Рабочая программа 3 класс

Рабочая программа для работы логопеда с детьми с нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия и дифференциации согласных и гласных звуков и букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3kl.docx49.4 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное  общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская  общеобразовательная

адаптивная школа – интернат »

(КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»)

______________________________________________________________________________________________________

         УТВЕРЖДАЮ

        Директор КОУ

                                                                                                                        «Калачинская адаптивная

                                                                                                                         школа-интернат»

_________________ Козицкая Н.В.

        (подпись)    «    » ___________2020г.

                                                                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                    по коррекционному курсу «Логопедия»

                                                                                    (3 класс 1вариант УП)

Составитель (и): учитель Константинова Лариса Васильевна ______________

(подпись)

                                                                                                               Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения

«   » ___________ 2020 г., протокол № 1

                                                                                                                                 Руководитель методического объединения ФИО ______________

(подпись)

                                                                                                                                      Рабочая программа согласована на МС ______________

(подпись)

                                                                                    «    »___________  2020г., протокол №             

Калачинск, 2020г.                                                      

Пояснительная записка.

     Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедия»  для обучающихся 3класса 1вариант УП  составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273 с приказом  от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).   Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Логопедия».

Основой для реализации учебного предмета   является программа по логопедии Лалаевой  Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах» -М.. Гуманит. и зд. центр ВЛАДОС.

  Актуальность программы:

 Программа предназначена для работы с детьми с системным недоразвитием речи. Нарушения речи затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

  Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

 Форма: Подгрупповая. На изучение данного  предмета в учебном плане отводится   во 3 классе –– 3 час  в неделю.  Учебная  нагрузка составляет 96 часов в год, 12 часов  диагностики.  

Методы: наглядные, словесные, практические.

 Программа предназначена для работы с детьми с системным недоразвитием речи.

     Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  • Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его, на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  • Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  • Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  • внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
  • создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти.

Место коррекционного курса в учебном плане

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в разделе «Коррекционно-развивающие области» содержит учебный предмет «Логопедия».  На изучение данного  предмета отведено 3 часа  в неделю.  Учебная  нагрузка составляет 96 часов в год, из них 12 часов  диагностики.  По четвертям:1четверть - 23часа; 2четверть - 23часа; 3четверть - 28часов; 4четверть -22часов.

По окончании коррекционной работы у учащихся:

•        формируются навыки словообразования и словотворчества;

•        появляется навык работы с различными частями речи;

•        расширяется словарный запас;

•        развивается так называемое языковое чутьё;

•        появляется навык составления предложений различных типов и связных текстов.

  Практическим результатом является коррекция у детей лексико-грамматического строя речи.

     Мониторинг определяет 3 уровней речевого развития обучающихся с ОВЗ:

      1.Очень хорошо (звуки поставлены, автоматизированы в словах, словосочетаниях и фразовой речи, читает по норме, пишет с минимальным количеством ошибок, которые исправляет самостоятельно или после замечаний учителя).

2.Хорошо (звуки поставлены, изолированно-автоматизированы, в речи встречаются частые соскальзывания, читает по норме, пишет с ошибками различного характера)

3.Удовлетворительно (звуки ставятся с трудом, в речи быстро соскальзывают, требуется дополнительная работа по постановке каждого звука, читает ниже нормы, но прочитанное частично осознает, пишет медленно, с ошибками различного характера)

                                                             

                                  Достижения учащихся  3 класса с умственной отсталостью по логопедии

Содержание

Начало учебного года

Конец учебного года

Воробьёв В

Осминин И

Праслов А

ФёдоровИ

Воробьёв В

Осминин И

Праслов А

ФёдоровИ

Звукопроизношение.

Мелкая моторика.

Артикуляционная моторика.

Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи.

Мимическая мускулатура.

Строение артикуляционного аппарата.

Фонематическое восприятие.

Дыхательная и голосовая функции.

Слоговая структура слов.

Понимание речи.

Лексика.

Грамматический строй.

Связная речь.

Содержание коррекционного курса:

Программа состоит из следующих разделов:

1) коррекция звукопроизношения,

            2) коррекция фонематических процессов,

3) коррекционная работа на лексическом уровне,

4) коррекционная работа на синтаксическом уровне,

            5) совершенствование связной речи.

