Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности в межаттестационный период.

Воробьев Сергей Владимирович

Доклады,мультимедийные презентации, инновации,выступление на педагогических чтениях, методических советах с представлением опыта работы "Образование 21 века - взгляд современного педагога" 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проведения занятия - дискуссия

Слайд 2

Групповая дискуссия Правила ведения дискуссии. Дискуссия направлена на разрешение проблем, а не создание конфликта. Не говори долго. Соблюдай регламент. Выступай только по теме. Правильно понимай позицию оппонента и не искажай ее. Умей выслушать до конца. Не давай выход полемическому задору. Помни, что «противник»в дискуссии – не противник в жизни. Если не согласен с оппонентом, предложи другое решение.

Слайд 3

Подготовка к дискуссии Определение цели дискуссии. Выбор метода обсуждения: направляемая, свободная, комбинация. Планирование обсуждения: выбор вступления, подготовка главных вопросов, справочного материала. Подбор участников дискуссии: 5-9чел. Выбор времени и места обсуждения : круглый стол (лицом к лицу).

Слайд 4

Организация дискуссии Вводные замечания: цели занятия (до 5 мин.). Разъяснение цели занятия: как двигаться к цели (5-10мин.). Ведение обсуждения (40-60мин.). Подведение итогов (5 -10 мин.). Оценка результатов: (критический самоанализ ведущего).

Слайд 5

Порядок проведения Начало обсуждения(тема или проблема , цель занятия, сколько времени). Разъяснение темы. Способы: - указать узловые моменты темы; - поставить контрольные вопросы для решения; - изложить чье-либо мнение по предложенной теме, описать предшествующие попытки ее решения; - выслушать мнение о степени готовности к дискуссии и другие предложения участников.

Слайд 6

Ведение обсуждения Побуждать участников к переформированию оценочных суждений в конкретные предложения. Контролировать обсуждение: избегать излишних проявлений эмоций. Методика «нейтрализации»лидера дискуссии. Он назначается экспертом, который высказывает мнение после обсуждения, но до заключительного слова ведущего. Часто давать поэтапные обобщения , анализ хода. Фиксировать полученную информацию.

Слайд 7

Подведение итогов обсуждения в группе Анализ основных этапов дискуссиии сделанных выводов. Обобщение индивидуальных впечатлений участников о проделанной работе, обсуждение ее значимости для решения будущих проблем. Отметить новое, что говорилось. Поблагодарить участников.

Слайд 8

Оценка результатов обсуждения Самоанализ преподавателя по вопросам: -Было ли обсуждение правильно спланировано и проведено? Все ли необходимое сказано? Как бы могли повлиять на результаты дополнительные сведения? Кто помогал разъяснить вопросы? Кто не понял обсуждаемых вопросов? Кто выдвигал полезные идеи? Чья позиция была конструктивной? Чувствовался ли у участников энтузиазм как результат успешной работы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как совладать с «сопротивлением» аудитории, или педагогическая гибкость

Слайд 2

Одной из важнейших задач педагога является формирование у студентов высокой заинтересованности в обучении. Это достигается в том, случае, если преподаватель владеет всем комплексом педагогической техники управления аудиторией, включающим следующие умения: Видеть, как воспринимается учебный материал; Выделять главное, привлекать к нему внимание Интенсифицировать познавательную деятельность и снижать напряженность, позволяя переключать внимание, снимать напряженность

Слайд 3

К числу причин, приводящих к возникновению противоречий и конфликтов между студентами и преподавателем, относятся следующие: Несоответствие уровня сложности предлагаемого студентам учебного материала уровню их восприятия, сформированности мышления, наконец наличному уровню знаний. Излишняя теоретизация материала, отсутствие образной основы представляемых понятий и иллюстраций, их связи с практической действительностью .

