музицировать настолько силен, что дети сами не замечают большую учебную работу, проводимую в процессе музицирования. У моих учеников очень много возможностей для звукотворчества. Я использую ряд приемов, которые помогают и определяют мою практическую работу по развитию у детей музыкально-творческих способностей:

  • делай вместе с нами;
  • эти звуки обо мне – элементарная импровизация;
  • музыка моего тела (псалмофония)  – музицирование  звучащими жестами (пластическое интонирование) игра на поверхностях;
  • игры со звуками – музыка, рожденная из шума – шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления;
  • графическая запись (псалмография) – символическое изображение отдельных свойств звука (динамики, высоты, длительности, тембра), запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов;
  • придумай образ;
  • игра «Композиторы»;
  • игра «Поэты»;
  • игра «Художники»;
  • ассоциативные игры: палитра красок, палитра чувств;
  • сочинение (стихотворения, сказки, рассказа, мелодии).

        Побуждаю находить индивидуальные решения при составлении сценариев праздников и проектов музыкальных концертных номеров, не отменяя разномыслия, которое дает возможность найти огромное число верных и подходящих решений одной и той же задачи.  Они ярко демонстрируют свой высокий творческий потенциал.

        Работа в данном направлении дает мне творческую энергию, радость и творческое удовлетворение от общения с детьми.

     В результате применения на уроках музыки метода синектики мне удается формировать у учащихся следующие ключевые компетенции: эмоционально-ценностная компетенция (привлечение репродукций картин, рисование на темы прослушанной музыки, создание коллажей, ритмическое сопровождение), познавательная (способность к метафорам и аналогиям; расширение кругозора в разных областях человеческих знаний, моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки), информационно-коммуникативная (адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, полилоге (овладение интонационной выразительностью речи); использование различных источников информации), рефлексивная (оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений; чувствовать ответственность за успех и неудачу).

        Повысилась активность учащихся на уроках, наблюдается устойчивый интерес к самому процессу обучения, большое желание посещать уроки музыки. Для диагностики развития творческих способностей применяю задания, определяющие  развитие ассоциативно-образного, художественного мышления.

        Систематическое использование метода синектики показало свое преимущество: у 78% учащихся значительно повысился уровень творческой мотивации, что позволяет поддерживать их познавательную активность, и способность к художественному постижению музыки. В результате такого эвристического обучения у учащихся развиваются творческое воображение, образно-ассоциативное мышление, совершенствуется умение проводить аналогии, умение выявлять эмоциональное своеобразие произведения искусства. Результаты диагностики  развития художественно-образного мышления (автор Г.П. Маслова) за три года показали положительную динамику у 87 % учащихся.

Участие школьников в индивидуальных, групповых самостоятельных образовательных творческих проектах по предмету даёт возможность самореализации в проектной деятельности, что является одним из показателей успешности ученика. За последние три года интерес учащихся к проектной работе вырос на 10% (с 38% до 48%).

         Метод синектики также применяю во внеурочной деятельности по предмету, на занятиях школьного вокального объединения «Мелодия». Мои ученики в сотрудничестве со мной создают яркие запоминающиеся концертные номера. Ежегодно мы проводим  отчетный концерт вокального объединения «Мелодия»,  летом выступаем в городском саду.

        Результатом плодотворной работы являются  победы на городской олимпиаде по музыке, фестивалях и конкурсах разного уровня, включая  всероссийский.

      Свобода творчества, конечно, в рамках отведённого времени и конкретных  учебных целей  и художественных задач, позволяет учащимся творчески развиваться, эмоционально расти, познавать глубины различных искусств, и, что немаловажно,  открывать педагогу непознанные стороны своего таланта.