Страничка для педагогов

Зайцева Александра Владимировна

Уважаемые педагоги, здесь я выложила картотеки, которыми сама пользуюсь, может кому-то пригодятся

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК

ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

                                                                  

Наш детский сад

«Детский сад»

Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад.

(хлопки на каждое слово)

Буду в садике играть

(показ жеста «ку-ку» - спрятаться)

И конструктор собирать,

(пальцы кистей соприкасаются)

И игрушки за собой убирать.

(руки движутся вправо-влево)

Буду бойко танцевать

(приседание)

И лепить, и рисовать,

(имитировать лепку, рисование)

Буду песни каждый день напевать.

(руки сложить "замком" перед собой)

      *     *     *

Девочки и мальчики прыгают, как мячики

(после слов выполняют прыжки под музыку),

Ручками хлопают

(хлопки три раза),    

Ножками топают

(топают три раза),

Глазками моргают                    

(ритмичное зажмуривание глаз),        

После отдыхают                    

(приседают, руки свободные).

     

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка

(потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий

(прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый

(шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке

(показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать

(руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть

(изобразить любое движение)

                                              Моя семья

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре                      (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?         (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять             (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра               (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка           (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я -             (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья.                     (хлопаем в ладоши)

Фрукты

«Фрукты»

Будем мы варить компот. (маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)

     

«Яблоко»

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Руку протяните, (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать. (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Овощи

В огород пойдем, (шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем ( «таскают»)

И картошки накопаем.  («копают»)

Срежем мы кочан капусты, («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко   («рвут»)

И вернемся по дорожке.   (шаги на месте)

      *     *     *

Ах, какой же урожай, 

(дети стоят лицом в круг)

Побыстрее собирай. 

(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)

Выкопай картошку с грядки, 

(имитация копания огорода)

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей, 

(наклониться, правой рукой)

Чтобы съесть их поскорей. 

(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)

Срежь капусту, посоли, 

(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)

Маму с папой угости.

(отвести поочерёдно руки вправо – влево)

Выдерни морковь, редиску,

(имитация выдёргивания овощей)

Поклонись им в пояс низко. 

(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)

Ай, какой же урожай, 

(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)

Ты в корзину загружай. 

(руки развести в стороны, направив их движение к себе)

Сад - огород

 «На огороде»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.

(потягивания—руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт.

(правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

(приседания)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

(потягивания — руки в стороны)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного.

(потягивания — руки вперёд)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

(дети садятся)

      *     *     *

Овощи и фрукты –            

(наклониться вниз, достать до пола руками (огород)

выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))

вкусные продукты.          

(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)

в огороде                            

(наклоны вниз, достать руками до пола (собираем урожай на грядках)

и в саду                              

(выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем урожай в саду)

для еды я их найду            

(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)

Ягоды

«За малиной»

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.                      

(дети водят хоровод, взявшись за руки)

Спелых ягод наберем, наберем.                              

(идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды)

Солнышко высоко,            

(встают лицом в круг, тянутся руками вверх)

А в лесу тропинка.            

(наклоняются и пытаются достать пол)

Сладкая ты моя,                  

(идут по кругу, взявшись за руки)

Ягодка-малинка.

     

«По ягоды»

Мы шли-шли-шли,

(маршируют по кругу, держа руки на поясе)

Много клюквы нашли.

(наклоняются, правой рукой достают носок левой  ноги, не сгибая колен)

Раз, два, три, четыре, пять,

(опять идут по кругу)

Мы опять идем искать.

(наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен)

 «Один, два, три, четыре, пять»

Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.  (приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.  (ходьба на месте)

Грибы

Утром дети в лес пошли        (шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли            (размеренное приседание),

Наклонялись, собирали          (наклоны вперед),

По дороге растеряли              (ритмичное разведение рук в стороны).

      *     *     *

Гриша шел-шел-шел,                      (шаги на месте)

Белый гриб нашел.

Раз — грибок,                                    (наклоны вперед)

Два — грибок.                                (наклоны вперед)

Три - грибок,                                (наклоны вперед)

Положил их в кузовок.                      («кладут грибы»)

Деревья

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

(широким жестом развести руки в стороны)

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

(руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону)

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

(наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону)

 «Клен»

Руки подняты вверх, движения по тексту.

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

      *     *     *

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. 

(стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (наклоны корпуса вперёд-назад)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (приседания)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (дети идут на места)

Осень

«Листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились – полетели

И на землю тихо сели.

      *     *     *

Дождик осенний из туч моросит,

(броски расслабленными кистями рук)

Дерево, сбросив листочки, стоит

(руки вверх, пальцы направлены вверх (ветви деревьев))

Ветер осенний ветви качает

(плавно покачивают руками)

Листья под деревом ветер гоняет.

(присаживаются и «ворошат листья» под деревом, имитируя их шелест: «ш-ш-ш-ш…»)

      *     *     *

Дует ветер, дует, дует, задувает

(махи руками на себя)

Желтые листочки с дерева срывает

(кружатся на месте) 

и летят листочки,

Кружат по дорожке (на цыпочках проходят круг)

Падают листочки прямо к нам под ножки. (повернувшись вокруг себя на мест , приседают).

Человек. Части тела

«Попрыгай!» 

На каждую строчку стихотворения — четыре прыжка.

Левой ножкой — прыг, прыг.

Правой ножкой — прыг, прыг.

Мы попрыгаем на двух:

Ух, ух, ух, ух!

Влево мы попрыгаем,

Вправо мы попрыгаем.

Мы вперед пойдем

И назад отойдем!

 «О левой и правой руке»

Смотрите-ка, вот две руки:

Правая и левая!

(вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая!

(хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая!

 (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть -

И правая, и левая!

(прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая!

(показываем направление то правой, то левой рукой)

И с правою, и с левою!

 (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая!

(обхватываем себя руками – “обнимаем”)

Игрушки

«Мишка»

Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись.

«Матрешки»

Хлопают в ладошки              

лопать в ладоши перед собой)

Дружные матрешки.             

(повторить хлопки еще раз)                         

На ногах сапожки,                

(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.)

Топают матрешки.                

Влево, вправо наклонись,    

(наклоны вправо – влево)

Всем знакомым поклонись.           

(наклон головы вперед с поворотом туловища)

Девчонки озорные,               

(наклоны головы вправо-влево)

Матрешки расписные.          

(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)

В сарафанах наших пестрых                  

(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)

Вы похожи словно сестры.                    

Ладушки, ладушки,                        

(хлопок в ладоши перед собой)

Веселые матрешки.               

(хлопок по парте, повторить еще раз)

Посуда

Чашку в руки я беру

И ко рту я подношу,

Голову я наклоняю,

Чай до дна я выпиваю.

      *     *     *

Вот большой стеклянный чайник.

(дети надули животик)

Очень важный, как начальник.

(одну руку поставили на пояс, другую изогнули)

Вот фарфоровые чашки,

(присели, одну руку поставили на пояс)

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(кружатся, «рисуя» руками круг)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

(потянулись, сомкнули руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

(легли, вытянулись)

Он посуду нам принес.

      *     *     *

К нам пришла Федора,

(ходьба на месте)

Не хозяйка, а умора, 

(руку согнуть в локте, провести тыльной стороной ладони по лбу)

Выпачкала всю посуду, 

(поочерёдно потереть ладонь о ладонь)

А потом кричит: «Не буду!». 

(руки согнуты в локтях, ладони вверх, повороты головы вправо- влево)

Кофейник, чайник и стакан,

(наклоны головы в стороны)

Давно не видывали кран, 

(наклоны головы вперёд)

Сахарница, блюдце, вилка, 

(наклоны головы в стороны)

Ковш, молочник и бутылка, 

(наклоны головы вперёд)

Бокал, маслёнка, самовар,

Как будто приняли загар. 

(«вытирают» лицо ладонями в стороны)

Блюдо, перечница, солонка 

(наклоны головы в стороны)

Плачут в углу тихонько. 

(«собирают слёзы» в ладошку)

Скорей бежим к водице, 

(бег на месте)

Чтобы попить, умыться.

 («вытирают» лицо ладонями вверх – вниз)

Продукты питания

В магазин мы все ходили и продукты там купили:

(идут по кругу)

 Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога,

(взмах руками влево, вправо)

 Все к обеду припасли,

(прямо, широко разводят руки)

 Чуть до дома донесли.

(приседают)

      *     *     *

Мы приходим в магазин, 

(ходьба на месте)

Без лукошек и корзин, 

(сгибают руки в локтях, прижимая кисть к поясу)

Чтобы хлеб купить, батон, 

(загибают пальцы правой и левой руки)

Колбасу и макарон,

Сыр, зефир и пастилу,

Шоколад и пахлаву,

Молоко, кефир, сметану,

Кофе, чай и два банана.

Нам продал их продавец, 

(руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук)

Всё купили, наконец.

 (рукопожатие)

Одежда. Головные уборы

Вот заходит Мойдодыр, 

(ходьба на месте)

У меня с ним только мир. 

(сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит 

(руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. 

(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит, 

(грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит. 

(руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат 

(загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. 

(поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет – 

(поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. 

(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

Обувь

Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений:

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

      *     *     *

Мы на полки обувь ставим, 

(поднимают поочерёдно руки вверх)

А потом её считаем: 

(сгибают пальцы по порядку)

Сапоги, кроссовки, туфли,

Шлёпанцы, сандалии в кухне,

Босоножки, кеды, боты

И высокие ботфорты,

Валенки, лапти, калоши,

Их выпачкивать не гоже. 

(повороты головы в стороны)

Посчитай, скажи ответ,

(руки согнуты в локтях, руки перед грудью, пальцы раздвинуты)

Знаешь, сколько или нет? 

(спрятать руки за спину, поворачивать голову в стороны)

Зима

«Зима»

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.      

(имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.            

(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.                

(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.  

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.                  

(соответствующие движения)              

Гостью-зиму любим мы, любим мы.              

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

 «Снеговик»

 Давай, дружок, смелей, дружок,            (Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком)

Кати по снегу свой снежок.                        

Он превратится в толстый ком,              («Рисуют» руками большой круг)

И станет ком снеговиком.                       («Рисуют» снеговика из трех комков)

Его улыбка так светла!                            (Широко улыбаются)

Два глаза, шляпа, нос, метла.                 (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка —                (Медленно приседают)

Увы! — и нет снеговика.                        (Разводят руками, пожимают плечами)

Новогодний праздник

Наша елка велика

(круговое движение руками),

Наша елка высока

(вставать на носочки),

Выше мамы, выше папы

(присесть и встать на носки),

Достает до потолка

(потянуться).

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы елка захотела

В гости к нам прийти опять!

(пляшут, притопывая ногами, разводя руками в стороны и ставя на пояс)

Зимующие птицы

«Воробушки»

О чем поют воробушки

(шагать на месте)

В последний день зимы?

(руки в стороны на пояс)

— Мы выжили!

(хлопать в ладоши)

— Мы дожили!

(прыгать на месте)

— Мы живы! Живы мы!

(шагать на месте)

     

«Вороны»

Вот под елочкой зеленой        (встать)

Скачут весело вороны:        (попрыгать)

Кар-кар-кар!        (хлопать над головой в ладоши)

Целый день они кричали,        (повороты туловища влево-вправо)

Спать ребятам не давали:        (наклоны туловища влево-вправо)

Кар-кар-кар!        (Громко.) (хлопать над головой в ладоши)

Только к ночи умолкают        (махать руками как крыльями)

И все вместе засыпают:        (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)

Кар-кар-кар!    (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)

Дикие животные

Дикие животные

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

      *     *     *

Импровизация движений в такт стихотворения«Мишка»

Мы потопаем, как мишка:

Топ-топ-топ-топ!

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Лапы вверх мы поднимаем.

 «Лоси»

На полянку вышли лоси      

скрестить руки и поднять их над головой (пальцы прямые, раздвинуты),

Дружная семья:                    

Папа лось идет с рогами,  

 (шагают на месте, высоко поднимая колени)

А лосенок с рожками;        

(на месте переступают с носочка на носочек (отрывая от пола

только пятки), указательные пальцы обеих рук приставляют

ко лбу (рожки);

Мама длинными ногами    

(переходят на высокий шаг с «большими рогами»);

А лосенок – ножками.        

(повторяют шаги лосенка)

      *     *     *

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево – вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

Домашние животные

«Котята»

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко, сладко засыпали:

Вот так, вот так!

 «Киска»

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Мебель

На кровати можно спать, 

(руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)

Стулья, стол – переставлять. 

(руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)

В шкаф я книги буду ставить, 

(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)

Кресла буду застилать. 

(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)

С полки буду пыль стирать, 

(правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)

Тумбу – в чистоте держать. 

(левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)

И скажу вам без прикрас,

( две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)

Эта мебель – просто класс! 

(большие пальцы вверх)

Транспорт. Правила дорожного движения

«Самолеты»

Самолеты загудели

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолеты полетели

(руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели

(присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.      

     

«Теплоход»

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход.

Раз – два, раз – два

Он назад шагнул сначала

Раз – два, раз – два

А потом шагнул вперед,

Раз – два, раз – два.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

     

«Самолет»

Руки ставим все вразлет:

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда,

Делай «раз» и делай «два».

Раз – два! Раз – два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз – два! Раз – два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись.

Праздник 23 февраля

Мы солдаты, мы солдаты

Бодрым шагом мы идем.

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадешь.

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.

 «Стойкий оловянный солдатик»

Наклонитесь все вперед,

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге  постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади!

Руки вверх, руки  в  бок,

И на месте- скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом…

Марш на место не спеша.

Домашние птицы

«Петух»

Шел по берегу петух,                                  

(высокий шаг, «крылья»)

Поскользнулся,                                            

(«мельница»)

В речку - бух!                                              

(наклоны)

Будет знать петух,                                      

Что впредь                                                  

(грозят указательным пальцем правой руки)

Надо под ноги смотреть!                            

(то же левой рукой)

      *     *     *

Ходит по двору индюк

(шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

(остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

(потопать ногами)

Крыльями захлопал

(руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар

(руки на поясе)

Или медный самовар

(сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою

(помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как  индюк)

Понесся стрелою.

(бег на месте)

     

«Гусак-физкультурник»

Наш гусак встает на зорьке,

(дети потягиваются, руки за голову)

Он к реке сбегает с горки.

Он гусиную зарядку (маршируют)

Любит делать по порядку.

Для начала — бег на месте, (бегут на месте)

Крылья врозь, а лапки вместе.

(разводят руки в стороны)

Упражнения для шеи,

(движения головой вниз, вперед, назад)

Чтоб росла еще длиннее,

Тренировка для хвоста, (приседают)

А потом — бултых с моста. (прыгают вперед)

Он плывет на середину,

(плавно раздвигает руки)

Чистит лапки, моет спину.

(отводят руки за спину)

Крикнул селезень: кряк — кряк!

Физкультурник наш гусак!

Весна. Мамин праздник

Медведь весной проснулся (далее движения по тексту),

Потянулся, улыбнулся,

Повертелся, огляделся,

Почесался, причесался.

Наклонился,

Водой из ручья умылся

(тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту).

Нарядился

И пошел по лесу

Куролесить.

Берегись, лесной народ,

Зверь голодный идет!

(ходьба по-медвежьи.)

      *     *     *

Улыбаются все люди.  

Весна, весна, весна!                          

(дети говорят улыбаясь).   

Она везде, она повсюду!                 

(Красна, красна, красна - повороты).

По лугу, лесу и поляне.                     

(Идет, идет, идет – шагают на месте).   

На солнышке скорей погреться.     

(Зовет, зовет, зовет – руки «рупором»). 

И в ручейке лесном задорном,       

(Звенит – 3 раза, щелчки пальцами).   

И все живое сразу слышит.           (Весенний звон – 2 раза, хлопки).

Перелетные птицы

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись на водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

 «Аист»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

      *     *     *

Черный грач по полю ходит,

Важно ноги поднимая,                (идут, высоко поднимая колени)

По проталинкам шагает,        (и помахивая руками (крыльями).

Червячков в земле находит.

 «Гусь»

Гусь гуляет по дорожке,        

(ходьба вперевалку)

Гусь играет на гармошке        

(имитация игры на гармошке)

И гордится гармонист:            

(руки за спину, выпятить грудь)

«Га - Га - Га! Я - гармонист!»

(стучит ладошкой в грудь)

Зоопарк (Животные Севера. Животные жарких стран)

Мама-слониха топает тихо (шагают тихо), а слоненок Ромка топает громко (шагают, высоко поднимая колени). Топает, пляшет (пляшут вприсядку), хоботочком машет (машут рукой).

 «Пингвины»

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

 «Мартышки»

(дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

«Слон»

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. 

(наклоны головы в стороны)

Головой своей кивает, 

(наклоны головы вперед)

Будто в гости приглашает. 

(голову прямо)

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад.

(наклоны вперёд, назад)

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад.

(подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(дети садятся)

Космос. Части суток

«Ракета»

А  сейчас  мы  с  вами,  дети,

Улетаем  на  ракете.

На  носки  приподнимись,

А  потом  руки  вниз.

Раз,  два,

(Стойка  на носках,  руки  вверх, ладоши  образуют «купол  ракеты»)

Три,  четыре –

(Основная  стойка)

Вот  летит  ракета  ввысь!

      *     *     *

Выбираем,    на  чем  летим? – На  ракете!

Одеваем  костюм  космонавта – скафандр,  проверяем  его  герметичность.  Готовим  ракету. Крылья  у  ракеты: руки  назад, соединяем  лопатки.  Считаем 1-2-3-4-5.

Полетели.  Считаем  звёзды: кисти  рук  в  виде  бинокля  прижимаем  к  глазам  и  поворачиваем  голову  налево,  направо.

Стало  холодно – надо  согреться: растираем  ладони  и  пальцы  рук,  хлопаем  в  ладоши  5-10  раз.  Полетели  обратно.  Для  расслабления  выполняем  диафрагмальное  дыхание  3-4  раза.  Прилетели  на  Землю,  снимаем  с  головы  скафандр,  костюм.

«Луна»

В небе плавает луна. 

(плавные покачивания влево и вправо)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять 

(хлопки в ладоши)

Можем мы луну достать.

(руки вверх)

Шесть, семь, восемь, девять, десять — 

(хлопки над головой)

И пониже перевесить. 

(руки вниз)

Десять, девять, восемь, семь –

(ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем. 

(дети тихо садятся)

Профессии

Я – шофёр, помыл машину

Сел за руль, расправил спину.

Загудел мотор и шины

 Зашуршали у машины.                 (имитация  вождения автомобиля)

Подметает дворник двор

Убирает дворник сор.                     ( подметание)

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту.            (повороты, приставив ладони к глазам)

А сапожник сапоги

Для любой сошьёт ноги.

К сапогам прибьёт подковки

И пляши без остановки.                (шитьё, прибивание молотком, пляска)

Наши лётчики – пилоты

Приготовились к полёту.            ( руки в стороны, наклоны корпуса)

А портной сошьёт для нас

Брюки – просто высший класс.    ( имитация шитья)

Я  - маляр, шагаю к вам

С кистью и ведром

Свежей краской буду сам

Красить новый дом.                        (плавные взмахи руками вверх-вниз)

      *     *     *

Мы в профессии играем, 

(дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются)

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, адвокат, 

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Президент и дипломат,

Сторож, дворник, музыкант,

Есть у каждого талант. 

(руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх)

Токарь, швея, продавец, 

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Менеджер и певец,

Колхозник и акушер,

Садовод, милиционер,

Все профессии нужны, 

(ходьба по кругу, взявшись за руки)

Все профессии важны.

Наша Родина – Россия

В нашей стране горы-высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

      *     *     *

Столица нашей Родины – Москва

уки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два. 

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней, 

(подняться на носки, поднять)

С курантами на ней 

(руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной, 

(развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным, 

(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной 

И смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть, 

(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

Театры, памятники есть. 

(загнуть левой рукой два пальца правой руки)

Поедим в гости мы к друзьям, 

(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

Чтоб рассказать об этом вам. 

(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

Насекомые

«Кузнечики»

Поднимайте плечики,

(энергичные движения плечами)

Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели, Травушку покушали,

Тишину послушали,

(приседания)

Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко,

(прыжки на месте)

Вот мотор включился, Пропеллер закрутился, Ж-ж-ж

(вращательные движения руками перед собой)

К облакам поднялись, И шасси убрались,

(поочередное поднимание колен)

Вот лес - мы тут Приготовим парашют,

(покачивания руками, разведенными в разные стороны)

Толчок, прыжок, Летим, дружок,

(прыжок вверх, руки в стороны)

Парашюты все раскрылись, Дети мягко приземлились,

(приседание, руки в стороны)

 «Бабочки»

Мы шагаем друг за другом.

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три,

Сели на цветок – замри!

      *     *     *

Чок – чок, каблучок!

(потопать ногами)

В танце кружится сверчок.

(покружиться)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

(движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают –

(движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает.

(покружиться парами)

Звонко хлопают ладошки!

(похлопать в ладоши)

Всё! Устали ножки!

Лето. Цветы

Спал цветок и вдруг проснулся,        (встать, руки на поясе)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,        (руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

Взвился вверх и полетел.        (бег)

 «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.        (ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг!                (потягивания — руки в стороны)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево.        (наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.        (потягивания — руки вверх)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.                (дети садятся)

      *     *     *

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.                (потягивания — руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.                (потягивания — руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.                (дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.                (наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Школьные принадлежности

Я шагаю в первый класс –         (ходьба на месте)

Это раз.

Зелена вокруг трава –                 (руки согнуты в локтях, поочерёдно разводить руки от себя в стороны)

Это два.

Ты на форму посмотри –         (провести тыльной стороны ладони от плеча вниз)

Это три.

А четыре – всё в порядке.        (движение правой рукой вперёд, подняв большой палец вверх)

Пять – не забыл ничего взять.(постучать по бокам руками)

Шесть – ручки и тетради есть. (сгибать правой рукой пальцы левой руки)

Семь – я школьник совсем.         (правой рукой прикасаемся к груди ладонью)

Восемь – лень отбросим.         (руки движутся от себя)

Девять - в лучшее верить.         (руки поднять вверх, глаза поднять вверх)

Десять – сентябрь отличный         (руки развести в стороны)

месяц.



Предварительный просмотр:

 



Предварительный просмотр:

                         Подготовительная группа                              

      МЫ – ВЫСЕЛЫЕ РЕБЯТА

                                                      с бегом

Дети стоят за чертой на одной из сторон площадки (на противоположной стороне так же проведена черта). Примерно на середине площадки, между двумя линиями стоит водящий, выбранный по считалке.

Дети хором произносят:

МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, ЛЮБИМ БЕГАТЬ И ИГРАТЬ. НУ, ПОПРОБУЙ НАС ДОГНАТЬ!

1 – 2 – 3 – ЛОВИ!

После слова «ЛОВИ!» дети перебегают на другую сторону площадки, а водящий старается догнать бегущих. Кого водящий поймает, до пересечения черты, тот отходит в сторону.

Варианты: водящий сбоку; водящий сзади – дети лицом к водящему; одна шеренга (догоняющие) на коленях у стены, другая лицом к ним; догоняющие лежа на животе – другие на коленях лицом к направлению.

                         Подготовительная группа                              

       МЕДВЕДЬ И ПЧЕЛЫ

                                                 с лазаньем

Играющие делятся на две группы – медведи и пчелы. На расстоянии 3-5м вправо от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8-9м с другой стороны – луг. Пчелы на вышке (улей). По сигналу, пчелы летят на луг, жужжат. Как только пчелы улетят, медведи залезают на вышку, едят мед. На сигнал «МЕДВЕДИ!» пчелы летят к ульям и жалят медведей. Затем пчелы возвращаются в улей и игра повторяется.

После 2-3 повторений, меняются местами

                           Подготовительная группа                      

              ВОЛК ВО РВУ

                                                          с лазаньем

По середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 70см – 100см одна от другой – это ров. У одной из сторон площадки на расстоянии 2-3 шагов от нее «ДОМ КОЗ», а «ВОЛК» во рву. По сигналу «КОЗЫ НА ЛУГ!» они перепрыгивают через ров и гуляют на лугу, на сигнал: «КОЗЫ, ДОМОЙ!» они перепрыгивают через ров, а волк их ловит. Пойманные отходят в конец рва. После 2-3 пробежек все пойманные козы возвращаются домой.

2 вариант: два волка.

                           Подготовительная группа                                                  

               ДВА МОРОЗА

                                                      с бегом

На противоположных сторонах зала отмечают линиями два дома. Расстояние между домами 12-15м. играющие располагаются в одном доме. Выбираются водящие – они морозы, которые встают на середине зала, между домами, лицом к детям. Они говорят:

МЫ ДВА БРАТА МОЛОДЫЕ,

ДВА МОРОЗА УДАЛЫЕ:

Я МОРОЗ – КРАСНЫЙ НОС!

Я МОРОЗ – СИНИЙ НОС!

КТО ИЗ ВАС РЕШИТСЯ

В ПУТЬ-ДОРОЖЕНЬКУ ПУСТИТЬСЯ?

Дети отвечают:

НЕ БОИМСЯ МЫ УГРОЗ

И НЕ СТРАШЕН НАМ МОРОЗ!

Дети перебегают на другую сторону, а МОРОЗЫ их морозят, не выходя из своего царства.

                          Подготовительная группа                     

           ВОЗЬМИ ПЛАТОЧЕК

                                                           с бегом

 Дети стоят в колонне парами, взявшись за руки. Перед ними на расстоянии 5-6м стоит водящий с платочком в руке. Он говорит слова:

КТО УСПЕЕТ ДОБЕЖАТЬ И ПЛАТОЧЕК ЗАБРАТЬ. РАЗ, ДВА, ТРИ – БЕГИ!

После слова «БЕГИ!» дети, стоящие последними в колонне, опускают руки и бегут, чтобы взять платочек. Тот, кто первый взял платок, становится водящим. Новая пара становится впереди колонны.

               

                           Подготовительная группа                      

     КТО БЫСТРЕЕ К ФЛАЖКУ?

                                           с подлезанием

1. бег – подлезание под дугу высотой 60см – бег – подлезание под дугу высотой 60см – бег.

2. бег – подлезание под дугу высотой 50см – бег – пролезание в обруч.

                           Подготовительная группа                      

             КОСМОНАВТЫ

                                                      с бегом

В зале раскладываются обручи, в которых по 2-3 ребенка – это места космонавтов. Дети идут в обход зала и говорят.

ЖДУТ НАС БЫСТРЫЕ РАКЕТЫ,

ДЛЯ ПРОГУЛОК ПО ПЛАНЕТАМ.

НА КАКУЮ ЗАХОТИМ,

НА ТАКУЮ ПОЛЕТИМ.

НО В ИГРЕ ОДИН СЕКРЕТ:

ОПОЗДАВШИМ МЕСТА НЕТ!

С окончанием слов, дети разбегаются по ракетам.

Мест на 2-3 меньше, чем космонавтов.

                         Подготовительная группа                                                

               ХВОСТИКИ

      (ловишки с ленточкой)

                                                      с бегом

 Играющие строятся по кругу, каждому прикрепляется к поясу ленточка (хвостик). В центре круга становится водящий.

После слов «РАЗ – ДВА – ТРИ – БЕГИ!» дети разбегаются, а водящий, бегая за детьми старается вытянуть у них ленточку. Ребенок у кого вытащили хвостик, отходит в сторону.

По сигналу «РАЗ, ДВА, ТРИ – В КРУГ СКОРЕЙ БЕГИ!» Дети встают в круг. Подсчитывается количество собранных хвостиков. Выбирается новый водящий.

                          Подготовительная группа                     

                   УДОЧКА

                                                     с прыжками

 Играющие становятся по кругу, в центре находится водящий (рыбак), он держит в руках веревку с привязанным на конце мешочком с песком (удочка). Педагог вращает веревку с мешочком, а дети (рыбки) прыгают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел ног. Описав 2-3 круга мешочком, педагог делает паузу, во время которой подсчитывает количество пойманных.

                          Подготовительная группа                     

      ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНИИ

                                                           с лазаньем

Дети делятся на две команды и по сигналу стоящие первыми бегут к пролету гимнастической стенки, быстро влезают на нее с целью позвонить в колокольчик, висящий на самой последней рейке.

Проигравшим считается тот, кто позвонил вторым или пропускал рейки при влезании. Победившему флажок.

То же выполняют и последующие пары.

Усложнение: бег – подлезание под дугу высотой 60см – лазанье.

                          Подготовительная группа                     

             КОТ И МЫШИ

                                           с подлезанием

Норка мышей расположена в двух углах зала (за веревками, натянутыми на высоте 50 и 40см). сначала за веревкой, натянутой на большей высоте, находятся дети низкого роста. После трех повторений все меняются местами. Если кот ловкий, то он подлезает под дугу.

ВЫШЛИ МЫШИ КАК-ТО РАЗ

ПОСМОТРЕТЬ, КОТОРЫЙ ЧАС.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ,

МЫШИ ДЕРНУЛИ ЗА ГИРИ…

Подходят к коту

ВДРУГ РАЗДАЛСЯ СТРАШНЫЙ ЗВОН.

ПОБЕЖАЛИ МЫШИ ВОН.

                          Подготовительная группа                     

       НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА

                                                с подлезанием 

Два курятника обозначены шнурами разного цвета, находящимися на разной высоте. По сигналу «КОРШУН!» поднимается флажок, по цвету совпадающему с одним из шнуров курятника, в котором дети должны прятаться. Задевшие за шнур цыплята на одно повторение остаются в курятнике (они поцарапали спину - больны)

                          Подготовительная группа                     

                   ВОРОТЦА

                                              с подлезанием

 Дети становятся парами и идут в обход зала, держась за руки. На сигнал «СТОП!» все останавливаются и поднимают руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегая под воротами до конца колонны и встает последней, говоря «ГОТОВО!». Дети опускают руки и продолжают ходьбу до нового сигнала.

                          Подготовительная группа                     

В ЧЬЕЙ КОМАНДЕ МЕНЬШЕ МЯЧЕЙ?

                                    с метанием и ловлей

 Две команды встают по разные стороны от натянутой сетки. У каждого игрока по мячу. Перебрасывание мячей начинается и заканчивается по сигналу. Затем подсчитывается количество мячей на территории каждой команды. У какой команды на территории меньше мячей, та и выйграла.

                          Подготовительная группа                     

         ДОГОНИ СВОЮ ПАРУ

                                                    с бегом

Дети делятся на пары, первые встают ближе к стене, образуя шеренгу, а вторые впереди – на расстоянии 1,5м от первых. Дети после меняются местами.

1.убегающая шеренга стоит спиной к направлению движения, догоняющая - на коленях.

2.убегающая – стоит на коленях, догоняющая – сидя, скрестив ноги.

3.убегающая – сидя, скрестив ноги, догоняющая – лежа на животе.

                          Подготовительная группа                     

                   ЖМУРКИ            с бегом     

 На площадке очерчивают произвольное пространство, за границу которого играющие не могут выходить. Одному из участвующих на глаза одевают повязку. Играющие поворачивают его несколько раз, а сами разбегаются, сохраняя тишину. Водящий, прислушивается к шорохам, старается поймать кого-нибудь из зазевавшихся игроков. Те увертываются от его широко расставленных рук, чем вызывают со стороны водящего больше движения и расторопности. Чтобы водящий не вышел за черту, его предупреждают криком: «ОГОНЬ!». Игрок, переступивший черту, заменяет водящего, и игра начинается снова.

  

                          Подготовительная группа                     

  ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ

                                                          с бегом

 Дети встают по кругу, берутся за руки, в центре круга двое играющих. Одному завязывают глаза, а у другого в руках колокольчик. По сигналу ребенок с колокольчиком начинает бегать по кругу, а жмурка – ловить.

МЫ ИДЕМ, ИДЕМ, ИДЕМ.

КОЛОКОЛЬЧИК НЕ БЕРЕМ.

ЖМУРКА, ЖМУРКА, ТЫ БЕГИ,

КОЛОКОЛЬЧИК ДОГОНИ.

На последние слова один из детей, по указанию воспитателя неслышно подходит, берет колокольчик, звонит и бегает от водящего.

                          Подготовительная группа                     

 КТО БЫСТРЕЕ ДО КОЛОКОЛЬЧИКА?

                              с лазаньем и подлезанием

 Дети делятся на тройки.

Бег – подтягивание на скамейке – подлезание – лазанье по гимнастической стенке, сверху подвешен колокольчик. Первый позвонивший в колокольчик получает флажок.

                          Подготовительная группа                     

            ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ

                                                      с лазаньем

 Дети стоят врассыпную на одной стороне зала – они птицы, на другой стороне зала – гимнастическая стенка. По сигналу «ПТИЧКИ УЛЕТАЮТ!» дети, подняв руки (крылья) бегают по залу. на сигнал «БУРЯ!» дети бегут к вышке и влезают (они скрываются от бури).

«БУРЯ ПРЕКРАТИЛАСЬ!» дети спускаются и снова бегают.

                          Подготовительная группа                     

                   СТОП!

                                     С метанием и ловлей

 Играющие стоят перед стеной на расстоянии 4-5 шагов. Водящий бросает мяч в стену так, чтобы он отскочил от нее и называет имя, кого он назначает ловить. Последний ловит мяч на лету или быстро поднимает с земли (все остальные разбегаются). Если он поймал мяч, то сразу же бросает в стену и называет другое имя, а если поднимает, то кричит «СТОП!» и не сходя с места бросает мяч в того, кто ближе стоит. Тот в свою очередь быстро берет мяч и кричит «СТОП!» и т.д.

От мяча можно увертываться, приседать, подпрыгивать. Но, с места не сходить.

                          Подготовительная группа                     

                СОВУШКА

                                                           с бегом

 На площадке обозначается гнездо совы (круг). Остальные – мышки, бабочки, жуки – располагаются по всему залу. по сигналу «ДЕНЬ!» - оживают, бегают; «НОЧЬ!» - замирают. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелиться, отводит в свое гнездо.

ДО УТРА СОВА ИСКАЛА,

УТРОМ ВИДЕТЬ ПЕРЕСТАЛА.

СЕЛА, СТАРАЯ, НА ДУБ

И ГЛАЗАМИ ЛУП ДА ЛУП.

 

                          Подготовительная группа                     

ЧЬЯ КОМАНДА БЫСТРЕЕ ПОСТРОИТ

                       ДВОРЕЦ?

                                                            с бегом

 Каждая команда располагается на стройплощадке (в обруче), где будет строится дворец. В углу, напротив, в другом обруче, располагаются детали для строительства (на каждого игрока по 4 детали). По сигналу дети должны перенести по одной детали на стройплощадку и построить дворец. Кто быстрее.

                          Подготовительная группа                     

           ЛИСА В КУРЯТНИКЕ

                                                 с подлезанием

 Дети сидят на гимнастической стенке, слезают, вылезают из курятника (подлезание под шнур, натянутый на высоте 50см), бегают, собирают зерна, а затем спасаются от лисы, преодолевая те же препятствия.

Лиса тоже может пролезать в лаз, но на насест не залезает.

                          Подготовительная группа                     

           МЯЧ ВОДЯЩЕМУ

                                   с метанием и ловлей

 Играющие строятся в три – четыре колонны. На расстоянии 1м от них становятся водящие с мячом в руках. Для детей, стоящих первыми в колоннах и водящих, обозначается черта, за которую нельзя заходить. Водящий бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне, а тот таким же способом возвращает обратно и перебегает в конец колонны, затем водящий бросает мяч второму в колонне и т.д. когда первый игрок окажется опять впереди, он поднимает мяч вверх. Чья команда быстрей?!

                          Подготовительная группа                     

           ЛОВЛЯ ОБЕЗЬЯН

                                                     с лазаньем

 Детей распределить на две группы – обезьяны и ловцы. Обезьяны – на одной стороне зала, где пособия для лазания. На другой стороне – ловцы. Ловцы сговариваются, как им заманить обезьян (придумывают движения) выходят на середину зала, а обезьяны смотрят сидя на вышке. Проделав движения, ловцы уходят, обезьяны слезают и повторяют движения. На сигнал «ЛОВЦЫ!», обезьяны бегут к деревьям и залезают, а ловцы ловят их. После 2-3 повторений, дети меняются местами.

Правила: спрыгивать с лестницы нельзя.

                          Подготовительная группа                     

         ЛЯГУШКИ И ЦАПЛЯ

                                                    с прыжками

В середине зала очерчивается квадрат – болото. В углах – кубики (высотой 10-15см), по сторонам протягивается веревка (на концах мешочки). В одном из углов очерчено гнездо цапли. Лягушки сидят в болоте. По сигналу «ЦАПЛЯ!» лягушки выпрыгивают из болота, а цапля – высоко поднимая ноги, шагает по болоту  и ловит лягушек, которые еще не выпрыгнули.