Слайд 4

Резкий контраст между школьными формами и методами обучения и формами и методами обучения на начальной ступени учебного учреждения Отсутствие у преподавателя умения доходчиво и кратко излагать суть различных фрагментов учебного материала. Отсутствие у студентов мотивации к изучению того или иного предмета и понимания того, какая роль ему отводится в процессе формирования специалиста медицинского профиля.

Слайд 5

Необходимым условием эффективности занятия выступает: Речевое мастерство преподавателя, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения являются не только украшением лекции, но и важным ориентиром восприятия содержания. Подбирать такой вариант изложения , который бы соответствовал особенностям восприятия обучающимися учебной информации. Преподносить материал так, чтобы студенты «заразились» излагаемой проблематикой.

Слайд 6

Необходимым условием эффективности занятия выступает: Ориентироваться на студентов, прогнозировать ход их мыслей. Способность преподавателя опережать большинство организационных проблем на занятии и решать их в случае возникновения так, чтобы не срывался сам процесс обучения. При этом задача преподавателя- изменить ситуацию таким образом, чтобы образовательная среда осталась конструктивной и плодотворной для всех обучаемых, в том числе и для носителей нежелательного поведения.

Слайд 7

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся примеры проявления нежелательного поведения студентов, и варианты реагирования на них преподавателем

Слайд 8

Разговоры на занятиях: Реагируя на мешающие разговоры, преподаватель может: Выдержать долгую паузу, с пристальным взглядом на студента- «нарушителя» Тихо подойти и встать рядом со студентом, продолжая объяснение учебного материала Обратить внимание обучающегося на нарушение основных правил поведения в аудитории ( устава образовательного учреждения) , с которыми студенты ознакомились в начале семестра ( обучения) Просто сказать студенту , что его поведение мешает другим в аудитории.

Слайд 9

Опоздания или уход с занятий Для предупреждения подобных нарушений необходимо планировать на начало или конец занятия некоторые важные моменты, как то: тестовые задания, письменные мини - контрольные, раздача заданий для самостоятельной работы и др. Преподаватель может снизить оценку, предупредив о таких последствиях в начале курса.

Слайд 10

Неготовность и пропуск занятий Качество подготовки студентов к занятиям должно отразиться на итоговой оценке изучаемого курса. Во время занятия следует уделять некоторое время на проведение коротких тестов, устных ответов, выполнение какого-либо задания или других форм контроля знаний определенных разделов материала, который необходимо было подготовить в домашних условиях .

Слайд 11

Незапланированное преобладание обсуждений Если студент более красноречив , чем остальные, и играет доминирующую роль в дискуссии или пытается занять аудиторное время на обсуждение незапланированных вопросов, то преподаватель может корректно перевести обсуждение от студента, завладевшего инициативой, спросив мнение остальных студентов по существу вопроса, либо дать ему понять, что затронутые вопросы следует обсудить по окончании занятия.

Слайд 12

Задаются вопросы, на которые уже отвечали Можно коротко ответить еще раз, дать ссылки на источники или предложить побеседовать после окончания занятия.

Слайд 13

Задаются вопросы, на которые студент должен отвечать самостоятельно Лучше уточнить ссылки на первоисточники и предложить самостоятельно проработать материал.

Слайд 14

Спорные вопросы Нередко такие вопросы задаются с целью игры на публику, чтобы ввести преподавателя в замешательство или «подловить» его на неверном ответе. Преподаватель должен избегать споров со студентами в аудитории. Можно предложить изложить вопрос на бумаге для обсуждения на следующем занятии или разобраться с этой проблемой после занятий.

Слайд 15

Требование изменить оценку Такие проблемы обычно возникают, если: преподаватель заранее не объяснил принцип оценивания выполнения какого-либо задания то, что должен сделать студент в случае несогласия с оценкой тогда, когда преподавателем выставляются различные оценки за практически одинаково выполненные задания разными студентами.

Слайд 16

Невнимательность студента на занятии Причины невнимательности: 1. Внутренние Индивидуальная утомляемость Наличие предварительной информации о данном материале Незаинтересованность в учебной деятельности 2. Внешние: Отсутствие в объяснениях преподавателя выразительности, энтузиазма и увлеченности Слишком сложное для понимания изложение материала Непонимание студентом важности изучаемой дисциплины Что делать: Обратить пристальное внимание на особую подготовку учебного материала с целью вовлечения и мотивации студентов к учебной деятельности

Слайд 17

Виды группового сопротивления: «Неуправляемые»- группа , как правило, из 5-7 человек, откровенно провоцирующих преподавателя; на занятиях они обычно размещаются на последних рядах с правой стороны. «Критичные»- группа студентов, изначально настроенных критически в отношении обучения или преподавателя. Такая позиция обычно не связана с изучаемым материалом. Критическое отношение проявляется в частом несогласии с преподавателем, в стремлении найти противоречия, в склонности вести разговоры с другими обучающимися. Как правило садятся ближе к преподавателю с правой стороны.

Слайд 18

Виды группового сопротивления: «Медленные»- участники , внешне не проявляющие сопротивления преподавателю и процессу обучения, но при выполнении индивидуальных заданий, ответов на вопросы делающие все без интереса, меланхолически, «лишь бы сделать» «Холодные»- это студенты со слабой или отсутствующей мотивацией к обучению. Активность и энергетика таких студентов – близки к нулю.

Слайд 19

Правила и рекомендации по работе с «неуправляемыми» Не реагировать на провокации Не менять выражение лица, темп речи, тон голоса Сделать паузу или просто перерыв, а за это время проанализировать причины поведения студентов. Если причиной является что-либо из триады «преподаватель - материал- манера преподавания», то необходимо использовать альтернативный материал, «запасной вариант», или импровизировать.

Слайд 20

Правила и рекомендации по работе с «неуправляемыми» Если в ходе анализа поведения преподаватель понимает, что причина кроется в отсутствии культуры у слушателей, можно воззвать к авторитету. Например : «Вероятно, Вы так же себя ведете и на других занятиях. Я обязательно отмечу господину …… Ваши актерские( или какие-либо другие) способности. Если «неуправляемые» превращаются в «неадекватных», их просто нужно попросить покинуть аудиторию( вполне возможно, что студенты находятся в состоянии наркотического опьянения) , сообщив об этом дежурному администратору.

Слайд 21

Правила и рекомендации по работе с «критичными» В самом начале занятия необходимо оговорить время, когда преподаватель будет отвечать на вопросы, это избавит от постоянных вопросов со стороны «критиков» Не спорить с ними Следует сказать «да» на любое замечание, поблагодарить за него и тут же привести противоположный пример. В перерывах нужно больше общаться к «критиками», возможно, их активность снизится

Слайд 22

Правила и рекомендации по работе с «холодными и медлительными » Это группы с минимальной мотивацией к обучению, поэтому правила работы с ними схожи: Необходимо постоянно менять темп речи, тон голоса Разнообразить материал , предложить студентам то, что будет им интересно Следует использовать альтернативный вариант проведения занятия, в случае если привычная схема не работает Неожиданно рассказанная история улучшит психологический климат на занятии Преподаватель может продемонстрировать студентам ( тест, задание, ситуация, игра) пользу тех знаний и навыков, которые будут услышаны и проработаны в ходе занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИКА И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДОСКИ

Слайд 2

Совершенно очевидно, что классические символы школьной жизни – доска и мел безнадежно устарели!

Слайд 3

На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски.

Слайд 4

Интерактивная доска- это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. К компьютеру, а, следовательно, и к интерактивной доске, может быть подключено любое дополнительное цифровое оборудование: микроскоп, цифровой фотоаппарат или видеокамера (со всеми отображенными материалами можно работать прямо во время урока), сканер, принтер.

Слайд 5

Использование интерактивной доски на занятии – это возможность:

Слайд 6

увлечь студентов интересным материалом; самому преподавателю по-новому взглянуть на свой предмет; интенсифицировать процесс обучения; сделать процесс обучения личностно-ориентированным;

Слайд 7

Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых занятиях и при преподавании любых учебных дисциплин.

