"Воспитатель года России-2019"

Корнилова Вероника Евгеньевна

Предлагаю Вашему вниманию описание моего опыта работы в ДОУ, а также эссе на тему "Моя педагогическая философия"!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап всероссийского конкурса «Воспитатель года 2019»

 «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с народными традициями в условиях проектной деятельности»

Воспитатель МДОУ д/с №20 «Умка»

Корнилова Вероника Евгеньевна

Углич

2018

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………...3

Основная часть………………………………………………………………………...4

Заключение……………………………………………………………………………..9

Список литературы…………………………………………………………………..10

Введение.

В настоящее время в обществе наблюдается доминирование материальных ценностей над духовными,  поэтому представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме зачастую искажены.

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Актуальность данного вопроса находит свое отражение  в нормативных документах, в частности в  указе  Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно п.5 указа, вступившего в законную силу 7 мая 2018 года, «Правительству   Российской   Федерации    при    разработке национального проекта в сфере образования исходить из того,  что  в 2024 году необходимо обеспечить:   глобальную   конкурентоспособность   российского образования, вхождение Российской  Федерации  в  число  10  ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание  гармонично  развитой  и  социально   ответственной личности   на   основе   духовно-нравственных   ценностей   народов Российской   Федерации,   исторических   и   национально-культурных традиций».

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».  Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Исследовать малоизвестный предмет, явление, традицию постепенно и разносторонне помогает такая форма работы, как проектная деятельность, которая позволяет учитывать запросы и возможности ребенка, а также педагога. При реализации проектной деятельности педагог может использовать самые разнообразные методы и приемы, интегрировать между собой образовательные области,  осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, взаимодействовать с семьями детей и социальными партнерами. Основным преимуществом такой формы работы является активная позиция всех участников образовательного процесса, рост самостоятельности детей, повышение их познавательного интереса.

Цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций.

Задачи:

  1. Создать необходимые условия для развития способностей  дошкольника,  учета индивидуальных возможностей и потребностей, соотнесение их с социальными и общекультурными нормами.
  2. Знакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного творчества.
  3. Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
  4. Прививать ребенку интерес, любовь и уважение к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать духовно-нравственные качества.
  5. Формировать и поддерживать познавательный интерес детей, любознательность.
  6. Привлекать родителей к активному участию в мастер-классах, муниципальных конкурсах,  обогащению экспонатов музеев-выставок.

Своеобразие представленного опыта заключается в новом подходе к решению проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников, как составной части целостного процесса социальной адаптации, становления личности. Нельзя сказать, что раньше этого не делалось, однако задачи были сформулированы слишком общно. При этом совершенно необозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих  материалов и пособий.

Основная часть

Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является знакомство с народными традициями.  Так, например,  произведения устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, сказки и т.д.) удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников. Русские народные подвижные и малоподвижные игры («Гори-гори ясно», «Горелки», «Горшки», «Золотые ворота», «Капуста» и т.д.) способствуют социализации детей, развитию  у них  мышления, памяти, координации, внимания. Знакомство с народными промыслами ( «Гжель», «Хохлома», «Каргополь», «Жостово», «Полхов-Майдан, «Городец») помогают развивать чувство цвета и эстетики, расширяет представление детей о разнообразии материалов, из которых изготавливались игрушки, утварь, средства домашнего обихода. Изучение особенностей национального костюма развивает воображение, чувство гармонии расширяет представление детей о географических особенностях нашей страны, ее масштабности, культурном богатстве (чем севернее регион, тем больше было распашных и накидных элементов костюма, женский и мужской костюмы отличались друг от друга от головного убора и до предметов обуви). Музыкальные народные произведения (песни, хороводы, частушки) способствуют формированию чувства ритма, умения договариваться, слушать друг друга.

Таким образом,  знакомство детей с особенностями народных традиций оцениваются в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка

Дошкольный возраст - это самый подходящий период для всестороннего развития человека,  у детей  активно развиваются все процессы психики: внимание, восприятие, мышление, память, речь и воображение. В это же время происходит становление качеств личности. Поэтому именно этот возраст требует максимально разнообразных средств развития и воспитания личности.

Таким образом, для самоидентификации дошкольника, а в последующем взрослой самостоятельной личности, с его национальной принадлежностью представляется необходимым ознакомление детей с особенностями национальной культуры через изучение народных традиций.

Каждый ребенок – это первооткрыватель. Каждый  день, каждый час он узнает для себя что-то новое и интересное. В течение дня в детском сознании рождается множество вопросов, ответы на которые помогает найти взрослый. В настоящее время преобладающим в процессе воспитания детей является личностно-ориентированный подход, при котором каждый ребенок имеет право на знания и на индивидуальный подход.  

Проектная деятельность   – это осознанное, рефлексируемое приобретение новых знаний, в ней проявляются познавательные способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии  педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. 

Предпосылками использования метода проектов могут являться:

-видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно -образовательный процесс;

-многофункциональное взаимодействие с социумом.

Принципы реализации проектов:

- создание условий для стимулирования интересов детей

- выстраивание отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве

- мотивация деятельности детей, используя игровые методы и приемы

- учет возрастных особенностей

- системность

- сезонность

- учет личности

- взаимодействие с ребенком в условиях детского сада и семьи

Механизм реализации проектов: акции, выпуск семейных газет, совместные выставки, экскурсии, интегрированные занятия, опытно – исследовательская деятельность, музыкально – речевые постановки, презентации, анкетирование, смотры, театрализованные постановки, семейные гостиные.

При реализации проектно-исследовательской деятельности детей, воспитатель становится генератором развития их творческого потенциала.

МДОУ детский сад №20 «Умка» - это молодое образовательное учреждение, которое юные угличане посещают с февраля 2015 года. С момента открытия и по настоящий день я выстраиваю образовательную деятельность в соответствии с современными требованиями участников образовательного процесса и запросом Правительства Российской Федерации. 

Время открытия нашего детского сада совпало с периодом подготовки всей страны к празднованию юбилейной даты – 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной Войне. Мои  воспитанники, дети старшего дошкольного возраста, не могли не принять активного участия в праздновании этого великого события. Перед участниками проекта «Этот День Победы» были поставлены три вопроса: «Что мы знаем о традиции празднования Дня 9 Мая?», « Что мы хотели бы узнать?», «Где мы можем взять информацию?»  На этапе реализации проекта «Этот День Победы» дети познакомились с рассказами и стихотворениями советских писателей о Великой Отечественной войне, узнали, что одними из первых защитников нашей Родины были богатыри, узнали о том, что подвиги можно было совершать не только на фронте, но и в тылу (на заводах, в госпиталях). Весь проект был пронизан чувством сострадания к людям, оказавшимся в тяжелых военных условиях, и ощущением радости и гордости за страны-победителей! Итоговым продуктом данного проекта стало письмо-поздравление.  Нами была объявлена акция «Мы помним твой подвиг, солдат!». В течение недели родители, сотрудники детского сада, воспитатели, дети оставляли на большом белом листе свои поздравления и пожелания ветеранам Великой Отечественной Войны, украшали это письмо цветами и георгиевской лентой. А накануне празднования Дня Великой Победы наши ребята посетили Угличский Дом Ветеранов и подарили юбилярам концерт и письмо-поздравление.

С 2015 года  я являюсь участником творческой группы МДОУ детский сад №20 «Умка» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, а также участником Угличского муниципального межведомственного методического объединения по духовно-нравственному воспитанию детей. С 2015-2016 учебного года духовно-нравственное воспитание является основным компонентом вариативной части основной образовательной программы нашего учреждения. Обращение к опыту коллег, особенности образовательной программы, а также личный профессиональный интерес побудили меня продолжить работу  в данном направлении. Многие воспитанники группы не были знакомы с историей нашего города, его достопримечательностями. Рассказывая об Угличе, древнем и современном, мы не могли не упомянуть о заводе часов «Чайка», который был известен не только на территории нашей страны, но и за ее пределами. У ребят возник вопрос «А где и из чего еще делали часы?» Так у нас был воплощен еще один проект, результатом которого стало создание мини-музея часов «Время по Непоседам». В нашем музее были представлены самые разные экспонаты: наручные кварцевые и механические часы, будильники, часы с кукушкой, настоящие капитанские часы, часы на подставке из бивня слона. Отдельный стенд был отведен под фирменные женские часы «Чайка», которые являются также и ювелирными украшениями. Часы-кольца, часы-кулоны, песочные часы. Активное участие в наполнении выставки приняли родители группы, сотрудники детского сада, а также сами дети, которые изготовили солнечные и огневые часы. Так как я сама являюсь опытным экскурсоводом, то мною были проведены экскурсии «Волга-матушка» и «Угличский Кремль», а наши воспитанники с удовольствием принимали гостей в группе и уже сами проводили экскурсию в мини музее времени.

С 2015 годам в группе были реализованы проекты, которые отличались друг от друга тематикой, продолжительностью, долей самостоятельности детей в зависимости от их возраста. Так, самые юные воспитанники  во второй младшей группе приняли активное участие  в «Неделе добра». Всю неделю они знакомились с потешками, поговорками, сказками о добре,  собирали «добринки» за свои хорошие поступки, а завершился «добрый» проект открытым занятием «Путешествие по сказочному лесу». Уже на этом этапе дети почувствовали атмосферу народной культуры, традиций.

В средней группе  дети стали старше, и уровень их самостоятельности значительно вырос, а познавательный интерес только увеличился, нами был реализован долгосрочный проект «Семейные традиции».  Особенностью данного проекта являлось то, что между родителями, детьми и педагогами заключалось соглашение. В результате данной проектной деятельности мы с детьми узнали, какие традиции существовали на Руси, чем занимались наши предки. Также мы познакомились с традициями, существующими в семьях ребят в настоящее время.

Родители приходили в группу и совместно с детьми проводили мастер-классы, на которых знакомили ребят с семейными традициями вышивания, изготовления игрушек (в том числе  и елочных), изготовления кукол для домашнего театра. В мини музее «Семейные традиции» появились экспонаты, познакомившие нас с традициями лепки пельменей, выпечки пирогов, экстремального и спокойного семейного отдыха. Некоторые экспонаты были представлены на муниципальной выставке «Русь рукотворная». В литературном центре появилась выставка книжек-малышек о традициях семей воспитанников. Итогом проекта стало открытое занятие «Традиции русской избы», проведенное в рамках муниципального методического объединения педагогов.  

Осенью 2018 года нами был реализован  проект «Эта удивительная лошадь», в результате которого ребята узнали, что лошадь в русской семье была настоящей труженицей и помощницей.    В рамках проекта дети узнали, из каких природных материалов делались в русских семьях игрушечные лошадки, и сами впервые изготовили их из глины и лыка. На выставке появились дуги, расписанные в технике «Гжель», и филимоновские лошадки. Итоговым мероприятием стал мастер-класс, на котором родители совместно с детьми изготовили народную игрушку лошадку из ткани.

Результат совместной работы педагога и детей в рамках проектной деятельности:

  1. Воспитанник группы стал абсолютным победителем муниципального исторического эрудициона ,  2017 г., воспитанник группы стал победителем, двое воспитанников получили  дипломы I и II степени в муниципальном историческом эрудиционе, 2018 г.
  2. Участие в ежегодном муниципальном конкурсе-выставке «Рождественская ярмарка»: диплом лауреата в 2017 г., благодарность за активное участие от Угличского историко-архитектурного музея в 2018 г.
  3. Участие педагога, воспитанников и семей в ежегодной муниципальной выставке «Русь рукотворная»,  ежегодном муниципальном конкурсе «Буквица»
  4. Участие педагога в муниципальном конкурсе лэпбуков (по мнению зрителей лэпбук «Традиции русской избы» вошел в пятерку лучших)
  5. Участие в методическом аудите в ноябре 2018 г. (открытый просмотр практического применения  лэпбука)
  6. Показ открытого занятия «Традиции русской избы» в рамках муниципального методического объединения педагогов.
  7. Являюсь участником межведомственного методического объединения по духовно-нравственному воспитанию.
  8. Выступала на педагогическом совете по вопросу организации проектной деятельности в ДОУ, знакомства дошкольников с русскими народными традициями.
  9. Проводила мастер-классы по изготовлению народной игрушки для родителей и педагогов  ДОУ.
  10. Проводила открытые занятия в рамках работы Школы молодого педагога с целью распространения опыта по духовно-нравственному воспитанию детей.
  11. Публикации из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей размещены на персональной странице педагога на сайте учреждения, на сайте nsportal: https://ds20ugl.edu.yar.ru/lichnie_stranitsi_pedagogov/lichnaya_stranitsa_vospitatelya_kornilovoy_veroniki_evgenevni.html;    https://nsportal.ru/veronikanika

 Заключение

В результате работы по ознакомлению дошкольников с народными традициями посредством реализации проектной деятельности нами был выявлен рост познавательного интереса у детей. Об этом свидетельствуют данные диагностического обследования . Также повысилась познавательная активность взрослых и детей, желание  узнавать новое о русских народных традициях, принимать активное участие в жизни группы.

Результаты диагностического обследования усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, воспитания моральных и нравственных качеств воспитанников группы, формирования умения правильно оценивать свои поступки и поступки своих сверстников  по методикам «Что такое хорошо и что такое плохо?» и «Сюжетные картинки»  по Р.Р.Калининой показали  положительную динамику.

Учебный год

Возраст

Кол-во детей в группе

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе)

Методика «Сюжетные картинки» по Р.Р.Калининой (оценка поступков своих и сверстников)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

2015-2016

6-7

20

15%

35%

18%

40%

2016-2017

3-4

20

3%

15%

5%

15%

2017-2018

4-5

20

18%

55%

19%

58%

2018-2019

5-6

20

50%

?

55%

?

 

Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую задачу.

В результате работы созданы методические продукты:

  1. Подбор методической литературы по духовно-нравственному воспитанию детей: библиотека детского фольклора в книжном центре, подбор литературы по теме для педагогов.
  2. Лэпбук  «Традиции русской избы», макеты русской избы.
  3. Картотека народных игр разной подвижности.
  4. Календарь народных праздников
  5. Атрибуты для погружения в атмосферу русского быта (утварь, предметы обихода, элементы костюма и т.д.)
  6. Конспекты занятий по теме, сценарии праздников и мероприятий.
  7. Разработана программа дополнительного образования детей «Театральные дорожки», в основе которой лежит знакомство с фольклором и народными традициями.

Практическая значимость работы заключается в том, что методические материалы и атрибуты  представлены в методическом кабинете ДОУ и на персональной странице педагога  и могут быть использованы  педагогами в работе с детьми.

Система работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ заключается во взаимодействии участников образовательного процесса:

 воспитатель, дети, родители  – музыкальный руководитель (народные праздники, игры) – воспитатель по изодеятельности (промыслы, занятия по декоративно-прикладному творчеству) – инструктор по физкультуре ( игры военно-патриотической направленности «Зарница») - взаимодействие с социальными партнерами (муниципальные конкурсы и выставки, эскурсии в Угличский историко-архитектурный музей).

 Перспектива: планируется создание  Школы юного экскурсовода для проведения экскурсий по «Музейной тропе «Умки»».

Хочется верить, что проводимая работа станет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающего культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Список литературы:

  1. 1.Государственный общеобязательный стандарт образования
  2. Гончарова Е.В. Формирование познавательной компетенции дошкольников, как основы для подготовки к учебной деятельности на этапе предшкольного образования. - Народное образование. Педагогика 2010
  3. Духовно-нравственное воспитание дошкольников: опыт реализации региональных образовательных проектов «Духовные основы образования» и «Основы социокультурного подхода в образовании. Урал. Человек. Истоки./Под ред. И.В.Корольковой.-Екатеринбург, 2008.-89 с.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2006. 
  5. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников.  Дошкольное воспитание № 3, 2003,  с.20-24.
  6. Киселева Л.С., Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.– М.: АРКТИ, 2006.
  7. 6.Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. -СПб., 2002.
  8. Майер  А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. Управление ДОУ. – 2008. № 3.
  9. Тебенева, Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. Управление ДОУ.– 2007. № 1.
  10. Тихомирова О.В., Бородкина Н.В., Соловьев Я.С. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как инструмент реализации ФГОС.- Ярославль: ГОАУ ЯО «Институт развития образования», 2014.– 222с.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №20 «Умка»

Проект

«Семейные традиции»

                                   

                                                             Автор:  

                                                         Корнилова Вероника Евгеньевна

                                                                               

г. Углич

2018 г.

Содержание

Информационная карта проекта……………………………………………………………….. 3

Актуальность……………………….…………………………………………………………… 4

Этапы реализации проекта: …………………………………………………………………… 5

Заключение. ……………..………………………………………………...…………………… 7

Информационная карта проекта.

Тема проекта:

«Семейные традиции»

Творческое

название

«Семейные традиции»

Цель проекта

создавать условия для «погружения» в культуру русского народа, знакомства с традициями семей воспитанников и общими народными традициями.

Руководитель проекта

Корнилова Вероника Евгеньевна

Галанова Татьяна Викторовна

Вид проекта

Проект-соглашение

Тип проекта

Долгосрочный

Организация, представляющая проект

МДОУ детский сад №20 «Умка»

Участники проекта

Воспитатели, дети и родители средней группы №8 «Непоседы»

Сроки реализации

Декабрь 2016 -январь 2017 года

Ожидаемые результаты

У детей сформировано представление о традициях, сложившихся в их семьях и общерусских традициях, их значимости и ценности

Методический продукт

Выставка детских работ, мини-музей «Семейные традиции» (экспонаты, представляющие традиции семей воспитанников), информационные материалы для родителей

Тиражирование опыта

Презентация экспонатов мини-музея группы в рамках муниципальной выставки «Русь рукотворная», распространение опыта в параллельных средних группах, распространение опыта в интернет-ресурсах

Предполагаемые риски реализации проекта:

Нежелание родителей выступать перед детьми в группе, их боязнь, стеснение, проблемы при осуществлении взаимодействия с социальными партнерами, отсутствие финансирования

Дальнейшее развитие проекта:

Применение аналогичных методов и приемов при реализации других проектов (использование в продуктивной деятельности натуральных природных материалов, привлечение родителей к совместной деятельности, обогащение ППРС группы, транслирование опыта работы в родительских уголках, транслирование опыта работы другим педагогам города и района в рамках муниципального МО педагогов

Актуальность.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…».  Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Особенно важным представляется выявлять традиции, сохранившиеся в семьях воспитанников. Это является базой, отправной точкой для развития самосознания человека как представителя нации.

Исследовать малоизвестный предмет, явление, традицию постепенно и разносторонне помогает такая форма работы, как проектная деятельность. Основным преимуществом такой формы работы является активная позиция всех участников образовательного процесса, рост самостоятельности детей, повышение их познавательного интереса.

Задачи:

  1. Знакомить с традициями русского народа, особенностями его домашнего труда, устройством избы.
  2. Выявлять традиции, существующие в семьях воспитанников, знакомить с ними детей.
  3. Побуждать родителей воспитанников принимать активное участие в деятельности группы.
  4. Формировать познавательный интерес детей.
  5. Развивать диалогическую речь детей, расширять и обогащать словарный их запас.
  6. Воспитывать любовь и уважение к русской культуре.
  7. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым.
  8. Обогащать и развивать предметно-пространственную среду в группе.

Этапы реализации проекта

Проект реализуется с декабря 2016 г. по январь 2017 г. и проходит по следующим этапам:

Этапы проекта

Ответственный

Сроки

I

Подготовительный

Корнилова В.Е.

Галанова Т.В.

Декабрь 2017

1.1.

Заключение договора-соглашения:

  1. Создание общего фото родителей и общего фото детей
  2. Фиксирование сроков реализации проекта.
  3. Прописывание  (прорисовывание) прав и обязанностей сторон
  4. Создание печати, скрепление соглашения печатью

1.2.

Беседы воспитателей с детьми о традициях

II

Основной

Корнилова В.Е.

Галанова Т.В.

Декабрь 2017 - январь 2018

2.1.

Мастер-классы семей воспитанников:

  • «Елочная игрушка». Мастер- класс семьи Марии Климатовой по изготовлению елочных игрушек своими руками (пенопластовые и пластиковые заготовки, блестки, клей, мишура)
  • «Вышивание». Мини-выставка работ бабушки, мамы и сестры Владислава.  Мастер- класс семьи Владислава Евдокимова  по изготовлению вышитых изделий своими руками («вышивание»  воспитанниками группы цветка и кораблика: пайетки, клей, картон с контурным изображением фигур)

заготовки, блестки, клей, мишура)

  • «Домашний театр». Мини-выставка работ дедушки (Гузаева Н.Н.), мамы и тети Кутьина Николая.  Мастер- класс семьи Николая Кутьина  по изготовлению куклы для театра своими руками теннисный мячик, деревянные палочки, шнур, клей, ткань)
  • Мини-выставки традиций семей воспитанников: «Печем пироги» - Шашков Максим, «Лепим пельмени»-Рыкова Альбина, «Семейный воскресный отдых» - Рыжкова Милана, «Экстремальный отдых» - Батошкина Камилла, «Семейная  усадьба» - Щеголев Лев.

2.2.

Знакомство с русскими народными традициями в группе:

  • Изучение энциклопедий
  • Рассматриваний картин с последующим обсуждением
  • Чтение литературных и фольклорных произведений
  • Просмотр видеороликов по теме
  • Создание презентаций по теме
  • Создание банка материалов для родительского уголка

III

Заключительный

Корнилова В.Е.

Галанова Т.В.

Январь-2018

3.1.

Итоговое занятие «Традиции русской избы» (открытое занятие в рамках муниципального МО педагогов)

Консультация для педагогов «Проект-соглашение (в рамках муниципального МО педагогов)

Создание мини-музея «Семейные традиции»

Заключение.

Результат реализации проекта:

В результате работы по ознакомлению дошкольников с народными традициями посредством реализации проектной деятельности нами был выявлен рост познавательного интереса у детей. Об этом свидетельствуют данные диагностического обследования детей. Также повысилась познавательная активность взрослых и детей, желание  узнавать новое о русских народных традициях, принимать активное участие в жизни группы.

Повысился  интерес родителей к деятельности детей и воспитателей в группе, многим было интересно побывать в роли воспитателя. У застенчивых воспитанников в результате активного участия и отзывчивости родителей повысилась самооценка, выросло желание посещать детский сад.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №20 «Умка»

Проект

«Эта удивительная лошадь»

                                   

                                                             Автор:  

           Корнилова Вероника Евгеньевна                                                    

 

                                                                     

                                                       

                               

                                             

г. Углич

2018 г.

Содержание

Информационная карта проекта……………………………………………………………….. 3

Актуальность……………………….…………………………………………………………… 4

Этапы реализации проекта: …………………………………………………………………… 4  

- подготовительный: октябрь 2018 г.;

- основной: октябрь-ноябрь 2018 г.

- заключительный: ноябрь 2018 г.

Заключение. …………………………………………………………………………………… 5

Информационная карта проекта.

Тема проекта:

Роль лошади в жизни русского человека разных веков

Творческое название

«Эта удивительная лошадь»

Цель проекта

Сформировать у детей представление о роли лошади в жизни русского человека в разное время

Руководитель проекта

Галанова Т.В., Корнилова В.Е.

Вид проекта

Творческо-исследовательский

Тип проекта

Долгосрочный

Организация, представляющая проект

МДОУ детский сад №20 «Умка»

Участники проекта

Воспитатели, дети и родители старшей группы №8 «Непоседы»

Сроки реализации

Октябрь-ноябрь 2018 года

Ожидаемые результаты

У детей сформировано представление о значимости лошади в русской семье, ее незаменимости и ценности

Методический продукт

Выставка детских работ, мини-музей «Моя лошадка» (книги и игрушки детей), информационные материалы для родителей

Тиражирование опыта

Презентация фрагиента проекта на муниципальном этапе конкурса «Воспитатель года-2019», распространение опыта в параллельной старшей группе, распространение опыта в интернет-ресурсах

Предполагаемые риски реализации проекта:

Проблемы при осуществлении взаимодействия с социальными партнерами, отсутствие финансирования

Дальнейшее развитие проекта:

Применение аналогичных методов и приемов при реализации других проектов (использование в продуктивной деятельности натуральных природных материалов, изготовление народной игрушки, транслирование опыта работы в родительских уголках)

Актуальность.

      «И если кто-то спросит у меня когда-то:

За что же я люблю так лошадей?!

Отвечу я без промедления: «Ребята!

Ведь лошади во всем прекраснее людей!»

     В разных уголках нашей планеты живут тысячи животных разных видов. Все они очень разные: большие и маленькие, хищные и безобидные, красивые и не очень. Некоторые из них становятся для человека настоящим другом и помощником. Одним из таких друзей является лошадь. Прародители лошади появились на Земле давно и помогают человеку на протяжении многих столетий. Лошади катают нас по городским паркам, оказывают помощь в сельскохозяйственных работах. Помогают в достижении спортивных рекордов, в поимке преступников, врачи используют лошадей и верховую езду в лечении тяжелобольных людей. Однако, несмотря на популярность лошадей, современные люди так мало знают об особенностях жизни этих животных, о том, какую роль в жизни русского человека играла лошадь. Именно поэтому темой нашей проектной деятельности стала «Эта удивительная лошадь».

Задачи:

Этапы реализации проекта

Проект реализуется с 01.10.2018 г. по 23.11.2018 г. и проходит по следующим этапам:

Этапы проекта

Ответственный

Сроки

I

Подготовительный

1.1.

Постановка трех вопросов:

  1. Что мы знаем о лошади?
  2. Что мы хотели бы узнать о лошади?
  3. Где будем добывать информацию?

Галанова Т.В.,

Корнилова В.Е.

01.10.2018-05.10.2018

1.2.

Беседы воспитателей с детьми о лошадях

II

Основной

08.10.2018-09.11.2018

2.1

Продуктивная деятельность:

  • Работа в творческой мастерской (раскрашивание и рисование цветными мелками, карандашами, красками «Моя любимая лошадка», «Дуга для тройки», «Лошадь с жеребенком», «Игрушка-качалка»)
  • Лепка из пластилина, глины с последующей росписью совместно с родителями («Филимоновская лошадка»)
  • Аппликация («Табун вороных»)
  • Изготовление народной игрушки-лошадки из лыка «Русская золотая»
  • Народная игрушка-лошадка из ткани в рамках мастер-класса для родителей

Галанова Т.В.,

Корнилова В.Е.

2.2.

  • Изучение энциклопедий
  • Рассматриваний картин с последующим обсуждением
  • Чтение литературных и фольклорных произведений
  • Просмотр видеороликов по теме (мультипликационных – «Уроки тетушки Совы», документальных – «Как живет лошадка», «Дикий мустанг», «Почему лыко не вяжут?»)
  • Создание презентаций по теме
  • Сочинение сказки
  • Создание банка материалов для родительского уголка

III

Заключительный

3.1.

Выставка поделок

Создание мини-музея «Моя любимая лошадка»

Галанова Т.В.,

Корнилова В.Е.

12.11.2018-23.11.2018

Заключение.

         В результате реализации проекта «Эта удивительная лошадь» воспитанники, родители и воспитатели группы №8 «Непоседы» узнали, какую роль играла лошадь в жизни русского человека, его семьи (помогала пахать землю, перевозить тяжелые грузы, являлась средством передвижения в обыденной жизни человека и на праздниках, помогала защищать Родину, была источником пропитания – молока, мяса и.т.). Выяснили, какую роль продолжает играть (иппотерапия, конный спорт, развлечения). Также нами были выявлены основные природные материалы, из которых детям в русских семьях делали игрушечных лошадок. На занятиях продуктивной деятельностью нами были изготовлены лошадки из глины (их мы расписали Филимоновскими узорами), лыка, льна. Также из картона и цветной бумаги были изготовлены лошадки-качалки, вороные кони, в технике Гжель были расписаны дуги для лошадей. Нами были прочитаны сказки и рассказы с героями-лошадками, из документальных и мультипликационных фильмов мы узнали интересные факты из жизни четвероногих друзей. Наши родители узнавали много нового  из регулярно обновляющихся информационных уголков, а также приняли участие в родительском собрании с мастер-классом по изготовлению тканевой лошадки.

     Отчетным мероприятием о проделанной работе стали выставка поделок «Эта удивительная лошадь» в раздевалке, а также мини-музей «Моя любимая лошадка».



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Итоговое занятие по проектной деятельности «Семейные традиции» «Традиции русской избы»

Цель: создавать условия для «погружения» в культуру русского народа, знакомства с общими народными традициями.

Задачи:

  1. Знакомить с традициями русского народа, особенностями его домашнего труда, устройством избы.
  2. Формировать познавательный интерес детей.
  3. Развивать диалогическую речь детей.
  4. Расширять и обогащать словарный запас детей.
  5. Воспитывать любовь и уважение к русской культуре.
  6. Развивать мелкую моторику детской руки.
  7. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым.
  8. Осуществлять физическое развитие детей:
  9. Обогащать и развивать предметно-пространственную среду в группе.
  10. Подвести итог долгосрочной групповой проектной деятельности «Семейные традиции».

