В помощь учителю

Пустовалова Ирина Юрьевна

Разработки уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx17.77 КБ
Файл 6_klass.docx136.14 КБ
Файл 7_klass.docx24.19 КБ
Файл 8_klass.docx16.41 КБ
Microsoft Office document icon 10_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Класс:  5

Модуль:  «Теоретическая информатика: информация вокруг нас»

Тема урока: «Обработка информации»

Цели урока:

  1. Дать учащимся представление о процессе обработки информации, о двух типах обработки.
  2. Способствовать формированию навыков нахождения имеющихся исходных данных и предполагаемого результата решения информационной задачи.
  3. Способствовать формированию умения приводить примеры различных способов обработки информации.
  4. Расширить представление о компьютере как инструменте обработки информации.
  5. Способствовать развитию логического мышления, внимания, развитию речи.
  6. Воспитывать умение работать в коллективе, уважение к мнению другого человека, аккуратность.

Тип урока: урок объяснения нового материала с первичным закреплением знаний

Оборудование:  

  1. Персональные компьютеры
  2. Мультимедийная установка
  3. Раздаточный материал для выполнения практической работы и рефлексии.

Список литературы:

  • Л. Л. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  •  Л. Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса, -  5-е изд., испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  • Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.  Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие -3-е изд., испр. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Основные понятия:

  • информация
  • информационная задача
  • обработка информации

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Изложение нового материала
  4. Закрепление
  5. Итоги, домашнее задание
  6. Практическая часть
  7. Рефлексия

(2 мин)

(8 мин)

(10 мин)

(8 мин)

(3 мин)

(13 мин)

(1 мин)

Ход урока:

     Это первый урок III четверти. На каникулы было задано повторить пройденный теоретический материал.

     Ученики отвечают на вопросы. В целях наглядности вопросы представлены на слайдах презентации «Повторение».

     Вопросы для повторения:

  1. Что такое информация?
  2. Как человек получает информацию?
  3. Что использует человек для получения более точной информации? (стараюсь, чтобы каждый ученик назвал свой прибор, устройство)
  4. Назовите известные Вам носители информации.
  5. Что необходимо для того, чтобы состоялась передача информации?
  6. Приведите примеры ситуаций, в которых происходит передача информации. Укажите источник информации, приемник информации и тип канал связи (односторонний или двусторонний).

     (Здесь после всех ответов даю общую характеристику уровня ответов на вопросы. Выделяю тех, кто был более активным. Обязательно делаю замечания тем, кто был подготовлен слабо, «ставлю их на карандаш»)

     Хорошо! Вы сейчас отвечали на мои вопросы. Эти вопросы были заданы не случайно.

Я ставила перед собой информационную задачу: «Выяснить, как мои ученики усвоили пройденный материал?»

     Чтобы успешно решить любую задачу (например, по математике), надо выяснить, что дано в условии задачи и что требуется найти. Те данные, которые определены в условии задачи, будем называть исходными (начальными) данными. Тот итог, который требуется  найти при решении задачи, будем называть результатом решения.

    Итак, вернемся к той информационной задаче, которую я поставила.

- Скажите, что является для этой задачи исходными данными? (Здесь важно вызвать учеников на обсуждение, выяснить большинство мнений).

- Как решается эта задача?

- Какой результат получен? (Главное здесь еще раз отметить тех, кто хорошо готов к уроку, кому подтянуться).

     Вывод:  исходя из ответов, я сделала вывод о том, что материал усвоен (или нет). Я решила поставленную информационную задачу. В этом случае говорят, что произошла обработка информации.

    Определение. Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Далее использую материалы презентации «Объяснение»).

    Пример 1. Периметр квадрата равен 40 см. Его стороны увеличила на 2 см. Чему станет равен периметр нового квадрата?

     При решении данной задачи особое внимание следует уделить нахождению исходных данных, принципу решения и результату. Отмечаем, что в условии была задана числовая информация. И в результате получилось число.

    Пример 2. Есть текст:  Москвичи любят домашних животных. Согласно опросам, собак содержат 57 % жителей города, 38 % имеют кошек, 25 % заботятся о попугаях. Нередки в последнее время экзотические животные: игуаны (5 %) и пауки (3 %).

Измените способ представления информации, представьте текст в табличном и графическом виде.

     Смотрите как интересно, во втором примере: исходным данным был текст, а результатом – таблица и диаграмма. Что произошло? Произошла обработка информации, точнее произошло изменение формы представления информации. Содержание информации осталось прежним.

      Что можно сказать о первом примере?  (Важно, чтобы дети сами сделали вывод о том, что в первом примере мы просто получили результат – новую информацию, без изменения ее содержания).

      Таким образом, существуют два способа обработки информации:

  1. Обработка информации, связанная с получением нового содержания, новой информации
  2. Обработка информации, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяя ее формы.

     Вопрос: приведите примеры различных способов обработки информации. Укажите исходные данные и результат. (Слушаем и обсуждаем 3-5 примеров).

    Решение задач.

  Рабочая тетрадь: № 12 стр. 16. (в каждом случае обращаем внимание на имеющиеся исходные данные и результат, который необходимо получить)

   Рабочая тетрадь: № 13 стр. 16 (кроме исходных данных и результата оговариваем в каждом случае способ обработки информации).

    Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием «обработка информации» и двумя видами обработки. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что такое обработка информации?  Приведите примеры обработки информации.
  2. Какие существуют виды обработки информации? Приведите примеры.

    Ваше домашнее задание: § 1.12 – читать, выписать определения основных терминов.

                                                Вопросы 1 – 4 стр. 46 – ответить устно

                                                РТ: № 8 стр. 15,  № 10 стр. 16

*Составить презентацию (8 -10 слайдов) на тему «Способы обработки информации»

    Пояснения к домашнему заданию:

  • Определения каких терминов надо выписать?
  • РТ: № 8 стр. 15: в задании надо соединить объекты, находящиеся в левой колонке с соответствующими объектами в правой колонке. Воспользуетесь текстом учебника или материалами сайта «Википедия».
  • РТ: № 10 стр. 16: будьте внимательны при прочтении числа.
  • Задание * необязательно. Презентацию можно разместить на форуме по теме «Информационные процессы», находящемся в Единой информационной оболочке.

класс



Предварительный просмотр:

План –конспект урока информатики и ИКТ в 6 классе.

 Тема: «Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц».

Цель: познакомить учащихся с табличными информационными моделями.

Задачи урока:

1) образовательные:

  • сформировать навыки работы с моделями;
  • Познакомить учащихся с понятиями: «таблица», «таблица типа ОО», «таблица типа ОС», «объект», «класс объектов», «свойство объекта»
  • Научиться приводить примеры табличных ИМ различны типов

2) развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности учащихся;
  • развитие умения слушать товарищей, учителя;
  • развитие логического мышления учащихся.

3) воспитательные:

  • привить интерес к предмету;
  • воспитать эмоционально-положительную направленность на практическую деятельность.

Ход урока

I.Организационный момент

Приветствие детей.
II.Проверка домашнего задания

Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом информационных моделей – это табличные информационные модели.

Но сначала мы вспомним, о чём шла речь на предыдущем уроке и ответим на вопросы: (слайд 1)

1.Что такое модель? (Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью)

2.Что такое моделирование? (Моделирование – это процесс создания и использования модели)

3.Что такое информационная модель? ( Информационная модель – набор признаков, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте или процессе)

4.Какие модели называют натурными? ( Реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящий внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования)

5.Какие существуют виды информационных моделей? (Образные, смешанные, знаковые)

Рассмотрим примеры и определите к какому виду информационных моделей относятся (слайд 2- знаковые модели-словесное описание; слайд 3- образные модели; слайд 4- смешанные модели)

III.Актуализация знаний

(слайд 5) Открываем тетради, подписываем число и тему урока «Табличные информационные модели. Правила оформления таблицы»

IV.Изучение нового материала

Таблицы всем хорошо известны и их использование привычно для вас с детства. При составлении таблицы в неё включается лишь информация, которая интересует пользователя.

-Вспомните, где в повседневной жизни используются таблицы.

-Приведите примеры табличных информационных моделей (таблиц), в которых информация наглядна, компактна, легко обозрима.

(просмотр картинок таблицы вокруг нас)

Таблицы вокруг нас:

  • расписание уроков; (слайд 6)
  • на различных уроках; (слайд 7)
  • программа телепередач; (слайд 8)
  • в медицине таблицы проверки зрения. (слайд 9)

(слайд 10) Таблица- универсальное средство представления информации. Очень часто в табличной форме представлена информация в различных документах, справочниках, учебниках.

Табличная форма придает наглядность данным. Таблицы составляют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств.

-Укажите объекты и одинаковые свойства этих объектов

(национальные костюмы разных стран)

-Прочитайте информацию о национальном костюме разных стран.

(слайд 12)

В Испании национальной одеждой женщин является пышное платье с воланами Bata de cola, головным убором –мантилья или кофья- де папос, инструментом гитара и костаньеты.

Пояснение: Bata de cola – пышное платье с воланами и оборками. Монтилья – кружевная накидка на голову. Кофья-де-папос – кружевная накидеп на голову с высоко поднятыми основаниями.

В России национальная одежда женщины сарафан, кокошник или платок. Инструменты – балалайка и гармошка.

В Индии женщины носят сари, чоли, дупатту, а национальным инструментом является ситар

Пояснение: Сари – материал длинной 5-7 метров, который специальным образом оборачивается вокруг тела. Чали – короткая футболка, одеваемая под сари. Дупатта – мелкий шелковый платок.

(слайд 13) https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/02/20/k_5a8bcaf40924e/user_file_5a8bcaf4918b8_1_6.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/02/20/k_5a8bcaf40924e/user_file_5a8bcaf4918b8_1_7.png

-Рассмотрим структуру таблицы и правила её заполнения 
(слайд 14)

(слайд 15) Правила заполнения таблицы:

1.Заготолок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации

2.Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.

3.Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках соответствующих строк или столбцов.

4.Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:

?- данные неизвестны;

х- данные невозможны;

- данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

(слайд 16)

Классификация таблицы

Типы таблицhttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/02/20/k_5a8bcaf40924e/user_file_5a8bcaf4918b8_1_8.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/02/20/k_5a8bcaf40924e/user_file_5a8bcaf4918b8_1_9.png

простые таблицы сложные таблицыhttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/02/20/k_5a8bcaf40924e/user_file_5a8bcaf4918b8_1_10.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/02/20/k_5a8bcaf40924e/user_file_5a8bcaf4918b8_1_11.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/02/20/k_5a8bcaf40924e/user_file_5a8bcaf4918b8_1_12.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/02/20/k_5a8bcaf40924e/user_file_5a8bcaf4918b8_1_13.png

Таблицы типа Таблицы типа Таблицы типа Таблицы типа

«объекты-свойства» «объекты-объекты- «объекты-объекты «объекты-

(ОС) один (ООО) несколько (ООН) свойства- объекты»

(слайд 17-18) Таблицы типа ОС- таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

(слайд 19-20) Таблицы типа ООО – таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

(слайд 21-22) Таблицы типа ОСН – это таблица, содержащая информацию о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов.

V.Закрепление изученного материала

Работа в парах

( слайд 23) Прочитай материал учебника на с. 67-71

Выясни, основные свойства табличных моделей типа «объекты-свойства» и «объекты – объекты - один».

(слайд 24) Решение

Таблица «Объекты-свойства»

1) Содержит информацию о свойствах объектов одного класса.

2) Количество строк зависит от количества объектов, а количество столбцов – от количества свойств.

Таблица «Объект-объект-один»

1) Содержит информацию об одном свойстве пар объектов разных классов.

2) Заголовки столбцов имеют сложную структуру.

3) Столбцы и строки можно поменять местами.

4) В ячейках содержится информация одного типа

(слайд 25) Задание 1.

Разметьте текст, определите тип таблицы и нарисуйте таблицу.

Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спика – 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Расстояние до Бетельгейзе – 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы – 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева . Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура – 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукс – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса -425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана – 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба – 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля – 820 световых лет.

Решение:

Тип таблицы – ОС (объекты-свойства)

Название звезд

Расстояние

(световых лет)

Созвездие

Ярче Солнца

( в раз)

Акрукс

260

Южный крест

2200

Альдебаран

70

Телец

165

Антарес

425

Скорпион

6600

Арктур

36

Волопас

105

Бетельгейзе

650

Орион

22000

Денеб

1600

Лебедь

72500

Канопус

181

Стрекоза

6600

Капелла

46

Возничий

150

Полярная звезда

780

Малая Медведица

6000

Ригель

820

Орион

55000

Спика

260

Дева

2200

VI.Итог урока (слайд 27)

-Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями?

-Любое ли словесное описание можно заменить табличной информационной моделью.

-Какую структуру имеет таблица?

-Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?

-Назовите типы табличных информационных моделей.

VII.Домашнее задание

(слайд 28) Параграф 11, стр.66-71, Т: №123, №124, №132



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 7 классе.

 Тема: «Единицы измерения информации»

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Измерение информации

7 урок из 8 по теме «Информация. Информационные процессы»

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

урок открытия нового знания

Форма урока: урок-исследование

Форма учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Цель урока

Задачи урока

предметные – знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими, умение работать с формулами https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56af21eb94b1c/razrabotka-uroka-v-7-klassie-po-tiemie-izmierieniie-informatsii_1.png;

метапредметные – понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;

личностные – навыки концентрации внимания.

Образовательные:

- систематизация знаний основных понятий по теме «Измерение информации»;

- формирование у учащихся навыков работы по измерению информации;

- отработка навыков работы с формулами по нахождению информации и перевод единиц;

Развивающие:

- развитие логического мышления, познавательного интереса и внимания учащихся;

Воспитательные:

- умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы;

- активизировать познавательные способности учащихся;

- осознают потребность в приобретении новых знаний для решения учебных задач.

Предполагаемый результат

Предметный результат

Метапредметный результат / УУД

- знать основные понятия и единицы измерения информация;

- уметь преобразовывать единицы измерения информации;

- уметь систематизировать материал по теме;

- уметь применять формулы для алфавитного подхода измерения информации;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- осуществлять самоконтроль;

адекватно воспринимать оценку.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации;

- развитие логического мышления;

- развитие самооценки;

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности;

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль;

- умение обрабатывать информацию и делать вывод;

- формирование основных понятий;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- отстаивать свою точку зрения;

- использовать новую информацию для решения учебных задач.

Педагогические технологии

Оборудование

- технология проблемного обучения;

- технология развивающего обучения;

- ИКТ.

Информационные материалы-карточки, тетради с печатной основой

Доска, проектор, презентация «измерение информации», тренажер «Интерактивный задачник»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf), ПК учащихся


ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата

Оценивание/формы контроля

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности – время (2 мин)

- приветствует учеников;

- проверяет явку учащихся и готовность к уроку;

- озвучивает тему урока.

- настраивает класс на продуктивную деятельность.

- приветствуют учителя

- настраиваются на предстоящую работу в классе;

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу;

Приготовить учебные принадлежности.

- самооценка готовности к уроку;

Актуализация знаний – время (2 мин)

- актуализирует знания учащихся, подготавливает к изучению нового материала;

Прежде чем перейти к решению задач вспоминаем формулу связи разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

- работают в группе;

- демонстрируют знания, умения по теме

- используют заготовку предыдущего урока (таблица 2i=N, используют ее на всех этапах)

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- отстаивать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их.

- организовать выполнение заданий учителя.

Вопросы:

- Что такое знаковая система?

- Что такое алфавит, мощность алфавита?

- Какие символы могут входить в состав двоичных знаковых систем?

- Почему двоичное кодирование является универсальным?

- Как связаны мощность алфавита и разрядность двоичного кода, достаточного для кодирования всех символов этого алфавита?

-фронтальный опрос;

- оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач;

Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности - 2мин

- создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации;

- организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирует учебную задачу

- отвечают на вопросы учителя, рассуждают

- формулируют проблему, принимают цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия;

- работают в группе;

Познавательные УУД:

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

Коммуникативные УУД:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание;

Регулятивные УУД:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- определять и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно;

Учитель предлагает решить

пример_1:

Алфавит племени Пульти содержит 8 символов. Каков информационный вес символа этого алфавита?

пример_2:

Сообщение, записанное буквами 32-символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несет?

- оценка/самооценка умения формулировать тему урока;

Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)-5мин

- организует построение проекта выхода из затруднений;

- работа в группе, вывод;

-составляют план достижения цели и определяют средства решения проблемной ситуации;

Познавательные УУД:

- структурировать знания;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

- контролировать действия партнёра;

Регулятивные УУД:

- определять способы выхода из затруднения;

- сохранять учебную задачу и осуществлять контроль;

Прочитать учебный материал «Информационный вес символа произвольного алфавита» и «Информационный объем сообщения», «Единицы измерения информации»

- оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

- работа в группе, самоконтроль, самооценка

Реализация построенного проекта – время (10 мин)

- организует самостоятельную работу по поиску ответов на вопросы / решение проблемы;

- анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата, оформляет результат своей деятельности с помощью ИКТ;

- работают с рабочей тетрадью (55, 56, 60(2 строки), 61)

- работают в паре

Познавательные УУД:

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- использовать средства ИКТ

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные УУД:

- искать пути решения проблемы;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять самоконтроль;

Оформление решения задач в тетради.

- создание продуктов деятельности;

- взаимоконтроль, взаимопроверка;

Первичное закрепление- 5 мин

- организует самостоятельное решение задачи учащимися и контроль выполнения.

- анализируют задание, организуют поиск решения, делают выводы, выстраивают модель;

Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- анализировать, сравнивать, группировать;

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога;

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Задача:

Жители планета Альфа отправили на Землю сообщение, записанное с помощью всех символов используемого ими алфавита:

МКЛКМНОНОПРОСТ!

Определите информационный объем этого сообщения.

Дети самостоятельно решают задачу, оформляют ее, а затем обмениваются в группах и проверяют ее на правильность решения.

- взаимоконтроль, взаимопроверка;

Включение в систему знаний и повторение- 8мин

- организует представление результатов своей деятельности.

- индивидуально работают на ПК с интерактивным задачником «Измерение информации, тренировка»

- представляют результат деятельности

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- формировать навыки речевой деятельности;

Регулятивные УУД:

- выделять в системе знаний изученную единицу;

- планировать своё действие;

Обучающиеся представляют результаты выполненной работы.


- контроль усвоения, коррекция;

Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению – время (2 мин)

-сообщает домашнего задания;

- побуждает к поиску новых знаний вне урока.

Записывают домашнее задание.

Познавательные УУД:

-систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое;

- применять знания в нестандартной ситуации.

Коммуникативные УУД:

- слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

- соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;

П.1.6, в. 1-3, 5. Р.т. № 59, 62, 63, 65, 66, 70

Самооценка умения применять полученные знания при решении задач.

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)– время (4 мин)

-организует рефлексию и самооценку учащихся;

-устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока;

-подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует их.

Учащиеся высказывают свое мнение по заданным вопросам.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Регулятивные УУД:

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Прием «Свободный микрофон».

Учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу, указанную на экране:

1. На уроке я работал(а) …

2. Урок для меня показался

3. Самым полезным и интересным для меня было …

4. Я встретился(лась) с трудностью при …

5. У меня хорошо получилось …

6. Я выполнял(а) задания …

7. Я понял(а), что …

8. Теперь я могу …

9. Я попробую …

10. Меня удивило …

11. Мне было трудно …

- рефлексия деятельности (оценка успешности);

- оценка учителя;



Предварительный просмотр:

План –конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе.

Тема: «Формирование изображения на экране монитора»

Цель: 

– получение знаний о формировании изображений на экране монитора.

- умение рассчитать объем видеопамяти необходимый для хранения графического изображения с дальнейшим применением в ходе изучения других предметов и вопросов в жизни.

– умение выделить основные знания и понятия на уроке, уметь применить их для решения поставленной на уроке задачи, задать вопросы в ходе обсуждения решения демонстрационной задачи для более успешного дальнейшего применения полученных знаний.

Решаемые учебные задачи:

1) формирование представлений о пространственном разрешении монитора;

2) рассмотрение основных понятий, связанных с компьютерным представлением цвета (цветовая модель, глубина цвета, палитра монитора);

3) расширение и систематизация представлений о видеосистеме персонального компьютера.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель RGB, глубина цвета, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор, частота обновления экрана.

Используемые на уроке средства ИКТ: 

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

презентация «Компьютерная графика»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) анимация «Цветовая модель RGB» (N 179672);

2) анимация «Цветовая модель CMYK» (N 179601);

3) тренажер «Интерактивный задачник: раздел "Представление графической информации"» (N 125772).

Ход урока

Вводный этап

Приветствие, организация внимания учащихся. Ознакомление с темой урока.

2 этап - получение знаний:

Слайд 2 – формирование основных понятий для изучения на уроке.

- сегодня на уроке мы узнаем как строятся изображения на экране монитора.

Слайд 2.1

  1. Пиксель. Изображение на экране монитора формируется из отдельных точек – пикселей, образующих строки; все изображение состоит из определенного количества таких строк.

Слайд 2.2

  1. Пространственное разрешение монитора – количество пикселей, из которых складывается изображение на его экране. Оно определяется как произведение количества строк изображения на количество точек в строке (800х600, 1280х1024).
  2. Изображение высокого разрешения состоит из большего количества мелких точек и имеет хорошую четкость.

Слайд 2.3

  1. Цветовая модель RGB:

RED – красный

GREEN – зеленый

BLUE – синий

Слайд 2.4

  1. Глубина цвета – длина двоичного кода, который используется для кодирования цвета пикселя.

N = 2i

N – количество цветов в палитре

i – глубина цвета (количество символов в коде)

Слайд 2.5

  1. Видеопамять – электронное энергосберегающее устройство. Глубина цвета, количество цветов в палитре зависит от размера видеопамяти.

Слайд 2.6

  1. Видеопроцессор – устройство, которое несколько десятков раз в секунду считывает содержимое видеопамяти и передает его на монитор, который превращает полученные данные в видимое человеком изображение.
  2. Частота обновления экрана – количество обновлений экрана в секунду. Измеряется в герцах (Гц)
  3. Основные параметры, определяющие качество компьютерного изображения – пространственное изображение монитора, глубина цвета и частота обновления экрана.

Слайд 3- пространственное разрешение это количество пикселей по горизонтали и вертикали. Вот пример высокого и низкого разрешения. Скажите почему разрешение слева называется высоким, а справа низким? Как это влияет на выводимое монитором изображение?

Слайд 4 – восприятие человеком цветовой гаммы строится из смешения трех цветов RGB. Давайте посмотрим как же получались цвета у первых мониторов. Их было всего восемь и кодировались они последовательностью из трех 0 и 1.

- вывод: последовательность двоичных кодов это и есть глубина цвета. Давайте посмотрим как глубина цвета связана с количеством цветов (анализируем представленную на слайде таблицу).

3 этап - осмысление полученного материала

Слайд 5 – теперь давайте посмотрим что же влияет на качество графических изображений на мониторе, из чего строится видеосистема персонального компьютера. Анализируем слайд:

Слайд 6 – давайте посмотрим как можно рассчитать объем видеопамяти в зависимости от разрешающей способности и количества цветов.

- ребята подумайте и скажите а за счет чего мы можем уменьшить объем графического изображения? Как это повлияет на его качество?

4 этап - практическое применение

Делим класс на группы по человека. Каждой группе даем задание: Открываем свойства экрана и рассчитываем видеопамять при различной глубине цвета и разрешающей способности которую может воспроизвести данный монитор. Практика — установить различную разрешающую способность и глубину цвета к конкретному изображению и посмотреть как меняется изображение.

5 этап -анализ результатов:

- а теперь скажите как влияет на качество изображения изменение глубины цвета и разрешающей способности?

- какие оптимальные установки можно использовать для уменьшения объема видеопамяти, при этом не очень сильно

6 этап – домашние задание

§3.1 Задача: Подсчитайте объём данных, передаваемых в секунду от видеопамяти к монитору в режиме 1024768 пикселей с глубиной цвета 16

Заключительный этап. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

План конспект урока

Тема: «Основы алгоритмизации и объектно- ориентированного программирования».

