Мои выступления.

Доклад Русский родной язык в школе: зачем, что и как изучать.

Условия эффективной работы по выявлению и сопровождению одарённых учеников.

Формирование читательской компетентности.

Доклад "Патриотическое воспитание младших школьников".

Выступление на РМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Родной русский язык в школе: зачем, что и как изучать»

Лугинина Галина Факеевна

Учитель начальных классов

МКОУ Юголукская СОШ

«По отношению человека к своему родному языку

можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне,

но и о его гражданской ценности».

К.Г.Паустовский

21 февраля – Международный день родного языка. Cуть праздника – поддержка языкового и культурного разнообразия и защита исчезающих языков. К счастью, русский язык не является исчезающим, но он требует к себе бережного отношения.

Народы России на своем пути встречали  много трудностей и сумели  преодолеть их во многом благодаря единому русскому языку. Но  в процессе такого  единения мы обнаруживаем, что  народы  теряют своё своеобразие, свои корни – родные языки. Именно с целью сохранения родных языков был введён в школы  курс «родного языка» и «родной литературы».

Четыре года назад были скорректированы школьные стандарты - ФГОС. Приказ Минобрнауки России от 2015 года. В них появилось разделение на три крупных блока. Отдельно - русский с литературой, отдельно - родной язык и родная литература и отдельно - иностранные языки. Все - обязательны для изучения.

В чём разница между дисциплинами «Русский язык» и «Родной русский язык»?

Изучая основной курс «Русский язык», школьники узнают об устройстве системы русского языка, о нормах его употребления в устной и письменной речи. Русский язык – важный межпредметный курс в школьной программе.

Курс «Родной русский язык» дополняет основной курс фактами о взаимосвязи между русским языком, национальной культурой и историей русского народа. В курсе школьникам предлагается проанализировать изменения в современном русском языке.

Федеральные      государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка. (Статья 14 дополнена в части 4 и в части 6).

Но что получилось в некоторых национальных республиках? Весь класс шел на урок национального родного языка, а что было делать ребенку, для которого родной - русский язык? Он шел на занятия вместе со всеми. Подобные случаи вызвали большой общественный резонанс. После этого на федеральном уровне пришлось вносить изменения в Закон "Об образовании в РФ".

Было прописано, что родным языком считаются все языки народов РФ, в том числе русский. И почему в таком случае дети в национальной республике изучают свой родной язык и родную литературу как отдельные предметы, а ребята, например, в Липецкой области этого лишены с точки зрения дополнительных часов? У всех детей, независимо от региона, должны быть равные образовательные возможности. Вот так фактически и появились новые предметы - русский родной язык и русская родная литература. По своему содержанию они не могут и не должны дублировать уже существующие школьные предметы.

ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ДАТЬ ОТВЕТ НОВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА:

- ПОЧЕМУ ЯЗЫК СРАВНИВАЮТ С ЗЕРКАЛОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ? ПОЧЕМУ ЯЗЫК – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ?

- ЧТО ЯЗЫК МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ НАМ О НАШИХ ДАЛЁКИХ И НЕ ОЧЕНЬ ДАЛЁКИХ ПРЕДКАХ И О НАС САМИХ?  

- ПОЧЕМУ НАДО ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ РОДНОГО ЯЗЫКА? ЧТО КАЖДЫЙ МОЖЕТ ДЛЯ ЭТОГО СДЕЛАТЬ?

В СОДЕРЖАНИИ КУРСА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТРИ МАГИСТРАЛЬНЫЕ ЛИНИИ, ТРИ БЛОКА - МОДУЛЯ: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. РЕЧЬ.ТЕКСТ.

На обычных уроках русского языка мы изучаем язык как систему, большое внимание уделяем развитию речи, освоению орфографии и пунктуации. Что касается курса родного языка, то он разбит на три блока. 

Первый - лингвокультурология. Это попытка соотнести язык и культуру - погрузиться в забытые слова (архаизмы и историзмы), "поиграть" с дополнительными оттенками, которые несут некоторые слова и выражения, отражающие мировоззрение русского человека. В обычном курсе русского языка на это просто не хватает времени. Данный модуль позволяет пробудить мысли, эмоции ребенка по поводу того, каким богатством он владеет - русским языком.

Второй блок - это нормы речи. Правильная постановка ударения, верное словоупотребление, грамматическая культура речи - все это западающие звенья традиционного курса русского языка.

