Рабочая программа 6 класс
Рабочая программа для работы логопеда с детьми с нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия и дифференциации согласных и гласных звуков и букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская общеобразовательная
адаптивная школа – интернат »
(КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»)
______________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ
«Калачинская адаптивная
школа-интернат»
_________________ Козицкая Н.В..
(подпись) « » ___________2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По коррекционному курсу « Логопедическая коррекция»
(6А и 6Б классов 1вариант УП)
Составитель (и): учитель Константинова Лариса Васильевна ______________
(подпись)
Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения
« » ___________ 2020 г., протокол № 1
Руководитель методического объединения ФИО ______________
(подпись)
Рабочая программа согласована на МС ______________
(подпись)
« »___________ 2020г., протокол №
Калачинск, 2020г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая коррекция» для обучающихся 6А и 6Б классов составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273, с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Логопедическая коррекция». На изучение данного предмета в учебном плане отводится в 6 классах– 2 часа в неделю.
Основой для реализации учебного предмета является программа по логопедии Лалаевой Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах» -М.. Гуманит. и зд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224с.. Программа предназначена для работы с детьми с системным недоразвитием речи.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его, на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
- создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти.
В структуру занятия входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
Формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция звукопроизношения,
2) коррекция фонематических процессов,
3) коррекционная работа на лексическом уровне,
4) коррекционная работа на синтаксическом уровне,
5) совершенствование связной речи.
Ставятся следующие задачи:
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- улучшение фонематического слуха;
- формирование речевого дыхания;
- улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
- улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
- уточнение артикуляция вызывающихся и по подражанию некоторые их отсутствующих звуков, создание базы для успешной постановки звуков;
- повышение речевой и эмоциональной активности детей;
- совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка.
- обогащение словаря.
Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка
1. Обследование учащихся.
2. Повторение изученного в 4-5 классах:
- развитие языкового анализа и синтеза,
- формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
- устранение оптической дислексии и дисграфии,
- устранение семантической дислексии,
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне
- развитие языкового анализа и синтеза,
- устранение оптической дислексии и дисграфии,
- устранение семантической дислексии, образование слов при помощи приставок и суффиксов,
- корень слова, родственные слова.
Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.
Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.
Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.
Совершенствование связной речи.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- различать гласные I и II ряда,
- дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме,
- различать гласные и согласные,
- строить правильно предложения,
- находить главные второстепенные члены предложения,
- составлять рассказ ( по картине, по серии сюжетных картин или на тему данную учителем, например, «Лето», «Каникулы» и тд.).
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- падежи и вопросы к ним,
- что такое имя существительное, имя прилагательное (вопросы к ним),
- что такое глагол,
- что такое личное местоимение (уметь их употреблять).
Качество речевого развития обучающихся определяются мониторингом, состоящим из диагностики следующих параметров:
- Связная речь
- Словарь
- Грамматический строй речи
- Звуковая сторона речи
- Слоговая сторона речи
- фонематические процессы
- Чтение Письмо
Календарно-тематическое планирование 6А, 6Б классов.
№ | Раздел, тема. | К.ч | Дата. | Логопедическая тема. | Виды учебной деятельности. |
1 | Диагностика | 4 | 1,3,8, 10.09 | Обследование. | Коммуникативная |
2 | Гласные первого и второго ряда. | 6 | Растения в осенний период. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. | |
Гласные звуки. | 1 | 15.09 | |||
3 | Гласные второго ряда. | 1 | 17.09 | Комнатные цветы. | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. |
4 | Безударные гласные. | 1 | 22.09 | Животные. | Выполнение заданий, работа по учебнику. |
5 | Дифференциация гласных А-Я. | 1 | 24.09 | Деревья и кустарники. | Двигательная, работа по карточкам. |
6 | Дифференциация гласных О-Е. | 1 | 29.09 | Реки и озёра. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. |
7 | Дифференциация гласных У-Ю. | 1 | 01.10 | Сад. | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. |
8 | Дифференциация звонких и глухих согласных. | 17 | Огород | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. | |
Дифференциация В-Ф в словах. | 1 | 06.10 | |||
9 | Дифференциация В-Ф в предложении. | 1 | 08.10 | Декоративные растения. | Двигательная, работа по карточкам. |
10 | Дифференциация З-С в словах. | 1 | 13.10 | Лекарственные растения. | Выполнение заданий, работа по учебнику. |
11 | Дифференциация З-С в предложении. | 1 | 15.10 | Красная книга. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. |
12 | Диктант «Осень». | 1 | 20.10 | Осень золотая. | Двигательная, словарная работа. |
13 | Закрепление по теме Дифференциация: «в-ф, з-с» | 1 | 22.10 | ||
1 четверть | 16 | ||||
14 | Дифференциация Б-П словах и предложениях. | 1 | 17.11 | Насекомые. | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. |
15 | Дифференциация Д-Т в словах и предложениях. | 1 | 19.11 | Птицы. | Выполнение заданий, работа по учебнику. |
16 | Дифференциация Г-К в словах и предложениях | 1 | 24.11 | Перелётные птицы. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. |
17 | Дифференциация Г-К в предложении. | 1 | 26.11 | Зимующие птицы. | Двигательная, работа по карточкам. |
