Подсказки для моих учеников


Предварительный просмотр:

Грамматические нормы современного русского языка

Рассмотрим подробнее типы ошибок, встречающихся в этих заданиях.

Образование форм слов различных частей речи

Образование форм числительных

Прежде всего необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:

  • С существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев).

!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер).

  • С существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат).

!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей).

  • С существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
  • Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).

Кроме этого, часто встречаются словосочетания с ошибками в употреблении падежных форм целых и дробных числительных. Чтобы видеть подобные ошибки, важно помнить, что:

  • У сложных числительных при склонении изменяются обе части (пятьюстами (т.п.), семьюдесятью (т.п), о восьмистах (п.п.), шестисот (р.п.).
  • При склонении составных числительных изменяется каждое слово (двум тысячам пятистам семидесяти трем (д.п.), тремя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью девятью (т.п).
  • Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: и.п. и в.п. – сорок, девяносто, сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста.
  • При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель – как прилагательное во множественном числе (двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым).
  • Числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в именительном и винительном падежах имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста (полторы недели (и.п.), полутора недель (р.п.), полтораста километров (и.п.), полутораста километрами (т.п.).

Образование форм различных степеней сравнения прилагательных

Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее:

!!! НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения!!!

Так, к примеру, рассмотрим образование степеней сравнения прилагательного красивый:

Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший.

Образование форм глагола

В плане образования форм глагола важно обращать внимание на следующие моменты:

  • Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

!!! Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо ЗАПОМНИТЬ!!!

  • В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс -сь:

  • Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить, переложить и др.).

Образование форм деепричастий

При обнаружении ошибок, связанных с формой деепричастий, необходимо помнить, что:

  • деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитивов несовершенного вида с помощью суффиксов -а, -я (читать – читая, решать – решая);
  • деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитивов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (прочитать – прочитав, решить – решив);
  • НО: иногда деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени с помощью суффиксов -а, -я (прочтут – прочтя, найдут – найдя).

Образование форм местоимений

Если в задании А4 встречаются примеры, в которых есть местоимения, то важно обращать внимание на такой момент:

  • притяжательное местоимение их имеет только эту форму.

!!! Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя)!!!

Образование форм существительных

Что касается образования форм имен существительных, то этот момент является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных и.п. мн. ч. (директор – директора; бухгалтер – бухгалтеры) и р.п. мн. ч. (мандарины – мандаринов, партизаны – партизан; вафля – вафель, ружье – ружей, басня – басен).

Но, несмотря на это, есть некоторые моменты, на которые, на наш взгляд, стоит обратить внимание:

  • существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ов (томатов, апельсинов). НО: яблок;
  • существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др.;
  • существительные, обозначающие название парных предметов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет). НО: носков, гольфов, клипсов;
  • существительные ж. р. на -ня в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен);
  • существительные ср. р. на -ье в большинстве своем в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ий (селенье – селений, побережье – побережий, раздумье – раздумий). НО: платьев, устьев и некоторые другие;
  • в некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов (политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски уроков – предъявить пропуска).

Знание всех вышеописанных грамматических норм русского языка и типов ошибок, связанных с их нарушением, необходимо для успешного выполнения задания А4 ЕГЭ-2006.

Построение предложений с деепричастным оборотом

Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Поэтому прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного или местоимения в и.п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный в подлежащем, должен выполнять оба действия.

Сравним два предложения:

1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.
2. Выбирая стиль одежды, я всегда советуюсь с подругой.

В обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1-м предложении подлежащее индивидуальность не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте (индивидуальность не может выбирать стиль одежды). Следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка.

Во 2-м предложении подлежащее я выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом советуюсь, и добавочное, заключенное в деепричастии выбирая. Значит, это предложение не содержит грамматической ошибки.

Важно также обращать внимание на то, что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен. Речь в данном случае идет об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях.

!!! Этот подразумеваемый субъект должен выполнять оба действия!!!

Сказуемое в таких предложениях может быть выражено глаголом в одной из трех форм.

в форме повелительного наклонения (Приехав в Москву, обязательно сходите на Красную площадь);

в форме инфинитива в значении повелительного наклонения (Приехав в Москву, нужно сходить на Красную площадь);

в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (Приезжая в Москву, обязательно идем на Красную площадь). Подлежащее мы легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию.

