Родительское собрание
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«В каждой семье свои традиции».
ЦЕЛЬ: способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействий педагогов с родителями.
Форма проведения: встреча.
Ход.
1. Вступительное слово.
2. Разминка.
3.Этап проведения беседы.
4. Анализ результатов исследований.
5. Беседа «Семейные традиции».
6. Подведение итогов.
Ход мероприятия.
1. Подготовительный этап.
1.Конкурс рисунков «Самая лучшая семья».
2. Подготовка рассказа о традиции в своей семье (описать в любом жанре).
3. Принести интересные фотографии из жизни своей семьи, придумать к ним интересные названия или четверостишья. Фотографии объединяем в несколько групп и создаем фотогазету на тему: «Наша дружная семья», «Творческая семь», «Спортивная семья»,»Любящая домашних животных в семье».
4. Сделать поделку для выставки наши увличения.
2.Организационный этап.
1. Разместить плакат с темой собрания.
2. Разложить тексты с афоризмами для изучения родителями:
. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».(Л. Н. Толстой).
. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».(А. С. Макаренко)
. Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин).
3. Оформить тематическую выставку о семье и семейном воспитании(Фотогазета, выставка поделок «Наши увлечения»).
3. Вступительное слово.
Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии дошкольника. Перед началом я предлагаю вам провести разминку, поиграть.
5. Разминка.
«Предмет моего действия». На столе лежат разные предметы.(Куклы, мячики, скакалки, мягкие игрушки и др.). Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и по желанию рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.
« Интересный вопрос». Разговор о том какая, какая семья им больше нравиться.
Как должна выглядеть суперсемья?
Как должны говорить члены этой семьи?
Какое у них всегда должно быть настроение?
Воспитатель. Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши семьи стали такими, какими вы хотели бы видеть!
- Что бы вы делали по другому?
- Какие новые слова и фразы появятся в вашей речи?
- Какое у вас будет настроение?
5. Проведение беседы.
Воспитатель. Как вы думаете, что означает слово «семья»? По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих в месте: родители с детьми».
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки и поговорки о семье. Давайте их вспомним. Я буду начинать, а вы - продолжайте.
. В гостях хорошо, а дома лучше.
. Не красна изба углами, а красна пирогами.
. Когда семья вместе, то и сердце на месте.
.На свете все найдешь , кроме отца и матери.
.Мать кормит детей, как земля людей.
.Семья – это семь я.
Как говорил философ Иван Александрович Ильин, «семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из – которого впоследствии разовьется великая личность.
Чешский психолог Зденек Матейчик отметил: «Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым в серьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей».
В книге «Нестандартный ребенок» психолог Владимир Леви раскрывает «образ дома» во всем его многообразии: «Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка…Постоянное насилие над волей, связанность…равнодушие, одиночество, скука… Дом сломал меня…»
«Дом для меня был раем, и за что я поплатился. В реальной жизни оказался неприспособленным – сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов атрофия воли…»
Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка – но местом, где можно жить. Местом, где жить хочется.
Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения, зависит характер отношений с сыном или дочкой.
А как вы считаете. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка – семье или детскому саду?(Ответы родителей).
Приоритет в воспитании ребенка, безусловно , принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка.
Уважаемые мамы и папы! Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.
Семья – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция родителей _ научить ребенка жить.
Вершиной становления родителей выступает благополучие родителей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.
Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов. Которые влияют на развитие ребенка.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Как вы считаете, умеем мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей?
Давайте сегодня поговорим о семейных традициях:
СЕМЬЯ
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается
Бабушка с мамою,
Папа
И я,
Мы называемся вместе - семья.
4. Проведение анализа результатов исследования.
1. Мини – анкеты.
В каждом доме свои традиции.
- Что, по вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
- Какие семейные традиции есть в вашей семье? - Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
2. Ознакомление с традициями семей.
Родители рассказывают о своих семейных традициях.
3. Рассказы детей о праздниках.(Итоги опроса детей приложение 1).
6. Проведение беседы о «Семейные традиции».
