Родительские собрания

Азирова Гульнара Шамильевна

Протоколы и сценарии родительских собраний для ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание №1

Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».

 Цель:

 - ознакомление родителей с особенностями  развития детей  5-6 лет.                              

Задачи:  

1.Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.  

2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

 3. Содействовать эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения.

Повестка дня.

1.Торжественное начало собрания. Поздравление родителей с началом учебного года .

2. Особенности образовательного процесса в старшей группе.

3. Выступление воспитателя: «Старший дошкольный возраст – какой он? »

4. Выбор родительского комитета группы.

5. Разное

Ход:

Воспитатель:   Здравствуйте, уважаемые родители! Собрались мы сегодня с вами в начале нового учебного года.В начале хочу поблагодарить за участие в ремонте.

Хочу напомнить Вам, что теперь мы старшая  группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день.

Чтобы образовательный процесс был правильно организован мы в своей работе опираемся на

программу дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, Васильевой Т.С., Комаровой М.А.

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.

. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. 
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.

Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.. Поэтому

программа, и методы обучения в старшей группе приобретают характер учебной деятельности.

Занятия у нас уже дляться по 25 минут.

Занятия следущие: математика,развитие речи ,лепка ,аппликация,музыка ,физкультура.

.ПРОГРАММА

Итак, учитывая названные выше возрастные особенности детей 6-ого года жизни, необходимо осуществлять следующие задачи:

• развивать движения детей, добиваться большей их координации, точности, быстроты;

• воспитывать самостоятельность и быстроту движений при самообслуживании;



Предварительный просмотр:

 Родительское собрание №2

 "Семья -мой дом родной"

Что может быть семьи дороже? 
Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью, 
И провожают в путь с добром! 
Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!


Цель: формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогом и воспитанниками, педагогом и родителями; установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребенок – сотрудничество».

Задачи:

Формировать педагогическую компетентность родителей.

  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • Повысить уровень педагогической культуры родителей;
  • Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас.

Давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль  в их воспитании играет семья.

В свое время Даль писал: «Семья – это совокупность близких родственников живущих вместе, родители с детьми».

С давних пор о доме семье всегда говорили с любовью и уважением. И до нас дошли пословицы и поговорки: (родители заканчивают пословицы)

В гостях хорошо…(а дома лучше)

В прилежном доме густо…(а в ленивом доме пусто)

В семье разлад…(так и дому не рад)

Везде хорошо…(но дома лучше)

Вся семья вместе…(так и душа на месте)

Дерево держится корнями…(а человек семьей)

Дети родителям…(не судьи)

Дом согревает не печь…(а любовь и согласие)

Нет человека добрее…(отца и матери)

Семья это…(семь я)

Семья - для ребёнка - это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив и здоров.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это то, что мы делим на всех.

Всем понемножку и слезы, и смех.

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Семья – это счастье, семья – это дом.

Где любят и ждут и не помнят о злом. (зачитывают родители по одному предложению).

Предлагаем вам игру "Закончи предложение".

(родители добавляют одно слово в предложениях)

1. Ребёнка постоянно критикуют, он учиться...(ненавидеть).

2. Ребёнок живёт во вражде, он учиться...(быть агрессивным).

3. Ребёнок живёт в упрёках, он учиться...(жить с чувством вины).

4. Ребёнок растёт в терпимости, он учиться...(понимать других).

5. Ребёнка хвалят, он учиться...(быть благодарным).

6. Ребёнок растёт в честности, он учиться...(быть справедливым).

7. Ребёнок растёт в безопасности, он учиться...(верить в людей).

8. Ребёнок поддерживает, он учиться...(ценить себя).

9. Ребёнка высмеивают, он учиться...(быть замкнутым).

10. Живёт в понимании и дружбе, он учиться...(находить любовь в мире).

(Мы надеемся, что эти советы вам пригодятся в разных ситуациях).

Поведение родителей - самое решающее в воспитании. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главной профессией мужчины и женщины,  матери и отца является профессия быть родителем. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.

- Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог само реализоваться, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей - об этом думают все родители, не зависимо от того  в какой стране мы живём, на каком языке говорим. Каждый из нас родителей - желает своим детям только самого лучшего.

Мы много времени проводим  на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу второпях.

- Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлеките к себе ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым - его нужно 7 раз в течении дня погладить по голове, обнять, одобрить, т.е через телесное прикосновение подтвердить :"Я тебя люблю".

И поэтому правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице. - "Это наша счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе - это наши слёзы".

Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?

1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).

2. Ты способный(ая), у тебя все получится.

3. Ты невыносим(а)!

4. У всех дети, как дети, а у меня...

5. Ты мой(я) помощник(ца).

6. Вечно у тебя все не так.

7. Сколько раз тебе повторять!

8. Какой(ая) ты сообразительный(ая).

9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!

10. Как ты считаешь?

11. Ты полностью распустился(сь)!

12. Познакомь меня со своими друзьями.

13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!

14. Меня не интересует, что ты хочешь!

Обработка результатов теста:

Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13,
то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.

Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14,
то начислите себе по два балла за каждый ответ.

Подсчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком.


Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

1. Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость . Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он станет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребёнка.

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В тот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребёнка. Помните, что поведение-это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Итог собрания:

Дорогие родители, именно от вас, большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.

"Ребёнок учиться тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтоб не каяться потом."         Себастьян. Брант.

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять – 
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Папа, мама и я — читающая семья».

  

Родительское собрание «Папа, мама и я — читающая семья».Родительское собрание «Папа, мама и я — читающая семья».

Форма проведения: литературная викторина.

Цели.

  1. Прививать любовь к чтению художественной литературы.
  2. Развивать познавательную активность детей.
  3. Способствовать возрождению традиции семейного чтения.
  4. Организация семейного общения и совместного досуга детей и родителей.

Задачи.

  1. Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения.
  2. Расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению.
  3. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога дальнейшего обучения в школе.
  4. Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.
  5. Развивать творческие способности.
  6. Выявить самую читающую семью.

Скачать конспект

Организационный этап.

Перед собранием группа украшена плакатами по теме «Мы – читающая семья», эпиграфа и программы конкурса.

Родители сидят полукругом, а дети заняты в уголке уединения с помощником воспитателя.

Предварительная работа.

  1. Беседа с детьми.
  2. Анкетирование родителей по теме собрания.
  3. Консультация «Как организовать домашнее чтение».
  4. Составление и оформление памятки для родителей «Семья и книга».
  5. Оформление эпиграфа к родительскому собранию.
  6. Оформление на плакате программы конкурса.
  7. Подготовка подарков, дипломов участникам конкурса.
  8. Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.
  9. Оформление папки-передвижки «Уголок книги в семье».
  10. Решения родительского собрания на заседании родительского комитета.

Участники: Родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатель.

психолог.

План проведения:

  1. Вступительное слово воспитателя.
  2. Выступление психолога
  3. Выступление родителей
  4. Разминка
  5. Конкурс — Отгадай загадку
  6. Конкурс — Продолжи стихотворение
  7. Конкурс «Отрывок из стихотворения».
  8. Конкурс Кто здесь был и что забыл
  9. Конкурс «Постановка спектакля»
  10. Конкурс «Дальше, дальше…»
  11. Заключительная часть.
  12. Заключительная часть.

Актуальность.

Эпиграф: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение»(А. Чехов)

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970-80 годы возник миф о России как о самой читающей стране мира. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьёзной» литературы, собирательство, создание своих домашних библиотек — всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились.

В современном обучении чтению отдельной и очень острой проблемой является проблема семейного чтения. Общественная жизнь резко изменилась таким образом, что широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план. Чтение вслух матерью всем детям в семье, стало редким явлением в наши дни. В русской педагогике всегда заботились о домашнем чтении детей. Так, в 19 веке даже выходили специальные издания для чтения и бесед в кругу семьи.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Вводная часть.

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка–дошкольника, так как он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Домашнее чтение обогащает детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. В наше время молодое поколение мало знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи. Семейное чтение способствует установлению более близкого общения между людьми разного поколения, а для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми.

В современном мире существует много возможностей для всестороннего развития личности. Однако ученые бьют тревогу: дети теряют способность к мыслительному процессу, к логическому мышлению. Все чаще телевизор, компьютер заменяет им книги. Чтение превращается в скучный учебный предмет, когда дети читают лишь программные произведения. Как же вернуть детям книгу? Чтобы воспитать в ребенке активного читателя.

Ход собрания.

Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые дети и родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о художественной литературе и о домашнем чтении детям.

Книга учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

Наше время — время великих достижений науки, техники время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим Максим Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их «почему».

Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и, чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают... Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.

Выразительное чтение стихов детьми группы.

Читающая мама.

Всё начинается с семьи, когда-то в детстве раннем.

Мне дверь открыла в книжный мир читающая мама.

Стихи с утра, в обед – рассказ, а на ночь – чудо-сказка.

И наполнялся каждый раз наш дом теплом и лаской.

Я на коленках у неё сидеть могла часами.

За это чтение вдвоём признательна я маме.

Она дарила мне любовь, прижав меня руками…

Я вслушиваюсь вновь и вновь в любимый голос мамы.

Я помню тот волшебный звук исполненный покоя.

И в хороводе чёрных букв рождался мир героев.

Он наши души тормошил сюжетами историй

И мы смеялись от души и плакали от горя…

И было ясно: хочешь стать успешной и великой –

«Читать» должно быть как «дышать», ведь жизнь пуста без книги.

И эта память детских лет во мне живет упрямо,

Ведь мой читательский билет мне выписала мама.

Выступление воспитателя.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Доклад.

Не только в деском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна.

Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Эпиграф нашего собрания, слова, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

Детская литература — это искусство и «чтение детям любого художественного произведения должно быть подчинено целям… эстетического воспитания».

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о традициях. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. Их сегодняшними любимыми героями становятся Барби, бэтманы, роботы, Винкс и вообще непонятно кто. И это очень печально: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.

Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, то есть всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. Ознакомление с художественной литературой в детском саду проводится ежедневно, в эту область входят – чтение, обсуждение и разучивание.

По мнению многих психологов (О. Никифоровой, Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов. Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома! Об этом не следует забывать нам – взрослым.

Основными методами литературного развития детей 6 лет являются:

  • чтение (рассказывание) взрослого. Своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами взрослый может увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение
  • последующая беседа способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному. Для этого в беседу включаются разные группы вопросов
  • рассматривание иллюстраций. Рассматривание книжных иллюстраций с детьми имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста в процессе его перессказывания, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения

- театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают практику детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлениям.

Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой. И помните, книги – это наши друзья и верные помощники. Мы – дети и взрослые, любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы у взрослых память о детстве, откуда все мы родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда.

Воспитатель.

- А сейчас я хочу предоставить слово нашему педагогу–психологу.

Педагог-психолог.

- Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще Максим Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желания всех взрослых подобрать такие книги нашим малышам, чтобы они служили распахнутым окном во все детские «почему». Ведь этих «почему» десятки тысяч!

- Почему луна не падает на землю?

- Почему листья зеленые?

- За что белого мишку вписали в Красную книгу?

- Где прячется эхо? и т. д.

И на все вопросы мы находим ответы в книгах.

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

(Ю. Энтин)

А сейчас я предлагаю провести блиц-опрос.

Блиц-опрос для родителей.

1. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок?

а) читать сам;

б) слушать чтение взрослых.

2. Как вы поступаете, когда ваш ребёнок с интересом рассматривает (читает) книгу?

а) хвалите его;

б) ничего не говорите?

3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

а) да;

б) нет.

4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно рассматривал (читал) ваш ребёнок?

а) безусловно, да;

б) наверное нет.

Что мы получили в результате. Блиц-опрос указал ещё на один тревожный факт – только третья часть присутствующих родителей практикует дома семейное чтение вслух. А вот назвать книгу, которую читал ребёнок недавно, смогли лишь 50-60% родителей. Прекрасно, что наши дети интересуются книгами, читают. Так давайте поддержим этот огонёк похвалой, а не ругать за качество чтения.

Читайте книги с ребёнком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребёнка с книгой.

Рекомендации психолога.

  1. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка что-либо делать, даже из благих побуждений.
  2. Не паниковать самим и успокоить ребенка. Нельзя давить на ребенка!
  3. После чтения не торопитесь его экзаменовать.
  4. Внимательно и дружелюбно выслушайте ребенка.
  5. При первых успехах не жалейте похвал.
  6. Не торопитесь хвастаться перед другими успехами своего ребенка.

Памятка для родителей.

  1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день (можно дробно.)
  2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
  3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
  4. Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
  5. Беседуйте о прочитанном, о том, чему учит книга (рассказ, сказка), что нового ребенок узнал.
  6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Вопросы для дискуссии.

  1. Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, DVD, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?
  2. Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?
  3. Важно ли читать с детьми вслух?
  4. Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?
  5. Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?

Ответы к дискуссии.

  1. Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет, ни на что времени, в том числе и у детей времени остается все меньше и меньше. Тем более, что многие родители с большим удовольствием заполняют время детей чем-то другим. Хорошо, если это секции, кружки, различные студии.
  2. Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится «обязаловкой», и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он дочитает или расскажет содержимое книги до конца.

Современный писатель Пинка советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух детям. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому, что любовь к книге не может стать предметом торговли.

3. Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая вслух, рассказывают эти истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книгах.

4. Никто ни даст однозначного ответа. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы выбирает каждый свои. Если ваш сын ест одни пирожки и пиццу, вы ведь предпримите какие–то меры? Будете влиять на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также.

5. Нужно любить читать. Если мы сами — любим, читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, а папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землю, ровно такие всходы мы и получим. И тут нет никаких чудес. И если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, лучше готовы к обучению в школе.

Интересной и конструктивной оказалась наша беседа. Хочется верить, что, благодаря этой беседе актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной