Страница для родителей

Андреева Валентина Владимировна

Работа с родителями основывается на сотрудничестве

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье ребенка

Все родители, любящие своих детей, заботятся о том, чтобы они были здоровыми, хорошо выглядели, быстро росли, правильно развивались физически. Болезнь ребенка становится источником не только огорчений, но и причиной установившегося порядка жизни семьи, влечет за собой ряд затруднений. Состояние здоровья ребенка, его физическое развитие и даже внешний вид – это факторы, тесно связанные с поведением ребенка, его поступками, с формированием индивидуальных черт его личности. Организм и психика ребенка представляют собой неразрывное целое. Для правильного развития психики особое значение имеют заболевания центральной нервной системы (например, воспаление или сотрясение мозга), а также частота заболеваний в детском возрасте.

Дети, имеющие нарушения в функционировании органов зрения и слуха, требуют постоянного наблюдения. У многих детей слабое физическое здоровье серьезно влияет на результаты школьной учебы. Когда обнаруживаются даже незначительные отклонения в строении тела ребенка или замечается неравномерность в его физическом  развитии, родителям немедленно надо обратиться за консультацией к врачу. Родители ребенка со слабым физическим развитием, задумываясь над тем, как относиться к сыну или дочери, чтобы ликвидировать или уменьшить этот недостаток, должны заботиться и о процессе формирования отношения ребенка к самому себе. Некоторые родители, часто напоминая ребенку о его физических недостатках, выражают опасение, что у сына или дочери слабая сопротивляемость болезням, проявляют сильное беспокойство в связи с его болезненным состоянием, плохим внешним видом, недостаточным аппетитом, не позволяют гулять ребенку в холодные и ветреные дни, кутая в любую погоду, оберегая от домашних дел, создают различные привилегии. Такая позиция родителей, их слова, поступки оказывают отрицательное влияние на поведение ребенка, на его отношение к самому себе. У ребенка укрепляется убеждение в том, что он слабее других детей. Самое правильное поведение родителей – это стремление убедить ребенка в возможности преодоления своей слабости с помощью работы над собой. Если физически слабый ребенок хорошо учится, растет добрым и отзывчивым человеком, он не будет ощущать свои физические недостатки, а окружающие его дети будут относиться к нему дружелюбно.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА   ПИТАНИЯ   ШКОЛЬНИКА

Рекомендации врача – диетолога МБУ «ДГП» « Центра здоровья для детей»

Основные принципы организации рационального питания:

  1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
  2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
  3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
  4. Оптимальный режим питания.
  5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  6. Учет индивидуальных особенностей детей.
  7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.

                   Первая смена                                                  Вторая смена

7.30 - 8.00 Завтрак дома                                      8.00 - 8.30 Завтрак дома

10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе             12.30 - 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)

12.00 - 13.00 Обед дома или в школе                16.00 - 16.30 Горячее питание в школе

  1. - 19.30 Ужин дома                                   19.30 - 20.00 Ужин дома

Основные правила здорового питания школьников рекомендуют родителям следующее:

  • 1-2 раза в неделю ребенку желательно есть рыбу;
  • 1 раз в неделю – красное мясо (такое, как говядина);
  • 1-2 раза в неделю ребенок должен есть бобовые или такие блюда, как фаршированные овощи;
  • в остальные дни ребенку можно давать белое мясо (например, курицу) или блюда, приготовленные из макаронных изделий.
  • Хлеб, другие злаковые и картофель: хорошо, чтобы питание школьников опиралось на эту группу продуктов. Готовя еду отдайте предпочтите муке грубого помола, здоровое питание предполагает, что 2/3 рациона школьников будут составлять продукты, изготовленные именно из такой муки.
  • Фрукты и овощи: школьникам необходимо давать 5 порций разнообразных фруктов и овощей ежедневно.
  • Молоко и молочные продукты: Давайте детям, по крайней мере, 3 порции молочных продуктов в день. Это может быть 1 упаковка йогурта, 1 стакан молока или 1 кусочек сыра размером со спичечную коробку. Полностью обезжиренные молочные продукты детям употреблять нежелательно.
  • Мясо, рыба и альтернативные им продукты: Мясо (особенно красное) и рыба являются наилучшими источниками железа. Однако бобовые (чечевица, фасоль), зеленые листовые овощи и обогащенные злаки также могут дать организму школьника достаточно железа.
  • Жирная рыба – такая, как сардины, анчоусы, макрель, лосось – очень богаты Ω-3 жирными кислотами. Эти кислоты необходимы для правильного функционирования нервной, иммунной и сердечно сосудистой систем ребенка. Однако избегайте давать ребенку рыбу-меч, поскольку в ней содержится большое количество ртути.
  • Жирные или сладкие продукты: Продукты высокой жирности или с большим содержанием сахара – такие, как торты, печенье, шоколадные вафли, хрустящий картофель – дают школьникам много энергии, однако почти не содержат в себе витаминов. В небольшом количестве детям сладости употреблять можно.
  • Полезные напитки: здоровое питание предлагает для школьников молоко и воду - поскольку они не разрушают их зубов. Соки обладают повышенной кислотностью и содержат высокий процент сахара (даже в натуральных соках мы находим природные сахара). Поэтому соки детям лучше давать вместе с едой - в противном случае, желательно разбавлять их водой.
  • Общее количество жидкости, которое необходимо школьнику в течение дня, зависит от погоды, физической активности ребенка и от продуктов, которые он ест. Неплохой идеей будет давать детям один стакан воды (молока или сока) с каждым приемом пищи, и один стакан – между приемами. Давайте детям больше жидкости во время жары и в период повышенной физической активности.



Предварительный просмотр:

Укрепление здоровья,

предупреждение утомляемости, нервных и инфекционных

заболеваний у подростков, профилактика детского травматизма

Своеобразие подросткового возраста. Необходимость знания его родителями в целях успешного воспитания. Интенсивность и неравномерность физического развития в этом возрасте.

Эмоции подростков. Отклонения в психическом развитии подростков. Повышенная возбудимость, раздражительность, проявление бурных реакций, аффектов. Слабость нервной системы подростков. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений у детей в семье. Забота родителей о создании благоприятных условий жизни подростка в семье во имя избежания его нервного потрясения. Типы подростковой депрессии.

Учет специфики воспитания мальчиков и девочек в семье.

Нет человека, который не знал бы, что такое радость и грусть, надежда и разочарование, любовь и ненависть. Все: природа, общение с другими людьми, работа, отдых, произведения искусства – вызывает у нас различные эмоции. Эмоции – переживание человеком своего отношения к каким-либо явлениям, событиям, предметам действительности, собственной деятельности, качествам, достижениям, удачам, неудачам, психическому и физическому состоянию. Они подразделяются на положительные и отрицательные, повышающие работоспособность и понижающие ее. Эмоциональная сфера человека характеризуется следующими особенностями: человек эмоционально чуток или инертен; эмоционально устойчив или неустойчив; эмоционально уравновешен или неуравновешен, истеричен; способен выдержать эмоциональное возбуждение длительное время или быстро истощается. У человека преобладает спокойное или возбужденное состояние: положительные эмоции (оптимистический настрой, жизнерадостность, оживленность, восторг) или отрицательные эмоции (грусть, мрачность, подавленность, тоска, депрессия); добродушие, миролюбие или злобность, агрессивность; гнев, азарт борьбы, возмущение или тревожность, страх, ужас.

Необходимо учитывать существенное своеобразие психики детей на разных возрастных этапах. Подростковый возраст составляет важный и сложный этап в общем процессе становления личности. С одной стороны, по уровню и характеру психического развития подростничество – типичная эпоха детства, которая имеет ряд стадий, характеризуемых своими особенностями. С другой стороны, подросток – растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей.

Развитие самооценки подростков связано с анализом своих переживаний, связанных как с внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уникальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять. Подобные мысли являются весьма благоприятным фоном для появления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества, которые многие авторы рассматривают как две типичные особенности эмоциональной сферы подростков. У подростков повышенная тревожность в большей степени связана с общением со сверстниками. Подростки глубоко переживают одиночество. Под влиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, что когда-либо случалось с другими людьми, к ним не имеет никакого отношения. Поэтому они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия. Типичными чертами подростков является также раздражительность и возбудимость. У них может быть такое состояние нервной системы, когда раздражительность вообще вызовет неожиданную, неадекватную реакцию. Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости. Вначале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость.

Эмоционально значимым фактором в жизни подростков является их внешность. Они подолгу изучают себя перед зеркалом, гримасничая и апробируя какие-то мимические и пантомимические способы невербального общения. С какого-то момента дети начинают уделять повышенное внимание оформлению внешности – прическе, одежде, макияжу. Часто подростки бывают недовольны своей внешностью или отдельными ее частями. Они переживают из-за отличия их внешности от социально формируемых стандартов мужской и женской красоты, носителями которой являются кинозвезды, шоумены, спортсмены, манекенщицы.

