Мой путь к профессии

Петрова Ирина Ивановна

Многому я научился у своих наставников,

 еще большему — у своих товарищей,

но больше всего — у своих учеников.
Талмуд

       Жизнь – большая и долгая дорога, дорога, обретения и потерь, дорога опыта, индивидуального и бесценного, всю жизнь мы чему-то учимся… У каждого из нас свой путь, и несмотря на это у всех нас есть нечто общее: первые шаги в жизни мы делаем в семье, а первые осознанные шаги в большую жизнь - в школе. И спустя годы, понимаем как, важны и ценны были для нас те, кто был рядом с нами - наши учителя…

В системе начального профессионального образования одна из центральных фигур - мастер производственного обучения.

      В наше время, когда приоритетными являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать нужные контакты, толерантность, перед мастером  ставится еще одна глобальная цель - научить обучающихся   адаптироваться в жизни, а не просто давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Хорошее образование базируется на доверии и заложенной в каждом обучающемся тяге к духовному росту, самореализации и акцентировании внимания на самостоятельности развития обучающегося, в подготовке их, к встрече с самим собой, но уже другим.
      Урок производственного обучения остается основной формой производственного обучения. Одним из важнейших моментов на уроках п/о является грамотная постановка целей и задач. От сюда, с положительной мотивации определяется успех в приобретении трудовых навыков и умений. Для этого в группах 1 курса  на самом первом уроке производственного обучения, провожу  экскурсии на Предприятия общественного питания города. Где цель этой экскурсии - показать и дать обучающимся представление об избранной профессии.

С каждым годом обучения в помощь организации и подготовки производственного урока приходят, новые педагогические технологии: это уроки с элементами деловой игры, где развивается  у обучащающихся  логическое и техническое мышление, уроки производственного мастерства с использованием ИКТ.

        Так же уметь заражать группу своей «умственной взволнованностью». Мастер  заражает обучающихся интересом к миру вообще и к миру знаний в частности. Я не могу оставаться бесстрастным по отношению к тому учебному материалу, который я преподаю.

       Необходимо помнить, что способность удивить, заинтересовать, поразить новым и неожиданностью своего сообщения – важное педагогическое качество. Н.В. Гоголь утверждал, что память людей лучше всего удерживает те сведения, которые поразили их воображение.

        Мастер  должен понимать то, что обучающиеся в большей или меньшей степени испытывают влияние его личностной индивидуальности, его ожиданий, ценностей, интеллектуальных и творческих способностей, характера. Поэтому важным профессиональным качеством мастера является его адекватная самооценка и умение понять обучающихся в контексте его собственных особенностей.

       В практической деятельности редко встретишь ситуацию, которую можно было бы разрешить при помощи одного только пункта из какой либо приведенной таблицы; как правило, нужна определённая комбинация их. Например, комбинируя пункты 1, 4, можно получить следующую рекомендацию: мастер  должен быть тактичным настолько, чтобы не унижать достоинство обучающегося, а это значит, что он не должен терять контроль над собой.

        Число подобных комбинаций весьма велико, поэтому общение мастера  с обучающимся  предполагает его творческий, нешаблонный подход, уверенное владение психолого-педагогическим инструментарием.

       Быть современным мастером трудно – но возможно. Главное, мастеру производственного обучения надо учиться быть счастливым. Ведь несчастный мастер никогда не воспитает счастливого обучающего.

У счастливого мастера производственного обучения  обучающиеся в колледже испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. 

Успешно работать мастером производственного обучения может только тот, кто хорошо знает свою основную профессию, кто любит заниматься с обучающимися и чувствует ответственность за их судьбы перед семьей и государством, кто внимателен и заботлив, требователен, но справедлив, достаточно образован, знаком с педагогикой и психологией и постоянно повышает свой деловой и профессиональный уровень. 
Не последнюю роль играет способность мастера критически оценивать свои собственные успехи и неудачи в работе.
        Личность мастера – гражданина, организатора, учителя, воспитателя, его культура и образованность, профессиональное мастерство непременно проявятся как в его работе, так и в поступках и в делах его обучающихся. Огромную радость и гордость испытывает он, когда узнает, что по окончании обучения его воспитанники успешно работают на производстве или в учреждениях, активно проявляют свою жизненную позицию.
Труд мастера производственного обучения приносит глубокое удовлетворение тем, кто испытывает к нему призвание и может сказать о себе: «Нет большей радости, чем передавать свои знания и навыки молодежи». Каждый должен найти свое призвание.
Мастеру производственного обучения как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования. Он должен быть примером для учащихся в поведении на работе и в быту, в соблюдении дисциплины, в отношении к делу и общественной собственности, проявлять педагогический такт в обращении с обучающимися, быть требовательным и справедливым, с уважением относиться к личности обучающегося,  уметь выявлять и развивать его положительные качества.

       Я уверена, что  смысл жизни каждого мастера заключается в том, чтобы любить и ценить каждый день и учить этому своих обучающихся. А ещё - просто любить свою работу, без остатка и условий, каждый день,  отдавая себя в жертву тем, кто будет формировать наше завтра, и наслаждаться, обладая великой силой каждого педагога – владеть сердцами своих обучающихся.