3_15 ШМО участие

Тюлюш Аяна Валерьевна

3.15. ШМО участие

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon spravka_shmo_001.pdf53.06 КБ
Файл organizatsiya_gruppovoy_i_parnoy_raboty.docx193.26 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"

(Из опыта работы учителя начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ №11 г.Кызыла Республики Тыва Тюлюш Аяны Валерьевны)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04b8/000d108f-44c440b4/img4.jpg

                                                2021 г

Тема "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"

Актуальность педагогического опыта учителя обусловлена тем,

что с введением Федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) изменились

требования к организации образовательной деятельности младших

школьников.

Цель работы: создание условий для формирования навыков парной и групповой работы в начальной школе.

Задачи: 1. Обучать способам организации групп совместного взаимодействия;

2. Учить планировать деятельность во время учебного процесса;

3. Развивать навыки социально - культурного поведения.

4. Формировать адекватную самооценку себя и партнера.

2 слайд

Жизнь предъявляет высокие требования не только к нам педагогам, но и к детям. Требования к знаниям заметно возросли и умножились, например ЕГЭ. Чтобы ребенок не растерялся и успешно сдал этот экзамен, он должен самостоятельно ориентироваться в море информации, добывать, перерабатывать и выдавать.

Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках в начальной школе.

3 слайд

Задачей школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

4 слайд

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще.

5 слайд

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

6 слайд

Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся.

7 слайд

Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

8 слайд

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

2. Групповая работа:

3. Заключительная часть.

9 слайд                                            

          Класс делится на группы (пары, тройки и др.) для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Здесь можно предложить такие задания

(Например: 1.Раскрась арнамент таким же цветом;

             2. Каждой группе выдаётся карточка на составление задачи на сложение или вычитание. Затем идёт проверка у доски. Решение каждой группы записываются в тетрадь.

10 слайд

 Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а

Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.  

        Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Я используют её уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям.

11 слайд   (варежки    пирамида)

Сначала это были упражнения такого вида:

* Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.

*Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.          

12 слайд

* Дорисуйте

Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.

14 слайд        

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Детям даются такие задания:

1.     Собрать предложение из слов.

2.     Расставить в тексте знаки препинания.

15слайд    

 Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

Например:

1.     Проверка таблицы сложения;

2.     Устный счёт (ребёнок показывает карточку с примером, а другой показывает ответ)

3.     Взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки,

4.     Один ребёнок выбирает чётные числа, др не чётные

16 слайд

При изучении на уроках чтения,  объёмных, насыщенных текстов, можно  делить текст по частям.

Каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

 Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом.

 Я cтараюсь систематически подбирать  задания для выполнения в паре

17 слайд  

   Например, при изучении числа «10» ученикам предлагается разделить палочки со своим товарищем поровну. «Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как вы узнали? Значит, 10 – это 5 и сколько? А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, сколько палочек у каждого. Как вы получили число 10?».

Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

    18 слайд        

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

Например работа по карточкам :

1.Задания на правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы.

19 слайд

Способов разделения существует множество:

* По желанию

*Случайным образом

*По выбору «лидера».

*По выбору педагога.

20 слайд

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

21 слайд

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом

доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы:

- жребий;

 - объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса);

- с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.

3. По выбору «лидера».

22 слайд

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.      

5. По выбору педагога.

23 слайд

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.

24 слайд

Примерные правила совместной работы: (эти правила каждый раз повторяются детям)

1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать

помощь, выполнять указания старшего.

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

6)    В выступлении говорить от имени НЕСКОЛЬКИХ  лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»

25 слайд

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по- разному:

1.     Он может контролировать.

2.     Организовывать.

3.     Оценивать работу учеников.

4.     Участвовать в работе группы.

5.     Предлагать участникам разные варианты решений.

6.     Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

26 слайд                              

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.

1.     Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

27 слайд

( Я в основном комплектую большие группы на уроках технологии, так как объём работы иногда очень большой и один ребёнок просто не успевает справиться за урок)  

28 слайд

Безусловно, групповая форма работы имеет свои как  плюсы, так и  минусы.

29 слайд

* Повышается учебная и познавательная мотивация.

* Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

*В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

*Улучшается психологический климат в классе.

Минусы групповой работы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

* Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках, но мы это начинали с внеурочной деятельности.

30 слайд

 Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

*При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

31 слайд

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

*Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

*Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

•         групповая работа должна занимать не более

 в младших классах -5 – 7 минут

в средних - 10 – 15 минут,

 в старших - 15 – 20 минут.

*Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.

*Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

32 слайд

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Сейчас в помощь учителю появилось много дополнительной литературы, где описываются различные методы групповой работы. Я стараюсь использовать их на своих уроках.   И думаю буду продолжать использовать все 4 года обучения детей в начальной школе.