А третий - риторика. Этим мы тоже на уроках русского языка почти не занимаемся. Как правило, у школьников проверяются навыки письменной речи - диктанты, изложения, сочинения. С учетом того, что в девятом классе ввели итоговое собеседование, возвращение риторики в школу - новость хорошая. И вообще, учитель-словесник только рад тому, что в расписании появились дополнительные часы, которые он точно не потратит впустую.

С прошлого учебного года у детей есть возможность изучать свой  родной язык. Правда, есть ограничение. В  Законе "Об образовании в РФ" сказано, что всем детям "гарантируется получение образования на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования". Что значит эта фраза на практике? Если родители захотят, чтобы ребенок изучал свой родной язык, который больше никто в школе изучать не будет или если нет преподавателей, то в качестве родного ему будет предлагаться русский язык.

Что же делать, если ребёнок всё же захочет изучать свой родной язык, а такой возможности в школе нет?

Существует  два варианта решения этой проблемы. Первый - сетевая модель обучения, когда для обучающегося подыскивается внешний (из другой образовательной организации) преподаватель его родного языка, а школа по договоренности засчитывает результаты, которые ребенок получает при прохождении курса. Только при таком положении школа может столкнуться с трудностью юридического оформления собственной образовательной программы, в которой должна быть заложена возможность изучения любого языка народов РФ. Ведь в стране двести пятьдесят национальных языков, на которых говорят народы России

Второй вариант - дистанционное обучение с помощью современных электронных ресурсов. Если бы на платформе Российской электронной школы ребенок мог пройти курс родного языка и получить  итоговую отметку, то школа могла бы ее зачесть в аттестат. Но  пока  это лишь планы, которые, возможно, со временем будут реализованы.

Стоит заметить, что  ни один "обязательный" документ не оговаривает, с какого класса вводить курс родного русского языка и сколько часов на него отвести. В этом смысле многие  школы имеют право выбора. При этом для выставления отметки в аттестат курс должен быть пройден в объеме чуть более 60 часов.

Но на какие шаги иногда идут в регионах? "Режут" и без того урезанные эстетические программы - ИЗО, музыку, мировую художественную культуру. Некоторые школы стали даже забирать часы у русского государственного языка - и искусственно передавать их на русский родной язык. Этого категорически делать нельзя, о чем в регионы были разосланы специальные письма минпросвещения и Рособрнадзора. Предметы "родной язык" и "родная литература" стали обязательной частью программы. Отметки за них должны быть выставлены в аттестат

Есть две линейки учебных пособий, разработанные ведущими издательствами. Но это именно пособия, которые пока не включены в федеральный перечень учебников. Деньги на их закупку школам выделить проблематично. Поэтому сейчас одна из важнейших задач - форсировать процедуру экспертизы этих пособий и включения их в федеральный перечень именно как учебников. Иначе школы побоятся потратить деньги на их закупку. И это одна сторона проблемы.

А вот вторая сторона. В России более 250 национальных языков. Но далеко не по всем из них разработаны примерные образовательные программы и пособия.

Официально Примерные образовательные программы для школ утверждены уже по 18 национальным языкам, в том числе русскому родному. Их можно найти на официальном сайте реестра общеобразовательных программ.

 Всего же, по оценкам специалистов, сегодня существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны. Среди них есть коренные и малочисленные. Первые 64 учебника по 8 языкам  будут созданы уже до конца этого года. Ряд учебников находится на стадии утверждения для включения в федеральный перечень. Также в ближайшее время будет утверждена Концепция преподавания родных языков.

Министерство просвещения Российской Федерации обеспечивает сопровождение изучения и преподавания государственных языков субъектов Российской Федерации, родных языков народов России. И в этой связи особая роль отведена Фонду сохранения и изучения родных языков народов РФ. Кроме того, вопросы разработки и внедрения передовых технологий по преподаванию родных языков народов России, в том числе методик для работы с двуязычными детьми, на всех уровнях образования ведет Институт развития родных языков народов Российской Федерации, созданный на базе Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий.

В центре внимания  - научные исследования, создание и обновление словарей, проведение культурно-просветительских конкурсов, олимпиад и культурных проектов. Ну и, конечно, разработка учебников и методических пособий для учителей.

Что касается предметов "русский родной язык" и "русская родная литература", то они носят в большей степени культурологический характер.

Важнейшая задача курса "Русский родной язык" - приобщение школьников к фактам русской языковой истории, истории русского народа, формирование представлений о сходстве и различиях русского и других языков в контексте их богатства и своеобразия, национальных традиций и культур народов России.  Кроме того, содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении. Оно опирается на основной курс - "Русский язык и литература" - сопровождает и поддерживает, но не дублирует его. Имеет преимущественно практико-ориентированный характер.

