Родителям детей, обучающихся по системе Эльконина-Давыдова

Видякова Юлия Юрьевна

Успешность обучения ребёнка во многом зависит от того, насколько эффективным окажется взаимодействие его родителей с педагогами по вопросам воспитания, образования и развития. В связи с этим родителям необходимо иметь представления о важных  особенностях системы обучения, существующей в образовательной организации, и принимать их во внимание.

На этой страничке родители могут скачать разработанную методичку по системе Эльконина-Давыдова, а так же задать вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka._sed_1.docx103.81 КБ

Предварительный просмотр:

Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова

Методические рекомендации для родителей

Оглавление

Введение        3

Родителям о системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова        5

Использование возможностей системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в семейном воспитании        9

1.        Создание благоприятных условий в семье для успешного воспитания, образования и развития младшего школьника        9

2.        Организация экологического воспитания младших школьников в семье        10

3.        Развивающая гимнастика в семье        13

   4.        Использование родителями метода моделирования для развития личностных качеств детей младшего школьного возраста        14

5.Организация развивающих семейных праздников        17

Заключение        21

Глоссарий        22

Введение

Успешность обучения ребёнка во многом зависит от того, насколько эффективным окажется взаимодействие его родителей с педагогами по вопросам воспитания, образования и развития. В связи с этим родителям необходимо иметь представления о важных  особенностях системы обучения, существующей в образовательной организации, и принимать их во внимание.

В настоящее время в нашей стране существуют два типа моделей обучения в начальной школе  - традиционный  и  развивающий. К традиционным программам относятся следующие:

«Перспектива»

«Начальная  школа ХХI века»

«Планета знаний»

«Перспективная начальная  школа»

«Школа   России»

«Школа 2100»

Гармония»

«Классическая начальная школа». 

Обучение по двум программам  - автора Л.В.Занкова и авторов Д.Б. Эльконина  - В.В. Давыдова - считается  развивающим.

Термин «развивающего   обучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается от  традиционного обучения объяснительно - сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения  - система психологов Даниила Борисовича  Эльконина  и Василия Васильевича Давыдова. Многие (и педагоги, и  родители) называют её гениальной, поскольку она согласована (внутри системы)  и непротиворечива.  Также эту систему называют «безотметочным оцениванием».  Методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшему  развитию ученика,  поскольку ученик трудится  не на результат (оценку), а на свой личный  рост и достижение  высоких результатов в образовании, и, что  очень важно, оценивает себя сам.

         Обучение детей по системе Эльконина-Давыдова предполагает активное участие родителей в воспитании и развитии детей, поскольку это непрерывный процесс, не ограниченный рамками учебного заведения. В данной работе показаны возможности эффективного взаимодействия родителей с их детьми на основе концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Материалы данных рекомендаций разработаны на основе опыта ведущих преподавателей и методистов. Вся база предлагаемых источников подбиралась с учётом ФГОС и опиралась на положительный опыт преподавательской, учебной и научной деятельности. База регулярно дополняется и пополняется новыми источниками.

Использование материалов методических рекомендаций рекомендовано  для родителей (законных представителей) детей младшего школьного возраста.

Родителям о системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Система образования, разработанная большим коллективом авторов под руководством Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина, имеет значительные отличия от других образовательных концепций, созданных в нашей стране к настоящему времени. Основное отличие при этом заключается в прямой направленности на главные задачи интеллектуального, личностного и психического развития учащихся начальной школы.

Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова противопоставляется авторами традиционной системе образования, главным образом, по принципиальным направлениям образовательной деятельности учащихся. Традиционное обучение, как правило, имеет направление от частного, конкретного к общему, абстрактному, от единичного факта к системе. Развивающееся при этом наглядно-образное и словесно-логическое мышление Василий Васильевич Давыдов называл «эмпирическим».

Проводя анализ педагогических трудов Л. С. Выготского, Э. В. Ильенкова, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдов ставит вопрос о возможности разработки принципиально новой образовательной концепции, имеющей направление, обратное традиционному:  от системного к единичному, от абстрактного к конкретному. Мышление, которое при этом развивается у ребёнка, было названо В. В. Давыдовым «теоретическим», а сама образовательная система – «развивающей».

Работая над созданием данной концепции, Василий Васильевич Давыдов делает опору на основные положения Д. Б. Эльконина и Л. С. Выготского о том, что основное значение образовательной деятельности для развития интеллектуальных способностей выражается в содержании усваиваемых знаний, которое определяет методы, формы и приёмы обучения.

Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова содержит в своей основе следующие положения:

  1. Формирование теоретического мышления должно осуществляться на основе научных понятий.
  2. Ориентация на развитие способов умственных действий (СУДов).
  3. Наличие логики научного познания в процессе обучения.
  4. Умение учащихся делать содержательные обобщения, осуществлять переходы от общего к частного и обратно.
  5. Овладение особыми средствами образовательной деятельности – знаковыми моделями.

Образовательная концепция Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова основана на гипотезе неразрывной связи образования и воспитания. Она базируется на следующих принципах:

  1. Идея о центральном значении сознательной деятельности в ходе образовательной деятельности учащихся.
  2. Учёт масштабных возможностей ребёнка к процессу обучения, не используемых в настоящее время в традиционных образовательных технологиях.
  3. Дети дошкольного и раннего школьного возраста способны освоить многочисленные теоретические понятия раньше, чем научатся действовать с конкретными понятиями.
  4. Повышение теоретического уровня содержания образования способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся.
  5. Развитие ребёнка должно осуществляться посредством внедрения его в культурную среду.
  6. Обучение является основным источником развития ребёнка (оно осуществляется в зоне ближайшего развития).
  7. Учащийся должен являться субъектом, а не объектом образовательной деятельности, т. е. необходимо учитывать его личностные характеристики, интересы и способности.
  8. Принцип опережающего обучения (обучение должно опережать развитие).
  9. Приоритетной целью образовательной деятельности должно стать формирование СУДов.
  10.  Изучение каждого предмета должно осуществляться в новой группе для новых возможностей развития логического мышления.
  11.  Использование средств, форм и методов обучения в зависимости от возрастных особенностей детей.

Результаты многочисленных психологических исследований младших школьников легли в основу разработки содержания развивающего образования. Эти исследования проводились Л. С. Выготским и его последователями. Главные особенности содержания образования по Д. Б. Эльконину и В. В. Давыдову следующие:

  • Преобразование предметного содержания образования. Познавательный процесс осуществляется посредством стандартных образовательных  программ начальной школы, но уже на ином качественном уровне. В отличие от традиционной (эмпирической) педагогической практики,  в системе Эльконина-Давыдова в основе изучаемых предметных дисциплин находится система научных понятий.
  • Уход от репродуктивного способа познавательной деятельности  и переход к деятельностной педагогике,  согласно которой основной компетентностью становятся  основы теоретического мышления
  • Важнейшая задача  образовательной деятельности заключается в использовании обобщённых способов действия. Это способствует формированию возможности учащихся  решать большое количество частных задач за более короткий промежуток времени
  • Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между педагогом и учащимися, педагогом и конкретным школьником, в коллективе учащихся. Организация коллективной творческой деятельности младших школьников по их самостоятельному усвоению знаний.
  • Формирование потенциальных интеллектуальных и личностных способностей ребёнка.

Урок в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова основан на включении в него различных коллективных дискуссионных форм работы, в процессе которых учащиеся усваивают основное содержание образования.

Информация не даётся учащимся в готовом виде: они самостоятельно находят её посредством исследовательских моментов, обобщений, рассуждений и др.

В системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова не предусмотрено оценок за результаты образовательной деятельности учащихся. Качество результатов образования анализируется и обосновывается педагогом и учащимися.

Домашняя работа минимизирована. Усвоение и закрепление новой учебной информации преимущественно осуществляется в процессе урочной деятельности.

Данные особенности системы приводят к тому, что дети не переутомляются в процессе образовательной деятельности и не перегружаются избытком информации. Также следует отметить развитие у детей способности аргументировать и отстаивать собственную точку зрения.

Значительным достижениям данной образовательной системы, весьма актуальным в современных, постоянно меняющихся условиях, является то, что она способствует формированию мобильности учащихся и способствует повышению их возможностей адаптации и новым факторам внешней среды.

Использование возможностей системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в семейном воспитании

  1. Создание благоприятных условий в семье для успешного воспитания, образования и развития младшего школьника

Многие психологи считают, что появление ребёнка семье даёт толчок к дальнейшему развитию родителей  как личностей. При воспитании  детей у родителей происходят процессы внутренней работы над собой. Мы не только формируем будущего человека, но и сами изменяемся и совершенствуемся, приобретая опыт.

Каждый из нас сталкивался с мыслью, что современная семья утрачивает свои ценности и традиции, которые передавались из поколения в поколение. В эпоху гаджетов члены семьи стали меньше общаться друг с другом.  Нестабильная  экономическая и политическая ситуация заставляет людей очень много работать, сосредотачивать внимание только на финансовой стороне своей жизни. А дети из-за этого остаются без  внимания родителей…

Из-за этого возникают  стрессы и барьеры в общении между членами семьи.  Всё чаще случаются разводы. Современный супруг или супруга под влиянием социально-экономических проблем утрачивают терпимость и сопереживание. В семье может возникнуть агрессия. Под влиянием выше означенных негативных факторов происходит  разрушение межличностных связей в семье. Утрачивается эмоциональная сторона жизни.

Вот почему, воспитывая будущее поколение, необходимо сохранять баланс между материальной сферой жизни и психоэмоцианальной. Важно также сохранять дружеские отношения с детьми. В таком случае социально-психологическая мотивация или материальная мотивация будет иметь больший успех. Родителям следует больше общаться с детьми для того, чтобы отслеживать и своевременно корректировать отношения ребёнка к мотивации. Как он её воспринимает? Старается ли придерживаться требований родителей? Что ожидает взамен выполнения тех или иных действий? Поощряют ли родители положительные поступки? Или наоборот, не слишком ли хвалят детей в семье?

Анкета для Родителей

Определение взаимоотношений в семье

  1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье присутствует взаимопонимание?
  2. Советуются ли с Вами дети по личным делам?
  3. Есть ли у Вас общие увлечения с детьми? Какие?
  4. Помогают ли Вам дети в домашних делах?
  5. Соблюдают ли Ваши дети режим дня?
  6. Как Вы поддерживаете в детях положительные устремления? Приведите несколько примеров.
  7. Какие семейные традиции способствуют сплочению в Вашей семье?
  8. Интересуетесь ли Вы книгами, статьями в журналах и интернет-ресурсах, посвящёнными взаимоотношениям родителей и детей?
  9. Каким Вы видите развитие Вашего ребёнка через 6 месяцев? Через год? Через 3 года?
  10. Какие проблемы Вы хотели бы обсудить в ходе наших следующих встреч?

Проанализируйте Ваши ответы и подумайте, что следует изменить, чтобы психологический климат в семье стал более благоприятным.

  1. Организация экологического воспитания младших школьников в семье

В настоящее время экологическое воспитание играет большую роль в становлении и развитии личности ребёнка. При этом экологическая культура во многом формируется под влиянием родителей. Рассмотрим, какие факторы при этом следует принимать во внимание.

  1. Поведение родителей по отношению к окружающей среде. Бережное отношение родителей к природе формирует в представлении детей важные экологические ценности.
  2. Приобщение детей к живой природе. Данный фактор предполагает объяснение родителей своим детям, насколько важно заботиться о растениях и животных, какова роль человека в сохранении природного фонда планеты. Большую роль в данном направлении играет ознакомление детей с различными природными объектами.
  3. Проведение экологической работы родителей с детьми.

Экологические игры, занимательные задания не только способствуют экологическому образованию и воспитанию детей, но и развивают конструктивное отношение родителей и детей.