разработан учителем информатики МОУ СОШ №7 с.Преградного      Пустоваловой И.Ю.

10 класс
Тема: «Алгоритм и его формальное исполнение»

Цели урока:

  • помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, программы, научить создавать простые программы на языке программирования Basic.
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  • развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.

Оборудование:

доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

  • Орг. момент. (1 мин)
  • Актуализация и проверка знаний. (5 мин)
  • Теоретическая часть. (10 мин)
  • Практическая часть. (15 мин)
  • Д/з (2 мин)
  • Вопросы учеников. (5 мин)
  • Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация и проверка знаний.

На прошлом уроке мы начали знакомиться с понятием алгоритма и основами программирования. Напомните, что же такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается алгоритм, что такое программа?

(Можно использовать текст)

III. Теоретическая часть.

Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы - полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код (язык нулей и единиц), либо исполняется.

Транслятор — средство для преобразования текстов из одного языка, понятного человеку, в другой язык, понятный компьютеру. Трансляторы бывают двух типов — интерпретаторы и компиляторы. Отличие между ними заключается в том, что интерпретатор последовательно анализирует и исполняет каждую строку программы, а компилятор проводит полный анализ написанной программы и формирует уже готовый к исполнению машинный код.

Языки программирования - искусственные языки. От естественных они отличаются ограниченным числом "слов", значение которых понятно транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов).

Для написания текста программы можно использовать обычный текстовый редактор (например, Блокнот), а затем с помощью компилятора перевести её в машинный код, т.е. получить исполняемую программу. Но проще и удобнее пользоваться специальными интегрированными средами программирования.

На заре компьютерной эры, в 50-е годы XX века, программы писались на машинном языке и представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц. Составление и отладка таких программ было чрезвычайно трудоемким делом.

В 60—70-е годы для облегчения труда программистов начали создаваться языки программирования высокого уровня, формальные языки, кодирующие алгоритмы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).

Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные алгоритмические структуры (линейную, ветвление, цикл).

Одним из первых процедурных языков программирования был известный всем Бейсик (Basic), созданный в 1964 году. В течение последующего времени Бейсик развивался, появлялись его различные версии (MSX-Basic, Бейсик-Агат, QBasic и др.). Другим широко распространенным языком программирования алгоритмического типа является Pascal.

Basic (Бейсик) создавался в 60-х годах в качестве учебного языка и очень прост в изучении. По популярности занимает первое место в мире.

Благодаря языкам программирования высокого уровня, программы которые мы будем составлять, будут больше напоминать инструкции, обращенные к человеку, нежели к машине.

Однако следует иметь в виду, что в языках программирования не допускаются даже незначительные (с точки зрения человека) нарушения в правилах написания программ. Ведь даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы или трудно уловимую ошибку.

В языках программирования высокого уровня программа - это перечень действий. Исполнение этих действий определено в самом языке программирования, и их принято называть операторами.

Рассмотрим некоторые операторы языка QBasic.

REM – оператор комментария. Все что следует после этого оператора до конца строки игнорируется компилятором и предназначено исключительно для человека. Т.е. здесь можно писать что угодно. Удобно использовать комментарий в начале программы для указания её названия и назначения.

пример :

REM Это комментарий

можно и так:

' Это тоже комментарий

CLS - очистить экран. Вся информация, которая была на экране, стирается.

PRINT (вывод, печать) – оператор вывода.

пример:

PRINT "Привет! Меня зовут Саша."

На экран будет выведено сообщение: Привет! Меня зовут Саша.

INPUT (ввод) – оператор ввода. Используется для передачи в программу каких-либо значений.

пример:

INPUT а

На экране появится приглашение ввести данные (появится знак "?") и компьютер будет ждать их ввода. Для ввода необходимо ввести данные с клавиатуры и нажать [ввод] ([Enter]).

INPUT "Введите число а: ", а

Компьютер выведет на экран: 'Введите число а:' и будет ждать ввода данных.

Для того чтобы программа обладала универсальностью, действия в ней должны совершаться не над постоянными, а над переменными величинами. Поэтому важным понятием программирования является понятие переменной.

Под переменной в языках программирования понимают программный объект (число, слово, часть слова, несколько слов, символы), имеющий имя и значение, которое может быть получено и изменено программой.

Если "заглянуть" в компьютер, то переменную можно определить так:

Переменная - это имя физического участка в памяти, в котором в каждый момент времени может быть только одно значение.

Переменная - это ячейка в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации.

Само название "переменная" подразумевает, что содержимое этого участка может изменяться.

У каждой переменной есть имя, тип и текущее значение.

В качестве имен переменных могут быть латинские буквы с цифрами. Причем может быть не одна буква, а несколько.

Наглядно переменную можно представить как коробочку, в которую можно положить на хранение что-либо. Имя переменной – это надпись на коробочке, значение – это то, что хранится в ней в данный момент, а тип переменной говорит о том, что допустимо класть в эту коробочку.

DIM – оператор описания типа переменной.

Пример:

DIM a, b, chislo1 AS INTEGER

Integer – целые числа от -32768 до 32768. В зависимости от решаемой задачи применяются переменные различного типа. Есть числовые (integer, long, single, double), символьные и строковые (string) и пользовательские типы данных.

Если в программе используются переменные, не описанные с помощью оператора DIM, то компьютер будет рассматривать их как универсальные переменные. Это может привести к неэффективному использованию оперативной памяти. К тому же, такие программы не всегда легки для восприятия - плохо читаемы.

Для задания значения переменной служит оператор присваивания. Он записывается так:

LET переменная = значение (или просто: переменная = значение)

Пример:

LET a = 3

chislo1 = 15

END – оператор конца программы.

Арифметические операции на языке Basic.

Операция

Обозначение

Пример

Результат

Сложение

+

2+5

7

Вычитание

-

10-8

2

Умножение

*

3*4

12

Деление

/

15/3

5

 

 

15/4

3.75

Целочисленное деление

\

15\4

3

Возведение в степень

^

2^3

8

Остаток от деления

MOD

13 MOD 5

3

Математические функции на языке Basic.

Корень

SQR(X)

Модуль числа

ABS(X)

Синус

SIN(X)

Косинус

COS(X)

Тангенс

TAN(X)

Целая часть числа

INT(X)

Натуральный логарифм

LOG(X)

 

Вопросы:

  • Что такое транслятор?
  • Какие языки программирования вы знаете?
  • Что такое оператор?
  • Какие операторы языка программирования Basic вы знаете?
  • Что такое переменная?
  • Какие имена можно давать переменным?
  • Что такое тип переменной?
  • Что такое значение переменной?

 

III. Практическая часть.

Рассмотрим, как на языке QBasic записать математические выражения:

I=U/R

T=2*3.14*SQR(L/G)

s=v0*t+(a*t^2)/2

Программа для вычисления перемещения, если известно начальная скорость, ускорение и время движения, может иметь такой вид:

REM ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

CLS

INPUT "ВВЕДИТЕ НАЧ. СКОРОСТЬ ", v0

INPUT "ВВЕДИТЕ УСКОРЕНИЕ ", а

INPUT "ВВЕДИТЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ", t

s=v0*t+(a*t^2)/2

PRINT "ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РАВНО: ",s

END

Та же программа, но с описанием переменных:

REM ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

CLS

DIM v0, a, t, s AS SINGLE

INPUT "ВВЕДИТЕ НАЧ. СКОРОСТЬ ", v0

INPUT "ВВЕДИТЕ УСКОРЕНИЕ ", а

INPUT "ВВЕДИТЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ", t

s=v0*t+(a*t^2)/2

PRINT "ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РАВНО: ",s

END

Запустим программу и проверим ее работу.

Теперь составьте программу для вычисления математического выражения (см. свой вариант задания).

Учащиеся выполняют задание.

IV. Д/з

Знать, что такое алгоритм, программа, транслятор, рассмотренные операторы QBasic, уметь записывать математические выражения на QBasic. Составить программу для вычисления площади треугольника по высоте и основанию. Дополнительное задание: написать программу, описав в ней все используемые переменные.

V. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы с тем, что такое программа, зачем нужен транслятор, что такое оператор. Научились записывать математические выражения на языке QBasic. Продолжили знакомиться с программирование на языке QBasic и написали свою небольшую программу.