Пойманных – отводит к себе в дом. Новая цапля выбирается после пойманных 2-3 лягушек.

Усложнение: ввести вторую цаплю.

                          Подготовительная группа                     

      ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ

                                    с метанием и ловлей

Дети делятся на две команды. Обозначается место расположения каждой команды. Расстояние между командами 2,5м. первый участник одной команды бросает мяч первому участнику другой команды, а сам перебегает в хвост противоположной команды, освобождая место второму участнику и т.д.

                          Подготовительная группа                     

         МЫШИ В КЛАДОВОЙ

                                               с подлезанием

 Дети делятся на 4-5 команды. У каждой команды мышек – своя норка. На противоположной стороне (шнуром, натянутым на высоте 70см) отгорожена – кладовая, в которой находятся: шишки, камешки, желуди. По сигналу, мыши по одному кусочку носят припасы к себе в норки. Если при подлезании мышка заденет шнур, то выбывает из игры. По сигналу «СТОП!» действия прекращаются и подсчитывается количество припасов. Выигрывает команда, у которой больше припасов.

                          Подготовительная группа                     

        ПЕРЕМЕНИ ПРЕДМЕТ

                                                            с бегом

На одной стороне зала 5-6 детей, в руках у каждого погремушка. На другом конце зала стоят стулья, на которых лежит по одному кубику. По сигналу воспитателя «МАРШ!» дети быстро бегут к стульям, берут кубик и кладут погремушку, и быстро возвращаются обратно.

Отмечается ребенок, прибежавший первым. Затем бегут следующие 5-6 детей.

                          Подготовительная группа                     

             НЕ ПОПАДИСЬ!

                                                   с прыжками

 Чертится круг. Все дети стоят за ним на расстоянии полушага. Назначается один водящий, он встает в круг. Водящий бегает в круге, стараясь коснуться играющих, когда они находятся внутри. При приближении водящего, все возвращаются за линию. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим, но продолжает участвовать в игре. Через 30-40сек. Воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Выбирается новый водящий.

                          Подготовительная группа                     

           ОХОТНИКИ И ЗВЕРИ

                                                с метанием

 Из числа играющих выбирается охотник, остальные - зайцы. Они сидят в кустах (за скамейкой, шнуром) на расстоянии 3-4м от кустов чертится круг – дом охотников. У ног охотников по 2-3 малых мяча. По сигналу зайцы выбегают, щиплют травку, прыгают. По сигналу «ОХОТНИК!» зайцы убегают, а охотник стреляет в них, т.е. бросает мяч (в ноги). В кого попал мяч – тот идет в дом к охотнику.

2 вариант. Звери могут не сдвигаться с места, но можно отклоняться, приседать, подпрыгивать.

                          Подготовительная группа                     

ПЕРЕБРОСЬ МЯЧ ЧЕРЕЗ СЕТКУ

                                    с метанием и ловлей

Две команды стоят по разные стороны сетки, у каждого ребенка по большому мячу. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч на сторону соперников. По сигналу игра заканчивается. Проигрывает команда, у которой остались лишние мячи.

                          Подготовительная группа                     

              ХИТРАЯ ЛИСА         с бегом

   Дети идут по кругу и произносят:

ХОДИТ, БРОДИТ ВДОЛЬ СЕЛА

ПЛУТОВКА – РЫЖАЯ ЛИСА.

КАК ЕЕ НАМ УВИДАТЬ?

ЛАП ПЛУТОВКИ ИЗБЕЖАТЬ.

Воспитатель незаметно дотрагивается до ребенка, он становится хитрой лисой. Дети спрашивают 3 раза (вначале тихо, а потом громче): «ХИТРАЯ ЛИСА, ТЫ ГДЕ?». Ребенок, у которого в руке игрушка, выходит в центр круга, поднимает игрушку вверх и говорит: «Я ЗДЕСЬ!». Дети разбегаются, а лиса их ловит, дотрагиваясь игрушкой. Те, кого лиса коснулась, становятся лисятами и тоже ловят убегающих. Но не дотрагиваются, а крепко обхватывая их руками. Победителем оказывается последний пойманный ребенок.

                          Подготовительная группа                     

              ХИТРАЯ ЛИСА         с бегом

   Дети становятся в круг. Выбирается водящий, у него в руках маленькая резиновая игрушка – лиса. У детей руки спрятаны за спину, глаза закрыты. Водящий идет за кругом, кладет кому-нибудь в руки игрушку и встает вместе с детьми в круг. Дети открывают глаза и спрашивают 3 раза (вначале тихо, а потом громче): «ХИТРАЯ ЛИСА, ТЫ ГДЕ?». Ребенок, у которого в руке игрушка, выходит в центр круга, поднимает игрушку вверх и говорит: «Я ЗДЕСЬ!». Дети разбегаются, а лиса их ловит, дотрагиваясь игрушкой. Те, кого лиса коснулась, садятся на скамейку. После того, как лиса поймает 2-3 детей, воспитатель произносит: «РАЗ, ДВА, ТРИ – В КРУГ СКОРЕЙ ЬБЕГИ!» и игра начинается вновь.

                           Подготовительная группа                                                  

                  ГОРЕЛКИ

                                                              с бегом

Играющие строятся в две колонны, взявшись за руки, впереди – водящий. Дети хором говорят:

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО.

ГЛЯНЬ НА НЕБО: ПТИЧКИ ЛЕТЯТ,

КОЛОКОЛЬЧИКИ ЗВЕНЯТ!

РАЗ, ДВА, ТРИ – БЕГИ!

После слова «БЕГИ!» стоящие в последней паре опускают руки и бегают в начало колонны – один справа, другой слева от нее. Водящий пытается поймать одного из детей, прежде чем он успеет опять взяться за руки со своим партнером. Если водящему удается это сделать, то он берется за руки с пойманным, и они становятся впереди колонны. Оставшийся без пары становится водящим. Для увеличения двигательной активности можно разделиться на две команды.

                          Подготовительная группа                     

               ПО МЕСТАМ!

                     (ИГРА-ЭСТАФЕТА)

                                                                с бегом

 Дети строятся в две шеренги напротив друг друга. Задание: запомнить свои места. По сигналу: «РАЗОЙДИСЬ!», дети бегают, прыгают по всему залу. по команде «ПО МЕСТАМ!», дети должны занять свои места в шеренге. Побеждает команда, все члены которой быстрее займут свои места.

                          Подготовительная группа                     

              НЕ УРОНИ МЯЧ

                         (ИГРА-ЭСТАФЕТА)

                                         с метанием и ловлей

Дети  образуют два круга. У одного из детей в каждом кругу в руках мяч, они – водящие. По сигналу воспитателя, дети начинают быстро передавать мяч по кругу. Получив мяч обратно, водящий поднимает его вверх. Команда, у которой мяч быстрее описал круг, становится победителем.

                          Подготовительная группа                     

             СОБЕРИ МЯЧИ

                                                                 с ловлей

В центре зала большая корзина с мячами. Около корзины стоят дети. По сигналу воспитатель выбрасывает мячи из корзины, а дети – собирают. Игра продолжается 1мин. По сигналу «СТОП!» игра прекращается. Если в корзине 7-8 мячей, то выиграли дети.

                           Подготовительная группа                                                  

             ГУСИ-ЛИБЕДИ            с бегом

На одной стороне зала – дом, в котором живут гуси. На противоположной стороне – пастух. Сбоку от дома логово волка, остальное место – луг. Выбирают детей на роль волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг.

Пастух. ГУСИ, ГУСИ!     Отвечают: Га-га-га!

Пастух. ЕСТЬ ХОТИТЕ?                  Да! Да! Да!

Пастух. ТАК ЛЕТИТЕ!

Гуси.     НАМ НЕЛЬЗЯ:

              СЕРЫЙ ВОЛК ПОД ГОРОЙ

              НЕ ПУСКАЕТ НАС ДОМОЙ.

Пастух. ТАК ЛЕТИТЕ, КАК ХОТИТЕ,

              ТОЛЬКО КРЫЛЬЯ БЕРЕГИТЕ!

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк старается их поймать. Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных гусей. Затем выбирается другой волк и пастух.            

                          Подготовительная группа                     

             МЕТКИЙ СТРЕЛОК

                                                   с метанием

 Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Водящий становится в центре круга. У ног его лежат 3-4 мяча. Водящий выполняет упражнения с мячом (отбивает рукой о пол, подбрасывает вверх, вращает пальцами рук, катает ногой и т.д.), играющие выполняют эти движения без мяча. После слов водящего: «РАЗ, ДВА, ТРИ –БЕГИ!»,  дети начинают бежать по кругу. Водящий, не сходя с места, бросает в играющих один за другим мячи. Затем по сигналу воспитателя: «РАЗ, ДВА, ТРИ –В КРУГ СКОРЕЙ БЕГИ!»  дети снова образуют круг. Воспитатель объявляет количество детей, в которых попал водящий. Выбирается новый водящий и игра повторяется.

                          Подготовительная группа                     

             МЯЧ КАПИТАНУ

                                     с метанием и ловлей

 Играющие становятся в 3-4 колонны. На расстоянии 1,5м от первых игроков в колоннах -  водящие с мячами большого диаметра. Для водящих и игроков колонны обозначается линия (шнур, черта), за которую нельзя заступать. По сигналу педагога, водящие бросают мячи первым игрокам колонны, а те возвращают их обратно и перебегают в конец  своей колонны. Следующий в колонне передвигается к исходной линии. Когда первым в колонне окажется игрок, начавший выполнять задание, он поднимает руки вверх. Определяется команда-победитель. Игровое задание повторяется.

                          Подготовительная группа                     

                 КЛАССИКИ

                       (ИГРА-ЭСТАФЕТА)

                                                        с прыжками

 Дети строятся в две колонны. Перед ними разложены обручи в виде классиков: два, один, два, один, два. По сигналу педагога, дети прыгают через обручи туда и обратно, передают эстафету следующему из своей команды легким хлопком по руке и встает в конец колонны.

                          Подготовительная группа                     

              МЫШЕЛОВКА          с бегом

Дети распределяются на две группы. Одна образует круг – мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети изображающие мышеловку, берутся за руки, идут по кругу и говорят:

АХ, КАК МЫШИ НАДОЕЛИ!

РАЗВЕЛОСЬ ИХ - ПРОСТО СТРАСТЬ.

ВСЕ ПОГРЫЗЛИ, ВСЕ ПОЕЛИ,

ВСЮДУ ЛЕЗУТ - ВОТ НАПАСТЬ!

БЕРЕГИТЕСЬ ЖЕ, ПЛУТОВКИ,

ДОБЕРЕМСЯ МЫ ДО ВАС.

ВОТ ПОСТАВИМ МЫШЕЛОВКИ -

ПЕРЕЛОВИМ ВСЕХ СЕЙЧАС!

По окончанию слов дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают из мышеловки. По сигналу «ХЛОП!» дети опускают руки и приседают. Те, кто в кругу – пойманные мыши. 

                          Подготовительная группа                     

         СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

                                                          с бегом

 Из числа играющих выбирается водящий – СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. Дети разбегаются по площадке, а СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА старается дотронуться до них. Тот, кого она коснулась, превращается в льдинку и должен уйти в ее царство (сесть на скамейку).

 

                          Подготовительная группа                     

    ВДВОЕМ В ОДНОМ ОБРУЧЕ

                                                          с бегом

 (проводится с музыкальным сопровождением). Обручи лежат на полу по кругу. В каждом обруче – двое детей. Воспитатель дает задание: легкий бег (или подскоки, или боковой галоп и т.д.) и включает музыку. Дети выполняют движения около обручей по большому кругу до тех пор, пока играет музыка. Как только музыка перестает играть, дети должны бегом занять любой обруч попарно. Тот, кто не успел, становится проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза.

                          Подготовительная группа                     

             БЫСТРО ВОЗЬМИ

                                      с бегом (с прыжками)

 Из кубиков образуют круг, но кубиков на два меньше, количества играющих. Дети стоят по кругу. Педагог дает задание: бег (прыжки галопом, подскоки, бег спиной, прыжки на одной ноге или др.) Педагог говорит: «БЫСТРО ВОЗЬМИ!». Каждый из играющих должен взять один кубик. Тот, кто остался без предмета, считается проигравшим.

                          Подготовительная группа                     

           УСПЕЙ ВЫБЕЖАТЬ

                                               с подлезанием

 Дети образуют круг. В середине круга одна половина играющих. Стоящие в кругу, взявшись за руки идут (или бегут). Стоящие в центре круга хлопают в ладоши в такт ходьбы или бега. По сигналу педагога «СТОЙ!», идущие по кругу останавливаются и поднимают вверх сцепленные руки. Педагог считает до трех. За это время стоящие в середине должны выбежать из круга. После счета «три» дети быстро опускают руки. Не успевшие выбежать, считаются проигравшими.

                          Подготовительная группа                     

               МЯЧ СОСЕДУ!

                                   с метанием и ловлей

 Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Один из играющих держит мяч, водящий занимает место вне круга, за игроком с мячом. По сигналу педагога дети начинают перебрасывать мяч друг другу, а водящий, бегая за кругом, старается коснуться мяча на лету. если это ему удается, то он становится новым водящим. Если водящему долго не удается коснуться мяча или поймать его, то назначается другой водящий.

                          Подготовительная группа                     

                  КАРУСЕЛЬ

                                                         с бегом

 Дети образуют круг, держась одной рукой за веревку, концы которой связаны. Идут по кругу сначала медленно, потом быстрее. Движения выполняются в соответствии с текстом:

ЕЛЕ-ЕЛЕ, ЕЛЕ-ЕЛЕ

ЗАКРУЖИЛИСЬ КАРУСЕЛИ,

А ПОТОМ КРУГОМ, КРУГОМ,

ВСЕ БЕГОМ, БЕГОМ, БЕГОМ.

ТИШЕ, ТИШЕ, НЕ СПЕШИТЕ!

КАРУСЕЛЬ ОСТАНОВИТЕ!

РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА,

ВОТ И КОНЧИЛАСЬ ИГРА!

                           Подготовительная группа                                                  

                    ВЫШИБАЛЫ

                                                      с метанием

     Выбираются водящие – которые будут вышибать. Они стоят по краям зала, дети свободно стоят в центре зала. По сигналу вышибалы начинают бросать мяч в  детей стоящих в центре, стараясь попасть в них (по ногам). Дети, в которых попали мячом, садятся на скамейку.

                          Подготовительная группа                     

        ПОСТРОЙ ПИРАМИДКУ

                                                             с бегом

 Необходима большая корзина с пластмассовыми кубиками разных цветов.

Дети стоят на своих местах. По указанию воспитателя, дети добегают до корзины и берут в первый раз 2 кубика, а затем по одному кубику и возвращаются с ними на свое место и строят из них пирамидку (ставя один кубик на другой + выполняют упражнения с пирамидкой).

1.На бегу в быстром темпе взять из корзины 2 разных по цвету кубика, принести на свое место. Построить на ладони пирамидку из 2 кубиков. Повернуться вокруг себя, поставить пирамидку на пол, чтобы она не упала.

2.В том же темпе взять еще один кубик другого цвета, поставить его на верхний кубик пирамидки. Поднять пирамидку вверх за нижний кубик, повернуться кругом, поставить пирамидку на пол.

3.Принести еще один кубик другого цвета, поставить его наверх пирамидки – и т.д.

Тот, у кого пирамидка упала, уносит свои кубики в корзину и наблюдает за строительством пирамидок у других детей.

К концу года дети могут построить пирамидку из 10 кубиков.

                         Подготовительная группа                              

             МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

                                                              с бегом

Дети становятся в круг на расстоянии одного-двух шагов друг от друга, и каждый чертит вокруг себя кружок. Выбирается водящий. Он идет между играющими змейкой. Те дети, которым водящий скажет «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ», идут за ним, постепенно образуя цепочку. Такая цепочка в ходьбе или беге огибает каждый кружок. На слова педагога «МОРЕ СПОКОЙНО!» все опускают руки и стараются быстро занять любой свободный кружок. Тот, кто останется без кружка, считается проигравшим.

 

                           Подготовительная группа                                                  

                  ЗАТЕЙНИКИ

Дети стоят по кругу. В центре круга водящий – затейник. Дети идут вправо или влево и говорят:

РОВНЫМ КРУГОМ, ДРУГ ЗА ДРУГОМ,

МЫ ИДЕМ ЗА ШАГОМ ШАГ.

СТОЙ НА МЕСТЕ, ДРУЖНО ВМЕСТЕ

СДЕЛАЕМ … ВОТ ТАК.

По окончании текста дети останавливаются. Затейник показывает какое-либо движение, играющие повторяют его. Затейника сменяет другой ребенок, и игра продолжается. Каждый затейник сам придумывает движение, которое еще не было показано.

                         Подготовительная группа                              

           КОШКА И МЫШКА

                                                                 с бегом

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Мышка становится в круг, а кошка находится за кругом. Дети идут по кругу и говорят:

ХОДИТ ВАСЬКА БЕЛЕНЬКИЙ,

ХВОСТ У ВАСЬКИ СЕРЕНЬКИЙ.

ТОЛЬКО МЫШИ ЗАСКРЕБУТ,

ЧУТКИЙ ВАСЬКА ТУТ КАК ТУТ.

С окончанием слов, дети останавливаются, и в условленном месте круга двое детей (которых заранее определяет педагог) опускают руки, оставляя проход – ворота. Мышка, убегая от кошки, может пробегать в ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка ловит мышку, но пробегать она может только в ворота. Когда кошка поймает мышку, игра повторяется с другими водящими. 

                         Подготовительная группа                              

              ПАУК И МУХИ

                                                                 с бегом

В одном из углов зала обозначается кружком паутина, где живет паук (водящий). Остальные дети – мухи. По сигналу педагога играющие разбегаются по всему залу – мухи летают, жужжат. Паук в это время находится в паутине. По сигналу «ПАУК!» мухи замирают, останавливаясь в том месте, где их застал сигнал. Паук выходит, смотрит. Тот, кто пошевелится, паук отводит в свою паутину. Подсчитывают количество проигравших, выбирается другой водящий, и игра возобновляется.

                         Подготовительная группа                              

               ДВА И ТРИ

                                                             с бегом

Играющие разбегаются по всему залу.

На сигнал педагога «ДВА!» - дети образуют пары с любым рядом стоящим.

На сигнал «ТРИ!» дети объединяются тройками.

                         Подготовительная группа                              

       ЛЯГУШКИ В БОЛОТЕ

                                                       с прыжками

С двух сторон очерчиваются берега, в середине – болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50см) и говорит:

ВОТ С НАСИЖЕНОЙ ГНИЛУШКИ

В ВОДУ ШЛЕПНУЛИСЬ ЛЯГУШКИ.

СТАЛИ КВАКАТЬ ИЗ ВОДЫ:

-КВА-КЕ-КЕ, КВА-КЕ-КЕ,

БУДЕТ ДОЖДИК НА РЕКЕ.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые не успели прыгнуть в болото. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман.

                         Подготовительная группа                              

   У РЕБЯТ ПОРЯДОК СТРОГИЙ

                                                              с бегом

Играющие образуют 3-4 круга в разных сторонах площадки и берутся за руки. На сигнал педагога дети разбегаются по всей площадке, на другой сигнал – останавливаются и говорят:

У РЕБЯТ ПОРЯДОК СТРОГИЙ,

ЗНАЮТ ВСЕ СВОИ МЕСТА.

НУ, ТРУБИТЕ ВЕСЕЛЕЕ:

ТРА-ТА-ТА, ТРА-ТА-ТА!

«НА МЕСТА!» - говорит педагог, и все играющие быстро строятся в кружки, каждый должен найти свое место. Выигрывает подгруппа, которая быстро и правильно выполнила задание.

                         Подготовительная группа                              

             ДЕНЬ И НОЧЬ

                                                               с бегом

Участники игры распределяются на две команды: ДЕНЬ и НОЧЬ. Посредине площадки проводится черта (или цветной шнур). На расстоянии двух шагов от черты, спиной друг к другу, становятся команды – «ДЕНЬ» - «НОЧЬ». По команде педагога «Приготовились!», затем дает сигнал к бегу одной из команд, например «ДЕНЬ!!!». Игроки этой команды убегают за условную черту, а команда «НОЧЬ» быстро поворачивается кругом и догоняет соперников, стараясь дотронуться до них. При названии команд педагог не делает очередности, поэтому каждая команда должна быть готова к бегу.

                           Подготовительная группа                              

                Подвижные игры

  • С БЕГОМ: «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Горелки», «По местам!», «Паук и мухи», «Совушка», «У ребят порядок строгий», «Космонавты», «День и ночь», «Жмурки», «Жмурки с колокольчиком», «Вдвоём в одном обруче», «Догони свою пару», «Два и три», «Быстро возьми», «Кот и мыши», «Выше ноги от земли», «Карусель», «Хвостики», «Гуси-лебеди», «Два мороза», «Снежная королева» , «Чья команда быстрее построит дворец?», «Мы – весёлые ребята», «Возьми платочек».

                         Подготовительная группа                                      

             Подвижные игры

  • С ПРЫЖКАМИ: «Волк во рву», «Лягушки в болоте»», «Лягушки и цапли», «Удочка», «Кто лучше прыгнет», «Не попадись», «Классики».
  • С ПОДЛЕЗАНИЕМ и ЛАЗАНЬЕМ: «Кто быстрее пробежит к флажку?», :«Кто быстрее до колокольчика?»,  «Медведь и пчёлы», «Перелёт птиц», «Пожарные на учении», «Мыши в кладовой», «Ловля обезьян», «Переправа», «Лиса в курятнике», «Наседка и цыплята», «Успей выбежать», «Воротца».
  • С МЕТАНИЕМ и ЛОВЛЕЙ: «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий», «Охотники и звери», «Сбей мяч», «Собери мячи», «Меткий стрелок», «Мяч водящему», «Не урони мяч», «Школа мяча», «Вышибалы», «Поменяйтесь местами», «Мяч соседу», «В чьей команде меньше мячей?», «Чья команда забросит больше мячей в корзину?», городки, серсо.


Комментарии

Габидуллина Альбина Ильгисовна

Александра Владимировна, огромное спасибо! Очень пригодятся! Все хотела обновить свою картотеку, да времени не хватало. А тут, готовый материал. Класс! Еще раз, СПАСИБО!!!