Рассмотрим развивающие экологические задания, которые родители могут предложить младшим школьникам.

1 класс

  1. Вы увидели, как двое маленьких детей рвут редкие растения. Когда вы забрали у одного из них букет, дети заплакали. Постарайтесь убедить их беречь природу так, чтобы они не плакали, а наоборот радовались.
  2. Вы с друзьями прилетели в далёкую страну и увидели там незнакомое растение, которое раньше никогда не видели. Один ваш товарищ испугался, что оно ядовитое и решил убежать, а другой наоборот захотел попробовать это растение на вкус. Что вы будете  делать в этой ситуации?
  3. Вы на празднике. И вдруг замечаете, что один ваш товарищ ест очень-очень много фруктов и ему может стать плохо. Вам нужно убедить его, что нельзя есть слишком много фруктов, доказав, что переедание ими может вызвать аллергию и принести вред здоровью.
  4. У вас дома живёт собачка, которая часто ломает и ест комнатные растения. Постарайтесь отучить её от этой привычки.

2 класс

  1. Вы на речке с друзьями. Один из ваших товарищей поймал лягушек, взял их в руки и собирается убить. Убедите его, что так делать не следует.
  2. Вы отдыхаете на море в далёкой стране. Вдруг замечаете незнакомое вам животное, которое раньше никогда не встречали и не знаете, опасное оно или нет. Один ваш товарищ сильно испугался, а другой наоборот подбежал к животному и решил с ним поиграть. Что вы будете делать в этой ситуации?
  3. У вас дома живёт собачка, которая часто ломает и ест ценные комнатные растения. Постарайтесь отучить её от этой привычки.
  4. Вы увидели, как двое маленьких детей ловят и давят дождевых червей. Когда вы попытались отобрать у них червей, ребята заплакали. Постарайтесь объяснить детям, что червей нельзя уничтожать так, чтобы они не плакали, а наоборот порадовались бы.
  5. Вы с друзьями отдыхали на реке в вашем городе и вдруг увидели в воде крокодила. Вам необходимо установить, как он мог там появиться. Какими будут ваши действия в данной ситуации? Один из ваших товарищей решил поймать этого крокодила, забрать его домой и поселить в большом аквариуме. Возможно ли это? Станете ли вы помогать ему в ловле? Что вы можете посоветовать в данной ситуации?

3-4 классы

  1. Вы прилетели на Ямайку. Вдруг замечаете незнакомое вам животное, которое раньше никогда не встречали и не знаете, опасное оно или нет. Один ваш товарищ сильно испугался, а другой наоборот подбежал к животному и решил с ним поиграть. Что вы будете делать в этой ситуации?
  2. Вы на празднике на Мадагаскаре. И вдруг замечаете, что один ваш товарищ ест очень-очень много незнакомых фруктов и ему может стать плохо. Вам нужно убедить его, что нельзя есть слишком много подобных фруктов, доказав, что переедание ими может вызвать аллергию и принести вред здоровью.
  3. Вы прилетели в далёкую Австралию. Один из ваших товарищей решил поймать здесь крокодила, забрать его домой и поселить в большом аквариуме. Возможно ли это? Станете ли вы помогать ему в ловле? Что вы можете посоветовать в данной ситуации?
  4. Вы прилетели в Нидерланды (страну тюльпанов) и там увидели, как двое маленьких детей рвут редкие растения. Когда вы забрали у одного из них букет, дети заплакали. Постарайтесь убедить их беречь природу так, чтобы они не плакали, а наоборот радовались.

  1. Развивающая гимнастика в семье

                   Согласно системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, физическое развитие детей во многом формирует их интеллектуальное и эмоциональное развитие. Забота родителей о здоровье и физическом развитии детей может благоприятно отразиться и на развитии их личностных качеств.

                  Для организации развивающей гимнастики для детей младшего школьного возраста понадобится гимнастический коврик, мячи, мягкие игрушки, цветные картинки.