В структуру занятия  входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

Формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса

                                                               Календарно-тематическое планирование 3класса.

Раздел,  тема.

Кол.

Час.

Дата.

Лексическая тема                

Виды  учебной           деятельности.

1

Диагностика

6

1.2.7.8.9.14.09

Обследование.

Коммуникативная

2

Звуки речи.

6

Лето прошло.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

Звуки и буквы.  

1

15.09

3

Звуки и буквы. Алфавит.

1

16.09

Признаки осени.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

4

Гласные звуки и буквы.

1

21.09

Сбор урожая.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

5

Гласные звуки и буквы.

1

22.09

Овощи.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

6

Согласные звуки и буквы.

1

23.09

Фрукты.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

7

Согласные звуки и буквы.

1

28.09

Сад, огород.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

8

Слоговая структура слова.

5

Животные.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

Анализ односложных слов

1

29.09

9

 Анализ двухсложных слов.

1

30.09

Дикие животные.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

10

Слогообразующая роль гласных.

1

05.10

Домашние животные.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

11

Деление слов на слоги.

1

06.10

Подготовка диких животных к зиме.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

12

Деление слов на слоги.

1

07.10

Подготовка домашних животных к   зиме.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

13

Ударение. 

7

Деревья.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

Ударение.

1

12.10

14

Ударение в двухсложных словах.

1

13.10

Фруктовые деревья.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

15

Ударение в трёхсложных словах.

1

14.10

Ягодные кустарники.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

16

Выделение ударной гласной.

1

19.10

Цветы.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

17

Ударные и безударные гласные.

1

20.10

Комнатные цветы.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

18

Диктант  «Наша школа»

1

21.10

Школа.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

19

Ударные и безударные гласные.

1

23.10

Школьные принадлежности.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

1 четверть

23

20

 Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными.

8

23

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в словах.

1

16.11

Хищные птицы.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

24

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах.

1

17.11

Певчие птицы.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

25

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в словах.

1

18.11

Норы и гнёзда.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

26

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах.

1

23.11

Лес и его обитатели.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

27

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в словах.

1

24.11

Реки и озёра.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

28

Дифференциация звонких и глухих  парных согласных.

15

Хлеб.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

Дифференциация Б – П в слогах и словах.

1

25.11

29

Дифференциация Б – П в предложении.

1

30.11

Повар.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

30

Дифференциация Б – П в тексте.

1

01.12

Продукты питания.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

31

Дифференциация В - Ф в слогах и словах.

1

02.12

Водопад.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

32

  Дифференциация В -Ф в предложении.

1

07.12

Филиппок.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

33

Дифференциация    Г-К в слогах и словах.

1

08.12

Как ёжик выручил зайца.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

34

Дифференциация Г – К в предложении.

1

09.12

Горы.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

35

Дифференциация Д-Т в слогах и словах

1

14.12

Дом.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

36

Дифференциация Д-Т в предложении.

1

15.12

Виды жилищ человека.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

37

Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах.

Дифференциация  Ж - Ш в  предложении.

2

16.12

21.12

Животные в разное время года.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

38

Дифференциация  Ж - Ш в тексте.

2

22.12

23.12

Растения в разное время года.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

39

Диктант «Пчёлы»

1

28.12

Зима.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

40

Дифференциация  З-С  в слогах и словах.

Дифференциация  З-С  в предложении и тексте.

1

29.12

30.12

Зимние забавы.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

2 четверть

23

41

 Дифференциация   согласных. 

Снегирь.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

Дифференциация согласных  С-Ц в слогах.

1

11.01

42

Дифференциация согласных   С-Ц  в словах.

1

12.01

Грибы.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

43

Дифференциация согласных    С-Ц  в предложении.

1

13.01

Съедобные.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

44

Дифференциация согласных       Ч-Ц  в слогах.

1

18.01

Ядовитые.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

45

Дифференциация согласных     Ч-Ц  в словах.

1

19.01

Черепаха.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

46

Дифференциация согласных      Ч-Ц  в предложении.

1

20.01

Мороз и заяц.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

47

Слова, обозначающие предметы.

12

Человек, строение тела.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

1

25.01

48

Выделение  названий предметов из предложений.

1

26.01

Продукты питания.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

49

Слова, обозначающие явления природы.

