Взаимодействие с семьями воспитанников

Ястребова Галина Николаевна

Семья для ребёнка дошкольного возраста - жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская любовь. Поэтому от родителей требуется научиться проявлять любовь к своему ребёнку полезным для него образом, вызывая ответные чувства.

Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.

Здесь представлены: Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, План работы с семьями воспитанников на 2018-2019 учебный год, план работы родительских клубов на текущий учебный год, рекомендации для педагогов по работе с родителями, план по тмеме самообразования, досуговые развлечения и мероприятия, информационные и тематические стенды для родителей и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

 Содержание взаимодействия с родителями

Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование целевых ориентиров.

Семья для ребёнка дошкольного возраста - жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская любовь. Поэтому от родителей требуется научиться проявлять любовь к своему ребёнку полезным для него образом, вызывая ответные чувства.

Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.

Основные формы взаимодействия с родителями

•        Групповые родительские собрания

•        Анкетирование родителей по различным темам

•        Консультирование специалистами (индивидуальные, групповые)

•        Участие родителей в образовательном процессе

•        Привлечение родителей к оснащению и оформлению развивающей предметно-пространственной  среды

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям:

•        Физическое развитие:

-информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение)

-привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях)

•        Социально-коммуникативное развитие:

-заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;

-сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

-изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;

-проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы  и нормативы.

•        Познавательное развитие:

-ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;

-совместно с родителями планировать маршруты выходного дня к историческим, памятным местам отдыха горожан.

•        Речевое развитие:

-развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги.

-демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения.

-доказывать родителям ценность домашнего чтения;

-поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.

•        Художественно-эстетическое развитие:

-поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;

-привлекать родителей к активным формам совместной  с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.

-раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

-информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести анкетирование, интервьюирование, тесты, проведение опросов

Анкетирование

- один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Познавательные формы взаимодействия с родителями

Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.

Практикум

- форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей - воспитателей.

Лекция

- форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.

Дискуссия

- обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление.

Круглый стол

- самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого.

Педагогический совет с участием родителей

- форма взаимодействия с семьей главной целью, которой является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Педагогическая лаборатория

- форма взаимодействия предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях.

Общее родительское собрание

 форма взаимодействия с семьей главной целью, которой является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников

Групповые родительские собрания

- действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи

Вечера вопросов и ответов

- форма взаимодействия, позволяющая родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Родительский тренинг

- активная форма взаимодействия работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Педагогическая беседа

– обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Семейная гостиная

- проводятся с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения;  помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.

Дни добрых дел

- дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями

Дни открытых дверей

- достаточно распространенная форма взаимодействия, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею, привлечь к участию.

Эпизодические посещения

 - посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, непосредственно образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней.

Досуговые формы взаимодействия с родителями

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования)

- помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи

- демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.

Письменные формы взаимодействия с родителями

Еженедельные записки

- еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки

- воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Письменные отчеты о развитии ребенка

- это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Информационно-ознакомительные

- направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете, «Летопись ДОУ», выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в средствах массовой информации, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»; выставки детских работ; фотовыставки; информационные проспекты.

Информационно-просветительские

- направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки. 



Предварительный просмотр:

План работы с родителями на 2018-2019 учебный год

Сентябрь

Экскурсии

«Дорожная азбука» пешеходный переход. Поход к перекрёстку

«Скверы родного города»

Беседы

«Дорожные знаки наши друзья»

«Наш любимый Когалым»

«Волшебный номер 01»

«Моя семья моё богатство»

Развлечения и досуги

«Осень золотая»

Анкетирование

Сведения о родителях

Родительское собрание

Знакомство с образовательной программой на 2018-2019 уч. год., Целевыми ориентирами для 5-6 лет, комплексно-тематическим планированием на 2018-2019 учебный год

Заседание родительского клуба

«Добро пожаловать»

Предметно развивающая среда

Оснащение центров, создание стендов.