Словарная работа: ухват, чугунок, «красный угол», лапоть, самовар, сундук.

Оборудование: декорации, занавес, музыкальное оборудование, предметы русского быта

Ход занятия:

В группе стоит планшет для работы по соглашению, стоят стульчики по количеству детей, половина группы огорожена занавесом, за которым находятся декорации русской избы: стол с вышитой скатертью, скамьи, печь, самовар, сундук, иконы в «красном» углу и прочее.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Мы с вами на протяжении нескольких недель знакомились с традициями ваших семей. Ваши родители приходили к нам в гости, и вы сами рассказывали о том, какие интересные традиции существуют у вас дома. Но у нас остался один незаполненный сектор печати. Нам нужно найти такую традицию, которая стала бы общей для всех нас. Думаю, для этого нам придется отправиться в путешествие. Нам с вами нужно оказаться в таком месте, где жили прабабушки и прадедушки у каждого из нас. Что это может быть за место? Правильно, изба! Но прежде, чем оказаться в другом месте, давайте вспомним наши права (вспоминают, что можно задавать вопросы и можно обращаться за помощью ко взрослым). Ну, а взрослым помощником сегодня буду я. Итак, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно сказать особые слова

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем повторять:

В круг мы собираемся,

В избу отправляемся!»

Звучит спокойная русская народная музыка, открывается занавес и ребята оказываются в избе.

Воспитатель: Ребята, вот мы и оказались в настоящей русской избе. А где же хозяева? Посмотрите. Письмо. Давайте прочитаем:

«Здравствуйте, гости дорогие! К сожалению, мы не смогли вас дождаться, срочно уехали на ярмарку. Проходите в наш дом и знакомьтесь с нашими традициями»

Воспитатель: Ребята, хозяева разрешили нам пройти в избу и все как следует здесь рассмотреть! Смотрите, какой красивый угол.

Ребята рассказывают, что это красный угол и нужно поклониться иконам.

Воспитатель: А вот и сундук. В каждой избе раньше были сундуки, а в них хранились разные интересные вещи. Смотрите-ка, какие замки висят, с загадками. Давайте отгадаем загадки и может быть сундук откроется

Ребята отгадывают загадки, на столе появляются ухват, чугунок, ложка и лапоть.

Воспитатель: А для чего нужны были лапти? А еще лаптем играли!

Игра в кругу «Лапоть»

Воспитатель: Ох, и навеселились мы с вами, ребята! Сейчас бы чайку попить! А вы знаете, из чего наши предки наливали себе чай? Правильно, из самовара! Давайте и мы с вами напьемся настоящего русского чаю!

Воспитатель наливает из самовара ребятам чай, все угощаются.

Воспитатель: посмотрите-ка, ребята, хозяева так торопились на ярмарку, что не успели разобрать зерно. Давайте поможем. Какие зерна вы здесь видите? Правильно, горох, фасоль и гречу. У каждого из вас про три стаканчика. Давайте разберем зерна.  Из каких зерен вам мама кашу варит? Правильно, из гречи! Давайте и мы с вами поставим для хозяев кашу вариться. Ссыпайте гречу в чугунок и мы ухватом отнесем чугунок в печь.

Воспитатель: Смотрите, а здесь уже и тесто подошло! Давайте порадуем хозяев и испечем для них что-нибудь весеннее! Правильно, можно сделать жаворонков!

На подносе у печи лежат бумажные тарелочки, в них по комочку соленого теста. Под руководством воспитателя ребята каждый на своей тарелочке раскатывают тесто и делают жаворонков.

Воспитатель: Ребята. А вы знаете, ведь наши предки жаворонков не только выпекали. Но еще они с птичками играли. Была такая интересная забава, и справиться могли только самые ловкие и самые внимательные.

У печи стоят деревянные подставки. Каждый ребенок берет подставочку с шестом и кладет жаворонка на подставочку. Вместе все произносят закличку

Жаворонки-матушки,

Прилетите к нам,

Принесите нам,

Весну красную,

Лето теплое,

Нам зима надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Воспитатель: Трудно удержать жаворонка, чтобы он не улетел, не упал? А наши предки могли еще и по кругу под музыку с ними ходить. А мы сможем?

Ребята под музыку несут жаворонков по кругу. Затем кладут их на поднос и воспитатель ставит поднос в печь. Берет полотенце и на пол падает сектор печати.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это же часть печати, которой нам не хватало. Теперь мы можем возвращаться в группу. Наше задание выполнено. А хозяева вернутся и обрадуются вкусной каше и ароматным жаворонкам. Давайте произнесем заветные слова и вернемся в детский сад.

«Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем повторять:

В круг мы собираемся,

В группу возвращаемся!»

Звучит музыка, занавес закрывается, ребята с воспитателем приклеивают недостающий сектор и садятся на стульчики. Воспитатель подводит итог, задает вопросы по рефлексии, уводит детей из группы.



Предварительный просмотр:

Приложение 4.

Управление образования Администрации

Угличского муниципального района

межшкольный методический центр

МОУ СОШ №8 г. Углича

Методические рекомендации по работе с лэпбуком

 «Традиции русской избы»

для детей 5 -7 лет

Автор-разработчик:

Корнилова Вероника Евгеньевна,

воспитатель МДОУ детского сада №20 «Умка»

        

Углич

2018г.

  1. Пояснительная записка.

  Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится интегративный подход к организации воспитательно-образовательного процесса  в ДОУ. Одним из важных  направлений работы  в нашей группе  является духовно-нравственное воспитание дошкольников. Мы много внимания уделяем данному направлению работы, стараясь воспитать у детей такие нравственные качества, как любовь к народным традициям, родному краю, русской культуре. Важная роль здесь принадлежит вопросу обновления  предметной развивающей среды. Одной из современных форм обогащения ППРС является  лэпбук.  Это универсальное пособие  для работы с детьми  в виде игр и развивающих заданий. Лэпбук «Традиции русской избы» - это  небольшая интерактивная папка,  которая  содержит такой объем информации, что может познакомить детей 5-7 лет с темой «Традиции русской избы» в полном объеме.

   Лэпбук  «Традиции русской  избы» способствует более  глубокому погружению в данную тему.

Этот материал можно использовать  в совместной деятельности педагога и детей, индивидуальной работе, самостоятельной деятельности,  и, конечно же, в организованной образовательной деятельности.

Данное методическое пособие поможет воспитателю разнообразить работу с детьми, сделает более интересными и живыми такие методы и приемы, как: дидактические игры, беседы, составление рассказов - описаний, рассказов по картинкам, загадывание загадок и т.д.

II.  Рекомендации по использованию лэпбука.

Для использования лэпбука как развивающего пособия  нами  разработаны задачи:

  • Образовательные
  1. Обогащение словарного запаса детей, развитие устной монологической и диалогической речи.
  2. Расширение кругозора детей, активизация познавательного интереса, интереса к традициям русского народа.
  3. Формирование представлений о том, из чего и с помощью каких предметов быта готовились русские народные блюда, формирование эстетического вкуса.
  4. Ознакомление детей с особенностями культуры, быта, жизненного уклада русского человека.
  5. Ознакомление детей с малыми устными жанрами русского фольклора.
  • Развивающие
  1. Развитие внимания и памяти, умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
  2. Развитие синтетических и аналитических способностей.
  3. Развитие мелкой моторики, развитие рецепторов тактильного восприятия.
  4. Развитие творческого воображения детей.
  5. Развитие умения слушать музыкальное произведение и понимать его настроение, погружение в атмосферу русского народного быта и традиций
  6. Физическое развитие детей, воспитание умения договариваться, играть в команде, умения координировать свои действия.
  • Воспитательные
  1. Воспитание умения договариваться, играть в команде, формирование и развитие положительных духовно-нравственных качеств детей
  2. Воспитание уважительного отношения к традициям предков, формирование и развитие положительных духовно-нравственных качеств детей.
  3. Воспитание эстетического вкуса, ознакомление детей с музыкальной и песенной культурой русского народа.

Лэпбук «Традиции русской избы» представляет собой папку-трансформер, которую можно использовать в работе  в двух вариантах:

  • Первый вариант представляет собой макет избы, его можно использовать в качестве наглядно-иллюстративного материала.
  • Второй вариант – развернутый, состоит из четырех блоков. В каждом блоке материалы расположены либо в кармашках, либо в льняных мешочках. Материал, используемый при изготовлении «избы» приятен на ощупь, может подвергаться санитарной обработке. Крепления, представленные в пособии, разнообразны (липучки, кнопки, шнурки) и способствуют развитию мелкой моторики руки.

Содержание блоков лэпбука.

  • Первый блок - «Изба». Здесь представлены наглядные материалы, иллюстрирующие, как, из чего, кем и каким образом строились избы; какие бывают избы; какие части выделялись внутри избы; какие обязанности и права были у членов семьи, проживающей в избе. Для развития речи и ознакомления с малыми фольклорными жанрами в данном блоке представлены загадки.
  • Второй блок – «Утварь». В данном разделе представлен материал для ознакомления ребят с утварью, находившейся в русской избе. Так, воспитателями группы было разработано лото, в котором в качестве фишек используются картонные карточки с изображением предметов старинной русской посуды и предметов, используемых в избе при приготовлении пищи. Данное лото можно использовать также и в качестве игры «Парочки» (инструкция к игре прилагается). Также в данном разделе представлены льняные мешочки с крупами и бобовыми, используемыми при приготовлении русских традиционных блюд. Этот материал может служить наглядным пособием, а также в качестве игры «Угадай, что внутри» (способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, развитию устной монологической речи).
  • Третий блок – «Промыслы». В данном разделе представлены иллюстративные материалы по трем основным русским народным промыслам (в соответствии с содержанием основной образовательной программы): хохломской, жостовской и городецкой росписям. Материал отобран таким образом, что, используя его, воспитатель может познакомить ребят и с различными предметами русского быта (подносом, самоваром, ковшом и т.д.).
  • Четвертый блок – «Забавы». В данном разделе представлен следующий игровой и дидактический материал: карточки «Русские народные подвижные игры» подскажут воспитателю, во что играли дети в русских семьях; картинки-парочки, иллюстрирующие русские пословицы и поговорки, можно использовать и как наглядный материал при развитии речи, знакомстве с фольклором, так и в качестве самостоятельной игры ребят в «парочки».
  • Также в состав методического пособия «Традиции русской избы» входит CD-диск с записями русской народной музыки и русских народных песен. Музыкальное сопровождение может использоваться педагогом на протяжении всей работы с лэпбуком, а также в качестве отдельных фрагментов занятий и режимных моментов для активизации интереса и внимания детей, для погружения в атмосферу русских традиций.

Методические материалы, представленные в данном пособии, эстетичны, безопасны, интересны для детей, воспитателей и родителей, направлены на развитие положительных духовных и нравственных качеств тех, кто будет использовать его в своей деятельности.

Материалы представлены в максимальном объеме. Воспитатель может самостоятельно отбирать количество заданий в соответствии с возрастными и иными особенностями воспитанников.

 Данное методическое пособие можно использовать:

  1. На разных этапах знакомства с темой русских традиций: первичное знакомство с понятиями избы, русской утвари, промыслов; детальное исследование данной темы; завершающий этап, закрепление знаний о русских традиций. Лэпбук можно использовать также как пособие для одного занятия, нескольких занятий, наглядного материала для родительского уголка, проведения в группе тематической недели «Русские традиции».
  2. Как наглядное пособие при проведении родительских собраний для ознакомления родителей с формами и приемами работы с детьми в МДОУ, с направлением вариативной части образовательной программы учреждения.
  3.  Как практические рекомендации    родителям  при организации взаимодействия с детьми и проигрывать с ними некоторые из заданий, представленных в лэпбуке.

Заявка на участие

в муниципальном конкурсе

«От идеи до воплощения»

на лучший лэпбук для детей дошкольного возраста

Образовательная организация (полностью)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №20 «Умка»

Авторы  - разработчики лэпбука (Ф.И.О. полностью, должность)

Корнилова Вероника Евгеньевна,

воспитатель

Галанова Татьяна Викторовна,

воспитатель

Название лэпбука

«Традиции русской избы»

Возрастная категория детей

5-7 лет

Образовательные направления

  1. Социально-коммуникативное
  2. Речевое
  3. Художественно-эстетическое
  4. Физическое
  5. Познавательное

Игры и игровые упражнения для детей, которые представлены в лэпбуке (название, цель)

Лото «Утварь»

(обогащение словарного запаса детей, развитие устной речи, развитие внимания и памяти, формирование представлений о том, с помощью каких предметов быта готовились русские народные блюда, воспитание умения договариваться, играть в команде, формирование эстетического вкуса)

Парочки с пословицами

(обогащение словарного запаса детей, развитие устной монологической и диалогической речи, развитие памяти, развитие синтетических и аналитических способностей, воспитание умения договариваться, играть в команде, формирование и развитие положительных духовно-нравственных качеств детей)

Мешочки с секретом

(развитие мелкой моторики, развитие рецепторов тактильного восприятия, формирование представлений о том, из чего готовились русские народные блюда, развитие монологической устной речи)

Иллюстративный материал

(расширение кругозора детей, активизация познавательного интереса, интереса к традициям русского народа, ознакомление детей с особенностями культуры, быта, жизненного уклада русского человека, воспитание уважительного отношения к традициям предков, воспитание положительных духовно-нравственных качеств детей)

CD-диск с русской народной музыкой

(ознакомление детей с музыкальной и песенной культурой русского народа, развитие умения слушать музыкальное произведение и понимать его настроение, развитие умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой,  погружение в атмосферу русского народного быта и традиций)

Набор карточек

 «Русские народные подвижные игры»

(физическое развитие детей, развитие внимания, умения координировать свои действия, формирование умения ориентироваться в пространстве, воспитание умения договариваться, играть в команде)

Загадки

(развитие устной монологической речи, развитие памяти и внимания, расширение словарного запаса детей, формирование и развитие положительных духовно-нравственных качеств детей)

Шнуровка «Вышитое полотенце»

(развитие творческого воображения детей, формирование умения выполнять задание по схеме, развивать мелкую моторику, воспитание эстетического вкуса)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Кто, если не мы»? или «Моя педагогическая философия»

Любовь к Отчизне и любовь к людям -

 это два быстрых потока, которые, сливаясь,

образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский

Самые яркие и неожиданные воспоминания приходят к человеку из детства. Шелест травы, еле уловимый аромат цветка… Даже если в течение жизни человек много раз склонит голову над этим цветком, он каждый раз будет вспоминать тот первый аромат из детства.

Так и я, работая летом экскурсоводом, каждый день слышу одну очень известную русскую песню – «Катюшу». И каждый раз, день за днем, год за годом я, услышав слова «Расцветали яблони и груши…», вспоминаю маленькую себя. Я вспоминаю пятилетнюю Веронику Маслову, крепкую кареглазую девчушку, бодро шагающую за своим воспитателем – Андреевой Людмилой Александровной, и громко распевающую ту самую «Катюшу». И мы все пели, и мы все знали, что у нас есть Родина, а в нашей стране есть девушки и юноши, готовые любить и защищать просторы родной страны. А впереди шла наша воспитательница, заряжая нас бодростью, оптимизмом, любовью к родному краю. И это не громкие, ничего не значащие слова. Да, моя воспитательница ушла из образования, так распорядилась жизнь, но не перестала учить и воспитывать. Она вырастила целую галерею замечательных экскурсоводов, которые уже более двадцати лет заряжают русских и иностранных туристов любовью к России, восхищением этой прекрасной страной.

Для чего я пишу все это? На примере конкретных воспитателя и воспитанницы я хочу показать, что в силах каждого педагога заложить в душах, сердцах своих воспитанников зерна добра, патриотизма, гуманности, милосердия - Человечности. Взрастут эти зерна или нет, зависит не только от нас. Дети живут и растут в социуме, у них есть семьи, друзья, соседи, продавцы в магазинах, врачи в поликлиниках… У них есть телевизоры, смартфоны и планшеты… Но! Зачастую ребенок проводит с воспитателем по десять-двенадцать часов в день пять дней в неделю. От нас он получает самую разнообразную информацию и впитывает ее как губка. Во многом именно от нас зависит, каким вырастет этот человек, какие зерна со временем дадут всходы. И кто, если не мы, расскажет ему о  том, как велика и прекрасна наша страна, как мудры и добры были наши предки? Кто, если не мы, познакомит его с народными обычаями и традициями? От кого, если не от нас, он узнает, почему наш язык велик, душа широка, а милосердие и сострадание безграничны?

Да, едва не забыла. Каждому современному педагогу известны такие понятия, как «диагностика», «мониторинг», «результативность» и «отчетность». Наша «диагностика»  - это наблюдение за тем, как воспитанники учатся уважать старших и ровесников, бережно относиться к слову, получать радость от простых, но таких нужных народных игр и забав. Наша «результативность» – это гуманная личность, знающая и почитающая традиции родной страны. Это человек, который будет расти уже с осознанием того, как много сделали для него предки, какой ценный опыт они ему передали. Нашу «отчетность» не отразить на бумаге через день или два, она будет копиться годами. И пусть эти ребята, когда вырастут, вспомнят не «Катюшу», а что-то другое. Но пусть они вспомнят.