          Гимнастическая игра 1. Животные

         Дети уже должны иметь представление, как выполняются следующие гимнастические упражнения:

  1. «Ласточка»
  2. «Рыбка»
  3. «Лягушка»
  4. «Кошечка»
  5. «Змейка»

                  Родители задают вопросы и просят детей определить, какое это животное, показав соответствующее упражнение.

          Гимнастическая игра 2. «Крылья, лапы, плавники»

         Родители раскидывает по полу различные игрушки в виде животных: зверей, птиц, насекомых, рыб и др. Начинает играть музыка, ребёнок танцует. Затем родитель произносит одно из слов: крылья, лапы или плавники. Если он скажет «крылья», ребёнок должен быстро схватить то, животное, которое умеет летать; если  он скажет «лапы», ребёнок поднимает животное, которое умеет бегать, ну а если он произнесёт «плавники», необходимо взять в руки животное, умеющее плавать.

Гимнастическая игра 3.Гавайская игра «Лимбо»

Родители рассказывают ребёнку о природных особенностях и необычных традициях на Гавайах, а затем предлагают ребёнку игру «Лимбо», которая там популярна. Необходимо пройти под верёвкой, не задев её. По мере игры верёвка опускается всё ниже и ниже, пока не останется лишь один победитель.

  1. Использование родителями метода моделирования для развития личностных качеств детей младшего школьного возраста

Согласно концепции Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова,  моделирование является весьма благоприятным методом для развития качеств личности младшего школьника. Данный метод широко применяется в образовательной практике ведущих педагогов. Создание моделей способствует формированию и развитию творческих способностей детей, их интеллектуальные способности.

Использование данного метода родителями также является эффективным методом развития. Создание моделей в процессе взаимодействия родителей с их детьми станет интересным занятием не только для младших школьников, но и для взрослых. Также это будет способствовать укреплению семейных отношений.

Основное значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям младшего школьного возраста.

К разрабатываемым моделям существуют определённые требования:
- Чётко отображать основные свойства и отношения;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать свойства и отношения, которые должны быть освоены;

-Облегчать познавательные процессы.

Использование моделей осуществляется поэтапно:
1.Применение готового символа или модели.
2.Составление модели взрослым совместно с ребёнком.
3.Самостоятельное составление моделей.

Закономерности формирования моделирования у младших школьников:
- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.
- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.
- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.
        Применение метода моделирования в семье может быть использовано в различных формах. Рассмотрим следующие примеры:

  1.  Узнай героя сказки, соотнеси модель с картинкой и назови героя.

Глупый

находчивый

хитрый  

смелый

 злой

добрый


        

       Данную модель целесообразно использовать применительно к тем героям сказок или мультфильмов, которые особенно интересны детям. Это будет развивать их познавательный интерес к интеллектуальной деятельности.

  1. Расскажи сказку, используя модель:

    женщина                цветок          девочка                   жаба                жук                

полевая мышь                крот                ласточка                эльф

Применение данной модели не только развивает познавательный интерес младших школьников, но и служит эффективным средством их коммуникативного развития.

В целом метод моделирования родителям следует использовать исходя из интересов и индивидуальных особенностей ребёнка и поставленных развивающих и образовательных задач.

5.Организация развивающих семейных праздников

Семейные праздники имеют большое значение для укрепления семейных традиций, сохранения благоприятного климата в семье. Они являются мощным средством повышения мотивации ребёнка к образовательной деятельности и развитию их личностных качеств. На семейные праздники обычно приглашают близких и друзей, что также способствует коммуникативному развитию младших школьников.

Рассмотрим примеры подобных праздников.

Праздник для юных знатоков английского языка

     Предлагаемая концепция подойдёт для проведения праздника для младших школьников, которые уже начали изучать английский язык. Она станет не только увлекательным развлечением, но и отличным средством для повышения интереса к изучению английского.

     На входе гостей встретит забавная мягкая игрушка Peppa Pig – известнейшая героиня британского мультсериала.

