Взаимодействие с семьями воспитанников
Семья для ребёнка дошкольного возраста - жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская любовь. Поэтому от родителей требуется научиться проявлять любовь к своему ребёнку полезным для него образом, вызывая ответные чувства.
Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.
Здесь представлены: Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, План работы с семьями воспитанников на 2018-2019 учебный год, план работы родительских клубов на текущий учебный год, рекомендации для педагогов по работе с родителями, план по тмеме самообразования, досуговые развлечения и мероприятия, информационные и тематические стенды для родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_roditelyami.docx | 22.18 КБ |
plan_raboty_s_roditelyami_2018_2019.docx | 17.34 КБ |
Образовательный маршрут в сети интернет "Мой дом, моя улица" | 589.08 КБ |
Образовательный маршрут в сети интернет "Транспорт" | 521.76 КБ |
zhurnal_rannyaya_proforientatsiya.pdf | 2.9 МБ |
zhurnal_podgotovka_rebyonka_k_shkole.pdf | 2.92 МБ |
buratino_2016.pdf | 451.59 КБ |
buratino_2017.pdf | 2.69 МБ |
buratino_2018.pdf | 2.6 МБ |
o_rodit_klubah.pdf | 263.37 КБ |
kluby.pdf | 245.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Содержание взаимодействия с родителями
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование целевых ориентиров.
Семья для ребёнка дошкольного возраста - жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская любовь. Поэтому от родителей требуется научиться проявлять любовь к своему ребёнку полезным для него образом, вызывая ответные чувства.
Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.
Основные формы взаимодействия с родителями
• Групповые родительские собрания
• Анкетирование родителей по различным темам
• Консультирование специалистами (индивидуальные, групповые)
• Участие родителей в образовательном процессе
• Привлечение родителей к оснащению и оформлению развивающей предметно-пространственной среды
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям:
• Физическое развитие:
-информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение)
-привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях)
• Социально-коммуникативное развитие:
-заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
-сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
-изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
-проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
• Познавательное развитие:
-ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
-совместно с родителями планировать маршруты выходного дня к историческим, памятным местам отдыха горожан.
• Речевое развитие:
-развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги.
-демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения.
-доказывать родителям ценность домашнего чтения;
-поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
• Художественно-эстетическое развитие:
-поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
-привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.
-раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
-информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями | ||
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести анкетирование, интервьюирование, тесты, проведение опросов | ||
Анкетирование | - один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. | |
Познавательные формы взаимодействия с родителями | ||
Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. | ||
Практикум | - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей - воспитателей. | |
Лекция | - форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. | |
Дискуссия | - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление. | |
Круглый стол | - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого. | |
Педагогический совет с участием родителей | - форма взаимодействия с семьей главной целью, которой является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей. | |
Педагогическая лаборатория | - форма взаимодействия предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях. | |
Общее родительское собрание | форма взаимодействия с семьей главной целью, которой является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников | |
Групповые родительские собрания | - действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи | |
Вечера вопросов и ответов | - форма взаимодействия, позволяющая родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей. | |
Родительский тренинг | - активная форма взаимодействия работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. | |
Педагогическая беседа | – обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. | |
Семейная гостиная | - проводятся с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми. | |
Дни добрых дел | - дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями | |
Дни открытых дверей | - достаточно распространенная форма взаимодействия, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею, привлечь к участию. | |
Эпизодические посещения | - посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, непосредственно образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. | |
Досуговые формы взаимодействия с родителями | ||
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. | ||
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) | - помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. | |
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи | - демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. | |
Письменные формы взаимодействия с родителями | ||
Еженедельные записки | - еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию. | |
Неформальные записки | - воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы. | |
Письменные отчеты о развитии ребенка | - это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов | |
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями | ||
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. | ||
Информационно-ознакомительные | - направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете, «Летопись ДОУ», выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в средствах массовой информации, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»; выставки детских работ; фотовыставки; информационные проспекты. | |
Информационно-просветительские | - направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки. |
Предварительный просмотр:
План работы с родителями на 2018-2019 учебный год
Сентябрь | Экскурсии | «Дорожная азбука» пешеходный переход. Поход к перекрёстку «Скверы родного города» |
Беседы | «Дорожные знаки наши друзья» «Наш любимый Когалым» «Волшебный номер 01» «Моя семья моё богатство» | |
Развлечения и досуги | «Осень золотая» | |
Анкетирование | Сведения о родителях | |
Родительское собрание | Знакомство с образовательной программой на 2018-2019 уч. год., Целевыми ориентирами для 5-6 лет, комплексно-тематическим планированием на 2018-2019 учебный год | |
Заседание родительского клуба | «Добро пожаловать» | |
Предметно развивающая среда | Оснащение центров, создание стендов. | |
Октябрь | Досуги | Праздник урожая Сезонные изменения в природе |
Беседы | «Мой любимый город Когалым» «Труд взрослых осенью» | |
Выставки | «Осенние мотивы» из природного материала Коллективная работа «Осень, прекрасная пора» | |
Игры и развлечения | «Осень золотая» «Овощной магазин» сюжетно-ролевая игра | |
Педагогический совет | Выбор родительского совета | |
Экскурсии | «Набережная реки Ингу-ягун» | |
Фото-стенды | « Осенние прогулки» | |
Заседание родительского клуба | «Моя семья» | |
Ноябрь | ||
Беседы | «Моя мама лучше всех» «Я хочу быть здоровым», «Игры на свежем воздухе» | |
Экскурсии | «Ледовый дворец» | |
Выставки | «Моя мама рукодельница» «Вместе с мамами творим» «Животные нашего края» поделки из бросового материала | |
Итоговое мероприятие | «Дикие животные как звери готовятся к зиме» «Животные севера» | |
Родительские вечера | «Творческие мастерские ко Дню матери» | |
Групповое родительское собрание | Знакомство с задачами, содержанием. Методами воспитания детей | |
Театрализованная деятельность | Показ «Семейный театр» | |
Общее родительское собрание | Знакомство родителей с Нормативными документами | |
Игры и развлечения | «Мамочку свою очень сильно я люблю» «Игры народов севера» | |
Заседание родительского клуба | «Здоровей-ка» | |
Декабрь | Консультация | «Роль сюжетно ролевой игры в семье и детском саду» |
Беседы | «Что подарить ребёнку», «Как с пользой провести выходные» | |
Экскурсии | «Лыжная база «Снежинка»» | |
Развлечения и игры | «Дед мороз в гостях у ребят» Сюжетно ролевая игра «Магазин игрушек для ёлки» | |
Выставка рисунков | «Новогодняя открытка» | |
Круглый стол | «Новогодняя мастерская» | |
Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей | Постройка и оформление зимнего участка Творческие мастерские «Мастерская Деда Мороза» | |
Итоговое мероприятие | «Неделя зимних игр и забав» | |
Фотовыставка | «Радуга настроения» «Новогодние костюмы» | |
Заседание родительского клуба | Творческая мастерская «Мир волшебной бумаги» | |
Январь | Консультация | «Закаляйся, если хочешь быть здоров» |
Беседы | «В здоровом теле, здоровый дух» | |
Экскурсия | «Снежный городок» | |
Фотовыставка | «Новый год – семейные традиции» | |
Детско-родительский проект | «В здоровом теле- здоровый дух» | |
Развлечения и игры | «Мы спортивная команда» «Поход в зимний лес» сюжетно-ролевая игра | |
Заседание родительского клуба | «Когда ребенок сводит Вас с ума» | |
Февраль | Консультация | «Пальчики помогают говорить». «Мы пешеходы». |
Беседы | « Интересное о еде» «Для чего солдатам нужно оружие» «Опасные предметы» | |
Итоговое мероприятие | «День защитника Отечества, мужские профессии» | |
Театрализованная деятельность | Показ «Семейный театр» | |
Педагогическая лаборатория | Участие и помощь родителей в образовательном процессе | |
Развлечения и игры | Праздник «Поздравляем пап» Сюжетно-ролевая игра «Моряки» | |
Экскурсии | «Музейно-выставочный комплекс» | |
Фото-стенды | «Мой папа – защитник Родины» «Мой папа – спортсмен» «Семейные игры с папой» | |
Заседание родительского клуба | «Роль отца в семье» | |
Март | Консультация | «Здоровье- главная ценность» |
Беседы | «Воспитываем маленького помощника» «В гостях у бабушки» «Каждой вещи своё место» | |
День открытых дверей | «Познавательно-исследовательская деятельность» «День здорового ребёнка» | |
Итоговое мероприятие | «Подарки для мам» Ярмарка развлечений (народные промыслы) | |
Развлечения | «Маму очень я люблю», | |
Фотостенды | «Моя мама самая красивая», «Моя мама- спортсменка», «Как я помогаю маме» | |
Экскурсии | Поход в спорт- комплекс «Юбилейный | |
Заседание родительского клуба | «Уважать женщину» | |
Апрель | Родительское собрание | «Вот и год прошёл» |
Консультация | «Формирование чувства патриотизма у детей» | |
Беседы | «Воспитание сказкой» | |
Памятки | «Советы Светофорика» | |
День открытых дверей | Итоговые занятия для родителей. «Семейный театр» | |
Развлечения | «День смеха» | |
Заседание родительского клуба | «Драчуны. Как исправить ситуацию?» | |
Май | Фото-стенды | «Будьте здоровы» |
Предметно развивающая среда | Помощь в природном уголке | |
Заседание родительского клуба | «Экология для малышей» | |
Консультация | «Летние игры на воздухе» |