Рабочая программа 6 класс

Рабочая программа для работы логопеда с детьми с нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия и дифференциации согласных и гласных звуков и букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6kl.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное  общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская  общеобразовательная

адаптивная школа – интернат »

(КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»)

______________________________________________________________________________________________________

         УТВЕРЖДАЮ

        Директор КОУ

                                                                                                                        «Калачинская адаптивная

                                                                                                                         школа-интернат»

_________________ Козицкая Н.В..

        (подпись)    «    » ___________2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По коррекционному курсу « Логопедическая коррекция»

(6А и 6Б классов 1вариант УП)

                           

                                                                                                            Составитель (и): учитель Константинова Лариса Васильевна ______________

(подпись)

                                                                                                Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения

«   » ___________ 2020 г., протокол № 1

                                                                                                                                 Руководитель методического объединения ФИО ______________

(подпись)

                                                                                                                                      Рабочая программа согласована на МС ______________

(подпись)

                                                                    «    »___________  2020г., протокол №             

Калачинск, 2020г.                                                      

Пояснительная записка.

     Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая коррекция» для обучающихся 6А и 6Б классов составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273, с приказом  от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Логопедическая коррекция». На изучение данного  предмета в учебном плане отводится   в 6 классах– 2 часа в неделю.

Основой для реализации учебного предмета  является программа по логопедии Лалаевой  Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах» -М.. Гуманит. и зд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224с.. Программа предназначена для работы с детьми с системным недоразвитием речи.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  • Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его, на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  • Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  • Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  • внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
  • создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти.

В структуру занятия  входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

Формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

  Программа состоит из следующих разделов:

1) коррекция звукопроизношения,

 2) коррекция фонематических процессов,

3) коррекционная работа на лексическом уровне,

4) коррекционная работа на синтаксическом уровне,

              5) совершенствование связной речи.

Ставятся следующие задачи:

  • развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
  • улучшение фонематического слуха;
  • формирование речевого дыхания;
  • улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
  • улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
  • уточнение артикуляция вызывающихся и по подражанию некоторые их отсутствующих звуков, создание базы для успешной постановки звуков;
  • повышение речевой и эмоциональной активности детей;
  • совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка.
  • обогащение словаря.

Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка

1.        Обследование учащихся.

2.        Повторение изученного в 4-5 классах:

  • развитие языкового анализа и синтеза,
  • формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
  • устранение оптической дислексии и дисграфии,
  • устранение семантической дислексии,

Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и  невозвратных глаголов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне

  • развитие языкового анализа и синтеза,
  • устранение оптической дислексии и дисграфии,
  • устранение семантической дислексии, образование слов при помощи приставок и суффиксов,
  • корень слова, родственные слова.

Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.

Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.

Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.

Совершенствование связной речи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • различать гласные I и II ряда,
  • дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме,
  • различать гласные и согласные,
  • строить правильно предложения,
  • находить главные второстепенные члены предложения,
  • составлять рассказ ( по картине, по серии сюжетных картин или на тему данную учителем, например, «Лето», «Каникулы» и тд.).

Учащиеся должны знать:

  • алфавит,  
  • падежи и вопросы к ним,
  • что такое имя существительное, имя прилагательное (вопросы к ним),
  • что такое глагол,
  • что такое личное местоимение (уметь их употреблять).

Качество речевого развития обучающихся определяются мониторингом, состоящим из диагностики следующих параметров:

  • Связная речь
  • Словарь
  • Грамматический строй речи
  • Звуковая сторона речи
  • Слоговая сторона речи
  • фонематические процессы
  • Чтение  Письмо

                                                                              Календарно-тематическое планирование  6А, 6Б классов.

Раздел,  тема.

К.ч

Дата.

Логопедическая тема.

Виды учебной деятельности.

1

Диагностика

4

1,3,8,

10.09

Обследование.

Коммуникативная

2

Гласные первого и второго ряда.

6

Растения в осенний период.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

Гласные звуки.

1

15.09

3

Гласные второго ряда.

1

17.09

Комнатные цветы.

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

4

Безударные гласные.

1

22.09

Животные.

Выполнение заданий, работа по учебнику.

5

Дифференциация гласных А-Я.

1

24.09

Деревья и кустарники.

Двигательная, работа по карточкам.

6

Дифференциация гласных О-Е.

1

29.09

Реки и озёра.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

7

Дифференциация гласных У-Ю.

1

01.10

Сад.

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

8

Дифференциация звонких и глухих согласных.

17

Огород

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

Дифференциация В-Ф в словах.

1

06.10

9

Дифференциация В-Ф в предложении.

1

08.10

Декоративные растения.

Двигательная, работа по карточкам.

10

Дифференциация З-С в словах.

1

13.10

Лекарственные растения.

Выполнение заданий, работа по учебнику.

11

Дифференциация З-С в предложении.

1

15.10

Красная книга.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

12

Диктант «Осень».

1

20.10

Осень золотая.

Двигательная, словарная работа.

13

Закрепление по теме Дифференциация: «в-ф, з-с»

1

22.10

1 четверть

16

14

Дифференциация Б-П   словах и предложениях.

1

17.11

Насекомые.

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

15

Дифференциация Д-Т  в словах и  предложениях.

1

19.11

Птицы.

Выполнение заданий, работа по учебнику.

16

Дифференциация Г-К в словах и предложениях

1

24.11

Перелётные птицы.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

17

Дифференциация Г-К в предложении.

1

26.11

Зимующие птицы.

Двигательная, работа по карточкам.

18

Дифференциация Ж-Ш в словах и  предложении.

1

01.12

Домашние птицы.

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

19

Дифференциация С-Ш в  словах  и предложении.

1

03.12

Домашние животные.

Выполнение заданий, работа по учебнику.

20

Дифференциация З-Ж в словах,  предложении

1

08.12

Дикие животные.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

21

Диктант «В зимнем лесу».

1

10.12

Лес зимой.

Двигательная, работа по карточкам.

22

Дифференциация З-Ж в связных текстах.

1

15.12

Звероферма.

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

23

Состав слова.

4

Снежный букварь.

Выполнение заданий, работа по учебнику.

Корень слова.

1

17.12

22.12

24

Приставки.

1

24.12

Грибы.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

25

Предлог.

1

29.12

Зимние забавы.

Двигательная, работа по карточкам

2 четверть

16

26

Суффиксы.

1

12.01

Признаки зимы.

Выполнение заданий, работа по учебнику.

27

Имя существительное.

7

Живой уголок в школе.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

Обозначение имён существительных.

1

14.01

28

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

19.01

Школа.

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

29

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

21.01

Школьные принадлежности.

Выполнение заданий, работа по учебнику.

30

Число имён существительных.

1

26.01

Парк.

Двигательная, работа по карточкам.

31

Род имён существительных.

1

28.01

Город.

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

32

Изменение имён существительных по падежам.

1

02.02

Деревня, село.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

33

Склонение имён существительных.

1

04.02

09.02

Транспорт.

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

34

Имя прилагательное.

15

Посуда.

Выполнение заданий, работа по учебнику.

Значение имени прилагательного в речи.

1

11.02

35

Имена прилагательные описывают неживой предмет.

1

16.02

Мебель.

Двигательная, работа по карточкам.

36

Имена прилагательные описывают живой предмет.

1

18.02

Человек.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

37

Имена прилагательные описывают окружающий мир.

1

25.02

Явления природы.

Двигательная, работа по карточкам.

38

Близкие и противоположные по значению имена прилагательные.

1

02.03

Одежда.

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

39

Имена прилагательные, передающие портрет человека, характер и чувства человека.

1

04.03

Портрет человека.

Выполнение заданий, работа по учебнику.

40

Мужской род имен прилагательных.

1

09.03

Времена года.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

41

Женский род имен прилагательных.

1

11.03

Обувь.

Двигательная, работа по карточкам.

42

Средний род имен прилагательных.

1

16.03

Окна, стёкла, зеркала в доме.

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

43

Число имен прилагательных.

1

18.03

Продукты питания.

Выполнение заданий, работа по учебнику.

44

Склонение имен прилагательных

1

Зима.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

45

Диктант «Лисёнок»

1

Лиса.

Двигательная, работа по карточкам.

3 четверть

19

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

46

Согласование имён существительных с именами прилагательными.

1

01.04

Столица Москва.

Выполнение заданий, работа по учебнику.

47

Согласование имён существительных с именами прилагательными.

1

06.04

Улицы города.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

Согласование имён существительных с глаголом.

1

08.04

Парки города.

Выполнение заданий, работа по учебнику.

48

Текст

10

Весна.

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

Восстановление деформированного текста.

1

13.04

49

Пересказ текста по опорным словам и вопросам.

1

15.04

Хлеб.

Двигательная, работа по карточкам.

50

Составление плана текста.

1

20.04

Жилище человека.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

51

Пересказ по плану.

1

22.04

Спортивный инвентарь.

Двигательная, работа по карточкам.

52

Выборочный пересказ.

1

27.04

Животные в городской квартире.

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

53

Краткий пересказ.

1

29.04

Электроприборы.

Выполнение заданий, работа по учебнику.

54

Составление начала к рассказу.

1

04.05

Корабль.

Двигательная, познавательная, работа по карточкам, по учебнику.

55

Составление   заключения к рассказу.

1

06.05

Аисты.

Двигательная, работа по карточкам.

56

Составление рассказа по  сюжетной картинке.

1

11.05

Почта.

Двигательная, работа по учебнику, по карточкам.

57

Диктант «Заря»

1

13.05

Заря

Выполнение заданий, работа по учебнику.

58

Диагностика

5

18.20.25.27.05

Обследование.

Коммуникативная.

4 четверть

17

Всего: 8ч. диагностика

68

Учебно-методическое обеспечение.

  1. 1. Используемая литература:
  2.  Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное  учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
  3.  Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –                 М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
  4. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
  5. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку.  Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  6. Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

     7.   Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

     8.    Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

     9.    Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.

    10.   Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.

     11.  Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

     12.   Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

Материально-техническое обеспечение.

2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства,  презентации по темам:

«Артикуляционная гимнастика»,«Дыхательная гимнастика»,«Пальчиковая гимнастика»,«Сказки», «Животные», «Насекомые», и др.

3. Технические средства:

- классная доска; персональный компьютер; логопедический тренажёр «Дельфа-142», компьютерные диски «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед» и др.

4. Учебно-практическое оборудование:

-раздаточный дидактический материал (зеркала, палочки, щёточки, трубочки, игрушки, раскраски сказочных героев);

- набор предметных картинок;

- набор сюжетных картинок; карточки по темам «Сказки», «Герои сказок», «Времена года», «Деревья» и др.;