Семейные традиции – это в первую очередь, праздники, которые отмечают все члены семьи и, конечно - же день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным. Когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Поздравления родственников. Составление своей родословной и семейных альбомов.
Традиция 1. Семейные праздники.
- Как вы считаете. Нужны ли праздники для детей в семье?(ответы родителей
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник – это событие в детской жизни. и ребенок считает свои дни от праздника до праздника.
- Как вы устраиваете детские праздники в семье?(Ответы родителей).
Как это не странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно., о нем все забыли. Однако ежели ребенка оставляют за общим столом, он становиться свидетелем и участником взрослых разговоров. Тогда он привыкает быть в центре внимания. Что развивает в нем нескромность и развязность.
Следует также помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи.
- Как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку?(ответы).
- Какие подарки вы дарите своим детям?(ответы)
Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. хорошо дарить мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обратить внимание на то, как ребенок благодарит за подарок.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, также как и мы, будут отдыхать и наши дети. Пусть в нашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это несет семена доброты у вашего ребенка.
Разминка. Попробуйте сосчитать.
Послушай вот моя семья:
Дедуля. Бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Два папы, два сыночка.
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?(6 чел.)
С помощью этой задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений. Каждый из нас –продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.
Традиция 2. Составление родословной своей семьи.
(В качестве примера показывается чья - либо родословная в готовом виде.)
Попробуйте сейчас составить родословную своей семьи. Начните с себя.
- У кого получился самый многочисленный род?
- Кто придумал имя которое вы носите?
- Знаете ли вы откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки?
- Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?
Будет хорошо если вы начнете в своей семье начнете собирать историю своего рода. Это будут своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево – дерево вашего рода. Как писал А. С. Пушкин «Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости».
Традиция 4. Семейный альбом.
Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой загадочное и удивленное.
- Когда вы листали его в последний раз?
Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.
Традиция 5. Семейный отдых на природе.
-Скажите. У кого из вас есть традиция выезжать за город. На дачу вместе с ребенком?
Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу. Где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой природы, провести с ребенком игры природного содержания(«Кто, где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что, где растет?»). Как хорошо прочитать на природе ребенку подходящее стихотворение. Собрать с детьми природный материал: шишки, веточки, коряги, а дома изготовить забавные поделки. И просто перекусить на лесной полянке, но при этом не забыть убрать за собой мусор.
Традиция 6. Коллекционирование.
Очень хорошо если есть в семье традиция, если ее нет, то можно предложить собрать какие – либо коллекции у себя дома.
- Что можно коллекционировать в семье?
Самые различные природные коллекции увлекают и заинтересовывают ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и каряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т. д. Посещение различных выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности.
Традиция 6. Игры с ребенком.
- Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком?
Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные. Развивающие. Хорошие игры типа лото, домино, шашки, шахматы. Советуем вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто, кем будет?», « Кто кем был», «Что может летать», Найди похожее на яблоко».
6. Подведение итогов собрания.
- В ваших и наших руках – грамотными иобразованными, воспитанными. Любящими и почитающими своих родителей. Знающих свою родословную.
БЕРЕГИТЕ ДРУГ ДРУГА.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом с друг другом побудьте.(О. Высотская).
В заключении собрания использую прием «Чудесная сумка. Родителям предлагается ответить. Что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных сегодня знаний.
Решение родительского собрания.
1. Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников».
2. Включить в работу дошкольного учреждения по совместному посещеню музеев города.
3. Подумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.
Приложение 1. Опрос детей по теме «Семейные традиции».
Опрос детей ____№4________ группы
середина___________ учебного года
Конец__________ учебного года.
1.Ф. И. ребенка. 2. С кем ты живешь?
3. Нравиться ли тебе быть дома?
4. Какие праздники бывают у вас дома?
5. День рождения – это праздник или нет?
6. Куда любишь ходить с родителями?
7. Есть ли дома семейный альбом?
8. С кем и как ты его смотришь?
9. Что ты знаешь о своих дедушках и бабушках?
1.Родители мамы _____________________________________где живут?
2.Родители папы_____________________________________