Рабочие программы 1-4 классы

Игумнова Татьяна Алексеевна

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит  образовательно-воспитательный характер 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_rp_vneur_azbuka_zdorovya_2_4_kl.docx355.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Раздел 1  Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности: «Азбука здоровья» предназначена  для 1 - 4 классов и составлена на основе

-  программы внеурочной деятельности  

- примерной программы основного общего образования.

             - образовательной программы  МБОУ «Зарубинская ООШ»;  

            - устава МБОУ «Зарубинская ООШ»

             - учебного плана МБОУ «Зарубинская ООШ» на 2023-2024 учебный год

- положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ «Зарубинская ООШ»

- Федерального государственного образовательного стандарта;

 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих ЦЕЛЕЙ:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;  
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;   обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Цели конкретизированы следующими ЗАДАЧАМИ:

1. Формирование:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;  
  • навыков конструктивного общения;  
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;формировать у учащихся  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

        2.         Обучение:  

  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;  элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения

 

 

Общая характеристика курса.

        Программа         внеурочной         деятельности         по         общекультурному         оздоровительному  

направлению   «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все  занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях:

  • первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
  • второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

 Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность.  Внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

        Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

        Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Азбука здоровья».

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному оздоровительному направлению «Азбука здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья»  направлена на ликвидацию следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.  

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер. Основные виды деятельности учащихся:

 навыки дискуссионного общения;  опыты;

 игра.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во  2 - 4 классах.

Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.

1-й год обучения  1час в неделю,  4 часа в месяц.

2-й год обучения  1 час в неделю, 4 часа в месяц.

3-й год обучения  1час в неделю, 4часа в месяц.

4-й год обучения  1час в неделю, 4 часа в месяц.

 

Описание ценностных ориентиров содержания программы « Азбука здоровья»

Одним из результатов преподавания программы «Азбука здоровья » является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.  

 Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к  природе.  

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и  неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства  красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.  

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения  здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей  человеческой способности любви.  

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.  

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.  

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами,  правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.  

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.  

Раздел 2. Планируемые результаты реализации курса "Азбука здоровья".

Результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

Личностными результатами   программы внеурочной деятельности по общекультурному  направлению «Азбука здоровья»  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).  

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. регулятивные ууд: 
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться         совместно         с         учителем         и         другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  1. познавательные ууд: 
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);  
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей

(предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

  1. коммуникативные ууд: 
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

 

оздоровительные         результаты программы         внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

 

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

     1 КЛАСС

На первом году обучения учащиеся узнают, как  заботиться об органах чувств, правильно ухаживать за зубами, руками и ногами; учатся правильному  питанию, узнают, как сон сделать полезным, знакомятся с правилами поведения в школе, обучаются искоренять свои вредные привычки не только на теоретических занятиях, но и в играх. 

 

Раздел 3          Содержание  курса "азбука здоровья"

1 класс (33 часа) 

Дружи с водой (2ч)  Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.

Забота об органах чувств (5 ч)  Глаза – главные помощники человека. Чтобы уши слышали. Зачем человеку кожа.  Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.

Уход за зубами (3 ч)  Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.

Уход за руками и ногами (1 ч)  «Рабочие инструменты» человека.

Как следует питаться (2 ч)  Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая Пища для всей семьи.

Как сделать сон полезным (1 ч)  Сон – лучшее лекарство.

Настроение в школе (2 ч)  Как настроение?

Настроение после школы(1 ч)  Я пришёл из школы.

Поведение в школе (2 ч)  Я – ученик.

Вредные привычки (2 ч)

Мышцы, кости и суставы (2 ч)  Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина.

Как закаляться (2 ч)  Если хочешь быть здоров.

Как правильно вести себя на воде (1 ч)  Правила безопасности на воде.

Народные игры.(2 ч)

Подвижные игры (3ч)

Доктора природы(2 ч)

 

ФОРМЫ РАБОТЫ В ПЕРВОМ КЛАССЕ:  

  • Экскурсии
  • Игры
  • Практические занятия
  • Воспитательное мероприятие
  • Викторины

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «Азбука здоровья». 1 КЛАСС(33 часа) 

 

 

Тема занятия 

Количество часов 

 Сроки

1.

