КОМПОЗИТОРЫ

Павлова Наталья  Владимировна

Что повлияло на творчество Моцарта и Бетховена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bethoven.doc28 КБ
Microsoft Office document icon motsart.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Людвиг ван Бетховен 1770 – 1827

Бетховен родился в 1770г. в Бонне. Дед и отец играли у курфюриста.

   Плохие условия жизни у Людвига из-за нищеты. С самого детства у него проявилась неприязнь к отцу.

   В детстве он умел играть на клавесине, органе, скрипке, альте и флейте. В 11 лет Людвиг ван Бетховен уже работал, замещал органиста в церкви. В 12 сочинил свое первое произведение (Вариации для фортепиано на тему марша), а  в 14 лет получил место органиста при княжеском дворе. Он давал уроки музыки в богатых домах. Из-за сурового детства он стал замкнутым, но сосредоточенным, стремился к уединению.

   Серьезные занятия Бетховена начались в 1782 году. Первый настоящий учитель Бетховена стал музыкант и композитор Готлибом Нефе. По совету Нефе Бетховен стал много читать и изучать иностранные языки. Нефе не только учил Бетховена музыки, но и знакомил молодого музыканта с лучшими традициями немецких классиков, занимался серьезными беседами.

   Через много лет, когда Бетховен уехал в Вену, он написал Нефе: “Если мне суждено прославиться, этим я буду обязан Вам”. Постепенно, когда Бетховен прославился, он все реже занимался своим образованием, и делал большие успехи.

   В 1787 году, накопив немного денег, он, собрав свои сочинения, отправился в далекий путь – в Вену к Моцарту.

   Приехав к Моцарту (великому композитору), он начал играть ему свои произведения, когда он сыграл, Моцарт вышел из зала и сказал “Обратите внимание на этого человека. Он заставит всех говорить о себе!”

   Бетховен мечтал учиться у Моцарта, но его судьба распорядилась иначе – заболела мама, и Людвигу пришлось вернуться в Бону. Мать умерла у него на руках и на Бетховена ложились все домашние проблемы. Ему надо было воспитывать двух младших братьев и вести тяжелую тяжбу с отцом (т.к. он еще пил) и еще плюс ко всему ему надо было работать. Ведь Моцарт сказал ему, что он избрал правильный путь.

   В 1789г. Бетховен поступил в Боннский университет  на философский факультет, но проучился он там не долго, не мог позволить такую «роскошь».

    Но эти уроки не прошли даром. За 10 лет творческой работы к 1792г. Бетховен создал около 50 сочинений. А у Моцарта к этому времени было уже около 300 творений (Оперы, симфонии, концерты) У Бетховена же это были в основном фортепианные пьесы, три сонаты, три квартета и др.

   В 1792 на пути из Лондона в Вену в бонне остановился Гайдн. Гайдн посоветовал Бетховену ехать в Вену.

   В 1796г. Бетховен гастролировал в Праге и Берлине.

   В 1799г. Бетховен оглох. И только в 1801 он решился рассказать Вегелеру о его несчастье.

   В то время Бетховен влюбился в девушку Джульетту Гвичарди, но семья Джульетты не разрешила ей связывать жизнь с музыкантом – плебеем. Хотя и сама девушка не желала с ним встречаться и связала свою жизнь с пустым, но богатым  и знатным графом. После всех этих бед Бетховен хотел совершить самоубийство, и только музыка, мысль о том, что он может доставлять людям радость, спасла его.

   Первые работы Бетховена были опубликованы в 1783г. Умер он в возрасте 57 лет. В последние годы жизни Бетховен начал писать много музыки. Он даже не думал о том понравится музыка слушателям или нет. А одному из критиков он даже сказал: «Это не для вас. Это для будущего поколения».

   «Музыка должна высекать огонь из груди человеческой» - говорил Бетховен.

    В музыкальном отношении его творчество с одной стороны продолжало традиции венского классицизма, с другой – запечатлело черты нового, романтического искусства.    



Предварительный просмотр:

                                 Вольфганг Амадей Моцарт 1756 – 1791

   Моцарт родился в 1756 году в семье музыканта, и отец, Леопольд Моцарт, бывший придворным музыкантом архиепископа Зальцбургского, сам мог дать своему гениальному сыну хорошее музыкальное образование.

   Все, кто знал Моцарта, уже в самые ранние годы смотрели на него, как на чудо, называли волшебником, чародеем. Мальчику было всего три года, когда он смог, с трудом взбираясь на стул возле клавесина, повторить двумя руками только что сыгранную отцом пьесу. В четыре года он уже сочинял собственные пьесы, но, еще не умея записывать ноты, «диктовал» их, то есть  играл на клавесине своему отцу, а тот записывал их на нотную бумагу.

