Консультации для педагогов

Ишдавлетова Айгуль Кутлубаевна

Консультации для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми или неподготовленный диалог. Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи, развивать навыки диалогической и монологической речи.

При проведении разговоров рекомендуется учитывать  следующее:

- Начинать разговор можно только в том случае, если ребёнок не знает, чем заняться. Если он увлечён интересным для него делом, то разговор   будет не уместным;

  • Разговор проходит в спокойной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то;
  • Внимание к одному ребёнку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть чем они занимаются, во что играют;
  • Говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали;
  • Необходимо знать каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье.

Речь взрослого может быть оформлена по-разному: в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений.  Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.

 Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

В младших группах речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном в реальных жизненных ситуациях общения и в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду.  Важно воспитателю с самого начала расположить к себе ребенка, приласкать и заинтересовать его. Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики : (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? И т. д.). Это могут быть привлекательные игрушки, яркие картинки. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок этого возраста может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя есть игрушки? И др.).

 В средней группе ребёнок постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым, начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? зачем? и др. Дети пяти лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д. В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки.

В старшей группе можно предложить вспомнить свои игрушки, игры дома, на улице, любимые книжки и т. д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.

 В старшей и подготовительной группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети уже умеют более длительное время слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться самому. Разговоры их более длительны, запас знаний и интересов больше. Педагог обращает большое внимание на содержание речи, ее правильность. Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений. Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала к таким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепенно и менее активных. Сначала взрослый дает образец словесной просьбы. По мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает, и ребенок сам выбирает подходящую форму.

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

Таким образом, разговорная речь — наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

 Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. , либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.;

- начинать разговор можно только в том случае, если ребёнок не знает, чем заняться. Если он увлечён интересным для него делом, то разговор будет неуместным;

- разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу;

- внимание к одному ребёнку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют;


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №79» городского округа город

Стерлитамак Республики Башкортостан

- говорить надо так, чтобы у ребёнка осталось

, что происходит у них в семье.

Содержанием разговоров служит жизнь в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за

 и растениями, поступки детей, книги, мультфильмы, фильмы и т.д.

Консультация по развитию речи

«Метод разговора»

Подготовила:

Ишдавлетова А.К.

воспитатель гр.№ 10

2015г.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №79» городского округа город

Стерлитамак Республики Башкортостан

Консультация для педагогов

«Коммуникативное развитие»

Подготовила:

воспитатель группы №10

Ишдавлетова А.К.

Стерлитамак, 2017 год

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Ведь интенсивный темп жизни родителей не оставляет времени для живого общения с ребенком. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками  их ощущения. Современные дети не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения.  

Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности. И перед нами воспитателями ставятся следующие задачи:

  1. Одна из главных задач – научить дошкольников управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение ребёнка.
  2. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе.

2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).

3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях

6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра. 

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения. 

  1. Словесные методы: диалог, рассказ, чтение. Очень важно научить ребенка не только рассказывать, но и уметь слушать, не перебивая собеседника.
  2. Визуальные методы: использование наглядных пособий, рассматривание картинок.
  3. Практические упражнения: театрализованная инсценировка сказок, ситуаций. Воспитатель предлагает  различные ситуации: вашему другу грустно, сестренка заболела, бабушка потеряла очки. Каждый малыш должен предложить свою версию решения проблемы. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения: попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк.
  4. Игровые методы. Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Для налаживания диалогического общения использовать настольно-печатные, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами. В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка.
  5. Физиологические методы: психогимнастика, тренинг эмоций, «Разъяренная медведица», сочинение историй, поведенческий тренинг, игра «Хорошо – плохо». "Подари подарок другу" - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу
  6. Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки.

Для каждого возраста характерны свои особенности коммуникации. Формы общения дошкольников со сверстниками:

  1. Эмоционально-практическая. Характерна для младшего дошкольного возраста, когда ребёнок стремится к активной деятельности под действием эмоций. Дети 2-4 лет еще только учатся общению с ровесниками. Основным поведенческим эталоном продолжает оставаться взрослый, с которым малыш проводит большую часть времени.
  2. Ситуативно-деловая. В 4-5 лет дети не просто имитируют активность взрослых под действием эмоций. Деятельность ребенка становятся более осознанной. Малыши в 4-5 лет уже охотно имитируют взрослую жизнь. В этот период сверстник становится более предпочтительным партнером.
  3. Внеситуативно-деловая. Доминирует у детей 6-7 лет. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в этот период достигает наибольшей активности. Дети не просто обыгрывают готовые сюжеты, как это было в 4-5 лет. Они пытаются устанавливать свои собственные правила.

В процессе непосредственно-образовательной деятельности необходимо включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении.

Немаловажным также является и работа с семьей воспитанников,не стоит забывать, что навыки общения с окружающими формируются именно в семье. Поэтому разнообразные формы работы с родителями помогут в достижении результатов по коммуникативному развитию.

Из консультации «Развиваем речь ребенка вместе» родители могут познакомиться с речевыми играми-помощницами, убедятся в необходимости развивать и совершенствовать речь детей. Беседы помогают родителям, что читать детям по возрасту, какие вопросы нужно задавать после чтения произведений. Кроме этого утренники, фотовыставки, дни открытых дверей, совместный выпуск стенгазет, составление родословной.

Непрерывная работа по всем направлениям способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными, уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №79»  городского округа город

Стерлитамак Республики Башкортостан

МАСТЕР-КЛАСС

В РАМКАХ ГМО «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

НА ТЕМУ:

«Игровые технологии в формировании безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста»

ПОДГОТОВИЛА:

воспитатель первой категории

Ишдавлетова Айгуль Кутлубаевна


«Подвижные, как ртуть,

Неугомонные, живые,

Растут они, не ведая забот,

Родительскому сердцу дорогие.

И дети тоже чувствуют, что нет

Гарантий от опасностей и бед.

Но лишь тогда они проявят опасенье,

Коль будут знать, чего бояться им».

(Домокош Варга)

Цель мастер-класса: представить педагогам материалы организации работы по использованию игровых технологий в формировании безопасного поведения в быту у дошкольников.

Задачи:

- Раскрыть перед педагогами специфику игровых технологий, роль игровых технологий в формировании безопасного поведения в быту у дошкольников.

- Совершенствовать знания педагогов в системе работы с детьми по освоению основных правил безопасного поведения.

Ребенок - дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру, ему свойственно ощущение безопасности, в том числе и в различных опасных ситуациях в быту. Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасной ситуации, ребенок сумел найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья.

Как же доступно и интересно преподнести детям этот достаточно сложный материал?

Способы безопасного поведения, оказание помощи самому себе и другому, правила поведения в стандартных опасных ситуациях, ребенок должен усвоить через ведущую деятельность, т.е. через игру.

Эффективным средством формирования безопасного поведения у дошкольников считаются игровые технологии, так как именно в игровой деятельности дети соотносят своё поведение с образцом поведения, анализируют свои поступки и поступки окружающих, осознают свои действия и вырабатывают отношение к окружающей действительности.

Специфика «игровой технологии»

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом

Игровая технология - строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их:
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Это могут словесные игры и подвижные игры.

   Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные  к реальности. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Дети 6-7 лет  уже имеют багаж определённых знаний по ОБЖ. На этом возрастном периоде важным становится закрепление полученных знаний и навыков. Ребёнок должен осознанно относиться положительно к соблюдениям правил безопасности в быту. Игра всё так же будем одним из самых успешных методов донесения нужной информации. Сюжетно-ролевые игры дают возможность ребёнку делать собственный выбор в игре, тем самым показывая своё отношение к происходящим ситуациям. В рамках проекта «Неделя безопасности» с целью предотвращения пожаров в быту была проведена целевая прогулка с пожарными-спасателями. В ходе учебного занятия дети побывали в роли пожарного. Ребятам спасатели разрешили примерить огнеупорный костюм, каску, познакомились со специальной техникой. После чего была проведена игра-викторина «Если вдруг возник пожар» и подвижная игра «Тушим пожар». Цель: формировать элементарные знания о пожарной безопасности. По кругу выстроены стулья, на которых лежат игрушечные огнетушители. Количество стульев с огнетушителями на одну единицу меньше, чем игроков. Дети бегают вокруг стульев. По сигналу ведущего нужно взять огнетушитель в руки и поднять вверх. Из игры выходит тот, кто не добрался до игрушки. Победителем будет игрок, поднявший последний огнетушитель на стуле.

Дидактические игры в старшем дошкольном возрасте уже усложняются, требуют большей внимательности и усидчивости.

 «В мире опасных предметов».

Цель: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать самосознание, воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: игровое поле с изображением опасных предметов быта, фишки, кубик.

Ход игры: Дети по очереди бросают кубик и передвигает свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.

«Дидактический кубик»

Цель: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание.

Материал: кубик на гранях которого приклеены картинки, с изображением, например, пожара, затопления, электроприбора и острых предметов.

Ход игры: Дети по очереди бросают кубик. И рассказывают о той опасности, которая изображена на выпавшей грани.

Задания могут быть следующие:

- Рассказать о последствиях опасности;

- О предотвращении этой опасности;

- О действиях, которые необходимо выполнять, если такая ситуация произошла.

Практическая часть

1. «Часы безопасности».

Цель игры: закреплять у детей дошкольников правила обращения с предметами быта.

Материал: часы в форме «Цветика-семицветика» со стрелкой, вместо цифр картинки с изображением опасных предметов (таблетки, открытое окно, газовая плита, нож т.д.)

Ход игры: Дети по очереди крутят стрелку. На изображении какой картинки стрелка остановится, про тот предмет следует рассказать.

2. Дидактическая игра: «Слушай внимательно»

Я буду я буду читать стишки, а вы хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!» или промолчать.

Будьте внимательны:

1. Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери? (это я, это я.)

2. Я пилюли и таблетки, тайком глотаю как конфетки.

3. Коль звонит дверной звонок, посмотрю сперва в глазок. (это я, это я.)

4. Если ножницы достал, уберу туда, где взял. (это я, это я.)

5. Кто из вас из окошка, кидает игрушки и картошку?

6. Когда в кастрюле кипяток,

Не прикасаюсь к ней, дружок! (это я, это я.)

     Таким образом, умение детей ориентироваться в различных ситуациях и принимать самостоятельные решения для выхода из трудных опасных моментов жизни, дает нам уверенность в безопасности наших детей, тогда, когда мы в силу разных причин не можем находиться рядом с ними.

Я вас благодарю за внимание, и надеюсь, что использованные методы в мастер-классе помогут вам в работе. Я предлагаю вам на память буклеты, в которых содержится картотека игр по формированию безопасности в быту.