Дружи с водой.

2

 

2.

Забота об органах чувств.

4

 

3.

Уход за зубами.

3

 

4.

Уход за руками и ногами.

1

 

5.

Уход за руками и ногами.

1

 

6.

Забота о коже.

2

 

7.

Как следует питаться.

2

 

8.

Как сделать сон полезным.

1

 

9.

Настроение в школе.

1

 

10.  

Настроение после школы

1

 

11.

Поведение в школе

1

 

12.

Вредные привычки.

2

 

13.

Мышцы, кости и суставы.

2

 

14.

Как закаляться.

1

 

15.  

Как правильно вести себя на воде.

1

 

16.

Народные игры.

2

 

17.

Подвижные игры.

4

 

18.

Доктора природы.

2

 

Всего: 33 часа

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

1

Советы доктора Воды. 

1

Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».

2

Друзья         Вода         и мыло 

1

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах.

Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

3

Глаза – главные помощники человека.

1

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно».

Правила бережного отношения к зрению.

4

Подвижные игры

1

Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, трибеги!»  

5

Чтобы         уши слышали.

1

Разыгрывание         ситуации.         Проведение         опытов.

Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.

6

Почему         болят зубы.

1

Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации.  Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

7

Чтобы зубы были здоровыми.

1

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест. 

8

Как сохранить улыбку красивой?

1

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.  

9

«Рабочие инструменты» человека.

1

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Играсоревнование «Кто больше?» Памятка  «Это полезно знать». Практическая работа. 

10

Подвижные игры.

1

Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».

11

Зачем         человеку кожа.

1

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко».  Правила  ухода за кожей.  

12

Надёжная защита организма.

1

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа.     Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».     Моделирование схемы. Тест.

13

Если         кожа повреждена.

1

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

14

Подвижные игры.

1

Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».

15

        Питание         –

необходимое условие для жизни человека.

1

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».  

16

Здоровая пища для всей семьи.

1

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?».

Золотые правила питания.

17

        Сон         –         лучшее

лекарство

1

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».  

18

Как настроение?

1

Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.  

19

Я         пришёл         из школы.

1

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».  

20

Подвижные игры по выбору детей.

1

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».  

21

Я – ученик.  

2

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила».

22

Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».  

23

Вредные привычки.

2

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации.

24

Слово учителя. Заучивание слов.  Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.  

25

Подвижные игры.

1

Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».

26

Скелет         –         наша опора.

1

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.

27

Осанка – стройная спина!

1

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

28

Если хочешь быть здоров.

1

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»  

29

Правила безопасности         на воде.

1

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

30

Подвижные игры.

1

По выбору учащихся.

31

Весёлые старты.

1

Командные соревнования.

32-33

Обобщающие занятия

«Доктора здоровья».

2

Встреча         с         докторами         здоровья.         Игра-рассуждение

«Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

Итого:  33 ч 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Объяснять

положительные         и

отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков.  

Формулировать

самому         простые правила поведения в природе.

Испытывать любовь  к красоте         родной природы.

 

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

 

Предполагать, какая информация необходима.

 

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

 

 

2 КЛАСС  

На втором году обучения  учащиеся знакомятся  с правилами безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде;  обучаются правилам обращения с огнём;  как уберечься от поражения электрическим током; уберечься от порезов, ушибов, переломов. Обучаются правилам оказания  первой медицинской помощи.

 

Раздел 3. Содержание  курса "азбука здоровья"                           2,4 классы – 34 часа 

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Основное содержание

1

Введение. Вот мы и в школе

4

личная гигиена, значение гимнастики для организма

утренней

2

Питание и здоровье

5

основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого

3

Моё здоровье в моих руках

7

влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и

опорно-двигательного аппарата

4

Я в школе и дома

6

социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона

5

Чтоб         забыть         про

докторов

4

закаливание организма

6

Я и моё ближайшее окружение

4

развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома

7

Вот и стали мы на год  взрослей

4

первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода

Итого:

34

 

 

ФОРМЫ РАБОТЫ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ:  

  • Экскурсии
  • Игры
  • Практические занятия
  • Воспитательное мероприятие
  • Викторины                                

 

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование  2   класс

п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Введение  «Вот мы и в школе» (4 ч.)

1

Что мы знаем о ЗОЖ

 

 

2

По стране Здоровейке

 

 

3

В гостях у Мойдодыра

 

 

4

Я хозяин своего здоровья

 

 

Питание и здоровье (5 ч.)

5

Правильное питание – залог здоровья. Меню из трех блюд на всю жизнь

 

 

6

Культура питания. Этикет

 

 

7

 Я выбираю кашу

 

 

8

Что даёт нам море

 

 

9

Светофор здорового питания

 

 

Моё здоровье в моих руках (7 ч.)

10

Сон и его значение для здоровья человека

 

 

11

Закаливание в домашних условиях

 

 

12

День здоровья «Будьте здоровы»

 

 

13

Иммунитет

 

 

14

Как сохранять и укреплять свое здоровье

 

 

15

Спорт в жизни ребёнка.

 

 

16

Слагаемые здоровья

 

 

Я в школе и дома (6 ч.)

17

Я и мои одноклассники

 

 

18

Почему устают глаза?

 

 

19

Гигиена позвоночника. Сколиоз  

 

 

20

Шалости и травмы  

 

 

21

 «Я сажусь за уроки». Переутомление и утомление  

 

 

22

Умники и умницы

 

 

Чтоб забыть про докторов (4 ч.)

23

«Как мы спасли витаминку». Познавательная игровая программа  

 

 

24

Как защитить себя от болезни

 

 

25

День здоровья «Самый здоровый класс»

 

 

26

«Разговор о правильном питании». Вкусные и полезные вкусности

 

 

Я и моё ближайшее окружение (4 ч.)

27

Мир эмоций и чувств

 

 

28

Вредные привычки

 

 

29

«Веснянка»

 

 

30

В мире интересного

 

 

«Вот и стали мы на год  взрослей» (4 ч.) 

31

Я и опасность

 

 

32

Вариативное занятие  

 

 

33

Первая помощь при отравлении

 

 

34

Наши успехи и достижения

 

 

 

Всего – 34 часа ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ожидаемые результаты.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Осознавать         себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в         том         числе объяснять,         что связывает         тебя         с твоими         близкими, одноклассниками, друзьями. Формулировать

самому         простые правила поведения в природе.

Испытывать         чувство гордости за красоту родной природы.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

 

 

Предполагать, какая информация необходима. Самостоятельно отбирать решения   учебных задач, необходим

словари, справочники, энциклопедии. Сопоставлять отбирать информацию, полученную различных источников.

 

для ые

и

из

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное

взаимодействие         в группе.

 

 

К концу 2 классаучащиеся должны знать: 

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

  • выполнять         санитарно-гигиенические         требования:         соблюдать         личную         гигиену         и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;  осуществлять активную оздоровительную деятельность;  формировать своё здоровье. Учащиеся должны знать:
  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

 

 

  1. КЛАСС

В третьем классе учатся уважительному отношению к родителям, близким; учатся выбирать друзей; воспитывают в себе чувство сострадания к беспомощным и больным; усваивают правила  поведения в общественных местах.

 

                         СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

 

3 класс – 34 часа 

Чего не надо бояться(1ч)Как воспитывать уверенность и бесстрашие 

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным(2ч)  Учимся думать. Спеши делать добро.

Почему мы говорим неправду(2ч)  Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках

Почему мы не слушаемся родителей(2ч)   Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

Надо ли уметь сдерживать себя(2ч)   Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность

Не грызи ногти, не ковыряй в носу(2ч)    Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек (продолжение)

Как относиться к подаркам(2ч)     Я принимаю подарок. Я дарю подарок

Как следует относиться к наказаниям(1ч)  Наказание

Как нужно одеваться(1ч)  Одежда

Как вести себя с незнакомыми людьми(1ч)  Ответственное поведение

Как вести себя, когда что – то болит(1ч)  Боль

Как вести себя за столом(2ч)  Сервировка стола. Правила поведения за столом

Как вести себя в гостях(1ч)  Ты идёшь в гости

Как вести себя в общественных местах(2ч)  Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе

«Нехорошие слова». Недобрые шутки(2ч)  Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону

Что делать. Если не хочется в школу(1ч)  Помоги себе сам

Чем заняться после школы(1ч)  Умей организовать свой досуг

Как выбрать друзей(2ч)  Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом

Как помочь родителям(1ч)    Как доставить родителям радость

Как помочь больным и беспомощным(2ч)    Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро 

Повторение(3ч)    Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни

ФОРМЫ РАБОТЫ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ:  

  • Экскурсии
  • Игры
  • Практические занятия
  • Воспитательное мероприятие
  • Викторины
  • Дискуссии

Тематическое планирование курса  «Азбука здоровья» 

3 класс  (  34 часа)

 

 

Тема занятия 

Количество часов 

Сроки  

1.

Чего не  надо бояться.

1

 

2.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

2

 

3.

Почему мы говорим неправду.

2

 

4.

Почему мы не слушаемся родителей.

2

 

5.

Надо уметь сдерживать себя.

2

 

6.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

2

 

7.

Как относиться к подаркам.

2

 

8.

Как следует относиться к наказаниям.

1

 

9.

Как нужно одеваться.

1

 

10.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

1

 

11.

Как вести себя, когда что-то болит.

1

 

12.

Как вести себя за столом.

2

 

13.

Как вести в гостях.

1

 

14.

Как вести себя в общественных местах.

2

 

15.

«Нехорошие слова».  Недобрые шутки.

2

 

16.

Что делать, если не хочется в школу.

1

 

17.

Чем заняться после школы.

1

 

18.

Как выбрать друзей.

2

 

19.

Как помочь родителям.

1

 

20.

Как помочь беспомощным и больным.

2

 

21.

Повторение.

3

 

Всего-34 часа 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Тема 1.         Как воспитывать уверенность и бесстрашие.(1час) 

Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.

Тема  2. Учимся думать. (1час) 

Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».

        Тема 3.         Спеши делать добро.(1час)

Игра «Продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

Тема 4.Поможет ли нам обман.(1час)

Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа.

Тема 5. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.(1час)

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов.

Заучивание пословиц о правде и лжи.

        Тема 6.         Надо ли прислушиваться к советам родителей.(1час)

Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка».

        Тема 7.         Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.(1час)

Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровительная минутка. Игра «Почему нам запрещают?».  

        Тема 8.         Все ли желания выполнимы.(1час)\

Беседа по теме. Анализ ситуаций в  стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка. Толкование пословиц и крылатых выражений.

Тема  9. Как воспитать в себе сдержанность.(1час)

Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.

Тема10- 11. Как отучить себя от вредных привычек.(2часа)

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов.

Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия. Тема12. Я принимаю подарок.(1час)

Беседа по теме. Игра «Закончите предложение».  Анализ ситуации в стихотворении Г Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».

Тема13. Я дарю подарки.(1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э Успенского «У нашей мамы праздник» и  стихотворении Г Остера «Если друг на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и его происхождение. Игра «Выбери ответ».  Составление памятки «Это полезно знать!».

Тема 14.Наказание. (1час) 

Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении ЭМошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа.

Тема 15.Одежда. (1час)

Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении ЭМошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение  высказывания  А. П. Чехова.

Тема 16.Ответственное поведение. (1час)

Беседа по теме.  Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».

Тема 17. Боль. (1час) 

Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу».

Тема 18.Сервировка стола. (1час)

Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в кафе».

Тема 19.Правила поведения за столом. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…» Работа над правилами поведения за столом. Анализ ситуации в стихотворении  Г. Остера «От знакомых уходя…»

Тема 20.Ты идешь в гости . (1час)

Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить…»

Тема 21. Как вести себя в транспорте и на улице. (1час)

Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный  ответ».  

Тема 22. Как вести себя в театре, кино, школе. (1час)  

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке».

Тема 23. Умеем ли мы вежливо обращаться. (1час)

Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.  

Тема 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону. (1час)

Беседа по теме. Игра «Телефон».  Составление  памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».  

Тема 25.Помоги себе сам. (1час)

Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение  и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении  Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».

Тема 26. Умей организовать свой досуг. (1час)

Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации  в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).

Тема 27. Что такое дружба. (1час)

Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».  

Тема 28. Кто может считаться настоящим другом. (1час)

Беседа по теме. Чтение и анализ  отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери  «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»

Тема 29. Как доставить родителям радость. (1час)

Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра  «Комплимент».  

Тема 30. Если кому - нибудь нужна твоя помощь. (1час) 

Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н.

Толстого «Старый дед и внучек».

Тема 31. Спешите делать добро. (1час)

Беседа по теме. Толкование пословиц. Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей  о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение стихотворений о доброте.

Тема 32. Огонек здоровья. (1час)

Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.  

Тема 33. Путешествие в страну здоровья. (1час)

Игра- путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой).

Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д. Тема 34. Культура здорового образа жизни. (1час)

Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.

Ожидаемые результаты  

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Осознавать         себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в         том         числе объяснять,         что связывает         тебя         с твоими         близкими, одноклассниками, друзьями. Объяснять

положительные         и

отрицательные оценки, в том числе

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Составлять план выполнения задач.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Предполагать, какая информация необходима. Самостоятельно

отбирать для решения   учебных задач, необходимые

словари, справочники, энциклопедии.

Сопоставлять         и

отбирать

информацию,

полученную         из

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное

взаимодействие         в

неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Формулировать

самому         простые правила поведения в природе.

Испытывать         чувство гордости за красоту родной природы.

Вырабатывать         в  противоречивых жизненных ситуациях  правила поведения.

 

Составлять и отбирать информацию,

полученную         из различных

источников

 

различных

источников

 

группе.

 

 

 

4 КЛАСС

    Учащиеся воспитывают в себе нравственные и этические качества; уверенность и бесстрашие; сдержанность;  умение преодолевать вредные привычки. Учатся заботиться о себе и своей семье.

 

                              СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

                                4 КЛАСС – 34  ч                                                        

 

Наше здоровье(4ч)  Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс 

Как помочь сохранить себе здоровье(3ч)  Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.

Что зависит от моего решения(2ч)  Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение.

Злой волшебник – табак(1ч)  Что мы знаем о курении

Почему некоторые привычки называются вредными(5ч)  Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

Помоги себе сам(1ч)  Волевое поведение.

Злой волшебник – алкоголь(3ч)  Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор               Злой волшебник – наркотик(2ч)  Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения.

Мы – одна семья(2ч)  Мальчишки и девчонки. Моя семья.

Повторение(11ч)Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ:  

  • Экскурсии
  • Игры
  • Практические занятия
  • Воспитательное мероприятие
  • Викторины
  • Дискуссии
  • КВН

Тематическое планирование

курса «Азбука здоровья» 

4 класс (34 часа)

 

Тема занятия 

Количество часов 

Сроки  

1.

Наше здоровье.

4

 

2.

Как помочь сохранить здоровье.

3

 

3.

Что зависит от моего решения.

2

 

4.

Злой волшебник – табак.

1

 

5.

Почему некоторые привычки называются вредными.

5

 

6.

Помоги себе сам.

1

 

7.

Злой волшебник – алкоголь.

3

 

8.

Злой волшебник – наркотик.

2

 

9.

Мы – одна семья.

2

 

10.

Повторение.

11

 

Всего-34 часа

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. Что такое здоровье? (1час)

Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра

«Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»

Тема 2.Что такое эмоции? (1час)

Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».  

Тема 3.Чувства и поступки. (1час)

Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?»  Творческая работа в тетради.

Тема 4.Стресс. (1час) 

Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.