   К шести годам Моцарт стал настоящим виртуозом - клавесинистом и автором многих сочинений для разных инструментов. В этом возрасте он совершил свою первую концертную поездку. В семь лет маленький музыкант был уже известен во многих странах Европы. По словам отца, в восемь лет он знал и умел все, что можно было требовать от профессора сорока лет.

   Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была чудом. Но во всем остальном он оставался обычным ребенком – шалуном, веселым, добрым и послушным сыном.

   Слава пришла к Моцарту очень рано. Моцарт посетил много городов: Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Женеву.

   В Париже им были написаны первые сонаты для скрипки с клавиром. В Лондоне появились первые симфонии, которые еще упрочили его славу. Маленького Моцарта называли не иначе, как «чудо ΧVΙΙΙвека». После первой поездки молва пошумела и замолкла. Мода на «чудо-ребенка» выдохлась. Четырнадцатилетнего Вольфганга отец снова решил везти за границу – на этот раз в Италию, где музыка была в большом почете, от куда приезжали все оперные знаменитости и куда стремились все музыканты.

   Италия встретила юного музыканта восторженно. Его концерты вызывали такой ажиотаж, что иногда, чтобы пройти к залу, нужно было силой прокладывать дорогу среди слушателей.

   В Болонье наравне с взрослыми композиторами он участвовал в состязаниях филармонической академии. Ему дали одноголосную пьесу, которую он должен был развить в сложное четырехголосное произведение. Моцарт выполнил это задание за полчаса. Жюри было в восторге. И хотя по правилам в члены Болонской академии избирались только самые крупные композиторы не моложе 20лет, ради четырнадцатилетнего гения пришлось их нарушить – Моцарта избрали академиком.

   Поездка в Италию завершила его детство и юность. По возвращении в Зальцбург приехал Йозеф Гайдн. Похожие на австрийские народные песни мелодии Гайдна покорили Моцарта. Сам Гайдн оказался таким же добрым и приветливым, как и его музыка. Моцарт видел в сорокалетнем Гайдне своего главного учителя и друга. А зрелый, давно известный миру композитор относился к юному Вольфганга с уважением и говорил, что «может быть, раз в столетие появится такой талант», Других таких людей, как Гайдн, рядом с Моцартом не было.

   Как и отец, Моцарт получил место музыканта при дворе архиепископа в Зальцбурге. Каждое утро он должен был вместе с другими слугами стоять в передней хозяина и ждать распоряжений на день, терпеть постоянные издевательства и унижения. И, наконец, не выдержав, Моцарт подал архиепископу прошение об уходе. Никто из слуг никогда ранее не осмеливался добровольно отказаться от службы при дворе архиепископа. Неслыханная дерзость! Один из приближенных просто спустил Моцарта с лестницы. Потрясенный грубостью, Моцарт потерял сознание и надолго заболел.

   Зато как радостно стало на душе, когда наступили первые дни свободы. Моцарт приехал а Вену и с воодушевлением взялся за работу. Он писал, бегал по урокам, вечерами выступал перед публикой. Он был неутомим!

   В последние годы жизни из под пера Моцарта одно за другим выходили гениальные произведения. Это были оперы, вызывавшие неизменный восторг и восхищение.

   Последнее произведение Моцарта – «Реквием», похоронная месса. Он писал ее, будучи больным, лежа в постели. Сами обстоятельства заказа этого произведения произвели на  композитора неизгладимое впечатление. К нему явился незнакомый господин, одетый в черный плащ, и, не называя своего имени, заказал ему заупокойную мессу. Моцарт считал, что это посланник смерти, и реквием он пишет для себя.

   Это произведение стало лебединой песней Моцарта. Болезнь и смерть не дали ему завершить свое последнее творение. По записям композитора это сделал один из его учеников. В этой гениальной музыке Моцарт раскрыл свою глубокую любовь к людям. И сегодня это одно из самых известных произведений. Работа над реквиемом отняла у Моцарта последние силы. Он умер, не дожив даже до 36 лет.

   

   Творчество для Моцарта было жизненной потребностью. Писать музыку было необходимо так же, как дышать, есть, пить, спать. Он одинаково свободно владел формами светской и духовной, вокальной и инструментальной музыки. «Я завидую всем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию… желание писать оперы – моя идея фикс», - говорил он в начале своего пути. Такой же идеей фикс было для него желание писать симфонии, квартеты, сонаты. Причем в каждом из его творений – особое толкование жанра, постоянное обновление. Одинаковым оставалось только одно – стремление вперед.

   Гете, наблюдавший за творчеством Моцарта, спустя 40 лет после его смерти сказал, что в его произведениях «есть сила созидания, которая действует от поколения к поколению, и эта сила долго не исчерпает себя и не исчезнет».

   Эта сила созидания – основа жизнелюбивого таланта Вольфганга Амадея Моцарта.