Двенадцатилетняя девочка написала письмо: «Понимаете, доктор, я уже несколько месяцев ужасно мучаюсь от мысли, что я уродка, что мое лицо всем противно, что окружающие с очень большим трудом скрывают свое отвращение к моему внешнему виду. Рассказала обо всем матери, а та стала надо мной смеяться: дескать, с жиру бесишься, делать тебе нечего. Больше всего меня расстраивают уши, я их ненавижу за форму и величину. Все время о них думаю. Я несколько раз обращалась к косметологам, но те утверждали одно и то же: дескать, уши абсолютно нормальные. А не нравятся – обратись к психиатру, он тебе живо мозги на место поставит. В общем, нигде нет ни сочувствия, ни утешения. Поначалу я думала, что все косметологи, у которых я консультировалась, сговорились: никто не хотел всерьез меня выслушать, а потом поняла, что никакого сговора нет, у меня действительно что-то с нервами происходит. Стала искать врачей, которые могли бы помочь. Поэтому и пишу вам». Случай этот не такой уж редкий. Только одни подростки обращаются за советами к медикам, а другие замыкаются в себе, никому ничего не говорят и потихоньку страдают от мысли (чаще всего совершенно неверной, ошибочной или преувеличенной), будто их черты лица уродливы и требуют немедленного хирургического вмешательства. Придя к выводу, что у них безобразная внешность и что счастье теперь будет обходить их стороной, некоторые подростки впадают в беспросветный пессимизм и воспринимают свою внешность (чаще всего совершенно нормальную) как непоправимую беду. Если дефект действительно существует, то, конечно, желательно посоветоваться со специалистом, который, вероятно, даст разумный совет. Ну, а если физического дефекта нет и в помине или он очень незначителен и не будет хирургической коррекции, тогда что делать? На этот сложный вопрос однозначно ответить невозможно. В любом случае такой подросток требует бережного отношения со стороны и семьи, и школы. Нельзя издеваться над ним и высмеивать. Подростка нужно выслушать, попробовать осторожно, тактично переубедить. Подростка, который считает себя уродливым, необходимо чаще хвалить, утверждая в присутствии других людей, что он симпатичный. Для него это очень важно. Когда родители убедятся, что не в силах справиться с подростком, у которого «пункт», будто он урод, тогда можно посоветоваться с психиатром.

Девочки и мальчики могут болезненно переживать из-за своего небольшого роста. Некоторые девочки негативно воспринимают свой высокий рост. Причиной отрицательных эмоций являются также мелкие дефекты кожи, избыточный вес. И.С. Кон отмечает, что у многих подростков накапливается избыточный вес, который выполняет функцию энергетического резерва, расходуемого организмом по мере полового созревания. Помимо этого может появляться у детей и подростков, испытывающих школьный невроз. Сильные эмоциональные переживания, вызываемые школьной средой, например, плохими отношениями с учителями или одноклассниками, поглощают большое количество нервной энергии, которая восполняется обильным приемом пищи после посещения школы. В свою очередь, это вызывает чрезмерную расслабленность и потребность в пассивном отдыхе, сидя у телевизора или полулежа на диване с книжкой в руках... Предметом пристального внимания подростков является развитие у них вторичных половых признаков как показателей взрослости. Так, некоторые девочки сильно переживают из-за того, что у них быстрее, чем у большинства их сверстниц, растут грудные железы. Другие боятся того, что не станут полноценными девушками, потому что они сексуально неразвиты – у них маленькая грудь и короткие ноги.

Отклонения в психическом развитии подростков весьма разнообразны. Эмоциональные нарушения – одни из наиболее часто встречающихся отклонений психического развития детей. Современное общество представляет и взрослым, и детям богатую палитру причин такого печального явления: опыт насилия, достижение целей посредством угрозы применения оружия, маниакальное стремление к власти и безответственность перед лицом будущего человечества. Мир насилия и страха царит в книгах и кино, на экранах телевизоров, в окружающей ребенка реальной жизни. Даже родители в воспитательных целях по-прежнему предпочитают прибегать к насилию, не замечая, что переполняют и без того наполненную до краев чашу страха, отчаяния и агрессии в душах молодых поколений.

Почему же у физически здоровых детей возникают эмоциональные трудности. Исследования дают основания утверждать, что истоки этих трудностей – прежде всего в особенностях семейного воспитания и в характере взаимоотношений внутри семьи. Взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать у него подлинный взгляд на мир и на самого себя и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербности детей, страху, недоверию, напряженности, другим эмоциональным отклонениям. Большую опасность представляют семьи, в которых антисоциальное поведение является стилем жизни. В такой обстановке ребенок с самого начала своей жизни усваивает взгляды, ценности и привычки, идущие вразрез с общепринятыми социальными нормами поведения. В данном случае в коррекционной работе нуждается вся семья. На безволие и лень подростков жалуются многие родители. Однако каждая такая жалоба должна рассматриваться конкретно. У подростков может резко снижаться работоспособность из-за возникновения периода физиологической утомляемости (организм как бы бросает все силы на половое созревание, и резерва для серьезной психической работы не остается). Лень может быть демонстративной. Фактически это не лень, а всего лишь протест против чрезмерной регламентации родителями поведения подростка, против чрезмерного контроля за выполнением навязываемого взрослыми образа жизни и даже мыслей, против авторитарности старших. В этом случае родители должны изменить свое отношение к ребенку и перейти на равноправные, партнерские, а не менторские отношения с ним. Родители часто жалуются на патологическую лень ребенка, за которой в действительности стоит депрессия. Состояние депрессии – эмоциональное расстройство. Отличительной особенностью детских и подростковых депрессий часто является то, что они протекают в смягченных формах, незаметно. Психологическая наука установила несколько типов подростковой депрессии. Рассмотрим некоторые из них.

Аноидный тип. Его отличительные черты: склонность ребенка апатии, повышенная утомляемость, неаргументированная раздражительность. Серые, бесцельно проведенные дни прерываются «развлечениями»: «балдением» под музыку и т. д. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно случаются из-за падения работоспособности, ребята переживают крайне тяжело. На замечания и укоры взрослых они нередко отвечают грубостью и гневом, оказывают сопротивление любым требованиям родителей, но в глубине души впадают в еще большее уныние. Скорость выхода из такого состояния в большей мере зависит от создания благоприятных условий вокруг подростка. При правильном семейном воспитании, удачном вовлечении его в познавательно-эмоциональную деятельность, спорт, творчество, подкрепленном даже небольшими успехами, возвращается вкус к жизни, меняется поведение.

Сенситивный тип (от лат. чувство, ощущение). Подростки этого типа характеризуются чрезвычайной чувствительностью, впечатлительностью. В силу своей замкнутости, застенчивости и робости они избегают шумных компаний, предпочитают посидеть дома. К родителям иногда привязаны чрезвычайно. Самостоятельность, инициатива у сенситивных подростков выражены довольно слабо. Характерно, что всевозможные упреки, назидания со стороны близких вызывают скорее угрызения совести и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. Отношение родителей к таким подросткам должно быть деликатным, гуманным, гибким.

Холероидный тип. Он наблюдается чаще у подростков с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности и проявляется обычно против старшего поколения. Это может быть агрессивная реакция (побеги из дома, бродяжничество) или «тихая агрессия», упрямство, пассивное сопротивление родителям, учителям, совершение проступка исподтишка и т. д. Трудность педагогического контакта с такими подростками в том, что их душевные переживания скрыты, нередко и от них самих. Родителям необходимо постоянно варьировать приемы и методы педагогического воздействия, полностью отказавшись от авторитарного стиля.

При подозрении на наличие депрессии у подростка и невозможности снять ее психологическими средствами его следует проконсультировать у психоневролога, который, в случае необходимости, назначит медикаментозное лечение.

В подростковом возрасте наблюдаются такие расстройства, как жестокость, агрессивность, садизм. Такое поведение связано как с дефектами воспитания, так и с неустойчивостью психики подростков. Например, бабушка заметила, что ее 12-летняя внучка несколько раз исподтишка с силой ударяла в живот любимую кошку. Анализ семейного воспитания показал, что родители налагали слишком много запретов на поведение своей дочери, веселой, живой, развитой девочки. Один из них был для нее просто невыносим – ей не разрешали выходить на улицу из-за неблагоприятной криминальной обстановки в микрорайоне. Даже тогда, когда днем за ней приходили подруги, чтобы пойти в кино, ей запрещали выходить из дома. И это в период сенсорной жажды, во время становления интересов. Тогда, когда ведущей деятельностью является общение со сверстниками. В результате по-человечески понятного, но психологически неправильного поведения родителей у девочки возникло состояние фрустрации, приведшее к образованию патологической реакции жестокости.

