статья: Деятельность педагога-организатора в условиях реализации ФГОС

Рукавишникова Алена Алексеевна

Деятельность педагога-организатора в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность педагога-организатора в условиях реализации ФГОС

Все знают, что  в школе без  учителя не будет образовательного процесса. Но не все знают, что, кроме, учителя, в школе еще  есть такая профессия как педагог-организатор. Когда узнают, кем я работаю, удивленно спрашивают, а чем я занимаюсь. Для людей, которые не работают в системе образования, моя профессия - это что-то загадочное и далекое от их понимания. Поэтому в этой статье я решила рассказать о том, кто такой педагог-организатор, чем он занимается, какие функции выполняет, а главное-какова  цель его работы.

В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

 Из всего вышесказанного понимаешь, что педагог-организатор должен делать все: и учить, и воспитывать, и помогать раскрыть талант ребенка, организовать досуг и проследить, чтобы учащийся не попал в беду.  Но разве  под силу все это сделать одному человеку?! Под силу! И делает это он  с большим удовольствием.

Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствии с которыми педагог-организатор:

организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях внешкольного воспитания и обучения, клубах по месту жительства; координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений; строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма; создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время; формирует общую культуру учащихся; заботится о здоровье и безопасности детей и подростков; совершенствует свой профессиональный и методический уровень.

Педагог организатор осуществляет в школе ряд работ педагогической направленности по гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся, координации деятельности детских и молодежных общественных объединений; организации так называемого школьного (ученического) самоуправления и свободного времени учащихся; формированию здорового образа жизни; по профилактике противоправного поведения учащихся.

Психологи установили, что школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитания   школьников.

Воспитание и социализация, согласно ФГОС, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы, а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу их ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.

Для того, чтобы досуг учащихся был более насыщенным и ярким, педагоги -организаторы постоянно работают над созданием новых программ и форм организации досуга, т.е. прибегают к использованию инновационной деятельности и инновационных технологий.  Инновационная деятельность в работе с учащимися возможна, если -профессиональная деятельность педагога имеет ярко выраженный творческий характер;   учреждение образования имеет достаточную материальную базу для осуществления инновационной деятельности; руководство учреждения заинтересовано в создании и реализации инновационных проектов и поддерживает педагогов.  

Позиция инновационного подхода предлагает реализацию активных форм познавательной деятельности (коллективные, игровые), где имеются достаточно сложные виды работы такие, как поиск, наблюдение, конструирование, моделирование, проектирование и др. Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде. В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.

 Очень продуктивными бывают моделирование проблемных ситуаций. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

Не менее важным видится и развитие  культуры общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

Обязательным элементом на занятии является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.

Сегодня в нашей гимназии  есть все условия для всестороннего воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них можно считать физкультурно-оздоровительное (Спортивный клуб «Олимпионик»), общеинтеллектуальное (Увлекательная история), художественно-эстетическое (Театрально-хоровая студия «Мечты»). Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:

•        беседы, включающие вопросы гигиены, питания  дают знания в области оздоровления;

•        динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;

•        деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрировано в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где урочной и внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Я надеюсь, что все вышесказанное позволило Вам понять  весь масштаб и всю сложность работы педагога-организатора. Всё, что я делаю, я делаю для своих воспитанников, ведь без них моя работа была бы  невозможна. Именно они подталкивают меня осваивать новые технологии, находить необычные решения. Каждый человек- творческая личность, и моя работа помогает раскрыть этот потенциал.