В примерной рабочей программе, а также методических рекомендациях предлагаются темы для проектных и исследовательских работ, так как курс имеет практическую и творческую направленность, призван совершенствовать умение говорить и писать на родном языке. Образовательная организация может использовать свои формы контроля, однако не стоит их чрезмерно формализовывать.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/shkola/1942058-rodnoy-russky-yazyk

В прошедшем году я вела «Родной русский язык» в  1 классе. Содержание этого предмета не копирует русский язык и литературное чтение, а удачно дополняет его. Содержание состоит из трёх основных тем:

1.Сереты речи и текста. В этом разделе дети узнают как люди общаются друг с другом, как приветствуют друг друга, изучают вежливые слова. Одна из интересных тем «Зачем людям имена». Ученики узнаю историю имени и происхождение отчества. Они с интересом подбирают ласковые имена к своему имени. Учатся на занятиях спрашивать и отвечать на вопросы.

2.Язык в действии. Выделение учениками голосом важных слов довольно сложно, но они с этим справились. Весело и занимательно учились играть звуками.

3.Русский язык: прошлое и настоящее. Этот раздел был для детей очень интересен. Как назывался дом в старину, как одевались в те давние времена. В учебнике хорошо описаны и дом, и одежда. Много подробных красочных фотографий. Дети с удовольствием их рассматривают, изучают.

Очень удачно подобран материал в рубриках: «Из истории языка», «Мудрость в пословицах». В целом учебник «Русский родной язык» 1 класс Авторов О.М. Александровой и др. соответствует возрастным особенностям детей. Уделено внимание совершенствованию коммуникативных умений и культуре речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

 



Предварительный просмотр:

Доклад.

«Условия эффективной работы по выявлению и сопровождению

 одаренных детей»

Выполнила Лугинина Галина Факеевна

учитель начальных классов МКОУ Юголукская СОШ

«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться»

                                                         Сократ

1.        Основная педагогическая идея, положенная в основу опыта

Современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способностей нестандартного мышления и поведения. И именно одарённые люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Начальное школьное образование является очень благоприятным периодом для развития одаренности.  Опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития. Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

  • - отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
  • - функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
  • - ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми  мотивировали методическую службу к модернизации системы работы учреждения  с одаренными детьми и  созданию проекта «Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы». Проект   выступает в качестве теоретического и методического основания для практической работы и  направлен на совершенствование образовательной среды, которая создает  условия для развития одаренных детей,  в первую очередь, реализацию индивидуальности  обучающихся. Проектом предусмотрено внедрение новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров. Реализация  проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень,   приведет к появлению системных нововведений в работе с одаренными детьми  через совершенствование и  развитие основ образовательного пространства. Новизна проекта состоит в  разработке и практической реализации модели поиска, развития и поддержки одаренных детей. В основе опыта лежат ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

Системный подход,  позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При таком подходе  работа с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: целей образования, субъектов педагогического процесса, содержания образования, методов и форм обучения и материально-технической  базы.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход,  предполагающий обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход, рассматривающий личность как систему характерных для нее отношений, как носителя взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.

Культурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей.

Реализация этих методологических принципов позволит определить основные способы решения проблем, осуществить  планирование и прогнозирование деятельности при работе с одаренными детьми.

2.        Подходы к диагностике детской одаренности.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Необходимо подходить к этому хорошо всё обдумав.

Один из ведущих специалистов в области одаренности детей Е. И. Щебланова выделяет несколько диагностических этапов:

  1. Номинация (называние) имен кандидатов в одаренные.
  1. Выявление проявлений одаренности в различных видах деятельности с использованием формализованных методов.
  2. Изучение условий развития ребенка в семье, интересов, увлечений, сведения о семье.
  3. Оценка ребенка его сверстниками.
  4. Самооценка способностей, интересов.
  5. Оценка работ, достижений.

Психологическое тестирование: показатели особенностей достижений развития в какой-то определенной области с использованием диагностических тестов. Итогом такой комплексной диагностики должен стать не только факт уровня одаренности ребенка в какой-то сфере, но и характеристика одаренности, выделение индивидуальных особенностей в ее проявлении, рекомендации к организации ее педагогической деятельности. При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в урочной и внеурочной деятельности, во внешкольной деятельности и т.п.);
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

К работе по выявлению одаренных детей будут  привлекаться   специалисты различных категорий: психологи, педагоги, социальный педагог, эксперты в определенной предметной деятельности, родители. Одной из эффективных форм подобного сотрудничества является психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения.

         После выявления одаренности детей работа с ними будет вестись  следующими группами педагогов:

-учителями, создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету;

 -наставником (руководитель кружка), который помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме;        

Для выявления одаренных детей  будут использованы  все возможные источники информации о ребенке: замечания и суждения педагогов, родителей; результаты олимпиад, конкурсов и т.п.

  1. Особенности организации урочной и внеурочной деятельности.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

  • Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

  • Проблемно-развивающее обучение

Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

  • Проектно-исследовательская деятельность

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт

  • Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

  • Факультативы.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.

  • Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

  • Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

  • Олимпиады и конкурсы по предметам.

Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

Внеурочная работа с одаренными детьми. В связи с современной насыщенностью учебным материалом образовательного процесса невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему помогает решить дополнительное образование. Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при этом никто не "выпадает" из учебного процесса.

  1. Особенности взаимодействия педагога и обучающихся.

Одаренный ребенок – это национальное достояние целой страны, именно поэтому так важно вовремя обнаружить и взрастить талантливого ребенка, обеспечить правильный подход к его воспитанию и обучению.
Умелое и компетентное руководство со стороны педагогов поможет ребенку проявить свои дарования, направить энергию и индивидуальные способности в нужное русло, и достичь выдающихся результатов в отдельных образовательных сферах.
Основная задача педагога при работе с одаренными детьми – это не только поиск талантов, но и поиск правильных подходов в обучении, помощь в развитии способностей, умение применять нестандартные приемы и техники.
Все это требует определенных навыков и компетенций, которые можно получить лишь благодаря максимальной самоотдаче и желанию.

Педагог не столько обучает, сколько направляет одаренного ребенка, прививает навык самостоятельного обучения, мотивирует ребенка генерировать собственные идеи и решения.

Согласно ФГОС важно делать упор на деятельностный подход в учебном процессе и научить ребенка: 

  • творить и быть автором;
  • ставить цели и достигать их;
  • принимать ответственность за свои решения;
  • использовать свои способности по максимуму и в разных направлениях.

Одаренные дети больше обычных нуждаются в особой поддержке, им важно найти своего учителя. Неподготовленные педагоги часто бывают равнодушны к выдающимся детям и их проблемам. Причина кроется в личности самого педагога, в его системе взглядов и убеждений.

Роль педагога в обучении одаренных детей огромна. Согласно современным исследованиям в этой области, в систему образования необходимо внедрить методы диалога и дискуссии, чтобы дети также были включены в педагогический процесс, смогли бы выбирать форму и содержание своего обучения.

Это обеспечит сближение педагога и ученика и выведет это взаимодействие на качественно новый уровень, что позволит педагогу лучше понять одаренного ребенка и его потребности.

Такие дети всегда отличаются от других, поэтому педагог должен помочь юному дарованию адаптироваться в социуме, а иногда и исключить возможность буллинга.

Успешным будет тот педагог, который прошел специальную подготовку по работе с одаренными детьми, такой педагог будет обладать необходимыми навыками и компетенциями.

Выводы

В заключении отметим, что одаренный ребенок – это всегда особое отношение, нестандартный подход, и сложная многоуровневая работа.

От педагогов требуется постоянное совершенствование и профессиональный рост, от учебных заведений – использование современных образовательных методик.

Одаренный ребенок – исследователь, и чтобы взрастить эту личность, необходима гибкость ума, непрерывный рост мастерства и огромное желание.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, даю задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, например, с журналами, исторической литературой.

В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников. Высокая эффективность достигается, если такая работа ведется систематически, а не от случая к случаю.

В работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.


В подготовке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов большое значение отводится диагностическим процедурам. Можно
выделить три основных этапа:

  • моделирование как разработка целей (идей) и путей их достижения;
  • проектирование как осуществление разработки созданной модели до уровня практического использования;
  • конструирование как детализация проекта для использования в конкретных условиях с реальными участниками образовательного процесса.

Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, учитывающие индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка.