Мама младшего школьника начнёт праздник с весёлой разминки. Папа включит бодрую музыку, под которую дети должны будут изобразить  действия, которые им предложит ведущая:

Run

Dance

Jump

Sleep

Fly

И др.

     После этого мама скажет, что все развлечения сегодня будет предлагать наша прелестная гостья Пеппа. И поскольку она говорит по-английски, переводчиками сегодня будут сами ребята. Свинка Пеппа «скажет» Play- ведущая попросит перевести это слово, и все поймут, что пришло время играть.

           Игра «Цветные животные» 

Ребята разделятся на несколько пар по своему выбору. Для них приготовлены листы бумаги с изображением животного и цветные карандаши. Родитель называет каждому игроку одно животное (dog, cat, fox, bird, frog…). Первый участник берёт листок, на котором оно изображено. Для второго игрока родитель называет цвет (green, yellow, red, blue…) – он берёт карандаш соответствующего цвета и раскрашивает. Задача игроков – не ошибиться в выборе и раскрасить животное как можно красивее.

         Игра Ball  & doll.

Родитель приносит несколько разных предметов: зеркало, игрушечный пистолет, платье, робота и др. Родитель называет предметы по-английски. Если этот предмет нужен мальчику, тогда ребёнок должен принести его актёру-мячику. Если называемый предмет подходит девочке, тогда он должен достаться куколке.

          Игра Еdible-inedible

Это известная всем игра «Съедобное-несъедобное», но проводится она в нашем шоу на английском языке.  

Затем Пеппа «скажет» TRAVEL – значит, ей захотелось путешествовать.

     Родители  принесут в студию игрушки в виде различных видов транспорта:

Car

Train

Plane

Helicopter

Ship

(Ведущая произносит название по-английски – ассистенты вносят соответствующий предмет).

          Родитель  скажет, что в каждом из этих видов транспорта есть подарок, но получит его только тот, кто верно назовёт его по-английски.

 Ребёнок сам выбирает, откуда он возьмёт подарок. Если он называет предмет правильно – он его забирает.

В машинку можно положить мягкого медвежонка, в кораблик – слона, в поезд – яркую книжечку с наклейками, в самолёт – обезьянку и др.

         В конце развлекательной вечеринки ребята, родители и Пеппа танцуют под детские песни на английском языке.

На берегу слоновой кости

(праздник для детей младшего школьного возраста)

Кот-д-Ивуар – небольшое, но очень интересное государство в Западной Африке, которое в прошлом веке называли Берегом Слоновой кости. Большинство присутствующих на вечеринке ребят вряд ли о таком слышали или бывали там, но познакомиться с этим замечательным местом будет очень увлекательно для них.

Итак, они «прибывают» в Кот-д-Ивуар. На экране появляются изображения этой страны, и родитель (ведущий) рассказывает детям несколько интересных фактов о ней.

     Затем ведущий немного рассказывает об изделиях из слоновой кости, но сожалеет о том, что для их изготовления приходится истреблять слонов. Он предлагает детям заменить предметы из слоновой кости на аналогичные из теста для лепки и проводит конкурс «Игрушка из тропиков»  

Игрушка из тропиков.

Дети лепят из теста для лепки кого-либо из тропических обитателей: обезьяну, змею, слона и др. Выбрать лучшую поделку помогают присутствующие взрослые. Победителю достаётся приз – большой шоколадный слон.

Затем ведущий говорит, что в Кот-д-Ивуаре  танцуют очень интересно и предлагает детям принять участие в конкурсе «Танец с лианой».

Танец с лианой.

 Участники берут в руки одну огромную лиану и танцуют вместе с ней под африканскую музыку. На кого-нибудь из детей (мальчика пошустрее)  надевают костюм обезьяны. В процессе танца он должен поймать кого-то из детей. Пойманный выбывает из игры. В конце остаётся один или несколько победителей. Если участник в костюме обезьяны поймает всех танцующих, победителем конкурса становится он. Лиана должна быть сделана из прочного материала.

После этого конкурса ведущий говорит, что в Кот-д-Ивуаре растёт какао и много фруктов и предлагает ребятам приготовить для их мам, которые присутствуют на празднике, вкусное блюдо «Фрукты в шоколаде» (для его приготовления используется шоколадный крем и кусочки фруктов, помещается оно в кожуру кокосов и ананасов).

     Далее  ведущий говорит о главной достопримечательности, которая есть в Кот-д-Ивуаре – о Гвинейском заливе.

     На экране появляется изображение Гвинейского залива и ведущий рассказывает несколько интересных фактов о нём.  

Затем ведущий объявляет об окончании развлекательной программы и приглашает  всех за стол со вкусными тропическими угощениями.

 

Заключение

       Предлагаемые нами методические рекомендации призваны помочь родителям в организации воспитательной, образовательной и развивающей деятельности их детей – учащихся младших классов. Они основаны на принципах развивающего обучения системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

        Согласно предоставленным материалам, знания детей об окружающем мире не должны ограничиваться содержанием школьных учебников. Они должны усваивать и другую полезную информацию, и родители являются главными помощниками в этом. В наших рекомендациях показано, как делать это в интересной и оригинальной форме.

          Успешность развивающего обучения напрямую зависит от эмоционального состояния ребёнка, и семья в этом отношении играет решающую роль. Предлагаемые вниманию родителей материалы способствуют установлению понимающих отношений в семье и созданию благоприятного семейного климата.

         Литературные источники, рекомендованные нами, содержат в себе многолетний опыт педагогов и психологов, который представляет значительную ценность для развития личности младших школьников.

Глоссарий

Моделирование в образовательном процессе – осуществление образовательной деятельности посредством построения моделей. Модели могут создаваться педагогом, являться результатом совместной работы педагога и учащихся, а также разрабатываться учащимися самостоятельно. В условиях работы по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, как правило, используется самостоятельная разработка моделей учащимися. Данный метод активно используется на уроках русского языка, математики и окружающего мира. В современной педагогической практике значительный интерес представляют объяснительные модели, используемые на уроках окружающего мира, которые предполагают новые способы формирования картины мира учащимися, что способствует развитию их научного мировоззрения.  

Развивающее обучение – построение образовательного процесса на основе создания ситуаций самостоятельной коллективной деятельности учащихся, условий реализации потенциальных интеллектуальных, физических, творческих, коммуникативных, эмоциональных возможностей учащихся.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова – новый перспективный подход к обучению младших школьников, разработанный коллективом авторов под руководством В. В. Давыдова, В. А. Репкина, Л. С. Выготского. Данная образовательная концепция содержит в себе ряд принципов и положений, направленных на поиск возможностей реализации потенциала, заложенного в детях, в образовательной практике.

Теоретическое мышление – это мышление, развивающееся при организации образовательной деятельности «от общего к частному». Данный термин был выдвинут Василием Васильевичем Давыдовым при создании им концепции развивающего обучения.

Рекомендуемые источники

            Литература

  1. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. -   М.: Академия 2008 – 350 с.  
  2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова- М: Рассказов, 2004.- с.304.
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., Интор, 1996 –544с.
  5. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе // Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы.- М.: Сентябрь, 2001. – 240с.
  6. Николаева С.Н. Место игры в  экологическом воспитании младших школьников. – М.,  Академия 2010 –215 с.  
  7. Поливанова К.Н., Бугрименко Е.А. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.- Красноярск, 1997.- 31с.
  8. Тополев И.М. Воспитание здорового дошкольника.  -М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 220с.
  9. Титова Е.Л. Книга для родителей. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 280 с.

Интернет – ресурсы.

1.  www.prosv.ru/Attachmtnt.aspx?Id=9835 (УМК «Школа России»)

2.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=223 (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»)

3. http:// www. Shool.edu.ru –Российский образовательный портал

4. http://www:ptdlib.ru/- педагогическая библиотека

5. http://www:inter-pedagodika/ru- сайт создан для преподавателей, родителей и студентов.