При рассмотрении отклонений в эмоциональной сфере специалисты обращают внимание на резкое обострение чувства одиночества у подростков, которое при неблагоприятных условиях принимает крайнюю форму выражения – у подростка появляются суицидальные тенденции. Следует отметить, что наши дети не готовы переносить трудности, у них не вырабатывается иммунитет стойкости, чтобы противостоять нагрянувшей беде. Иногда первое серьезное нравственное испытание кончается для них трагически. Подростки глотают таблетки, бросаются под колеса, режут вены, выбрасываются из окон. Медики и психиатры отмечают, что дети при этом зачастую не ждут смерти. Им просто, во что бы то ни стало, любой ценой достучаться до сердца взрослых, добиться их понимания и участия. Взрослым проще потребовать, чем убедить, приказать, чем объяснить. Однако постоянный нажим порождает ответный протест, противодействие. Обиженный и оскорбленный учителями, не понятый, отвергнутый родителями, ребенок остается в одиночестве. Безразличие и бездушие взрослых толкает его к самоубийству. Укором веет от предсмертных записок, переворачивающих душу: «Радуйся, мамуля. Ты своего добилась. Я развязал тебе руки. Теперь можешь жить, как хочешь и с кем хочешь. Вдвоем со мной тебе было скучно. Мешать больше не буду. Желаю счастья. Твой сын». Значит, учителя и родители что-то проглядели: не заметили болезненный упадок настроения и не посоветовались об этом с психиатром; не поговорили вовремя с ребенком, не погасили в нем чувство отчаяния или раздражения, не вызвали у него ощущения жизненной перспективы, не дали своевременный совет, не улыбнулись либо не посочувствовали тогда, когда ребенку было это нужно; не воспитали у него уважение к жизни, не показали, что нужно бороться за нее, не выработали у ребенка мужественное, стойкое отношение к неминуемым трудностям и неудачам. Исследование, проведенное психологом московского интерната № 24, показало, что лишь 10 % его воспитанников свойственно радостное мироощущение. Вправе ли мы допускать, чтобы стресс становился фактором детского травматизма? Главные системы и органы, которые при этом страдают, – нервная система, пищеварительный тракт. Расстраивается сон, ухудшается аппетит. Ребенку трудно сосредоточиться, снижается внимание. Развивается состояние, называемое неврастенией, а позднее – неврозом. Мало того, у подростков появляются жалобы на боли в подложечной области, в подреберье. При обследовании у них находят гастрит, дуоденит, панкреатит. Но причина не в нарушении пищевого режима, а в стрессе. Разобщенность родственников, занятых своими делами и проблемами вне круга родовых интересов, сведение до минимума совместных семейных дел, общения за семейным столом, переживаний семейных праздников, событий семейной жизни нарушают нормальный, естественный процесс воспитания ребенка, присвоения им культурных психотехнических приемов эмоциональной регуляции жизни, когда он «упражнялся» в эмоциональных взаимоотношениях с людьми и таким образом имел возможность сознательно корректировать свои впечатления и поведение. Но если раньше эта возможность представлялась самим традиционным укладом семьи, то теперь старшие члены семьи должны более осознанно и целенаправленно регулировать ход эмоционального развития ребенка и помогать ему в овладении навыками психической саморегуляции.

Родителям необходимо проявлять гибкость в семейном воспитании, учитывать специфику психического развития мальчиков и девочек. Если вашей дочери минуло 12 лет, знайте, что вы имеете дело не просто с ребенком, а с маленькой женщиной. Она не торопится еще заявить о себе, но она уже вобрала в себя все тонкости поведения женщины: легкую расчетливость, изящную слабость, некоторую коварность, солидарность и умение (ни за что!) не выдать тайну. Если вашей девочке минуло двенадцать лет и в ней ни разу не вспыхнуло (пусть крошечное) светлое, радостное чувство от встречи с другим человеком, – это такая же беда, как и плохие отметки в журнале. Освоение социального опыта у девочек проходит преимущественно в русле их эмоционального развития. Кто кому как сказал, кто кого пригласил пройтись по коридору, кто первый заговорил и кто предал навсегда: «пришла новенькая в класс – и подруга с ней, а не со мной пошла в буфет» – все это возводится в ранг событий первейшей важности. Ну, а мальчишки в 12 лет? Мужчины? Вот уж чего нет – так нет. Их совсем по-иному занимает проблема человека в эти годы. На выяснение отношений, на это бесплодно-скучное, с их точки зрения, занятие нет смысла тратить время. У мальчишек свой ажиотаж. Предметный. Реальный. Их влечет мир вещей, животных, камней, минералов, токов, полимеров, транзисторов. И спорт: лыжи, футбол, хоккей и т.д. И проба сил: «Я ему так дал!», «Если ты еще раз полезешь – схватишь...»

Методические рекомендации

Форма проведения: беседа-практикум.

В ходе проведения беседы возможна организация коллективной работы во время выполнения: теста «Правильные ли у вас представления о воспитании мальчиков и девочек?» Родителям в микрогруппах предлагается обсудить несколько (5–8) утверждений и вынести общее решение относительно них.

ТЕСТ

ПРАВИЛЬНЫЕ ЛИ У ВАС ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ

МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК?

Один французский психолог составил тест, который раскрывает некоторые наши предрассудки в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель может с его помощью проверить, насколько его представления о воспитании верны.

Предлагаем вам 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» (то есть вы согласны с этим утверждением) или «нет» (вы придерживаетесь другого мнения).

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к природе.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5. Мальчики больше одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек – слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

О т в е т ы:

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 8–9 лет.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4. До 10–12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.

7. До 10–13 лет разница незначительная, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правило.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинает формироваться их личность.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочкине столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики, и девочки.

19. Нет, мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

Итак, ответив на вопросы теста, вы определили, насколько ваши представления о воспитании, психологии детей совпадают с мнением психолога. Вероятно, каждый убежден, что прав именно он. Но учтите лишь то, что у детского психолога за многие годы работы было куда больше возможности изучить подрастающее поколение.

Затем происходит общее обсуждение утверждений и сопоставление мнений групп с мнением французского психолога.

В ходе собрания проводится тренинговое упражнение «Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия».

Тренинговое упражнение

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЗДОРОВЬЯ, ИЛИ РЕЦЕПТ ДОЛГОЛЕТИЯ

Родителям предлагается составить собственный свод из 10 заповедей здоровья. Сначала все работают индивидуально, потом вырабатывается обобщенный перечень из 10 заповедей. При обсуждении предложений возможна открытая дискуссия, в ходе которой необходимо аргументировать утверждения. В ходе дискуссии решается вопрос о том, что родители могут предпринять по соблюдение детьми рецепта долголетия.

Литература:

1. Буянов М. Нервные расстройства у детей// Воспитание школьников. 1990. №1.

2. Кушнер Ю. Уметь чувствовать подростка// Воспитание школьников. 1991. №6.

3. Петрова Н. Спасти детей// Воспитание школьников. 1994. №1.

4. Прутченков А. С. Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 2000.

5. Селевко Г. К., Тихомиров Н. К., Левина О. Г. Сделай себя сам// Народное образование, 2001.

6. Тарнавский Ю. О психогигиене// Воспитание школьников. 1991. №1.



Предварительный просмотр:

В чем причина проявления у детей пониженной способности

к обучению

Существует много факторов наследственного характера, а также связанных с особенностями среды, в которой растет ребенок. Они вносят свой вклад в развитие интеллекта, причем весьма трудно проследить влияние какого-либо отдельно. Однако в некоторых случаях отдельные свидетельства, касающиеся первых лет жизни ребенка, могут указывать на то, что его притупленный ум и умственные способности, которые находятся на грани отсталости, сформировались из-за недостатка поощрения интеллектуального развития ребенка в самом раннем возрасте. Оказывается, существует критический период в течение первых трех-четырех лет жизни ребенка, когда надо завладеть потенциалом для последующего интеллектуального роста. Если эту возможность упустить, то с большой вероятностью ребенок никогда не сможет достичь уровня развития своих способностей, который изначально был для него доступен. Пониженная способность к обучению может проявиться у тех детей, которые в раннем детстве регулярно не слышали детскую речь. Им, скорее всего, не покупали интересных книжек и игрушек-головоломок, которые развивали бы их сенсорный аппарат. Видимо, этих детей не водили в зоопарк, в аэропорт, в другие места, возбуждающие воображение и сознание ребенка. Такие дети обычно растут, не получая со стороны взрослых даже минимума внимания. Их не научили мыслить, не объясняли сути вещей и явлений, не помогали понять непонятное. Отсутствие или недостаток поощряющих и помогающих действий по отношению к такому ребенку может привести к нарушениям в работе эндокринной системы, которая обеспечивает правильное развитие мозга и центральной нервной системы.



Предварительный просмотр:

17-73                                             ПАМЯТКА

родителям

по профилактике экстремизма.

Одной из особенностей современной России стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть — имеют выраженный экстремистский характер.

По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.

Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций в РФ, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.

При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.

Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. По мнению опрошенных в ходе исследования сотрудников подразделений по противодействию экстремизму различных регионов России, основными порождающими экстремизм мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.

Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует

возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.

Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду G молодыми людьми являются и девушки.

В отличии от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.

Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.

Органами внутренних дел реализуется комплекс мер, направленных на выявление экстремистских настроений и принятие необходимых профилактических мер в молодежной среде.

На постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет» для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания, а также несанкционированных митингах и акциях протеста.



Предварительный просмотр:

О вреде пива

 В России принято считать, что алкоголик – это человек с опухшим лицом, пропивающий последние деньги, продающий вещи и т.п. Но в реальности оказывается, что алкоголизмом могут страдать абсолютно все - вне зависимости от внешнего вида, рода деятельности и социального статуса. Самое страшное – что за последнее время участились случаи заболевания алкоголизмом детей до 14 лет.

Самым распространенным видом алкоголизма является употребление легких спиртных напитков. Это не значит, что человек пьет только пиво. Нет, употребляются любые напитки – коктейли, вино и даже водка. Но основу составляет постоянное употребление именно легкого алкоголя.  

В эпоху неконтролируемой и масштабной рекламы пива на телевидении, нам внушили, что пиво – это как бы и не алкоголь вовсе. Что это такой же напиток, как кола, как лимонад, как сок. В рекламе нас убеждали, что пиво – спутник любого веселья, успешной жизни, хорошего настроения. Нам показывали красивых женщин и мужчин, которые пили пиво и говорили нам, как это здорово и приятно. Нам внушили, что теперь это модно. Пить алкоголь в нашей стране стало МОДНО.

                             

Теперь вспомните лето. Пляж, жара, люди отдыхают, загорают и… практически все употребляют пиво. Сколько человек из 10 в выходной день по улице идут без пива? Может быть 2-3! Вы мне скажете, что это выходной, и можно расслабиться? Я пока не буду с этим спорить. Вы сами поймете, что к чему.

Теперь вспоминаем детские площадки и мам, пьющих пиво, пока дети копаются в песочнице. Вот это осуждают практически все, но это лишь часть огромного айсберга.

Посмотрим на самих себя. Когда мы планируем домашние праздники, дни рождения, новые года, 8 марта, 23 февраля и т.д., без чего не обойдется ни один стол? Без алкоголя. А если попытаемся сделать безалкогольный праздник, нас могут не понять окружающие, да? Как это, пригласить гостей и не поставить на стол алкоголь? Люди не поймут! А люди – это мы с вами. И мы не понимаем, как мы сможем жить, не употребляя алкоголь.

Какую же часть нашей жизни занимает алкоголь? Итак: родился ребенок – надо отметить, надо «проставиться», надо купить алкоголь, потому что «На работе не поймут», «Друзья не поймут», «Традиция такая – ножки обмыть». Устроился на новую работу? Надо «проставиться!» Так сказать, влиться в коллектив. Если даже сам не пьешь, то народ напоить надо. Твой день рождения? О… это святое! Проставляться везде и всем, и дома ещё отметить. Обязательно выпить. День рождения ребенка? Собираем родню, выставляем на стол алкоголь, хотя ребенку год всего исполнился, хотя ему и не нужна вся эта пьяная родня. Свадьба и похороны – это вообще не обсуждается. Даже поговорка есть «Трезвый на свадьбе – шпион». Новый год – пьем. 8 марта – пьем. 23 февраля – пьем. Дни рождения свои и близких, горести и радости друзей, отдых, корпоративы,  даже просто выходной день – мы никуда без алкоголя.

Отношение общества к алкоголю поистине удивительное. Поскольку проблема алкоголизма в российских семьях стоит остро, не может не удивлять такая ситуация: муж часто употребляет алкоголь. Он становится агрессивным, скандалит, бьет жену и кричит на детей. На праздник накрывается стол, обязательно с алкоголем. Жена знает, что муж напьется и будет скандал. НО! на стол всё равно выставляется алкоголь. Как же без него? Разве это праздник без алкоголя? Родные и друзья не поймут!

Какие выводы делают наши дети?

1. Алкоголь – это спутник любого праздника.

2. Алкоголь – это спутник любого отдыха (пляж, футбол, кино и т.п.).

3. Алкоголь – это средство для снятия стресса и способ расслабиться.

4. Алкоголь – это средство общения.

5. Алкоголь – это неотъемлемая часть нашей жизни!

Мы удивляемся, что подростки пьют на лавках во дворах. Мы ругаемся, когда они пьют в наших подъездах и на детских площадках. Почему мы не удивляемся, когда сами не можем отказаться от алкоголя, придумывая себе различные поводы, чтобы выпить.

Пивной градус

Ученые, исследующие проблему алкоголизма, вполне обоснованно считают неправомерным разделение спиртных изделий по степеням их вредного воздействия на организм, поскольку среди них нет безвредных. Вопреки такой установке производители пива, рекламируя свой товар, стремятся увеличить приток покупателей тем, что пиво не алкогольный, а слабоалкогольный, якобы безвредный и чуть ли не полезный "напиток". И это несмотря на то, что за последние годы содержание алкоголя в пиве достигает в некоторых сортах 14% (т.е. соответствует по спиртосодержанию винам) Не многие знают, что бутылка светлого пива эквивалентна 50-60 граммам водки. Четыре бутылки в течении дня = 240 г. водки, почти половина бутылки. Еще хуже ситуация с энергетическими коктейлями. Здесь, к такому же количеству спиртного, добавляется кофеин в размере четырех чашек крепкого кофе на банку.

О том, что существует пивной алкоголизм известно давно. И хотя в глазах обывателя он менее опасен, чем винный и водочный, последствия его разрушительны. В XIX веке англичане, борясь с алкоголизмом, решили вытеснить крепкие алкогольные изделия пивом. Но вскоре пришлось отменить "пивной закон", поскольку его введение лишь усугубляло пьянство. Первый рейхсканцлер Германии Бисмарк, знавший не понаслышке о вредных последствиях употребления пива, дал следующее определение пивному алкоголизму: "От пива делаются ленивыми, глупыми и бессильными" (под термином "бессильными" имелась в виду импотенция).

                   

Пивное сердце

Самое разрушительное и вредное последствие неумеренного потребления пива - больное сердце или, как назвал его немецкий врач профессор Болингер, баварское "пивное" или "бычье" сердце. Оно выражается в расширении полостей сердца, утолщении его стенок, некрозах в сердечной мышце.                                              

Признано, что эти изменения связаны с наличием в пиве кобальта, применяемого в качестве стабилизатора пивной пены. Содержание в пиве этого токсического элемента в сердечной мышце у употребляющих пиво, превышает допустимую норму в 10 раз. Кроме того, у употребляющих, пиво кобальт вызывает воспалительные процессы в пищеводе и желудке.

          Существуют и другие факторы, нарушающие работу сердца при пивном алкоголизме. Это, прежде всего, большие порции пива, поглощаемые в день его любителями, а также насыщенность пива углекислым газом. Попадая в организм, пиво быстро переполняет кровеносные сосуды. Это приводит к варикозному расширению вен и расширению границ сердца. Так возникает синдром "пивного сердца" или синдром "капронового чулка", когда сердце сильно увеличивается в размерах, провисает, становится дряблым и плохо качает кровь.

Влияние пива на гормоны

Пиво содержит ряд токсических веществ, в том числе соли тяжелых металлов, вызывающих изменения в эндокринной системе. Так, в организме мужчин при систематическом употреблении пива выделяется вещество, подавляющее выработку мужского полового гормона тестостерона.  Пиво содержит фитоэстрогены - аналог женского полового гормона, что приводит к постепенной феминизации мужского населения - начинает откладываться жир по женскому типу - на бедрах и боках - разрастаются грудные железы (гинекомастия), становится шире таз, они становятся женоподобными внешне и внутренне. Пиво ослабляет интерес к другому полу. Пятнадцать-двадцать лет пивного стажа - и импотенция гарантирована. У женщин, употребляющих пиво, возрастает вероятность заболеть раком, бесплодием, а если это кормящая мать, то у ребенка возможны эпилептические судороги. Также у женщин становится грубее голос и появляются так называемые "пивные усы". Если у мужчин употребление пива снижает влечение к противоположному полу, то у женщин наоборот увеличивает, что вносит дисгармонию в семейные отношения.

Вред пива для почек и нервной системы

Обладая мощным мочегонным эффектом, пиво беспощадно вымывает из организма "стройматериалы" - белки, а также жиры, углеводы и микроэлементы, особенно калий, магний и витамин С, что для человека - катастрофа. При дефиците калия происходят срывы сердечного ритма, возникает сухость кожи, боли в икрах, слабость в ногах. Дефицит магния опасен тем, что меняется фон настроения, человек становится раздражительным, плаксивым, плохо спит. С вымыванием витамина С снижается иммунитет, развивается гипоксия мозга, страдает интеллект, чаще возникают простудные заболевания.

                                       

        


Многие считают, что пиво полезно для нервной системы т.к. успокаивает, снимает стресс, создает хорошее настроение.
Но на самом деле от пива «расшатывается» нервная система, и потом уже без пива не возможно будет нормально расслабиться, успокоиться и отдыхать.
Пиво содержит психоактивные вещества, которые создают особый, слегка отупляющий, опьяняющий эффект, отличный от эффекта других алкогольных напитков. С пивом человек приучает себя не только к обычному опьяняющему действию алкоголя, но и к седативному средству. Со временем начинают нарастать дозы пива, появляются алкогольные эксцессы, начинает ухудшаться память.

«Пьяное зачатие»

Особенно отрицательное влияние спиртных напитков на потомство установлено в тех случаях, когда один или оба родителя злоупотребляли алкоголем в период зачатия ребенка. Алкоголь, проникая в мужскую половую клетку-сперматозоид или яйцеклетку женщины, вызывает их поражение: под микроскопом они выглядят недоразвитыми, имеют неправильную форму. Обменные процессы в таких клетках нарушены. Даже после единичного употребления алкоголя сперматозоид остается поврежденным две недели, при хронической  алкогольной интоксикации он дегенерирует и нормального потомства в принципе не может быть. Если женщина во время беременности употребляет алкоголь ,то он поступает в кровь через плаценту почти в неизменном виде уже через 15 минут. Ребенок может погибнуть еще до родов. Особенно пагубно воздействие алкоголя на плод в первые три месяца беременности, когда происходит формирование будущего человека. При кормлении грудью поступающий с молоком матери алкоголь вызывает у ребенка симптомы алкогольного отравления – плаксивость, беспокойство, аллергические реакции, нарушение работы кишечника. Токсины алкоголя опасны  для нервной системы малыша.

План

1. Дурной пример заразителен

2. Пивной градус

3. Пивное сердце

4. Влияние пива на гормоны

5. Вред пива для почек и нервной системы

6. «Пьяное зачатие»

        

                                                                                   

 МБУ «Детская городская поликлиника»»

                                                                                Центр здоровья для детей

             

                Беседа на тему:

«ПИВО:

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?»

                          Выполнила: медицинская сестра ЦЗ для детей

                                                                                                    Попова Варвара Викторовна                                                                                  

                                                         

                                                   

Нижневартовск 2012г.