Используемая литература:

  1. Богоявленская М. Проблемы одаренного ребенка, журнал «Обруч», 2005г.
  2. Психология одаренности детей и подростков. под редакцией Н.С.Лейтеса, Москва, 2000г.
  3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
  4. ttps://верити.рф/odarennye_deti_i_podhody_v_obuchenii


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младшего школьника

В современных условиях одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся нравственно - патриотическое воспитание. Сейчас
возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждый ручеёк, полевой цветок, ласковый шелест листьев напоминают нам о Родине.       Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, и формируется в ребенке постепенно, входе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, школе, родным местам, родной стране.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу или селу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой, как жили русские люди? Как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.
Особая роль в решении этой проблемы отводится школе. Кто как не учитель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.
Общая цель работы по патриотическому воспитанию: всестороннее личностное развитие ребёнка, воспитание активной, целеустремлённой, самостоятельной личности, способной к сопереживанию, обладающей чувством собственного достоинства.
В работе используются принципы:
принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих культурных ценностях и строится в соответствии с нормами присущих традициям нашего региона;
принцип природосообразности воспитания означает взаимосвязь естественных и социальных процессов. Воспитание должно стремиться к формированию у ребёнка чувства сопричастности к природе и ответственности за неё;
принцип гуманистической ориентации означает, что ребёнок рассматривается как главная ценность, доверие к ребёнку; осознание ребёнком социальной защищённости, учёт его интересов, уважительное отношение к нему;
индивидуализация воспитания представление каждому возможности для самореализации, самоутверждения;
принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям и другим людям, природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцом национального местного фольклора, народным художественным промыслом, произведением местных поэтов, художников).
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольных образовательных учреждениях, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.
Воспитание чувств патриотизма у школьников процесс сложный, длительный и требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности школьника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).
Взрослый (педагог и родители) также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

…чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …
 

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
На протяжении нескольких лет я продолжаю работу по патриотическому воспитанию школьников. Свою работу начинаю с бесед о своей семье, о своей  Родине, о своем родном городе. На этих занятиях дети закрепляют те знания, которые у них есть, узнают
новый доступный для их возраста материал.
Много лет наша Родина называлась Русь.
Издавна Русь славилась своими защитниками, своими великими людьми. На наших занятиях мы знакомим детей с богатырями, полководцами, защитниками Отечества. Эти занятия вызывают большой интерес у детей. Цель таких занятий: формирование исторического сознания, возрождение духовных традиций России, воспитание в детях гражданственности и патриотизма. Знакомя детей с защитниками нашей Родины, мы стремимся воспитать желание быть похожими на них, стремиться быть сильными, выносливыми, желание защищать и охранять нашу Родину.
Занятия проходят в форме интегрированного занятия-игры, в котором три-четыре части складываются в некий сюжет, не сковывающийся жёсткими рамками. Части интегрированного занятия чередуются, не нарушая целостности сюжета, т.к. педагог сам планирует время, исходя из потребности и мотивации детей. Такое чередование переключает ребёнка с одной деятельности на другую, снижает утомляемость и создаёт комфортные условия для его развития. Ребёнок помещается в ситуацию естественной жизни, в ходе которой он, занимаясь интересным делом, учится любить людей, природу, считать, рисовать, петь, строить. Вся деятельность ребёнка объединяется не только в единый сюжет, но также единые воспитательные и образовательные цели.
Вся работа по патриотическому воспитанию предусматривает создание разнообразной развивающей среды, насыщенной положительными эмоциями, способствующей развитию эмоциональной сферы ребёнка, приобретению им собственного опыта, нравственных переживаний и желание преобразовывать окружающий мир.
Вся работа по воспитанию патриотизма и гражданственности требует тесного контакта с семьёй, так как именно в семье ребёнок учится первым движениям сердца и поднимается от него к дальнейшим формам единения – Родина и государство.

Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

  1. Сформировать и закрепить систему патриотических ценностей, а также чувство уважения и любви к культуре, истории России, традициям и обычаям ее народов.
  2. Воспитать толерантность по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

Содержание материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

Реализация указанных мероприятий предполагает:

  • воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
  • формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;
  • развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;
  • формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;
  • развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
  • формирование устойчивой системы знаний в заданной области;
  • развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Русская история полна замечательных примеров труда, любви к Родине,  самоотверженности. Это – наша нравственная основа, наше богатство. Рассказывать детям о славе  и подвигах русского народа, о его героических делах и добрых начинаниях – значит заронить в их души первые семена любви к родной земле, к Отечеству. При этом обязательным условием к рассказам педагога является простота изложения, искренний и эмоциональный его характер, яркая и образная речь взрослого. Детям рассказывают о том, что любили и во что верили наши предки:

  • ратных подвигах Великих русских князей – Дмитрия Донского и Александра Невского, защищавших Русь от многочисленных и жестоких врагов;
  • создании по всей Руси святых монастырей и храмов;
  • возникновении первых русских городов;
  • славной победе русского народа в Отечественной войне 1812 года;
  • трагических событиях Великой Отечественной войны и Великом Дне Победы.