18 | Дифференциация Ж-Ш в словах и предложении. | 1 | 01.12 | Домашние птицы. | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. |
19 | Дифференциация С-Ш в словах и предложении. | 1 | 03.12 | Домашние животные. | Выполнение заданий, работа по учебнику. |
20 | Дифференциация З-Ж в словах, предложении | 1 | 08.12 | Дикие животные. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. |
21 | Диктант «В зимнем лесу». | 1 | 10.12 | Лес зимой. | Двигательная, работа по карточкам. |
22 | Дифференциация З-Ж в связных текстах. | 1 | 15.12 | Звероферма. | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. |
23 | Состав слова. | 4 | Снежный букварь. | Выполнение заданий, работа по учебнику. | |
Корень слова. | 1 | 17.12 22.12 | |||
24 | Приставки. | 1 | 24.12 | Грибы. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. |
25 | Предлог. | 1 | 29.12 | Зимние забавы. | Двигательная, работа по карточкам |
2 четверть | 16 | ||||
26 | Суффиксы. | 1 | 12.01 | Признаки зимы. | Выполнение заданий, работа по учебнику. |
27 | Имя существительное. | 7 | Живой уголок в школе. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. | |
Обозначение имён существительных. | 1 | 14.01 | |||
28 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | 19.01 | Школа. | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. |
29 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | 21.01 | Школьные принадлежности. | Выполнение заданий, работа по учебнику. |
30 | Число имён существительных. | 1 | 26.01 | Парк. | Двигательная, работа по карточкам. |
31 | Род имён существительных. | 1 | 28.01 | Город. | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. |
32 | Изменение имён существительных по падежам. | 1 | 02.02 | Деревня, село. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. |
33 | Склонение имён существительных. | 1 | 04.02 09.02 | Транспорт. | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. |
34 | Имя прилагательное. | 15 | Посуда. | Выполнение заданий, работа по учебнику. | |
Значение имени прилагательного в речи. | 1 | 11.02 | |||
35 | Имена прилагательные описывают неживой предмет. | 1 | 16.02 | Мебель. | Двигательная, работа по карточкам. |
36 | Имена прилагательные описывают живой предмет. | 1 | 18.02 | Человек. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. |
37 | Имена прилагательные описывают окружающий мир. | 1 | 25.02 | Явления природы. | Двигательная, работа по карточкам. |
38 | Близкие и противоположные по значению имена прилагательные. | 1 | 02.03 | Одежда. | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. |
39 | Имена прилагательные, передающие портрет человека, характер и чувства человека. | 1 | 04.03 | Портрет человека. | Выполнение заданий, работа по учебнику. |
40 | Мужской род имен прилагательных. | 1 | 09.03 | Времена года. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. |
41 | Женский род имен прилагательных. | 1 | 11.03 | Обувь. | Двигательная, работа по карточкам. |
42 | Средний род имен прилагательных. | 1 | 16.03 | Окна, стёкла, зеркала в доме. | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. |
43 | Число имен прилагательных. | 1 | 18.03 | Продукты питания. | Выполнение заданий, работа по учебнику. |
44 | Склонение имен прилагательных | 1 | Зима. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. | |
45 | Диктант «Лисёнок» | 1 | Лиса. | Двигательная, работа по карточкам. | |
3 четверть | 19 | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. | |||
46 | Согласование имён существительных с именами прилагательными. | 1 | 01.04 | Столица Москва. | Выполнение заданий, работа по учебнику. |
47 | Согласование имён существительных с именами прилагательными. | 1 | 06.04 | Улицы города. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. |
Согласование имён существительных с глаголом. | 1 | 08.04 | Парки города. | Выполнение заданий, работа по учебнику. | |
48 | Текст | 10 | Весна. | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. | |
Восстановление деформированного текста. | 1 | 13.04 | |||
49 | Пересказ текста по опорным словам и вопросам. | 1 | 15.04 | Хлеб. | Двигательная, работа по карточкам. |
50 | Составление плана текста. | 1 | 20.04 | Жилище человека. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. |
51 | Пересказ по плану. | 1 | 22.04 | Спортивный инвентарь. | Двигательная, работа по карточкам. |
52 | Выборочный пересказ. | 1 | 27.04 | Животные в городской квартире. | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. |
53 | Краткий пересказ. | 1 | 29.04 | Электроприборы. | Выполнение заданий, работа по учебнику. |
54 | Составление начала к рассказу. | 1 | 04.05 | Корабль. | Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику. |
55 | Составление заключения к рассказу. | 1 | 06.05 | Аисты. | Двигательная, работа по карточкам. |
56 | Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | 11.05 | Почта. | Двигательная, работа по учебнику, по карточкам. |
57 | Диктант «Заря» | 1 | 13.05 | Заря | Выполнение заданий, работа по учебнику. |
58 | Диагностика | 5 | 18.20.25.27.05 | Обследование. | Коммуникативная. |
4 четверть | 17 | ||||
Всего: 8ч. диагностика | 68 |
Учебно-методическое обеспечение.
- 1. Используемая литература:
- Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
- Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
- Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
7. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
8. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
9. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
10. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
11. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
12. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
Материально-техническое обеспечение.
2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства, презентации по темам:
«Артикуляционная гимнастика»,«Дыхательная гимнастика»,«Пальчиковая гимнастика»,«Сказки», «Животные», «Насекомые», и др.
3. Технические средства:
- классная доска; персональный компьютер; логопедический тренажёр «Дельфа-142», компьютерные диски «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед» и др.
4. Учебно-практическое оборудование:
-раздаточный дидактический материал (зеркала, палочки, щёточки, трубочки, игрушки, раскраски сказочных героев);
- набор предметных картинок;
- набор сюжетных картинок; карточки по темам «Сказки», «Герои сказок», «Времена года», «Деревья» и др.;