Октябрь

Досуги

Праздник урожая

Сезонные изменения в природе

Беседы

 «Мой любимый город Когалым»

«Труд взрослых осенью»

Выставки

«Осенние мотивы» из природного материала

Коллективная работа «Осень, прекрасная пора»

Игры и развлечения

«Осень золотая»

«Овощной магазин» сюжетно-ролевая игра

Педагогический совет

Выбор родительского совета

Экскурсии

«Набережная реки Ингу-ягун»

Фото-стенды

« Осенние прогулки»

Заседание родительского клуба

«Моя семья»

Ноябрь

Беседы

«Моя мама лучше всех»

«Я хочу быть здоровым»,

«Игры на свежем воздухе»

Экскурсии

«Ледовый дворец»

Выставки

«Моя мама рукодельница»

«Вместе с мамами творим»

«Животные нашего края» поделки из бросового материала

Итоговое мероприятие

«Дикие животные как звери готовятся к зиме»

«Животные севера»

Родительские вечера

«Творческие мастерские ко Дню матери»

Групповое родительское собрание

Знакомство с задачами, содержанием. Методами воспитания детей

Театрализованная деятельность

Показ «Семейный театр»

Общее родительское собрание

Знакомство родителей с Нормативными документами

Игры и развлечения

«Мамочку свою очень сильно я люблю»

«Игры народов севера»

Заседание родительского клуба

«Здоровей-ка»

Декабрь

Консультация

«Роль сюжетно ролевой игры в семье и детском саду»

Беседы

«Что подарить ребёнку», «Как с пользой провести выходные»

Экскурсии

«Лыжная база «Снежинка»»

Развлечения и игры

«Дед мороз в гостях у ребят»

Сюжетно ролевая игра «Магазин игрушек для ёлки»

Выставка рисунков

«Новогодняя открытка»

Круглый стол

«Новогодняя мастерская»

Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей

Постройка и оформление зимнего участка

Творческие мастерские «Мастерская Деда Мороза»

Итоговое мероприятие

«Неделя зимних игр и забав»

Фотовыставка

«Радуга настроения»

«Новогодние костюмы»

Заседание родительского клуба

Творческая мастерская «Мир волшебной бумаги»

Январь

Консультация

«Закаляйся,  если хочешь быть здоров»

Беседы

«В здоровом теле, здоровый дух»

Экскурсия

«Снежный городок»

Фотовыставка

«Новый год – семейные традиции»

Детско-родительский проект

«В здоровом теле- здоровый дух»

Развлечения и игры

«Мы спортивная команда»

«Поход в зимний лес» сюжетно-ролевая игра

Заседание родительского клуба

«Когда ребенок сводит Вас с ума»

Февраль

Консультация

«Пальчики помогают говорить». «Мы пешеходы».

Беседы

« Интересное о еде»

«Для чего солдатам нужно оружие»

«Опасные предметы»

Итоговое мероприятие

«День защитника Отечества, мужские профессии»

Театрализованная деятельность

Показ «Семейный театр»

Педагогическая лаборатория

Участие и помощь родителей в образовательном процессе

Развлечения и игры

Праздник «Поздравляем пап»

Сюжетно-ролевая игра «Моряки»

Экскурсии

«Музейно-выставочный комплекс»

Фото-стенды

«Мой папа – защитник Родины»

«Мой папа – спортсмен»

«Семейные игры с папой»

Заседание родительского клуба

«Роль отца в семье»

Март

Консультация

«Здоровье- главная ценность»

Беседы

«Воспитываем маленького помощника»

«В гостях у бабушки»

«Каждой вещи своё место»

День открытых дверей

«Познавательно-исследовательская деятельность»

«День здорового ребёнка»

Итоговое мероприятие

«Подарки для мам»

Ярмарка развлечений (народные промыслы)

Развлечения

«Маму очень я люблю»,

Фотостенды

«Моя мама самая красивая», «Моя мама- спортсменка», «Как я помогаю маме»

Экскурсии

Поход в спорт- комплекс «Юбилейный

Заседание родительского клуба

 «Уважать женщину»

Апрель

Родительское собрание

«Вот и год прошёл»

Консультация

«Формирование чувства патриотизма у детей»

Беседы

«Воспитание сказкой»

Памятки

«Советы Светофорика»

День открытых дверей

Итоговые занятия для родителей.

«Семейный театр»

Развлечения

«День смеха»

Заседание родительского клуба

«Драчуны. Как исправить ситуацию?»

Май

Фото-стенды

«Будьте здоровы»

Предметно развивающая среда

Помощь в природном уголке

Заседание родительского клуба

«Экология для малышей»

Консультация

«Летние игры на воздухе»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: