Роль считалок в развитии детей

Клёнова Елена Алексеевна

Детский фольклор — особая область народного искусства. Он тесно связан с игрой и содержит многочисленные игры-забавы. Многообразный мир детского фольклора включает перевертыши, шутки, загадки, скороговорки, дразнилки, считалки, через которые дошкольник развивает креативность, вовлекается в процесс словотворчества.

Считалки  являются  частью детской речи. Запомнив считалку, ребенок обязательно захочет рассказать ее своим друзьям или применить во время подготовки к игре. Дети начинают самостоятельно пользоваться ими, так как осознают, что с помощью считалки можно решить какую-либо задачу, распределить роли или обязанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka._rol_schitalok_v_razvitii_detey.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Роль считалок в развитии детей

Детский фольклор — особая область народного искусства. Он тесно связан с игрой и содержит многочисленные игры-забавы. Многообразный мир детского фольклора включает перевертыши, шутки, загадки, скороговорки, дразнилки, считалки, через которые дошкольник развивает креативность, вовлекается в процесс словотворчества.

Считалки  являются  частью детской речи. Запомнив считалку, ребенок обязательно захочет рассказать ее своим друзьям или применить во время подготовки к игре. Дети начинают самостоятельно пользоваться ими, так как осознают, что с помощью считалки можно решить какую-либо задачу, распределить роли или обязанности.

Считалки  имеют немаловажное значение в организации подвижных игр. Они помогают детям не ссорясь определить водящего или того, кто первым   начнет игру.

  Ребенок, знающий считалку, произносит ее нараспев и при каждом слове указывает по очереди на участников игры, стоящих в круге. Водить должен тот, на кого падает последний слог считалки.

  Считалки дети могут произносить и по нескольку раз, пока все, кроме последнего, на кого падает завершающее слово, не выйдут из круга. Возможен и такой способ определения водящего, при котором считалка звучит каждый раз сначала, как только тот, на ком окончился счет, выходит из круга. Это продолжается до тех пор, пока не останутся два игрока и не станет ясно, кто именно будет водящим.

Считалки активно используют современные родители и педагоги для обучения и развития детей младшего дошкольного возраста. Ритм и смысловая нагрузка считалок позволяет в игровой форме знакомить малыша с математическим счетом, вырабатывать ощущение ритма, развивать память. Проговаривание детских считалочек, дополненных определенными движениями, способствует развитию координации движения и моторики детей. Существует множество считалочек обучающих счету. Пересчитывая с ребенком окружающие предметы можно легко обучить количественному счету.

Образы, разворачивающиеся в сюжете считалки, стимулируют креативное мышление ребенка, который включает свою фантазию и рисует в воображении яркие картинки.

Появление подвижных и ролевых игр в жизни ребенка требует от него умения сопоставлять свои желания с правилами, установленными коллективом. Считалка готовит ребенка к тому, что принятие определенных правил, умение находить компромиссы и действовать в соответствии с ними, является законами социума.

Ребенок, знающий множество считалок, а особенно, так званные «длинные» формы считалок, оказывается в особом положении, и может проявить себя в роли лидера и организатора детских игр.

Еще одним интересным наблюдением психологов является особая форма проведения ритуала «считалки». Часто дети при пересчете по очереди дотрагиваются до груди каждого участника, что способствует формированию дружеского расположения и доверительных отношений.

Принимая правила игры, выпавшая не очень приятная «игровая роль» учит ребенка активизировать волевые усилия, выполнять взятые на себя обязательства.

Использование игр-считалок, способствуют тренировке памяти и внимания малышей.

Считалки – это не просто развлечение, а мощный инструмент развития и воспитания. Они помогают детям учиться взаимодействовать, развивают речь и память, прививают понятие справедливости. Включение считалок в ежедневную жизнь делает мир более организованным, а игры – более весёлыми и дружелюбными.

Примеры считалок:

***

Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт
Тот и вон пойдёт.

***

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!

***

Эники, бэники, ели вареники,
Эники, бэники, съели вареники,
Эники, бэники, хоп!
Вышел зелёный сироп.

***

Серый зайка вырвал травку,
Положил её на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот и вон пойдёт.

***

Родились у нас котята,
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок — самый белый,
Два котенок — самый смелый,
Три котенок — самый умный,
А четыре — самый шумный.
Пять похож на три и два,
Теже хвост и голова,
Тоже пятнышко на спинке,
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята,
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам ребята
Посмотреть и посчитать!

***

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайтесь кто-куда!

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

***

Шёл котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!