Слайд 8

Основные способы использования интерактивных досок

Слайд 9

делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

Слайд 10

демонстрация веб - сайтов через интерактивную доску всем слушателям;

Слайд 11

использование групповых форм работы;

Слайд 12

совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

Слайд 13

использование конференц-связи;

Слайд 14

Основные способы использования интерактивных досок

Слайд 15

управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску);

Слайд 16

использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере;

Слайд 17

изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;

Слайд 18

демонстрация учебных видеороликов;

Слайд 19

создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке;

Слайд 20

демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;

Слайд 21

Основные способы использования интерактивных досок сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет; сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради; демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;

Слайд 22

Основные способы использования интерактивных досок демонстрация учебных видеороликов; создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши; создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке; при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика;

Слайд 23

Функции интерактивной доски и содействие обучению Цвет - диапазон цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет учителям использовать различные цвета, чтобы указать важные области объектов, выделить их, показать связи между объектами. Примерами этого могла бы быть географическая карта или схема пищеварительной системы в анатомии.

Слайд 24

Аннотации на экране Аннотации полезны для моделирования процессов, для добавления заметок к демонстрируемым объектам, диаграммам или изображениям на экране. Аннотации могут быть сохранены на компьютере и использованы в будущем, на других уроках по этой теме или при повторении материала. Все файлы с аннотациями к материалам можно распечатать и передать ученикам.

Слайд 25

Использование звука и видео Это может значительно увеличить объем изучаемого материала на уроке. Интерактивная доска позволяет делать снимки с экрана при воспроизведении видео, чтобы потом работать с этими файлами изображений - сохранять их, распечатывать, делать аннотации и т.д.

Слайд 26

Перетащи и отпусти Это позволяет ученикам группировать, разделять объекты, выделять недостатки, общие черты и различия объектов, позволяет эффективно использовать интерактивные материалы (например, презентации или специальное программное обеспечение для обучения).

Слайд 27

Выделение объектов текст, диаграммы и изображения могут быть подсвечены на доске, чтобы учителя и ученики могли сосредоточиться на специфических аспектах определенного объекта. Это достигается скрытием части дисплея и его открытием только при необходимости. Эта технология позволяет сконцентрировать внимание учеников на разных объектах в течение урока.

Слайд 28

Вырезать и вставить Фрагменты текста, изображения и другие ресурсы могут перемещаться, копироваться в память компьютера, могут быть удалены и вновь восстановлены. Эта особенность интерактивной доски позволяет ученикам не бояться изменений, ведь в любой момент можно вернуться на шаг назад, восстановить все в прежнее состояние.

Слайд 29

Флип - чарты (лекционные плакаты) Страницы флип - чартов могут перелистываться назад и вперед, позволяя учителям пробежаться через все содержание урока или резюмировать области, возвращаться к ним, если некоторые ученики не поняли материал.

Слайд 30

Разделение экрана Экран интерактивной доски можно разделить на части, в каждой из которой можно использовать различные режимы работы.

Слайд 31

Вращение объектов Перемещайте, вращайте и отображайте объекты средствами интерактивной доски.

Слайд 32

Преимущества для преподавателей Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра аудитории. Помогает преподавателю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте со студентами. Удобна при работе в большой аудитории. Помогает расширить использование электронных средств обучения, так как передает информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.

Слайд 33

Преимущества для преподавателей Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов. Позволяет создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на занятии, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под поставленные задачи.

Слайд 34

Преимущества для преподавателей Позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на занятии . Интерактивная доска становится незаменимым спутником преподавателя на занятии, отличным дополнением его слов. Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил, упрощая проверку усвоенного материала.

Слайд 35

Преимущества для преподавателей Позволяет проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, что способствует организации грамотной обратной связи “ученик-учитель”. Позволяет иметь больше свободного времени при полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Слайд 36

Преимущества для учащихся Делает занятия интересными и развивает мотивацию. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске Позволяет учащимся понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

Слайд 37

Преимущества для учащихся Позволяет учащимся работать более творчески и становиться уверенными в себе. Позволяет воспринимать информацию быстрее. Позволяет принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными. Позволяет выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации по составлению учебных презентаций Москва, 2022 год

Слайд 2

э то интерактивная последовательность слайдов, содержащих текст, графику, звук, видео, анимацию. Презентация -

Слайд 3

Порядок слайдов : Титульный слайд (учебное заведение, тема работы, автор, учебная группа, руководитель (если работа выполнена под руководством); Цели и задачи работы, содержание; Основная часть ; Заключение ( выводы ) ; Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе).

Слайд 4

Правила шрифтового оформления : Размер шрифта: 16-28 пунктов (основной текст), 12-16 пунктов (дополнения, примечания), 36-50 пунктов (заголовок); Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются только для смыслового выделения ключевой информации и заголовков; Не рекомендуется использовать более двух типов шрифта; Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру; Интервал между строк – полуторный .

Слайд 5

Правила выбора цветовой гаммы : Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2-х цветов и оставаться единой на всем протяжении презентации; Темный текст на светлом фоне читается лучше, чем светлый на темном, а однотонный фон удобнее, чем узорный или забитый изображением; Цвет шрифта и цвет фона должны быть в контрасте; Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания, так как основная цель – читаемость презентации; Красный и синий цвета рядом – "удар" по глазам. Старайтесь не располагать рядом картинки или надписи синего и красного, а также зелёного и красного цветов; Оранжевый цвет возбуждает и раздражает, коричневый и приглушенный синий – успокаивают.

Слайд 6

Работа со слайдами: Для обеспечения наглядности следует использовать разные способы размещения информации и разные виды слайдов: с текстом, с иллюстрациями, с таблицами, с диаграммами, с анимацией (если уместно); Уровень запоминания информации зависит от её расположения на экране В левом верхнем углу слайда располагается самая важная информация ; 33 % 28 % 16 % 23 %

Слайд 7

Работа со слайдами: На слайдах должен быть необходимый минимум информации. Остается только то, что подчеркивает и дополняет устный доклад – нагромождение таблиц и абзацев мелкого текста лишь усложняет восприятие ; Слайд-шоу – иллюстрация ваших слов, говорить за вас оно не будет; Каждый слайд презентации должен быть озаглавлен. Это поможет слушателям понять, о чём идёт речь, если они отвлеклись или, если они опоздали; По современным правилам русского языка точка в конце заголовка или подзаголовка ставиться не должна. Однако, в заголовках, состоящих из одного предложения, могут употребляться знаки конца предложения: вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие.

Слайд 8

Какой правильный размер для слайдов в PowerPoint ? Выбор правильных размеров для слайда в PowerPoint зависит от того, где и как вы будете показывать ; Вы можете показывать презентации в PowerPoint на различных экранах, например: Экран ноутбуков (16*9) Проекторы конференц-зала (4*3) IPad’ы и планшеты (16*10) Широкоформатные мониторы большого формата (16*9) Каждый из этих экранов имеет разную форму или соотношение сторон , которые обозначают ширину и высоту экрана. Один и тот же файл в PowerPoint на каждом устройстве будет отображаться по-разному, поскольку соотношение сторон может отличаться.

Слайд 9

Если много текста, можно сделать следующее: Сократить объём текста. Пользуемся магией русского языка: превращаем абзацы в предложения, предложения – в словосочетания, словосочетания в слова; Разбить текст на несколько слайдов; Заменить текст схемой или иллюстрацией.

Слайд 10

Не забудьте протестировать! Чтобы подготовиться к презентации, не забудьте проверить файл на устройстве, на котором его будет смотреть ваша аудитория.

Слайд 11

Спасибо за внимание!