Самообразование

Васильева Гульнара Витальевна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план по самообразованию за 2020- 2021 уч.г."Нетрадиционная техника рисования младшего дошкольного возраста"29.01 КБ
Файл анкета для родителей "Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности"12.51 КБ
Файл Памятка для родителей "Развитие творческих способностей ребенка"11.78 КБ
Файл Консультация для родителей "Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей"15.84 КБ
Файл Памятка для родителей "Учите рисовать в нетрадиционной технике"12.61 КБ
Файл План по самообразованию за 2021-2022 уч.г. "Нетрадиционные техники рисования в средней группе"35.96 КБ
Файл Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) "Осенние деревья"16.7 КБ
Файл Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) "Ёлочка" в нетрадиционной технике (зубными щетками)16 КБ
Файл План по самообразованию на 2022-2023 уч.г "Нетрадиционные техники рисования в старшей группе"38.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Дюймовочка»

г. Янаул Республики Башкортостан

План по самообразованию:

«Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»

                                                                   Подготовила: воспитатель

                                                              1 квалификационной категории

                                     Васильева Г.В.

                                   

2020- 2021 уч.г.

Актуальность

                                                         И в 6, и в 10, и в 5

                                                                   Все дети любят рисовать

                                                                       И каждый смело нарисует

                                                                   Всё, что его интересует.

                                                                          Цветы, деревья, луг и сказки

 Всё нарисуют, были бы краски.

                                                                   И лист бумаги на столе

                                                                       И мир в семье и на Земле!

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способа рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приёмы нетрадиционного рисования. Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования. 

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимание и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей младшего дошкольного  возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Цель:

  • повышение компетентности родителей воспитанников в процессе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Задачи:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительность;
  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственное ориентирование на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимание и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

План работы с детьми младшего дошкольного возраста

Месяц

Тема

Формы работы, цель

Сентябрь

«Ветка вишни» (кисть, рисование пальчиком)

Формировать умение детей рисовать ветку с ягодами используя, рисование кистью и пальчиками, располагать рисунок на всём листе.

«Гусеница» (печатанье пробкой)

Закреплять умение детей закрашивать верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делать несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки.

Октябрь

«Осенние листья» (отпечатки листьев)

Формировать умение детей делать отпечатки листьями. Закреплять умение различать и называть деревья, узнавать листья.

«Осеннее дерево» (ладошка)

Формировать умение детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить по желанию детей дополнения (листва разного цвета, трава).

Ноябрь

«Цыплёнок» (тычок жёсткой кистью)

Продолжать формировать умение детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Закреплять умение передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки.

«Цветок для мамы» (рисование ладошкой)

Познакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки.  Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе.

Декабрь

«Жар-птица» (рисование ладошкой)

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе.

Январь

«Салют» (рисование кистью на мокром листе)

Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать форсировать умение  подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа.

«Зайчик» (ватными палочками)

Познакомить  детей с новой техникой рисования - ватными палочками. Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию средствами нетрадиционного рисования. Закреплять знание цветов. Воспитывать аккуратность при работе с красками.

«Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой)

Продолжать формировать умение детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

Февраль

«Укрась медвежонку рубаху» (ватные палочки)

Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка.

«Синица» (ладошка)

Продолжать формировать умение детей рисовать руками, закреплять умение рисовать голову, глаза рисовать кончиком кисти, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату.

Март

«Веточка мимозы» (ватные палочки)

Продолжать формировать умение детей рисовать ватными палочками веточку мимозы. Воспитывать любовь к близким

«К нам пришла весна («Цветок») (рисование дном пластиковой бутылки)

Обобщить знания детей о времени года «весна». Познакомить детей с нетрадиционным методом рисования (дном пластиковой бутылки). Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, цвета; любознательность, творчество и мышление.

Апрель

«Жёлтый одуванчик» (тычок кистью)

Закреплять умение детей рисовать методом тычка и кончиком кисти

«Разноцветные яички» (ватная палочка)

Продолжать закреплять умение детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца.

Май

«Салют» (рисование картонной втулкой)

Формировать умение детей рисовать праздничный салют, используя картонную втулку (метод «штампования»).

«Божья коровка» (рисование кистью и ватными палочками)

Закреплять умение детей рисовать выразительный образ насекомого. Усовершенствовать технику рисования гуашью, умение объединять два инструмента рисования – кисточка и ватная палочка. Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым.

План работы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста

1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребёнка к изобразительной деятельности».

2. Памятки для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка».

3. Консультация для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».

4. Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

 А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Уважаемые родители, уделите несколько минут своего времени и ответьте на вопросы анкеты.

1. Интересуетесь ли вы тем, чем сегодня занимался ваш ребенок в ДОУ?____________________________________________________________

2. Чем ребенок любит заниматься дома?

- Рисовать.

- Лепить

- Вырезать из бумаги.

- Играть в игрушки

-Другой вариант ответа.

_______________________________________

3. Считаете ли Вы, что у вашего ребенка есть творческие способности? Какие? _______________________________________________________

4.Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок?

- Карандаши

- Краски

- Цветными восковыми мелками.

- Фломастерами.

- Другой вариант ответа

____________________________________________________

5.Какие темы наиболее часто изображает ребенок?______________________________________________________

6.Как используются детские работы?

    - Собираются и хранятся

      - Устраиваются выставки.

- Периодически рассматриваются с ребёнком.

-Свой вариант ответа

__________________________________________

7.Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования: необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и прочее?_________________________________________________

8.Рисует ли кто-нибудь дома (взрослые, братья, оказывают ли они влияние на ребенка?

__________________________________________________________

9.Рассказывает ли ребенок о своем рисунке, ждет ли похвалы, поощрения?______________________________________________________

10.Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (ладошками, мелками на асфальте, пальцами на запотевшем окне, палочкой на песке и др.), если Да, то какие?____________________________________

12.Посещаете ли с ребенком выставки, музеи?

__________________________

13.Смотрите ли с ребенком телепередачи, посвященные знакомству с изобразительным искусством?_______________________________________

14.Ваши пожелания в работе по изодеятельности _________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка»

Если ваш ребёнок тянется к творчеству, нельзя ограничивать его стандартными форматами листов бумаги, карандашами и фломастерами. Творчество ребёнка не должно страдать от отсутствия материалов для творчества. Даже если вы, родители, не умеете рисовать, фантазировать, всё равно вы можете содействовать развитию творческих способностей ребёнка: создать условия, поддержать, воспитывать у него любовь и стремление к красивому. Взрослые должны чётко улавливать интересы детей, развивать их творческую фантазию.

Семь правил для родителей:

1.Удивляйтесь, переживайте, радуйтесь вместе с ребёнком.

2.Ребёнок должен иметь свободу для проявления инициативы и необходимое для этого пространство.

3.У ребёнка не должно быть недостатка в разнообразном материале для творчества.

4.Дайте ребёнку возможность экспериментировать.

5.Работа ребёнка не должна подвергаться критике.

6.работы, отобранные ребёнком, необходимо повесить на удобном месте.

7.Приучайте ребёнка самостоятельно готовить своё рабочее место и после окончания работы убирать его.

 Для ребёнка очень важно иметь свой уголок для творчества, где он сможет самовыражаться, гордиться своим творческим трудом. Творите и фантазируйте вместе со своими детьми.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».

Дорогие родители, все дети любят рисовать, лепить, вырезать, мастерить. И делают это самозабвенно и искренне. Хотя конечно, детские работы далеки от произведений искусства, редко практически применимы, да и художниками становятся совсем не каждый. Тем не менее, изодеятельность (рисование, лепка, аппликация) имеет огромное значение для развития ребенка.

Что же происходит, когда ребенок рисует, лепит, делает аппликацию?

Закрепляются и уточняются представления об окружающем мире, т.к. ребенок изображает не предмет (явление), а то, что о нем знает.

Изодеятельность дает ребенку возможность выразить свое отношение к действительности.

Ребенок учится смотреть и видеть, различать и сравнивать, вспоминать и запоминать, планировать и анализировать, воображать и фантазировать. Спрашивать и рассказывать, и объяснять. Другими словами, развиваются все психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь).

Укрепляется мелкая мускулатура рук, развивается ручная моторика.

И развиваются способности детей.

Формируется, и развиваются самостоятельность, целеустремленность, умение приложить волевые усилия (произвольность), желание сделать, что-то для других людей.

Изодеятельность предоставляет широкие возможности для развития ребенка, т. к. является одним из основных видов деятельности в дошкольном возрасте (наравне с игрой).

Для тог чтобы сама изодеятельность была полноценной, необходимо создать соответствующие условия и дома.

  • Наличие стола и стула для детского творчества, соответствующего росту ребенка и находящегося в хорошо освещенном месте Наличие и разнообразных материалов:
  • Бумага
  • Картон
  • Краски (акварельные, гуашь)
  • Баночка для воды
  • Цветные и простые карандаши
  • Фломастеры и маркеры
  • Кисти (мягкие и жесткие) разных размеров

     •    Восковые мелки

  • Клей (ПВА или карандаш)
  • Тканевая салфетка
  • Клеенка
  • Ножницы с закругленными концами
  • Пластилин
  • Стеки, штампики (ими могут стать колпачки от фломастеров, рельефные пуговицы) и т.п.
  • Дощечка для лепки
  • Материалы для нетрадиционного рисования.

Изобразительный материал должен находиться в доступном для ребенка месте (за исключением ножниц), чтобы он в любое время мог приступить к творчеству.

Заведите специальную папку, коробку для хранения детских работ. Хорошо если есть возможность найти практическое применение рисунку (аппликацию) оформить в рамку и повесить в комнате, подарить близкому человеку.

Организованная таким образом предметная среда обеспечит материальную базу, для развития изодеятельности ребенка

Выше перечисленные материалы так же необходимы дошкольнику, как и игрушки.

Очень важно создать для ребенка не только соответствующие материальные условия, но и психологические.

Организуйте интересную содержательную жизнь ребенка, обогащайте ее яркими впечатлениями, обеспечивайте эмоционально-интеллектуальный опыт т.к. именно он является основой творчества. Стимулируйте интерес и желание ребенка творить. Верьте в его силы и говорите ему об этом. Будьте доброжелательными, искренне заинтересованными в общении с ребенком.

Если ребенок увлеченно рисует или лепит самостоятельно и не просит вас о помощи – не вмешивайтесь. Ваше вмешательство будет расценено ребенком, как не уверенность в его способностях

Если ребенок просит, о помощи не отказывайте ему в этом помогите, но не делайте все за него.

Говорите с ребенком о содержании рисунка, что он нарисовал, что еще нарисует. Пока технические навыки не совершенны, не акцентируйте на это внимание, а обратите внимание на аккуратность работы.

Не позволяйте насмешек в сторону рисунка ребенка.

Хвалите или критикуйте не ребенка, а его действия и их результат («Мне так нравится, как ты слепил пирамидку, правда она немного кривая, давай ее выпрямим»)

Поддерживайте ребенка при неудачах, но не обеспечивайте его переживания словами. «Нашел из-за чего плакать!», «Подумаешь, краска растеклась». Лучше окажите практическую помощь.

Бережно и осторожно относитесь и результатам детской деятельности, если они потеряют значение для ребенка, он сделает это сам.

Такой подход в общении с ребенком не только обеспечит развитие творческой деятельности, но и укрепит с ним ваши отношения, сделает их более близкими и доверительными, поможет ребенку чувствовать себя любимым и защищенным.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике»

Развитию детского изобразительного творчества способствует использование приёмов нетрадиционного рисования.

Вот некоторые из них:

«Пальцевая живопись»

Краска наносится пальцами, ребёнок опускает пальчик в гуашь и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»

Ребёнок опускает свою ладошку в плоскую розетку с гуашью и делает отпечаток на бумаге. Рисует и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой и смываются.

«Оттиск печатками»

Для этого изображение вырезается из картофеля, ластика, плотного поролона, либо используются пробки разного диаметра, листочки растений. Ребѐнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу

«Рисование методом тычка»

Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Оттиск мятой бумагой»

Ребёнок прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и розетка и смятая бумага. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование ватными палочками»

Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Ребёнок опускает ватную палочку в гуашь и наносит точки, пятнышки. Сначала можно нарисовать по контуру, а затем заполнить весь рисунок точками. Для каждой новой краски берите новую палочку.

Умение пользоваться нетрадиционными техниками позволит

детям получить удовольствие от работы. Пусть творчество

доставит радость вам и вашим детям. Успехов!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Дюймовочка»

г. Янаул Республики Башкортостан

План работы по самообразованию

на 2021-2022 учебный год

«Развитие  творческих  способностей у детей  среднего возраста через  нетрадиционные техники рисования»

                                                                             Воспитатель: Васильева Г.В.

                                                                         

 «Истоки  способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут  тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»  В.А. Сухомлинский

Цель:

1.Изучить и обобщить  педагогическую  и методическую литературу по развитию творческих способностей  у  детей дошкольного  возраста.

2. Создание  условий для развития  творческих  способностей  детей  дошкольного возраста  через использование нетрадиционных техник рисования.

3. Повышение  своего теоретического уровня, профессионального  мастерства и компетентности.

4. Разработать перспективней план работы с детьми.

Задачи самообразования:

Образовательные: Знакомить детей различными видами изобразительной  деятельности, многообразием  художественных  материалов  и приемами  работы  с ними, закреплять  приобретенные  умения  и навыки  и показывать  детям  широту их возможного применения.

Воспитательные: Воспитывать трудолюбие  и желание  добиваться успеха  собственным трудом. Воспитывать внимание, аккуратность целеустремленность, творческую  самореализацию.

Развивающие: Развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное  воображение. Развивать желание  экспериментировать с разным материалом.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми, индивидуальная работа, свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Форма  подведения итогов:  Выставки детских работ, презентация отчет по проделанной работе.

Актуальность: Каждый ребенок  по своей  природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в  скрытом  состоянии и не всегда полностью реализуются. Вводить ребенка  в мир искусства следует  как  можно  раньше.

Наиболее  интересными формами  изобразительной  деятельности  для детей  являются  нетрадиционные  техники рисования. Нестандартные подходы  к организации изобразительной деятельности  удивляют  и восхищают  детей, тем самым вызывая стремление  заниматься  таким интересным делом. Рисование  необычными  материалами  и оригинальными  техниками позволяет детям  ощутить  незабываемые  положительные эмоции, раскрывает возможность  использования  хорошо знакомых им  предметов  в качестве  художественных  материалов, удивляет  своей непредсказуемостью. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка, развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. В  работе по использованию нетрадиционных техник рисования в средней группе использую  такие виды  техники:

Рисование пальчиками: ребенок опускает в гуашь пальчик  и наносит  точки, пятнышки  на бумагу.

Рисование ладошкой: - ребенок опускает  гуашь  ладошку (всю кисть) или окрашивает  ее с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток.

Рисуют и правой и левой  руками.

После работы  руки вытирают  салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ватными палочками: Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить рисунок орнаментом.

Рисование  Свеча + акварель: Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист  акварелью  в один или  несколько цветов. Рисунок свечой остается  белым. Данный метод позволит изобразить морозный узор на стекле или зимний пейзаж.

Рисование в технике аэрография: для этой техники  необходимы: чистый лист альбома, зубная щетка, расческа, ножницы, карандаш, краски. На чистом листе рисуем  домик или дворец, вырезаем его. Накладываем домик  на чистый альбомный лист. Обмакиваем щетку в краску. Подносим щетку к листу и начинаем  над листом  водить расческой  по щетке, получаются брызги на листе. После того как закончили  водить, нужно снять  вырезанный домик.

Рисование в технике Монотипия: это один отпечаток. Для ее изготовления  нужно стекло или  бумага в качестве  основы для нанесения  на них  акварельных или  гуашевых  разводов, затем сверху  на рисунок накладываем чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается  сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который можно дорисовать. Вариант № 2 Другой вариант рисуем симметричные предметы, складываем лист бумаги пополам  и на  одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист  в двое, на второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно  дорисовать или  украсить.

Рисование оттиск смятой бумагой:

Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.

Рисование в технике Кляксография: На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

Рисование сухой кистью:

Самый удобный прием для изображения травы, меха животных, пушистых поверхностей и т.д. Рисуют на гуашевом фоне и никогда на чистом листе.

Необходима кисть с жесткой щетиной. На сухую кист набирается немного густой краски. Избыток краски стереть о кусок картона или бумаги. Крупные детали изображать большой кистью,  а мелкие – меленькой. Траву изображают мазками снизу вверх, цветы и ветви дерева сверху вниз.

Радужное рисование: На кисть набирается 2-3 краски, а затем выполняется примакивание, получается «радужное примакивание».

Рисование мазками: С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания. Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из цветных пятнышек. Рисунок, сделанный таким способом, похож на витраж или мозаичное панно. Если кистью двигать по-разному, оставляемые его следы тоже могут быть разные (вытянутый мазок, конусообразный, прямоугольный).Кисть может оставлять и многоцветный след, если на кисти несколько оттенков краски.

 Рисование штампами: губкой,  пробкой, мятой бумагой, крышками, листиками, фруктами. Краска должна быть густой.  Краску брать лучше  с палитры. На ней  удобно смешивать цвета. Штампы, измазанные двумя красками, оставляют двухцветные оттиски.

Заливка (фон). Плавный переход цветов, позволяющий изображать небо, воду, горы, делают картины особенно зрелищными (гуашью рисуют на картоне, акварелью на альбомном листе).

Рисование мыльными пузырями: Приготовить раствор  1: 1 шампунь, гуашь, вода, можно воду не добавлять. Коктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется приложить сверху стакана лист бумаги, получится красивый отпечаток.   Можно отпустить трубочку в мыльные пузыри и выдувать  их непосредственно  на бумагу. В этом варианте получаются аккуратные отдельные пузыри на бумаге, затем их дорисовать. Это технику можно использовать как фон для других  творческих работ.

 

Перспективный план работы   с детьми  средней группы

Количество занятий в неделю  - 1, в месяц - 4 занятия. Длительность занятий 20 минут

Тема занятия

Нетрадиционная техника рисования

Программное содержание

Сентябрь

1

«Осенние дерево, листопад»

Рисование ладошкой и пальчиками.

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток.

2

«Осенний лес»

Рисование ладошкой

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток. Учить располагать рисунок по всему листу. Знакомство с жанром «Пейзаж»

3

Натюрморт «Яблоки в вазе»

Оттиск  печатанием  из фруктов (яблоки)

Яблоко разрезаем на пополам, макаем в краску и печатаем. Знакомство с жанром «натюрморт»

4

Рисование «Фруктовое дерево»

Рисование  ватными палочками

Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу.

Октябрь

1

Рисование «Огурчики в баночке»

Рисование ребром ладони

ребенок окрашивает  ребро ладони  с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток.

2

Рисование «Птички на дереве»

Рисование в технике Кляксография, и ватные палочки

На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

3

Рисование «Слон на травке»

Рисование ладошкой, и Рисование сухой кистью ( траву)

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы ( уши, хвост) На сухую кисть набирается немного густой краски, рисует  траву.

4

Декоративное рисование «Дымковские  игрушки»

Рисование  ватными палочками

Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Знакомство дымковской игрушкой.

Ноябрь

1

«Осенний  букет в вазе»

Рисование в технике аэрография

Накладываем на чистый лист вырезанную вазу, сухие листья. Обмакиваем щетку в краску. Подносим щетку к листу и начинаем  над листом  водить расческой  по щетке, получаются брызги на листе. После того как закончили  водить, нужно снять  вырезанную вазу  и листья

2

«Яблоко»

Рисование в технике Монотипия  

Рисуем симметричные предметы, складываем лист бумаги пополам  и на  одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист  в двое, на второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно  дорисовать или  украсить.

3

«Красивые рыбки»

Техника рисования Заливка (фон).  Затем

по сырому слою дети рисуют  водоросли  

Учить детей плавным переходом  акварели изображать воду. По  мокрому слою рисуют водоросли,  а по сухому слою рисуем  рыбку.

4

«Рисование тигренок»

Рисование ладошкой, и Рисование сухой кистью (траву)

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы ( уши, хвост) На сухую кисть набирается немного густой

краски, рисует  траву.

Декабрь

1

«Северное сияние»

Рисование в технике Монотипия

Это один отпечаток. Для ее изготовления  нужно стекло или  бумага в качестве  основы для нанесения  на них  акварельных или  гуашевых  разводов, затем сверху  на рисунок накладываем чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается  сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который можно дорисовать.

2

«Зимний лес»

Заливка (фон). 

«Тычок  жесткой  полусухой кистью»

Учить детей плавным переходом  акварели изображать небо. По сухому слою рисуем деревья жесткой  полусухой кистью. Соблюдая закон «Перспективы»  ( чем дальше дерево, тем оно меньше, чем ближе к нам тем оно крупнее)

3

«Новогодний шар на ветке»

Рисование   сухой кистью и  мыльными пузырями

Приготовить раствор  1: 1 шампунь, гуашь, вода Коктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется приложить сверху стакана лист бумаги, получится красивый отпечаток.  Затем дорисовать ветку, используя сухую кисть

4

«Елочка»

Рисование зубной щеткой или сухой кистью

Необходима кисть с жесткой щетиной. На сухую кист набирается немного густой краски. Избыток краски стереть о кусок картона или бумаги. Крупные детали изображать большой кистью,  а мелкие – меленькой.

Январь

1

«Красивая  птичка»

Рисование ладошкой, пальчиками

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы  украшения на хвосте пальчиками.

2

«Красивые картинки» по выбору детей.

Рисование ватными палочками

Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу.

3

«Зимнее дерево»

Рисование   в технике Свеча + акварель

Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист  акварелью  в один или  несколько цветов. Рисунок свечой остается  белым

4

«Веселый

Бельчонок »

Рисование в технике

«Тычок  жесткой  полусухой кистью»

На сухую кисть набирается немного густой краски, дополняют изображение дополнительными деталями  

Февраль

1

Декоративное  рисование «Гжель» Тарелочки

Рисование мазками

С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания. Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из цветных пятнышек.

2

«Красивые снежинки»

 Рисование   в технике Свеча + акварель

Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист  акварелью  в один или  несколько цветов. Рисунок свечой остается  белым

3

Рисование «Ёжик»

Рисование в технике

«Тычок  жесткой  полусухой кистью»

На сухую кисть набирается немного густой краски, дополняют изображение дополнительными деталями  

4

«Кошечка»

Оттиск скомканной бумагой.

Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака.

Март

1

«Букет для мамы гортензии »

Рисование   мыльными пузырями

Приготовить раствор  1: 1 шампунь, гуашь, вода Коктейльными трубочками  отпустить  в мыльные пузыри и выдувать  их непосредственно  на бумагу. В этом варианте получаются аккуратные отдельные пузыри на бумаге, дорисовать корзину и листья

2

«Домик

Оттиск пенопластом

Ребёнок прижимает формы из пенопласта к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется форма пенопласта  и краска.

3

Декоративное рисование «Хохлома»

Рисование мазками, ватными палочками, штампиками.

С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания. Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из цветных пятнышек.

4

«Обезьянка на ветке»

Рисование ладошкой, и Рисование сухой кистью ( траву)

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы ( уши, хвост) На сухую кисть набирается немного густой краски, рисует  траву.

Апрель

1

«Бабочка»

Рисование в технике Монотипия  вариант № 2

Рисуем симметричные предметы, складываем лист бумаги пополам  и на  одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист  в двое, на второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно  дорисовать или  украсить.

2

«Весеннее дерево»

Рисование в технике Кляксография, и Рисование мазками

На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу, рисуем дерево.  С помощью мазка, используя только форму кисти, рисуем листья.

3

«Одуванчик»

Рисование   мыльными пузырями

Приготовить раствор  1: 1 шампунь, гуашь, вода Коктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется приложить сверху стакана лист бумаги, получится красивый отпечаток.  Затем дорисовать ветку, используя сухую кисть

4

«Подводное царство»

Коллективная работа

Рисование   мыльными пузырями, ладошкой, восковыми мелками

Приготовить раствор  1: 1 шампунь, гуашь, вода Коктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется, переложить ее на ватман, ладошками нарисовать рыб, осьминогов, восковыми мелками водоросли.

Май

Отчет по самообразованию

Вывод:  Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития  мелкой моторики рук,  которая не только оказывает  благоприятное влияние  на развитие речи, так как при этом  индуктивно  происходит возбуждение  в речевых  центрах мозга, но  и подготавливает  ребенка к  рисованию, а в дальнейшем  и к письму кисти  рук приобретают хорошую  подвижность, гибкость, исчезает  скованность движений.



Предварительный просмотр:

Конспект ООД по рисованию в средней группе «Осенние деревья».

Цель. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование ладошкой».

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с техникой «рисование ладошкой»;

- формировать умение рисовать крону осеннего дерева, используя ладошки;

- закреплять умение детей работать в коллективе.

Развивающие:

- развивать чувство цвета, ритма, воображение, мелкую моторику рук;

- расширять словарный запас детей (листва, листопад, шуршат, кленовый).

Воспитывающие:

- вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе осенью средствами художественного слова, музыки;

- воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;

- воспитывать аккуратность, доброжелательность друг к другу.

Материалы, оборудование: ватман с нарисованными стволами деревьев, тарелочки с краской, влажные тряпочки, кленовые листья.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением осенних пейзажей, наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе, заучивание стихотворений.

Ход ООД.

- Ребята, какое сейчас время года? Что изменяется в природе с приходом осени? 

Дети: Время года - Осень. Листья становятся красными, желтыми. Падают листья.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Агнии Барто «Смелая художница»

Осень – смелая художница -

Всюду с краской расположится.

И оранжевые клены –

Все оттенки и тона, -

И кустарник, раскаленный

Докрасна,

На березах позолота –

Это все ее работа.

Попросили как-то осень

Сад покрасить в ровный цвет.

- Где хотим, там краску бросим, -

Говорит она в ответ. –

На заказ приема нет…

- Ребята, почему поэтесса называет осень смелой художницей? (Все желтеет)

- Действительно, осенью очень красиво. Она, как волшебный художник раскрасила все вокруг яркими красками. А вам нравится осень? Чем? (Да, нравится, кругом все желтое, собираем урожай.)

- Мне нравится прогуливаться по осеннему парку, ходить по опавшим листьям, как по золотому ковру. Давайте представим, что мы все вместе оказались в осеннем парке.

- Ребята, а что происходит с листочками осенью? (Падают)

- Как называется природное явление, когда листья опадают с деревьев? (Листопад)

Игра детей с листьями «Листопад»

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

(Взмахи руками).

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

(Повороты вокруг себя).

- Смотрите ребята, сколько красивых листочков.

- Каким они цветом? (Красные, желтые, оранжевые)

- А, как одним словом можно назвать? (Разноцветные.)

- А, вы знаете, с какого дерева эти листья? (С клена) Лист с клена называют – кленовый.

- А вы когда-нибудь замечали, что кленовые листья по форме похожи на человеческую ладонь? Приложите кленовый листик к своей ладони и сравните.

- Ребята, такие красивые листочки, давайте вернемся в детский сад и нарисуем их.

- Посмотрите ,у меня здесь нарисованы деревья, но на них не хватает листочков.

К сожалению, я забыла сегодня кисточки. Чем же мы будем рисовать листья? (Предположения детей)

- Много всего можно сделать своей ручкой, ладошкой. Мы держим в руках ложку, кушаем, пытаемся одеваться, помогая себе ручками, пальчиками. А ещё катаем машины, рассматриваем картинки в книгах – всё делаем при помощи наших пальчиков. Вспомните, когда мы рассматривали кленовые листья, то с чем мы их сравнивали? Правильно, с ладонью. А давайте нарисуем листья деревьям с помощью наших ладоней.

Показ работы воспитателем детям.

- Посмотрите, как мы это будем делать. Я окунаю свою ладошку в тарелочку с краской, а затем прикладываю ее к нарисованной веточке и вот получился замечательный листок.

Пальчиковая гимнастика.

Ветер тихо клен качает, (Руки вверху)

Вправо, влево наклоняет. (Наклоняем кисти рук)

Раз наклон и два наклон,

Зашумел листвой клен. (Встряхнули ручками)

(Коллективная работа детей под музыкальное сопровождение)

Самостоятельная работа детей. Дети подходят к столу, наносят сами или с помощью воспитателя краску на ладошку и прикладывают ладошку к листу бумаги с деревом.

Итог.

- Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась.

- Чем мы нарисовали такие красивые листья?

- Какого цвета краски мы использовали?

- У нас получились разноцветные листья. Вы молодцы, славно потрудились.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в средней группе

”Елочка” в нетрадиционной технике (зубными щетками)

Цель: познакомить детей с нетрадиционным методом рисования — рисование зубными щетками.

Задачи:

Образовательная: формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Изобразительная: формировать умение рисовать ель, украшая её новогодними игрушками, развивать способность самостоятельно рисовать елку, используя  нетрадиционные формы (щеткой), закрепить работы ватной палочкой.

Развивающая: развивать творческое воображение, мышление, наблюдательность, речь, визуальную память.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к деревьям, самостоятельность в выборе решения учебных задач, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, умение доводить дело до конца.

Программное содержание:

Раздаточные:  листы,  гуашь, банка с водой, зубные щетки, ватные палочки, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, я сегодня получила письмо от лесных жителей, давайте прочитаем.

Воспитатель достает из сумки письмо.

Воспитатель: Послушайте, что в ней написано:

«Здравствуйте, ребята, мы лесные жители. Скоро Новый год, мы очень хотим, чтобы и у нас была красивая и нарядная елка. Но в лесу нет разноцветных шаров, яркой мишуры. Что же нам делать, помогите!»

Воспитатель. Ребята, как же мы поможем лесным жителям? (предложения ребят: сделаем, нарисуем)

Воспитатель. А какой скоро праздник?

Дети: Новый год!

Воспитатель. Правильно, скоро Новый год! Ребята, отгадайте загадку и скажите, а без чего же не бывает новогоднего праздника?

Это дерево зимой

Приглашаем мы домой,

Зеленые иголки

У новогодней (ёлки)

Воспитатель. Конечно, какой праздник без красавицы ёлки! Давайте, нарисуем для них новогоднюю ёлочку.

Физкультминутка.

Но сначала мы с вами поиграем в игру «Ёлочки бывают».

В лесу растут разные ёлочки, и высокие, и низкие, и широкие, и «тонкие.

Вот если я скажу «высокие» - поднимайте руки вверх, если скажу «низкие» - приседайте, а руки вниз опускайте. «Широкие» - делаем круг шире, «тонкие» - делаем круг уже.

Основная часть

Дети садятся на свои места. Воспитатель показывает ёлочку, украшенную шариками.

- Ребята, посмотрите на елочку. Какая она? (Красивая, пушистая, колючая, нарядная и т.п.)

- А теперь, давайте, приступим к работе и нарисуем ёлочки, а то лесные жители заждались.

- Посмотрите и скажите, где у ёлочки ствол? Где ветви? (ответы детей) 

Дети садятся за столы, где уже лежат принадлежности для рисования.

- Дети, что надо сначала нарисовать? (ствол)

- Ещё нам понадобятся зубные щетки, гуашь и ватные палочки, чтобы нарисовать новогоднюю елку.

- Какие цвета мы будем использовать? (зелёный, красный, синий)

- Берем щетку и начинаем рисовать ветки сверху вниз. Посмотрите, как нужно рисовать.

Воспитатель показывает на листе бумаги, прикреплённым к магнитной доске, как нужно рисовать ёлку поэтапно.

Но сначала мы сделаем зарядку для наших пальцев. 

 «Ёлочка»

Перед нами ёлочка

(пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки.

(кулачки; указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики,

(«шарики» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки,

(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки.

(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)

- Наша елочка подсохла, а теперь, ребята, давайте нарисуем разноцветные шарики на наших елочках. Шарики будем рисовать ватными палочками. Берем одну палочку, опускаем один конец в краску, например, красного цвета и способом тычка наносим шарики /точки/ на ёлочку, как будто развешиваем их на веточки. Затем, переворачиваем палочку чистым концом опускаем в краску другого цвета, например, синего, и делаем тоже самое. Наносим точки на разные веточки, чтобы вся елочка стала нарядной.

- Посмотрите, сколько красивых шариков получилось на елочке. Какого они цвета? /красные, оранжевые, синие, желтые/

- А теперь давайте полюбуемся нашими красивыми ёлками. Какие нарядные получились ёлочки,  мы наши рисунки отправим по почте лесным жителям. Молодцы ребята! Мы помогли лесным жителям. Теперь у них будут чудесные новогодние ёлки, и они могут радостно встретить Новый год.

/Все работы выставляем на доску, рассматриваем и хвалим самые аккуратные, красивые/

        Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось, чем мы сегодня занимались?

- Что мы рисовали сегодня с вами?

- А зачем мы их рисовали?

- А каким способом вы рисовали елочки?



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№14 «Дюймовочка» г. Янаул муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

План самообразования

Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Воспитатель: Васильева Г.В.

 2022- 2023г

                                                                      Что творчество?
                                                                      Коробочку с гуашью взять,
                                                                      И кисточкой взмахнуть неброско,
                                                                      Чтоб красоту понять,
                                                                      Не нужно знать,
                                                                      А нужно чувствовать –
                                                                      Всё в жизни очень просто!

Актуальность:

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко не у всех это получается, поэтому педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Дети в младшем возрасте научились рисовать пальчиками, ладошками, умеют делать оттиск отпечатками из картофеля, в среднем возрасте познакомились с более сложными техниками – это тычок жёсткой полусухой кистью, печатать пробками и поролоном, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьями, рисование ватными палочками.

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя более раскованно, смелее, непосредственнее, развивает у них воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Цель самообразования по теме: изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, научить соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.

Задачи самообразования:

1.Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

2. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

3.Вызвать желание и интерес заниматься художественным творчеством.

4.Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

5. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (детям, родителям и другим членам семьи, воспитателям и сотрудникам садика)

6. Развитие в ребёнке чувства красоты, ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии.

Формы занятий: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка.

Методы проведения:

  • словесные;
  • наглядные;
  •  практические;
  • игровые.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

  • о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
  •  о свойствах и качествах различных материалов;
  •  о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

  • планировать свою работу;
  • договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
  •  анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
  •  создавать индивидуальные работы;
  • использовать различные техники и способы создания рисунков;
  • аккуратно и экономно использовать материалы.

 Перспективный план по самообразованию.

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1.

«Поляна с цветами»

Рисование мятой бумагой

Знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе.  Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности.

Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.

2.

«Осеннее дерево»

Набрызг

Знакомство с техникой «набрызг». Продолжать развивать умение рисовать деревья. Развивать чувство цвета

Листы бумаги, гуашь, кисточки, зубные щетки, палочки, трафарет (крона дерева, опавшая листва)

ОКТЯБРЬ

1.

«Осенняя пора (пейзаж, отражение в  озере)»

Монотипия

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени. Познакомить детей с симметрией, на примере отражение в озере, реке (отпечаток).

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, творчество, умение самостоятельно придумывать сюжет.  Воспитывать заботу и любовь, и бережное отношение к природе.

Листы бумаги, гуашь, кисти, банка с водой, салфетки, музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Времена года (Осень)»,  компьютер, проектор, картины с репродукциями художников, презентация  нетрадиционная техника рисования - «монотипия».

2.

«Кленовый лист»

Рисование с помощью губки

Познакомить с рисованием с помощью губки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Листы бумаги, гуашь, поролон (губка), палитра, кленовый лист

3

«Фрукты в вазе»

Натюрморт

Познакомить с техникой пуантилизм (рисование точками), развивать умение работать в данной технике. Воспитывать аккуратность.

