Из опыта работы
«Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyuymovochka_doklad_s.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СКАЗКА»
Методы
стимулирования и мотивации
познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Воспитатели:
Смаранди М. Д.
Каваджи А. К.
г. Покачи, 2016г.
Слайд 1 «Методы стимулирования и мотивации
познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Слайд 2 План работы круглого стола
1. Сообщение из опыта работы.
Воспитатели группы «Дюймовочка»
2. Комплекс игр, направленных на формирование познавательной мотивации у дошкольников.
Воспитатели группы «Аленушка»
3. Решение педагогических ситуаций.
Воспитатели группы «Белоснежка»
Слайд 3 Метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности
Слайд 4 «Познание мира – это душевная радость, а не только долг, им можно заниматься с увлечением, а не по обязанности».
(Ян Амос Коменский»)
Слайд 5 Стимул - Мы очень часто употребляем в своей речи слово "стимул".
Stimulus (лат.) – это длинная заостренная палка, которой погоняли быков и мулов.
В современном понимании "стимулировать" - значит побуждать человека к чему-либо. Поэтому стимулирование – это фактор деятельности воспитателя (педагога).
Слайд 6 Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается (перечисление на слайде). Если нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, то всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
- интерес,
- потребность,
- стремление,
- убеждение,
- идеал,
- эмоции,
- влечения,
- инстинкты,
- установки
В воспитательно-образовательном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность детей в получении новых знаний.
В самом названии «методы стимулирования и мотивации» -это взаимодействие воспитателя и ребенка. Порой педагог забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ребенка. Мотивацию надо специально формировать, развивать,
стимулировать.
Слайд 7 Факторы, влияющие на формирование мотивов познавательной деятельности детей.
- Содержание материала.
- Стиль общения воспитателя и ребенка.
- Организация познавательной деятельности.
Рассмотрим подробно каждый фактор.
Слайд 8 1. Содержание излагаемого материала
Материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.
Для этого необходимо:
1. Особый характер преподнесения учебного материала:
а) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);
б) деловой;
в) необычный.
2. Использование, показ привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность (простота, доступность);
в) новизна, познавательность материала;
г) открытие нового в известном;
д) историзм, современные достижения науки;
е) интересные факты, противоречия, парадоксы.
3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной,
б) личностной.
5. Межпредметные связи
Слайд 9 2. Стиль общения воспитателя и ребенка.
- Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям воспитанника.
- Проявление личного отношения воспитателя к ребенку, высказывание собственного мнения.
- Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.
- Проявление воспитателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение детей к подобным проявлениям.
Слайд 10 3. Организация познавательной деятельности
1) мотивационный,
2) операционально-познавательный,
3) рефлексивно-оценочный.
Рассмотрим каждый пункт.
Слайд 11 1. Мотивационный этап. На этом этапе дети осознают, для чего им необходимо изучить этот материал, что именно им придётся узнать и освоить, какова основная задача предстоящей работы.
На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к детям. Они могут быть:
- по содержанию: к дисциплине, к работе;
- по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика);
- по алгоритму (в действиях детей);
Слайд 12 2. Операционально-познавательный этап
На этом этапе важно добиваться, чтобы ребенок начинал действовать. Для этого необходимо ситуации различного характера:
- Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия);
- Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.);
- Эмоционального (успеха, увлечённости темой…).
Во многих случаях групповая форма познавательной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная.
Слайд 13 3. Рефлексивно-оценочный этап связан с:
- анализом проделанного,
- анализом ошибок и оказанием необходимой помощи,
- сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.
Слайд 14 Основные методы стимулирования и мотивации деятельности детей: Социальные, эмоциональные, волевые, познавательные методы,
Слайд 15
Эмоциональные методы:
- Стимулирующее оценивание
- Познавательные игры
- Ситуация успеха
- Наглядно-образные представления
- Порицание
- Поощрение
- Удовлетворение желания быть значимой личностью
- Свободный выбор заданий
Слайд 16 Волевые методы
- предъявление учебных требований,
- познавательные затруднения,
- прогнозирование будущей деятельности
- самооценка деятельности и коррекции,
- информирование о достигнутых результатах,
- рефлексия поведения.
Слайд 17 Социальные методы:
- взаимодействие с семьей;
- развитие желания быть полезным обществу;
- заинтересованность в результатах коллективной работы;
- побуждение подражать сильной личности;
- создание ситуации взаимопомощи;
- поиск контактов и сотрудничества.
Слайд 18 Познавательные методы
- познавательный интерес;
- опора на жизненный опыт;
- создание проблемной ситуации;
- побуждение к поиску альтернативных решений;
- выполнение творческих заданий;
- «мозговая атака»;
- развивающая кооперация (индивидуальная и групповая работа, проектный метод).
Слайд 19 Как развивать детскую мотивацию?
Дайте ребенку игрушки и материалы, в которых можно менять их месторасположения. Позвольте ребенку сделать собственный выбор. Дайте ребенку задания, соответствующие его возрасту.
Слайд 20
Помогайте ребенку справляться с заданиями. Разделяйте интересы детей.
Помогайте ребенку овладевать базовыми знаниями.
Слайд 21 Советы:
Награждайте и поощряйте ребенка за хорошо выполненную работу.
Помогите понять ребенку, что достичь успеха нелегко.
Хвалите ребенка всякий раз, когда он старается овладеть новыми умениями.
Попросите ребенка самому оценить, насколько хорошо он выполнил задание.
Слайд 22 Хочу напомнить слова - утверждение британской писательницы Дорис Мэй Лессинг.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и – и я пойму.
Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность»
Дорис Мэй Лессинг.
Мы хотим, чтобы дети были смышлеными, любознательными, сообразительными – короче говоря, умными.
Слайд 23
Вывод. Новшество применяемых методов стимулирования и мотивации состоит в том, что в современном воспитательно – образовательном процессе изменилось содержание излагаемого материала, стиль общения воспитателя и воспитанников, характер и уровень учебно - познавательной деятельности. Воспитатель не просто транслятор знаний, а направляющий познавательной деятельности детей.
Слайд 24 Благодарим за внимание! Творческих успехов!