Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО

Полякова Анастасия Александровна

МАСТЕР-КЛАСС

Для педагогов-психологов ДОО

«Мои волшебные ручки (формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук)»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polyakova_a.a._master-klass.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

Для педагогов-психологов ДОО

«Мои волшебные ручки (формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук)»

        Подготовила: А.А. Полякова, педагог-психолог

МБОУ гимназия «УВК №1» структурное подразделение детский сад

Воронеж 2019

Пояснительная записка

Человеческое общество немыслимо вне   общения.   Общение   выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. А, как мы знаем, средством общения выступает речь.

Ученые установили, что существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга, а следовательно и формировании коммуникативных навыков.

Целевая аудитория: педагоги-психологи ДОО, работающие с нормотипичными детьми;

Цель: расширение методической базы коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога в области формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов-психологов с эффективными методами, способствующими коммуникативному развитию дошкольников путем совершенствования мелкомоторных навыков.
  2. Научить участников мастер-класса применять в своей работе игры, направленные на развитие коммуникативной сферы и мелкой моторики рук у дошкольников.

Планируемые результаты:

  1. Педагоги-психологи ознакомлены с новыми методами развития мелкомоторных навыков у воспитанников ДОО.
  2. Участники мастер-класса владеют навыками использования в работе  педагога-психолога комплекса игр для развития мелкой моторики у дошкольников.

Количество участников в фокус-группе: 4 человека;

Формы и методы работы с фокус-группой: игра;

Длительность: 10 минут;

Целевая аудитория работы педагога-психолога: нормотипичные дети в возрасте 4-5 лет (средняя группа);

Проблема: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.

Оборудование: 10 пластиковых стаканов, 3 канцелярские резинки с привязанными 4-мя шнурками на каждой, 2 карандаша, 4 листа А4, макет футбольного поля, фигуры человечков, мячик.

Теоретическая часть

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. 
Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Практическая часть

  1. Введение. Добрый день, уважаемые коллеги! На своем мастер-классе я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которые я использую в своей работе:

  1. Игра «Вместе веселее».

Оборудование: 10 пластиковых стаканов, 3 канцелярские резинки с привязанными 4-мя шнурками на каждой.

Инструкция: участники игры делятся на пары. На столе стоят вверх дном 5 пластиковых стаканов. Паре предлагается взять в каждую руку по шнурку, привязанного к одной резинке. Натягивая руками шнурки, и, регулируя, таким образом, объем резинки, необходимо поймать стаканчик и надеть его на другой. Действия нужно повторить, пока все стаканчики не будут в одной стопке. Далее игра усложняется: играет не пара, а 4 человека (у каждого шнурок только в одной руке).

  1. Упражнение «Рисунок на спине».

Оборудование: 2 карандаша, 4 листа А4.

Инструкция: участники игры делятся на пары: один сидит на стуле, другой становится у него за спиной. Тот, кто стоит, «рисует» пальцем на спине сидящего фигуру, букву или узор. Участнику, который сидит, необходимо на листе бумаги изобразить то, что ему «нарисовали» на спине. То же самое проделывается на правой, а затем на левой руке сидящего. Далее игроки меняются местами.

  1. Пальчиковая гимнастика «Футбол».

Оборудование: макет футбольного поля, фигуры человечков, мячик.

Инструкция: двум участникам предлагается надеть на указательный и средний пальцы карточку с изображением игрока и сыграть в футбол этими пальчиками, имитируя движения ног.

  1. Рефлексия. Упражнение «Чемодан, мясорубка, корзина».

Цель: активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление педагогами процесса и результатов мастер-класса.

Оборудование: картинки с изображением чемодана, корзины и мясорубки.

Инструкция: на доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки и корзины. Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер-классе:

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию, которую нужно переработать.

Корзина – всё выброшу.

На чемодан необходимо приклеить стикер с ответом на вопрос «Что я возьму с собой с мастер-класса?»

На мясорубку необходимо приклеить стикер с ответом «Что мне стоит переработать (над чем еще подумать)?»

На корзину необходимо приклеить стикер с ответом «Какая информация с мастер-класса не пригодится?»

  1. Подведение итогов. Я хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать. Желаю всем творческих успехов!