Педагогический опыт

Соколова Татьяна Александровна

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Тема опыта: «Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства с детьми с ОВЗ»

Автор опыта: Соколова Татьяна Александровна, учитель начальных классов ГБОУ РМ «Саранская  общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»


       Актуальность и перспективность опыта.

  Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ с каждым годом набирает популярность среди теоретиков и практиков. Данной проблемой занимаются такие ученые, как Екжанова Е. А., Давыдова Г. Н., Разумова Г. В. и др.
   Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. В процессе рисования дети учатся рассуждать,делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
  У детей с ОВЗ наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. Для двигательной сферы таких детей характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная четкость непроизвольных движений. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными. Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ  негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Поэтому использование  нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства приобретают высокую коррекционную значимость.

Идея опыта.

    Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться.
        Задачи стоящие перед педагогом:                              
1. Развитие у детей интереса в выполнении работ непривычным для них способом.
2. Учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет, формировать предварительный замысел и реализовывать его.
3. Обеспечение учителем различных видов работы для предотвращения отсутствия интереса детей с ограниченными возможностями здоровья, к результатам деятельности.
       Детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют интерес к ним. Так-же наблюдается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям.  

Теоретическая база опыта.

    Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия. Нетрадиционные техники дают возможность педагогу выполнять индивидуальный подход к обучающимся с ОВЗ, учитывать их способности, интерес. Использование нетрадиционных техник способствует умственному развитию, психических процессов и эмоциональной сферы ребенка.

    В исследованиях отечественных педагогов (Никитина А. В., Давыдова Г. Н.), доказали, что данные техники рисования развивают речь младших школьников, формируют у них фантазию, приносят им незабываемые впечатления и позволяют раскрыть возможность использования знакомых предметов в качестве художественных объектов. Нетрадиционные техники рисования также способствуют положительной динамике уровня развития зрительно-моторной координации, развитию мелкой моторики пальцев рук, способствует. Данные техники требуют от исполнителей точности, быстроты движений, усидчивости, мышления, воображения, памяти. Занятия с нетрадиционными техниками формирует мотивацию, поднимает настроение и является эффективным средством эстетического воспитания.

     Отечественные и зарубежные исследователи доказали, что использование нетрадиционных техник рисования приводит к развитию художественно-творческих способностей у детей, улучшает уровень увлеченности темой и техникой, а также формирует способность учащихся к лучшему восприятию цветовой гаммы.
       По нашему мнению, данная технология должна использоваться в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Идея опыта.

 Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы учеников с ОВЗ в целом. На занятиях по рисованию с использованием техник.

    В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами:

    - систематизация и использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительной деятельности  и во время внеурочной деятельности;

    - использование инновационных технологий;

    - сохранение и укрепление здоровья детей;

    - повышение интереса и мотивации к учёбе;

    -поиск новых и эффективных методов работы с детьми с ОВЗ;

    -подбор эффективных заданий и упражнений с применением нетрадиционных техник рисования.

Технология опыта.

  Конечной целью работы направленной на постепенное увеличение самостоятельности учеников и повышения их умственной активности,  является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка. Необходимо поощрять стремление школьников дополнить замысел новыми деталями, образами. Поэтому учителю важно разработать систему конкретных педагогических действий, а именно, усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования детей с ОВЗ в следующих направлениях:

 1) от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

2) от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

3) от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

4) от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

 5) от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

6) от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками.

Результативность опыта.

    В процессе реализации педагогического опыта нами был подготовлен и проведен урок  по предмету «Изобразительное искусство», на тему: «Осенний пейзаж». Так же нетрадиционные техники рисования используются и на уроках окружающий мир и во время внеурочной деятельности.

Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства, у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит развитие сенсомоторики-согласованности в работе глаз и рук, совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

  Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности, способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия.

Опыт работы подтвердил, что применение нетрадиционных техник рисования при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями дает свои положительные результаты. Дети стали активнее включатся в образовательную деятельность. Теперь они не пассивные участники учебной и воспитательной среды, а активные ее деятели.

       Данный педагогический опыт может быть полезен учителям начальных классов. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые  уроки, выступаю на заседаниях  методических объединениях  педагогов, педсоветах.

Список литературы

  1. Веретко, Е. Н. Влияние изотерапии на ребенка с недоразвитием интеллекта / Веретко Е. Н.// Искусство и образование. - 2010. - № 2. - С. 120-123.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013. • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  3. Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей с ЗПР. Методическое пособие. - М., 2000. • Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии / Екжанова Е.А.// Дефектология.. - 2003. - № 6. - С.51-54.
  4.  Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогические основы формирования изобразительной деятельности в специализированном дошкольном учреждении / Екжанова Е.А.// Коррекционная педагогика. - 2003. - № 1. - С.68-73.
  5.  Захарова, Ю. В. Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию детей с интеллектуальной недостаточностью / Захарова Ю. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 3. - С. 23-27. • Казакова Р.Г. Рисование с детьми младшего школьного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007.
  6.   Кременецкая, С. Рисовать полезно всем : [изобразительная деятельность детей с ограниченными возможностями] / Кременецкая С. // Здоровье детей . - 2011. - № 15. - С. 34-37. • Кушнир, Г. В. Особенности занятий по изобразительной деятельности с детьми с ЗПР / Г. В. Кушнир // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 2. - С. 23-24
  7.  Разумова, Г. В. Особенности изобразительной деятельности детей с различными нарушениями в развитии / Разумова Г. В.// Коррекционная педагогика. - 2006. - №1 . - с. 36 - 43.