Таким образом, все вышесказанное можно представить в виде следующей таблицы:

Нарушение синтаксических норм при построении различных предложений

1. Построение предложений с однородными членами.

Чаще всего в задании А6 встречаются следующие типы предложений с однородными членами, в которых могут быть допущены грамматические ошибки:

  • Предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово.

В таких предложениях очень важно обращать внимание на то, могут ли оба этих слова управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово. Рассмотрим на примере:

Сказуемые придумал и восхищается имеют одно зависимое слово теорией, которое стоит в т.п. Но глагол придумал не может управлять т.п. (придумал (кем? чем?)…) – следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант:

  • Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то… и др. В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента:

– Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены.

Ср.: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей. – Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей.

В первом предложении союз соединяет слова не только главным..., но и для читателей, а они не являются однородными членами предложения. Следовательно, этот вариант является ошибочным. Верным является второе предложение, так как союз в нем соединяет однородные дополнения: не только для создателя..., но и для читателей.

– Части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, а также для его читателей, так как союза не только.., а также... нет.

  • Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Рассмотрим предложение Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

В данном предложении обобщающее слово русских классиков стоит в форме р.п., а все однородные члены: Гоголь, Тургенев, Толстой – в форме и.п. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.

Следующие грамматические ошибки встречаются реже в тестах ЕГЭ, но на них тоже следует обратить внимание.

  • Пропуск предлога при однородных членах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Перед словом скверах необходимо добавить предлог в, так как это слово не употребляется с предлогом на. Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. 

  • Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

Апельсины и бананы являются видовыми понятиями по отношению к слову фрукты, следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины. 

  • Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.

Провожающие шли с сумками и печальными лицами. 

  • Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.

Навстречу двигались жители села, мужчины, дети.

Мужчины и дети также являются жителями села.

Употребление имен собственных в предложении

Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в и.п. Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное. Сравним три предложения:

1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в и.п. (см. предложение 1).

Построение предложений с причастным оборотом.

В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  • Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.

Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн. ч.Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь. 

  • Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.

Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

Определяемое слово снайпера разрывает в данном предложении причастный оборот засевшего на дереве, следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера. 

  • Необходимо правильно найти определяемое слово.

В данном предложении определяемым является слово сына, а не лицо, следовательно, верный вариант:

Построение сложноподчиненных предложений

Чаще всего грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях могут быть допущены в следующих случаях:

  • Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто. Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п.

Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в форме ед. ч.

При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.

Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:

  • Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.

При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть которым управляет Сквозник-Дмухановский. Правильный вариант: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор. 

  • Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, которым ведут герои.

Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт (какой?), который ведут герои. 

  • Неверное соединение с помощью союза и причастного оборота и придаточной части.

Я пил кофе, (приготовленный барменом) и (в который добавили виски).

В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перед определяемым словом. Правильный вариант: Я пил (приготовленный барменом) кофе, (в который добавили виски).

Трудные случаи управления

Трудных случаев управления в русском языке большое количество, поэтому осветить их все в рамках данной статьи, конечно, невозможно. Существуют целые словари, касающиеся данного вопроса, например, Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Книга, 1986. 304 с. Но тем не менее хотелось бы остановиться на тех примерах, которые нам кажутся важными, так как именно в них чаще всего допускаются ошибки.

Довольно часто встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Так, наиболее распространенными являются следующие случаи:

  • Употребление предлога по.

В значении «после чего-либо» предлог по управляет п.п., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п. (по приезде в Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока и т.п).

По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо. 

  • Употребление предлога благодаря.

Предлог благодаря управляет д.п.

Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию. 

  • Употребление предлога согласно.

Предлог согласно также управляет д.п.

Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.

Рассмотренные выше случаи чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще несколько примеров предложного управления.

Кроме неправильного употребления слов с предлогами, трудности вызывает и построение беспредложных конструкций. Рассмотрим некоторые из них.

Построение предложений с косвенной речью

  • Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица. Это допустимо только при передаче прямой речи.

Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

Правильные варианты: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье. 

  • Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли.

Я не заметил, что находится ли он в комнате.

Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате. 

  • Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.

Неверный вариант: Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».

Правильный вариант: Как сказал А.П. Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно». 

  • Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи.

Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».

Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные случаи нарушения грамматических норм, которые встречались в тестах ЕГЭ. Знание этих норм поможет успешно справиться как минимум с тремя, на наш взгляд, сложными заданиями теста ЕГЭ.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по русскому языку 6 класс. Тема «Глагол»

1 вариант

1.Найдите переходные глаголы, выпишите словосочетания с ними:

Изложить рассказ, списать предложение, подчеркнуть суффикс, прикасаться к печке, загораем на пляже, загорелась зарница, располагать временем, запереть квартиру.

2. Поставьте глаголы в форме условного наклонения:

Каяться, надеяться, слышать, сделать.

3.Найди «третье лишнее». Чтобы найти лишнее слово, надо сначала образовать от глаголов формы повелительного наклонения:

А) писать, читать, думать;

Б) думать, петь, сказать.

4. Лингвистическая задача.

- О каком наклонении идет речь?

«Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом времени - в настоящем, прошедшем и будущем».

5. Правильны ли эти утверждения? Выбери только правильные из предложенных:

А) Безличные глаголы – это глаголы, не изменяющиеся по лицам.

Б) Личный глагол может стать безличным.

В) В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.

6.Укажите ошибку в определении спряжения глагола:

А) дать – 2 спр.;

Б) вертеть – 2 спр.;

В) гнать- 2 спр.;

Г) краснеть – 1 спр.

7.Разберите морфологически: (небо) потемнело.

8. Распределите глаголы по группам: а) трудовой процесс, б) движение, в) состояние человека, г) состояние природы, д) процесс речи и мысли, е) проявление цвета, ж) процесс издавания звуков.

Вязать, звенеть, светает, зеленеет, восклицать, лежать, радоваться, выкопать, чирикать, шествует, побледнеть, шептаться, печалиться, замерзнуть, пожелтеть, поразмышлять, смеркается, двигаться.

9. Выписать из задания № 1 только глаголы совершенного вида.

10. Запишите данные ниже глагола в инфинитиве, обозначив окончания.

Образец: Обвиняет – обвинять.

Отрастет, обидимся, отвлечетесь, околдую, зацвел.

11. Выпишите глаголы, которые пишутся раздельно с не:

(Не)останавливаться, (не)навидеть, (не)долюбливать, (не)знакомиться, (не)житься, (не)различают, (не)мог, (не)здоровится, (не)годовать, (не)отваживаются.

12. Запишите слова, распределяя на две группы:

    1. - ыва - , - ива -               2. - ова - , - ева –

Разбрас…вать, затапл…вать, проб…вать, танц…вать, осматр…вать, рад…вать, утрач…вать, след…вать, команд…вать, выращ…вать.

13. Выпишите словосочетания с переходными глаголами.

Сеять пш…ницу, др…мать на д…ване, прису…ствовать на конференц…и, чу…ствовать вину, уча…ствовать в сор..внованиях, любить бабушку, с…деть на лавочк…, рассказ…вать ска…ки, насл…ждаться тиш…ной, прин…сти дрова.

14. Найдите в предыдущем задании возвратный глагол, выпишите его, дополните запись возвратными глаголами из задания № 1. Составьте с одним из глаголов предложение.

15. Заполните таблицу по образцу:

Инфинитив

Условное накл.

(сослагательное)

Изъявительное

наклонение

Повелительное

наклонение

1. Приготовить

приготовил бы

приготовила бы

приготовил

приготовят

приготовь

приготовьте

пусть приготовят

2. Поглядеть

3. Сидеть

16. Подчеркни глаголы как члены предложения, укажи наклонение.

Если б я была царица, то на весь крещеный мир приготовила бы пир. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Кончил дело – гуляй смело.

Самостоятельная работа по русскому языку 6 класс. Тема «Глагол»

Вариант 2

 1. Распределите глаголы по группам: а) трудовой процесс, б) движение, в) состояние человека,

г) состояние природы, д) процесс речи и мысли, е) проявление цвета, ж) процесс издавания звуков.

Вязать, звенеть, светает, зеленеет, восклицать, лежать, радоваться, выкопать, чирикать, шествует, побледнеть, шептаться, печалиться, замерзнуть, пожелтеть, поразмышлять, смеркается, двигаться.

2. Выписать из задания № 1 5 глаголов несовершенного вида

3. Запишите данные ниже глагола в инфинитиве, обозначив окончания.

Образец: Обвиняет – обвинять.

Отчитываются, стригут, несет, приводила, распоряжусь.

4. Выпишите глаголы, которые пишутся слитно с не:

(Не)останавливаться, (не)навидеть, (не)долюбливать, (не)знакомиться, (не)житься, (не)различают, (не)мог, (не)здоровится, (не)годовать, (не)отваживаются.

5. Запишите слова, распределяя на две группы:

    1. - ыва - , - ива -               2. - ова - , - ева –

Разбрас…вать, затапл…вать, проб…вать, танц…вать, осматр…вать, рад…вать, утрач…вать, след…вать, команд…вать, выращ…вать.

6. Выпишите словосочетания с непереходными глаголами.

Сеять пш…ницу, др…мать на д…ване, прису…ствовать на конференц…и, чу…ствовать вину, уча…ствовать в сор..внованиях, любить бабушку, с…деть на лавочк…, рассказ…вать ска…ки, насл…ждаться тиш…ной, прин…сти дрова.

7. Найдите в предыдущем задании возвратный глагол, выпишите его, дополните запись возвратными глаголами из задания № 1. Составьте с одним из глаголов предложение.

8. Заполните таблицу по образцу:

Инфинитив

Условное накл.

(сослагательное)

Изъявительное

наклонение

Повелительное

наклонение

1. Приготовить

приготовил бы

приготовила бы

приготовил

приготовят

приготовь

приготовьте

пусть приготовят

2. Явиться

3. Дышать

9. Спиши предложение, подчеркни глаголы как члены предложения, укажи наклонение.

Если б я была царица, то на весь крещеный мир приготовила бы пир. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Кончил дело – гуляй смело. Чем больше вы будете узнавать лес, тем больше будете убеждаться в том, что лес человеку не враг, а друг.

10.Найдите «третье лишнее», определите наклонение:

А) пой, читай, сидим;

Б) сказал бы, пошел, посадил бы;

В) шьет, идет, работай.

11. Правильны ли эти утверждения? Выбери только правильные из предложенных:

А) Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения;

Б) Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения;

В) В предложении с безличными глаголами нет подлежащего.

12. О каком наклонении идет речь?

«Я могло бы произойти, но только при определенных условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ или Б»

13.Поставьте глаголы в форме повелительного наклонения ед. и мн. числа:

Бежать, класть, грести, есть, улыбаться, решить.

14. Найдите переходные глаголы, выпишите словосочетания с ними:

Излагать мысли, произвести сложение, расстилать скатерть, соберемся с друзьями, узнает тебя, выпьет молока, идет дождь, приложить старания.

15.Укажите ошибку в определении спряжения глагола:

А) хотеть- разноспр.;

Б) дышать – 2 спр.;

В) ненавидеть – 2 спр.;

Г) бежать- 2 спр.

16.Разберите морфологически: (ветер) веет.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Имя прилагательное» в 5 классе

Вариант 1

  1. Указать словосочетание с качественным прилагательным

А) Медвежья берлога

Б) Маленький дом

В) Зимний вечер

  1. Привести 2 примера словосочетаний с относительными прилагательными

  1. Выписать строку, где во всех прилагательных пишется –н-

А) Глиня..ый, исти..ый, каме..ый

Б) Кожа..ый, льви..ый, орли..ый

В) Стекл..ый, румя..ый, дли..ый

  1. Привести 2 примера прилагательных с –нн-

  1. Выписать строку, где во всех прилагательных пишется –нн-

А) Деревя..ый, революцио..ый, серебря..ый

Б) Ветре..ый, мужестве..ый, торжестве..ый

В) Тума..ый, оловя..ый, безветре..ый

  1. Придумать и написать предложение с прилагательным с –н-

  1. Выписать строку, где в словах не пишется –ь-

А) Врач, горюч, ноч

Б) Мяч, колюч, могуч

В) Плакуч, пахуч, печ

  1. Привести предложение с кратким прилагательным

  1. Выписать строку, где прилагательные пишутся с –не- раздельно

А) В не..знакомом городе; на не..большом, а маленьком острове

Б) Не..лёгкая, а сложная; далеко не..удачный вывод

В) Человек не..решительный; ничуть не..широкая степь

10.Составить и написать предложение с однородными прилагательными, в которых пишется –не- слитно

11.Выписать строку, где в прилагательных пишется –к-

    А) Казац..ий, белорус..ий, богатыр..кий

    Б) Кузнец..ий, узк..ий, немец..ий

    В) Гречес..ий, матрос..кий, немец..ий

12. Составить предложение с прямой речью, где в прилагательном, входящем в предложение, пишется –ск-

Самостоятельная работа по теме «Имя прилагательное» в 5 классе

Вариант 2

  1. Указать словосочетание с относительным прилагательным

А) Серебряный шар

Б) Тёплый шарф

В) Лисья нора

  1. Привести 2 примера словосочетаний с притяжательным прилагательными

  1. Выписать строку, где во всех прилагательных пишется –н-

А) Око..ый, румя..ый, книж..ый

Б)  Сте..ой, маши..ый, деревя..ый

В) Глиня..ый, ути..ый, ветре..ый

  1. Привести 2 примера прилагательных с –нн-

  1. Выписать строку, где во всех прилагательных пишется –нн-

А) Осе..ий, телефо..ый, письме..ый

Б)  Вор..ой, берестя..ой, лебеди..ый

В) Утре..ий, чугу..ый, шерстя..ой

  1. Придумать и написать предложение с прилагательным с –н-

  1. Выписать строку, где в словах пишется –ь-

А) Доч, свеж, меч

Б)  Нет туч, пахуч, камыш

В)  Помощ, мыш, полноч

  1. Привести предложение с кратким прилагательным

  1. Выписать строку, где прилагательные пишутся с –не- слитно

А) В не..знакомом городе; на не..большом, а маленьком острове

Б) Не..лёгкая, а сложная; далеко не..удачный вывод

В) Человек не..решительный; ничуть не..широкая степь

10.Составить и написать предложение с однородными прилагательными, в которых пишется –не- слитно

11.Выписать строку, где в прилагательных пишется –ск-

    А) Черномор..ий, белорус..ий, богатыр..кий

    Б) Кузнец..ий, марафон..ий, октябрь..ий

    В) Июнь..ий, матрос..кий, турец..ий

12. Составить предложение с прямой речью, где в прилагательном, входящем в предложение, пишется –к-



Предварительный просмотр:

Стихотворные размеры

 

Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.

Пример:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.

2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

 

ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР

Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.

Пример брахиколона:

Лоб –

Мел.

Бел

Гроб.

 

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Основные размеры:

- 4-стопный

- 6-стопный

- 5-стопный

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет     ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́;      ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́

(А.С.Пушкин)

 

Ямб

Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

Основные размеры:

- 4-стопный (лирика, эпос),

- 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),

- 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),

- вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,             __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,                          __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Он Уважа́ть себя́ заста́вил                          __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

И лу́чше вЫдумАть не мо́г.                         __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

(А.С. Пушкин)

Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать,               __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть…       __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́

(А.С.Пушкин)

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Дактиль

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Основные размеры:

- 2-стопный (в XVIII в.)

- 4-стопный (с XIX в.)

- 3-стопный (с XIX в.)

Пример:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!             ∩́ __ __ /∩́ __  __ / ∩́ __  __ / ∩́ __  __ /

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною…      ∩́ __ __ /∩́ __  __ / ∩́ __  __ / ∩́ __  __ /

(М.Ю.Лермонтов)

 

Амфибрахий

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Основные размеры:

- 4-стопный (начало XIX в.)

- 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример:

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,                   __  ∩́ __ / __ ∩́ __ / __  ∩́ __ /

Не с го́р побежа́ли ручьи́ -                     __  ∩́ __ / __ ∩́ __ / __  ∩́ /

Моро́з-воево́да дозо́ром                          __  ∩́ __ / __ ∩́ __ / __  ∩́ __ /

Обхо́дит владе́нья свои́.                          __  ∩́ __ / __ ∩́ __ / __  ∩́ /

(Н.А.Некрасов)

 

Анапест

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Основные размеры:

- 4-стопный (с середины XIX в.)

- 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример 3-стопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —       __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
Без кон
ца́ и без кра́ю мечта́!               __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
Узна
ю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!         __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
И при
ве́тствую зво́ном щита́!             __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /

(А.Блок)

 



Предварительный просмотр:

Шаблоны сочинения по русскому языку 11 класс

1. Формулировка проблемы. 

• Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся…
• Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…
• Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни.
• И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать.

2. Комментарий проблемы с элементами краткого пересказа, цитирования.

3. Изложение авторской позиции.

• Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная).
• Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…
• Автора тревожит (беспокоит, волнует)…
• Авторская позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …

4. Комментарий к авторской позиции.

• Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…
• Я согласен с… в том, что…
• С мнением автора трудно не согласиться, так как…
• Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…
• Общеизвестно, что… Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что… Мне кажется / представляется… Действительно, …
• Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
• Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…
• Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…
• В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы…
• Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…
• В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…
• Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…

В шаблоне предлагаются варианты готовых речевых формул. В каждом пункте приводится несколько вариантов выражения одной и той же мысли. Текст сочинения должен быть ЦЕЛОСТНЫМ, не разбитым на пункты.



Предварительный просмотр:

                     Тестовые дания 8 класс И.А. Крылов, А.С. Пушкин

1. Свою работу по исследованию Пугачевского бунта А.С.Пушкин начал

а) с «Истории Пугачевского бунта»;

б) с «Капитанской дочки»;

в) с книги «Крестьянские бунты»

2. В чьи уста А.С.Пушкин вкладывает пословицу, ставшую эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»?

а) Савельича;

б) Петра Гринева;

в) Отца Петруши, Андрея Петровича Гринева

3. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?

а) царя;

б) висельника;

в) посаженного отца

4. Кто были герои калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачев Гриневу по дороге в крепость?

а) уж и сокол;

б) орел и ворон;

в) аист и заяц

5. Кто является аллегорическим героем басни И.А.Крылова «Обоз»?

а) свинья;

б) мартышка;

в) лошадь

6. От чьего имени ведется повествование в повести «Капитанская дочка»?

а) от имени автора-рассказчика;

б) от имени Петра Гринева;

в) повествование ведется от 3го лица

7. Коварного, злого человека, «антигероя», мстившего Гриневу, звали:

А) Алексей Швабрин;

б) Иван Зурин;

в) Иван Игнатьич

8. Каков эпиграф к «Капитанской дочке»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду»

9. Укажите фамилию героя повести «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

г) Савельич

10. По какой причине учитель Петруши Гринева мосье Бопре был выгнан отцом мальчика (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

а) он распускал руки

в) он любил выпить и вместо того, чтобы учить Петра, мертвецки спал

г) он не имел диплома учителя

11. Как звали дочку коменданта Белогорской крепости

а) Маша Миронова

в) Ольга Ильинская

г) Маша Пугачева

12. Назовите главное место действия в повести «Капитанская дочка»
а) С. – Петербург
б) Белогорская крепость
в) Москва
13. Назовите воинское звание Гринёва
а) прапорщик
б) поручик
в) рядовой
14. Кому в повести принадлежит высказывание: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?
а) автору
б) Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров
в) Савельичу
15. Какие исторические личности упоминаются в повести?

   а) Екатерина I

   б) граф Минин                                

   в) Екатерина II

16. Какова основная проблематика повести

   а) проблема любви

   б) проблема чести, долга и милосердия

   в) проблема роли народа в развитии общества

17. Каким показан в повести Савельич?

   а) забитым, безгласным крепостным

   б) послушным, рабски преданным своим господам

   в) глубоким, наделенным чувством собственного достоинства



Предварительный просмотр:

Шаблон сочинения к ЕГЭ

Формулировка проблемы

Автор данного текста рассматривает проблему (чего?)

(Что такое?… Над этой проблемой размышляет NN в данном тексте.)

Комментарий

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (фамилия автора) рассказывает историю о… (повествует о…), (приводит факты…), ( на примере из жизни великого писателя NN показывает, что…)

Позиция автора

Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении:… NN утверждает, что…. (Позиция автора текста довольно ясна. Публициста ( писателя, поэта) волнует ( беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает) то, что…)

(Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:…)

Собственное мнение

Я согласен с позицией автора и тоже считаю:

Аргументы

В подтверждение своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним роман, рассказ, пьесу NN …. В этом произведении… (Главную героиню этого произведения отличает…)

Аргументы

Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументов в пользу того, что (В одной из телевизионных программ обсуждали….), (В Интернете я прочитал о…)

Вывод

Итак, автор показал нам, что… (В заключение важно отметить:…) (Хотелось бы еще раз подчеркнуть:…)