Тема 5.Учимся думать и действовать. (1час)

Повторение. Чтение  и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме.

Игра «Что? Зачем? Как?»

Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий. (1час)

Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры

«Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»

Тема 7. Умей выбирать. (1час) 

Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент».

Тема 8. Принимаю решение.(1час)

 Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»

Тема 9.Я отвечаю за своё решение.(1час)

Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».  

Тема 10.Что мы знаем о курении. (1час)

Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.

Тема 11.Зависимость. (1час)

Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».  

Тема 12.Умей сказать НЕТ. (1час)

Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».  

Тема 13.Как сказать НЕТ. (1час)

Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.

Тема 14.Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? (1час)

Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.

Тема 15.Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. (1час)

Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.

Тема 16. Волевое поведение. (1час)

Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.

Тема 17.  Алкоголь. (1час)

Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!

Тема 18. Алкоголь – ошибка. (1час)

Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.

Тема 19. Алкоголь – сделай выбор. ( 1час)

Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка.  Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.

Тема 20.Наркотик. (1час)

Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка.

Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».  

Тема 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения. (1час)

Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.  

Тема 22.Мальчишки и девчонки. (1час)

Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа. Тема 23.Моя семья. (1час)

Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение».

Тема 24.Дружба. (1час)

Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.  

Тема 25. День здоровья. (1час)

 Открытие праздника. Игры и соревнования.  Тема 26.Умеем ли мы правильно питаться?(1час)

Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом. Тема 27.Я выбираю кашу. (1час)

Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку».

Тема 28.Чистота и здоровье. (1час)

Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».

Тема 29.Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие) (1час)

Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить!

Работа со стихотворением.

Тема 30.Чистота и порядок (продолжение путешествия). (1час)

Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.

Тема 31. Будем делать хорошо и не будем плохо.(1час)

Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка.

Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений. Тема 32.КВН «Наше здоровье» (1час)

Тема 33.Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник) (1час)

Тема 34. Будем здоровы. (1час)

Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».  

 

Ожидаемые результаты.

 

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Осознавать         себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в         том         числе объяснять,         что связывает         тебя         с твоими         близкими, одноклассниками, друзьями. Объяснять

положительные         и

отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Формулировать

самому         простые правила поведения в природе.

Испытывать         чувство гордости за красоту родной природы.

Вырабатывать         в  

противоречивых

Определять         цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать         средства         её осуществления.

Составлять         план выполнения задач.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Составлять и отбирать информацию,

полученную         из различных источников

 

Предполагать, какая информация необходима.

Самостоятельно

отбирать для решения   учебных задач, необходимые

словари, справочники, энциклопедии.

Сопоставлять         и

отбирать

информацию,

полученную         из

различных источников

 

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

Организовывать учебное

взаимодействие         в группе.

 

жизненных ситуациях  правила поведения.

 

 

 

Литература, использованная при подготовке программы 

 

  1. Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. Методическое руководство для специалистов ЛФК и фитнес-центров. СПб, 2000.
  2. Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
  3. Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
  4. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000.
  5. Иванов М.С. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М., 1975.
  6. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003.
  7. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998.
  8. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002.
  9. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999.
  10. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005.
  11. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005.
  12. Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб: Комета, 1994.
  13. Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. М.: Сов. Спорт, 1989.
  14. Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2004.
  15. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003.
  16. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003.
  17. Трищак Е. Энциклопедия массажа от А до Я. М.: Ринол, 2003.
  18. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. М., 1998.
  19. Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.

Источники, используемые для подготовки и проведения занятий

 

1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.  Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

2.Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

4.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

5.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

6.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.

7 Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

8.Гостюшин А.В.Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

  1. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
  2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
  3. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
  4. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
  5. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
  6. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
  7. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
  8. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
  9. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь-

М.,1997

  1. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
  2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
  3. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
  4. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980  22Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.

 

Материально-техническое обеспечение

 

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения 

Информационно-коммуникационные  средства

 

  1. Персональный компьютер  
  2. Мультимедийный проектор

Доска         магнитно-маркерная антибликовым покрытием

 

 

Цифровые образовательные ресурсы

http://school-collection.edu.ru/