Листы бумаги, фломастеры, гуашь, ватные палоски

4

«Белочка в дупле»

Рисование ладошкой, пальчиками

Развивать умение рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком

Листы бумаги, гуашь, салфетки, губка

НОЯБРЬ

1.

«Волшебные кляксы»

Кляксография

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Формировать умение работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2.

«Однажды в осеннем лесу»

Печать по трафарету поролоном

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печать по трафарету с использованием поролона.  Развивать творчество и фантазию у детей.  Учить правильно, располагать детали композиции.

Оранжевая или желтая цветная бумага, трафареты волка и лисы, баночка под воду, поролон, кисти №2 белка и щетина №4, гуашь (белая, коричневая, зелёная, оранжевая, серая).

3

«Герои сказки»

Пластилинография

Передача выразительного образа в технике пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность

Картон, пластилин, картинки с героями сказок

4

«Астры ко дню матери»

Витраж

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе. Развивать композиционные навыки, пространственные представления

Картон, восковые мелки, акварель

ДЕКАБРЬ

1.

«Зимняя сказка»

Граттаж

Познакомить детей с новой техникой рисования граттаж. Побуждать детей придумывать свои сюжеты, замыслы и передавать в своих рисунках красоту окружающего мира, используя свои личные впечатления.  Развивать мелкую моторику рук; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техника.

Кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка, иллюстрации по теме зима.

2

«Снегири на ветках»

Тычок, ладошка

Совершенствовать навыки рисования способом тычка и ладошкой. Развивать умение самостоятельно создавать композицию.

3.

«Новогодняя ночь»

Набрызг

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей.  Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение.  Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. 

Картон, гуашь, старая зубная щетка, карандаш.

4

«Письмо для деда Мороза»

Техника по выбору детей

Создать предпраздничное настроение. Развивать умение изображать свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике

Альбомный лист, краски, карандаши, восковые мелки, кисти, салфетки

ЯНВАРЬ

1.

«Новогодняя ёлочка»

Пластилинография

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография». Развивать творческие способности и воображение.

Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.

Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.

Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон.

2.

«Новогоднее  волшебство»

Рисование цветными мыльными пузырями

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей.

Преображать спонтанно полученный рисунок. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте.

Мыльные пузыри

( цветной мыльный раствор),   альбомные листы, клеёнка на стол,  фартуки,  влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

3

«Морозный узор»

Восковые мелки, акварель

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве

Альбомный лист голубого цвета, восковые мелки, краски, кисти, салфетки

ФЕВРАЛЬ

1.

«Зимний пейзаж»

Кляксография

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа.

Продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2.

«С Днем Защитника Отечества»

Цветной

граттаж

Развивать творческое воображение.

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж.

Учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Учить оценивать качество работ своих товарищей.

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

3

«Подарок папе»

Пуантилизм

Развивать умение работать аккуратно. Продолжать развивать умение в данной технике. Воспитывать желание делать приятно близким

Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, салфетки

4

«Самолет»

Пластилинография

Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность.

Картон, пластилин, салфетки, доска для лепки

МАРТ

1.

«Цветок для мамы»

Рисование на мятой бумаге

Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения

Лист, акварель, кисти

2.

«Весна»

Монотипия

Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски.

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

3

«Весна красна»

Поролоном

Помочь детям освоить способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида

Альбомный лист, краски, поролоновая губка, салфетки

4

«Цветущая весна»

Витражная роспись

Совершенствовать умение в данной технике

Альбомные листы, восковые мелки, краски, кисти, салфетки

АПРЕЛЬ

1.

«Праздничная верба»

Рисование пальчиком, ватной палочкой

Развивать умение рисовать вербу

Альбомный лист, восковые мелки, краски, кисти, салфетки

2.

«Космос»

«Печать поролоном по трафарету; набрызг»

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Трафареты и принадлежности для рисования.

3

«Рисуем планету»

Рисование манной крупой и акварельными красками

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве

Картон, влажные салфетки, акварель, манная крупа, клей ПВА

4

«Подводный мир»

Рисование цветными мыльными пузырями

Закреплять работу с  детьми по нетрадиционной технике рисования с помощью мыльных пузырей.

Преображать спонтанно полученный рисунок. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте.

Мыльные пузыри

( цветной мыльный раствор),   альбомные листы, клеёнка на стол,  фартуки,  влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

МАЙ

1.

«Праздничный салют»

Граттаж

Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Создавать композицию рисунка,  располагая внизу - дома, а вверху - салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

2.

«Одуванчики в траве»

Рисование мятой бумагой

Закрепление работы с  техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе.  Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности.

Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.

3

Отчет по самообразованию

Используемая литература:

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное воспитание. – 2010. - №18
  2. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. -2002. – №2. – с. 2–8.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
  4. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – с. 48 – 53.
  5. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. М., 2004.
  6. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста -М, Сфера, 2005.
  7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
  8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://pedlib.ru/Books/6/0297/6-0297-32.shtml .
  9. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2.
  10. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.
  11. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2011.
  12. Интернет ресурсы: http://dohcolonoc.ru/http://www.maam.ru/http://nsportal.ru/http://www.openclass.ru/http://pandia.ru/.