1

27.01

Явления природы.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

50

Слова, обозначающие растения.

1

01.02

Луговые цветы.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

51

Слова, обозначающие животных и птиц.

1

02.02

Свинья корова, дятел, ласточка.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

52

Слова с ласкательным и уменьшительным значением.

1

03.02

Мебель.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

53

Близкие по значению слова.

1

08.02

Посуда.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

54

Противоположные по значению слова.

1

09.02

Одежда.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

55

Различение одушевленных и не одушевлённых предметов.

1

10.02

Обувь.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

56

Слова, обозначающие один и много предметов.

1

15.02

Водный транспорт.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

57

Предмет и его части.

1

16.02

Наземный транспорт.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

58

Сравнение двух предметов.

1

17.02

Воздушный транспорт.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

59

Слова, обозначающие действия предмета.

9

Профессии.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

Слова, отвечающие, на вопросы

что делает?  Что делают?

1

22.02

60

Подбор названий действий к предмету.

1

24.02

Профессии и инструменты.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

61

Согласование слов обозначающих названия действий, с названиями предметов.

1

01.03

Люди и их действия.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

62

Упражнения в подборе слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим предметы.

1

02.03

Лиса и козёл.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

63

Изменение слов, обозначающих действия, по числам.

1

03.03

Три котёнка.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

64

Изменение слов, обозначающих действия

1

09.03

 Предмет и его действие.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

65

Изменение слов, обозначающих действия

1

10.03

Признаки весны.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

66

Закрепление по теме « Слова, обозначающие действия предмета».

1

15.03

Весна.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

67

Диктант «Рыбак».

1

16.03

Рыбы.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

68

Нахождение в тексте слов  обозначающих действие предмета.

1

17.03

Аквариумные рыбки.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

3 четверть

28

69

  Слова, обозначающие признак предмета.

9

Цветы и цвет.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

Слова, обозначающие признаки предметов.

1

31.03

70

Выделение ведущих признаков предметов.

1

05.04

Цвет, величина.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

71

Выделение ведущих признаков предметов

1

06.04

Форма,  вкус.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

72

Выделение ведущих признаков предметов.

1

07.04

Материал.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

73

Выделение ведущих признаков предметов.

1

12.04

Качества характера.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

74

Образование прилагательных.

1

13.04

Кот, петух и лиса.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

75

Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным значением.

1

14.04

Детёныши животных.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

76

Подбор прилагательных с противоположным значением.

1

19.04

Белый – чёрный.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

77

Подбор прилагательных, близких по значению.

1

20.04

Цвет предметов.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

Предлоги. 

8

78

Предлоги в предложении.

1

21.04

Библиотека.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

79

Предлоги: «на, в».

1

26.04

Город.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

80

Предлоги: «к, у».

1

27.04

Деревня.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

81

Предлоги: «от, из».

1

28.04

Музей.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с дополнительной литературой.Игровая.

82

Предлоги:  «над, с».

1

05.05

Музыкальные инструменты.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика

83

Диктант «Весной»

1

06.05

Весна.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Работа с тренажёром.

84

Предлог: «под», «о» (об).

1

11.05

Спортивный инвентарь.

Артикуляционная гимнастика.Дыхательная гимнастика.Игровая.Выполнение заданий под контролем.

85

Закрепление по теме «Предлоги»

1

12.05

86

Диагностика

7

17.18

19.24.

25.26.05

Обследование.

Коммуникативная

4 четверть

22

Всего

96

Методическое и материально-техническое  обеспечение.

1. Литература:

  - Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

  .- Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.

  -Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.

   -Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

  -Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.

    -Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –  М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

Материально-техническое обеспечение.

2.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства, презентации по темам:

 «Артикуляционная гимнастика»,«Дыхательная гимнастика»,«Пальчиковая гимнастика»,«Сказки»,  и др.

3. Технические средства:

- классная доска; персональный компьютер; логопедический тренажёр «Дельфа-142», компьютерные диски «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед» и др.

4. Учебно-практическое оборудование:-раздаточный дидактический материал (зеркала, палочки, щёточки, трубочки, игрушки, раскраски);- набор предметных картинок;- набор сюжетных картинок; карточки по темам «Сказки», «Герои сказок», «Времена года», «Деревья», «Насекомые»