Методические разработки по литературе

Конспекты и презентации по литературе.

"Я иду на урок литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

18.10.2018                                      Урок № 14                           7 класс

Тема: А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

Тип урока: комбинированный урок 

Планируемые результаты урока (Универсальные учебные действия):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.

Оборудование урока: проектор, карточки, учебник, тетради

Структура урока 

  1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Проверка домашнего задания

1.Выразительное чтение отрывка наизусть несколькими учениками.

2.Заслушивание художественного анализа Тины, Виты, Ангелины и Карины.

Параллельно учащиеся работают с карточками.

Карточка 1.

1) К какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой? (Поэма – один из жанров лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемому, как в лирике.)

2) Как поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме «Медный всадник»? Какие художественные средства он использует? (Свое отношение к Петербургу поэт выражает словом «люблю» и называет, что ему дорого в северной столице. Кроме того, свою любовь, восхищение Пушкин передает торжественным словом, используя эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы.

Эпитеты: строгий, стройный (вид); державное (теченье); (оград) узор чугунный; прозрачный (сумрак), (блеск) безлунный; пустынных (улиц) и т. п.

Сравнения:

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Гипербола:

...Корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся.

Кроме  того,  поэт  использует  описательные  выражения:  Петербург – град Петров, Петра творенье; финский рыболов – печальный пасынок  природы;  парад – воинственная  живость  потешных  Марсовых полей и т. п.)

Карточка 2.

1) Образ какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?

2) Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник». (Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или различия.

В данном отрывке из поэмы «Медный всадник» немало метафор: задумчивых ночей, спящие громады, золотые небеса (сходство цвета), заря спешит,  бег  санок,  говор  балов,  шипенье  бокалов,  Россия  торжествует (победу) и т. п.

Олицетворения тоже относятся к метафорам.)

2.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

Что вы знаете о жизни Древней Руси?

Кто такой вещий Олег?

Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая "Львовскую летопись", Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.

Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: "Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического".

3.  Сообщение темы, задач урока.

Я думаю вы догадались о каком произведении пойдёт речь сегодня на уроке.

Какой будет цель урока?

Тема: «А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.»

Сегодня мы:

1.Поговорим о стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

2. Разберём особенности композиции и своеобразие языка стихотворения.

4.  Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1. В основу произведения положен текст древнерусских летописей.

Чтение фрагмента летописи (перевод читает Боря)

Олег княжил в Киеве долгие годы и находился в мире со всеми странами. Наступила осень, вспомнил Олег своего старого коня. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: "Отчего суждено мне умереть?" И волхвы ответили: "Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня". Опечалился Олег и сказал: "Если так, то никогда больше не сяду на него". Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.  Через 4 года вспомнил князь коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: "Уже три года прошло, как умер твой конь". Тогда воскликнул Олег: "Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!" Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленные солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: "От этого ли черепа смерть мне принять?" Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея  и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег. И "оплакивали его все люди плачем великим", погребли на горе, которая называется Щековица. До сего дня есть есть там могила Олега. А всего княжил Олег 33 года.

Слайды 3-6.

Я: Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков. Пушкин хорошо был знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего произведения. Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу и осуществление этого пророчества в тот момент, когда князь был уверен, что опасность миновала.

2.Работа с литературными понятиями.

Восстановите деформированный текст (слайд 7) Проверим себя (слайд 8). 
Сделаем 
вывод: в чём особенность изучаемого произведения?

Баллада называется «Песнь о вещем Олеге».

–  Почему «песнь»? Чем «песнь» отличается от «песни»? (Высокое, торжественное звучание, память о прошлом)
- А что означает слово «вещий»? (Значение слова «вещий» устанавливаем по словарю В. И. Даля, словарю Ожегова).

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения)

1.Выразительное чтение баллады с одновременным анализом и коментариями.

2. Основная мысль произведения (Слайд 24)

Назначенного роком не избежать, судьбы не обмануть. Остаётся только «на тризне плачевной Олега» поминать героя,  «минувшие дни и битвы, где вместе рубились они».

  1. Разбор своеобразия языка баллады. (Слайды 25-29)

Слова дружина, броня, кудесник, волхвы, чело, отрок, тризна.

Читая «Песнь о вещем Олеге», погружаешься в ту давнюю эпоху, когда удельные князья беспрепятственно воевали, волхвы свободно творили свои обряды, погибших поминали тризной, укладывая в могилу с мёртвым хозяином и его коня.

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Работа в парах: Расположите события в том порядке, как они идут в балладе (задание выполняется письменно, через 3 минуты проверяется коллективно) Итак, события в балладе идут так (слайд 31-32):

  1. Предсказание
    2. Разлука с конем
    3. Возвращение на Родину
    4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища
    5. Появление змеи
    6. Гибель князя

Изменилось ли что-нибудь в композиции баллады по сравнению с летописью? (в случае затруднения перечитываем первые два предложения из летописи и видим, что летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада – с предсказания кудесника)

7.  

8.  Итоги урока.

– Как прожил свою жизнь Олег?
– Всегда ли достойно себя вел?
– Он великий правитель, могучий, вещий и вдруг такая смерть (как у обычного человека). 
Несмотря на предостережение, предсказание волхва сбылось. Да какое предсказание! Князь умер от коня! (
Древние славяне считали, что убитый в загробном мире становится рабом убийцы)

 (На доске схема):

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/621723/img1.gif

- За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко? (Основное в ответах учеников: князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника)

- Сможете теперь вы назвать одну из основных тем баллады? (Тема судьбы) 

–Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего...».

- Как тема судьбы решена в балладе, почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи? (От судьбы не уйдешь!)

Анализ достижений учащихся.

Проверить степень усвоения нового материала и степень овладения практическими умениями и навыками. Обобщить работу на уроке.

Домашнее задание:

 подготовить выразительное чтение наизусть 1–7 строфы баллады; 

В тетради сделать таблицу: (ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ)

Летопись

Баллада

Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии

Различия:

Прозаическое произведение.
Цель: только сообщить о событии.

Поэтическое произведение
Цель: сообщить о событии и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою.

(Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись – прозаическое произведение, баллада – поэтическое, использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою.)

Карточка 1.

1) К какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой?

2) Как поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме «Медный всадник»? Какие художественные средства он использует?

Карточка 2.

1) Образ какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?

2) Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник».

Карточка 1.

1) К какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой?

2) Как поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме «Медный всадник»? Какие художественные средства он использует?

Карточка 2.

1) Образ какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?

2) Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник».

Карточка 1.

1) К какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой?

2) Как поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме «Медный всадник»? Какие художественные средства он использует?

Карточка 2.

1) Образ какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?

2) Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник».