Доклад

В докладе кратко освещается работа, проводимая с родителями воспитателем группы продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_v_gpd.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями в ГПД.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Роль школы в современных условиях – стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором усилий родителей и педагогов в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребенка. Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействий педагога и родителей: от их взаимопонимания в постановке целей и задач, установления приоритетов в области воспитания, умелой организации сотрудничества детей и взрослых, создания благоприятных условий для развития детской самостоятельной деятельности.  

     Обострившиеся социальные проблемы общества неотвратимо оказывают негативное влияние на семейное воспитание. Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, всё меньше внимания уделяют проблемам воспитания детей.

Чаще всего дети, принятые в ГПД, оказываются из социально незащищенных семей: малообеспеченные семьи, многодетные семьи, одинокие семьи (развод, потеря кормильца в семье, родители-инвалиды).

Необходимой составной частью образовательно-воспитательного процесса в группе продленного дня являются планирование и организация работы с родителями воспитанников с целью обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей.

В плане работы воспитателя группы продленного дня с семьями школьников должны найти отражение следующие направления:

- изучение семей и условий семейного воспитания с целью выявления их возможностей в воспитании своего ребёнка и воспитанников группы продленного дня через анкеты, тесты, посещение семьи на дому, наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями и др. Учет полученных сведений при организации взаимодействия;

- оказание семьям воспитанников психолого-педагогической помощи посредством комплексного использования разнообразных коллективных, групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс группы продленного дня и школы. Привлечение родителей к планированию воспитательных дел группы, информирование о времени и месте их проведения, включение в подготовку и проведение мероприятия;

- анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей. Проведение дискуссий, рефлексии всеми членами взаимодействия;

- распространение опыта семейного воспитания посредством организации и проведения презентаций семей, круглых столов, родительских конференций и т.п.

Кроме индивидуальной работы с родителями, которой я отвожу главную роль, существуют и другие методы работы, они так же важны и необходимы в педагогической деятельности, так как в комплексе способствуют полноценному развитию детей в современном обществе.

Мамы и папы являются активными участниками праздников, клубных часов, конкурсов, которые проводятся в группе продленного дня.

Взаимодействие с родителями необходимо, чтобы выработать единые подходы к воспитанию детей. Такая работа должна строиться на интересе родителей к вопросам воспитания и развития их ребенка, учитывать интересы, склонности, способности детей. Попробуем разобраться, что мешает диалогу между педагогом и родителями?

1. Типы поведения педагогов при взаимодействии с родителями.

• «Воспитатель родителей». Педагог говорит: «Я получила профессиональное образование, я лучше знаю, что надо Вашему ребенку, Вы должны, Вы обязаны и т. д.». Такой педагог не учитывает опыт семьи и родители, чаще всего, родители не хотят общаться с ним.

• «Закрытый педагог». Позиция такого педагога: спросите – отвечу, не спросите – не скажу. Родители считают такого педагога равнодушным к ребенку.

• «Дисциплинщик». Такой педагог обращает внимание в группе на поведение детей, на выполнение режимных моментов. С родителями он говорит только о поведении ребенка, хвалит тихих, спокойных детей. Родители считают такого педагога «жестким» и стараются не задавать лишних вопросов.

• «Интеллектуал». Педагог большое внимание уделяет организованной образовательной деятельности. С родителями говорит о степени успешности ребенка на занятиях, мало внимания обращает на общение ребенка и его игровую деятельность.

2. Трудности, которые испытывают педагоги при общении с родителями.

• Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения. Они воспринимают этот период как подготовку к школе.

• Несформированность у родителей педагогической рефлексии, т. е. умения проанализировать педагогическую ситуацию.

• Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в ДОУ.

3. Задачи работы с родителями.

• Установление доверительных отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития детей, создание атмосферы общности интересов.

• Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

4. Формы работы с родителями.

• Собеседования помогают созданию контакта, носят ознакомительный характер.

• Индивидуальные беседы помогают найти индивидуальный подход к ребенку, скорректировать путь его развития, обозначить единый подход к воспитанию. Беседа должна затрагивать следующие вопросы:

1. Что хорошего может воспитатель сказать о ребенке?

2. Что тревожит, беспокоит педагога в ребенке?

3. Каковы причины данных проблем?

4. Какими путями и средствами, с помощью каких методов и форм работы можно устранить негативные явления.

5. Выработка общих подходов в воспитании педагогов и родителей.

• Групповые формы работы

1. Родительские собрания. Подготовка: выбор темы, изучение литературы, проведение микроисследования среди детей и родителей, определение вида, формы, этапов собрания, размещение на стенде за 2-3 недели темы, вопросов собрания. Родителям интересно собрание, темой которого является социальный заказ. В остальных случаях необходима мотивация, чтобы родители воспринимали знания и умения, полученные на собрании.

2. Устный педагогический журнал проводится в виде устных сообщений на разные темы.

3. Педагогическая дискуссия позволяет вовлечь всех родителей в обсуждение проблемы.

4. Родительский клуб – одна из самых востребованных в наше время форм работы. Имеет теоретическую часть (беседа или сообщение педагогов, специалистов, практическую часть (подключаются дети для совместного выполнения какой-либо деятельности, заключительная часть (итоги, рекомендации).

Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на создание условий и оказание содействия для реализации потенциала воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Поэтому «для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов», которым принадлежит содержательно-определяющая роль [2, c.19]. Эффективность же воспитания ребёнка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведь успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплочённым коллективом. А основой тесного взаимодействия семьи и учителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают работу, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и, одновременно, союзник в воспитании детей.