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: « Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».



Предварительный просмотр:

Лугинина Галина Факеевна

Учитель начальных классов

МКОУ Юголукская СОШ

    Презентация                         https://ru.calameo.com/read/001673541e63686bd554e

1 слайд    Гражданское и патриотическое воспитание младшего школьника

2 слайд

В современных условиях одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся нравственно - патриотическое воспитание. Сейчас
возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

3 слайд

Каждый ручеёк, полевой цветок, ласковый шелест листьев напоминают нам о Родине.       Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, и формируется в ребенке постепенно, входе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, школе, родным местам, родной стране.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу или селу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
4 слайд  Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой, как жили русские люди? Как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.
Особая роль в решении этой проблемы отводится школе. Кто как не учитель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси.

5 слайд

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям и другим людям, природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцом национального местного фольклора, народным художественным промыслом, произведением местных поэтов, художников). Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Провожу беседы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы посвящённые Дню Защитника Отечества. Каждое мероприятие заканчиваю словами:

…чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …
 

Большую часть работы провожу на местном материале.

6 слайд

Знакомство с хором «Юголукские певуньи» позволяет детям увидеть бабушек, которые не сидят дома. Они каждый праздник радуют своим пением людей, заражая их задором и весельем. А так же знакомя с русскими народными песнями и песнями о нашем родном крае. Каждая из этих женщин интересный и знающий  собеседник.

7 слайд

На многие занятия по изучению жизни и быта народа приглашаю человека, который может рассказать об этом времени. Например: «Как шили наши бабушки» Елена Степановна рассказала и показала, как сшить сарафан. Дети с интересом наблюдали за работой и с удовольствием помогали при необходимости, а сшитые сарафаны примеряли и удивлялись: «Как здорово!»

8 слайд (Сарафан)

9 слайд

Ещё больший интерес дети проявили к тому, как прядётся шерсть. Познакомились с старинной прялкой, которая досталась хозяйке от её прабабушки. Но она до сих пор в хорошем состоянии и ещё послужит долго. Дети долгое время наблюдали за работой мастерицы, а потом встали в очередь, чтобы попробовать самим прясть. Самое ценное, что ребята задали вопрос: «А когда ещё придёт бабушка? Интересно!»

10 слайд

Познакомились с вышивкой в музее. Очень красива народная вышивка. Узнали как и зачем её делали. Изучили правила как её выполнять.  Учимся делать её сами


11 слайд

В краеведческий музей (МКОУ Юголукская СОШ) ходим с детьми часто.  Они с интересом рассматривают старинные экспонаты, выясняют где их можно применить сейчас, удивляются как такую сложную вещь можно было выполнить в то давнее время

12 слайд

. Школа – это место куда приходит ребёнок  не просто учиться, а проживает в ней половину дня. Поэтому нужно, чтобы его любили. И ему будет хорошо в ней. Полувековая история школы насыщена многими историческими событиями и людьми .

Мы с ребятами изучили историю школы с момента её основания до наших дней.

17 слайд 

В здании нашей любимой школы учился писатель Валентин Распутин. Ознакомились с его творчеством на библиотечных уроках. Он говорил:

 «Для нас, для тех, кто в Сибири родился и живет, это Родина, дороже и ближе которой ничего в свете нет, нуждающаяся, быть может, в любви и защите больше, чем любая другая сторона, потому что тут пока есть что защищать»

…Малая родина – это колыбель, материнская обитель каждого из нас. Здесь все первое и все самое главное».

В.Г. Распутин

18 слайд

Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды либо обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие рукоделием, изучение родословной семьи.

15 слайд

Для чего же нужно изучать семейные праздники и традиции? Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.  

16 слайд

Скучать нам некогда. Школа нас встречай «Праздник знаний» Кл. час Тема: «Образ русской женщины», КВН «Осенний марафон» ,Кл. час Тема: «Загляните в мамины глаза» (беседа-диалог), День матери, Новогоднее представление «Здравствуй, ёлка», праздник Масленица.

17 слайд

Трудиться мы умеем
и результат имеем

18 слайд

Реализация указанных мероприятий предполагает:

  • воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
  • формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;
  • развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;
  • формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;
  • развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
  • формирование устойчивой системы знаний в заданной области;
  • развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: « Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».