Проект: «Наш дом природа» 2023 г.

Мягченкова  Екатерина Александровна

Результат:  Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний,

практических действий.

 Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к

природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Изготовление альбома на тему: «Животные из Красной книги »

Выпуск буклетов «Природа и мы», брошюр «Береги природу»

Фотогазета «Деревья Томской области»

Альбом с рисунками «Зимующие и перелётные птицы»

Итоговое мероприятие «В гостях у Старичка – Лесовичка»

Гербарий «Растения экологической тропы», «Деревья и кустарники»

Картотеки дидактических игр: круги Луллия по темам: «Деревья и их плоды», «Чей

листочек»,

«Альбом пословиц и поговорок, загадок, стихов о лесе и животных Томской области »,

«Сборник сказок о деревьях»

Книжки-малышки «Лекарственные растения»

Выставка детских работ

Количество участников: 28   воспитанни-ков, 2  педагога,  10 родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx313.44 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Воспитатели: Мягченкова Екатерина Александровна

Векилян Алла Альбертовна

                                     


Содержание

1.        Пояснительная записка        3

1.1 Актуальность        3

1.2. Проблемы        4

1.3 Гипотеза:        4

1.4 Цель и задачи проекта        4

1.5 Стратегия реализации проектной деятельности        5

1.6 Ожидаемые результаты проекта:        5

1.7 Интеграция образовательных областей        6

1.8   Формы работы по реализации проекта:        7

2.        План действий по реализации педагогического проекта        8

для детей 5-6 лет.        8

3.        План действий по реализации педагогического проекта        11

для детей 6-7 лет        11


  1. Пояснительная записка

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныни живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры,  носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в эклогии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

1.1 Актуальность

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Aктуaльнoсть пoднимaeмoй нами пpoблeмы зaключаeтся в тoм, чтo экoлoгичeскoe вoспитaние и oбpaзoваниe детeй – чpeзвычайнo актyальная пpoблемa нaстoящeгo вpемeни: тoлькo экoлoгичeскoe миpoвoззpeние, экoлoгическая кyльтypa нынe живyщих людeй, мoгyт вывeсти планeтy и чeлoвeчествo из тoгo катастрoфичeскoгo сoстoяния, в кoтopoм oни пpeбывают сeйчас.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, важно донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Современные детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

1.2. Проблемы

Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-6лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.

1.3 Гипотеза:

Формирование человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде  и умеющим жить в относительной гармонии с природой будет успешным, если создать определенную развивающую среду, работать в системе творчески, при активном участии родителей.

Новизна.

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен  на работу как педагогов,  детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Международного  экологического  календаря. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий,  обеспечивающих эффективность воспитательного процесса,  личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.

1.4 Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Задачи:
1.Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
3. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
4. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
5.Наладить взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами детского сада по формированию основ экологического воспитания.

1.5 Стратегия реализации проектной деятельности

1 этап - аналитический .

     Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный:  планирование и прогнозирование предстоящей работы.

     Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования  через проведения экологических акций.

3 этап – практическая деятельность .

     Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

 4 этап – итоговый, диагностический .

     Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических  действий на следующий год.

1.6 Ожидаемые результаты проекта:

Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды («Экологическая тропа»)

У детей сформируются:

- экологические знания, экологическая культура;

- сознание важности природоохранных мероприятий;

- навыки правильного поведения в природной среде;

- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;

- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание   отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой  деятельности.

У родителей:

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране  природы;

- гармонизируются детско-педагогические отношения;

- повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов и технологий  в работе с детьми и родителями по   экологическому воспитанию.

1.7 Интеграция образовательных областей

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.

  • Тематические НОД экологической направленности.
  • Познавательно - исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике .
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видиофильмов;
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы
  • Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
  • Сочинение экологических сказок. и, викторина, «Что, где, когда»

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры                             - театрализованные игры. .интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда» Экологические интеллектуальные игры.

 Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

ход за растениями и посадками в группе;

- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;

- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:        

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно - модельная деятельность.

Музыкально – досуговая  деятельность,  экологические праздники.

Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

- спортивные, подвижные  игры;

спортивные досуги, праздники экологического содержания

1.8   Формы работы по реализации проекта:

  •        наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
  • создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
  • познавательное чтение;
  • “Уроки доброты”;
  • конкурсы и викторины,;
  • продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
  • лаборатория  (опыты и эксперименты);
  • выпуск экологический газеты,
  • развлечение  “Волшебная экология”;
  • инсценировки и театрализации;
  • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
  • эколого-познавательные праздники и развлечения.


  1. План действий по реализации педагогического проекта

для детей 5-6 лет.

АКЦИЯ «Интересно, что у нас под ногами?»                                             (сентябрь-октябрь)

Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.

№ п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе»

«Деревья наши зеленые друзья»

Помощь в составлении гербариев. Развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей.

2.

Экологические тропа

Выставка из природного материала «Дары осени», «Гусиный пруд» из природного материала.

Сбор семян для кормления птиц.

Активизация родителей в работу группы детского сада – участие в выставке «Дары осени»

3.

Экологическая газета

Акция «Помоги амурскому тигру»

Изготовление буклетов по защите амурского тигра. Приобщать родителей к экологическому воспитанию в рамках ДОУ

4.

Экологическая газета

Изготовление и оформление стенгазеты «Золотая осень».

Подбор фотографий для стенгазеты 

АКЦИЯ «Птичье меню»                                                                            (ноябрь-декабрь)

 Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Птицам нет еды

Наблюдение, беседа.

Оформление коробки для корма птиц

2.

Экологические знаки

Аппликация (коллективная работа) «Птичья столовая»

Составление слайдов,  что едят птички

3.

Экологическая тропа

Экскурсии по д/с.

Раскладывание корма в кормушки.

Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе

4.

Экологическая газета

«Синичкин день» - развлечение в группе. «День моржа» - изготовление стенгазеты.

«Покормите птиц зимой» - плакат экологической направленности.

АКЦИЯ: «Ёлочка-краса»                                                                                      (январь-февраль)

Цель: обучение общению с природой, бережному  отношению к елям.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Вырубка елей к новогоднему празднику.

Посадка семян елки.

Выставка поделок из природного материала «Шишечка сосновая, шишечка еловая»

Выпуск плакатов по защите от вырубки елей; участие в выставке из природного материала.

2.

Экологические знаки

Изготовление альбома «Спасём ёлочку»

Изготовление табличек знаков «Не рубите ели» Фотовыставка новогодней ели на своей экологической тропе в своей семье.

3.

Экологическая тропа

Цикл наблюдений за елью. Укрыть ёлочку снегом.

Установка знаков по экологической тропе.

4.

Экологическая газета

«Кто дружит с елью?»

Выставка рисунков «Всемирный день защиты морских млекопитающих»

Оформление стенгазеты ко дню заповедников и национальных парков.


АКЦИЯ «Капелька воды», «Берегите лес», «День Земли»                                                                              (март-апрель)

Цель: Формирование представлений   о значении воды, Земли, леса в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога: вода  в опасности

Капитошка рассказывает…

Опыты по изучению свойств воды.

Создание семейной  лаборатории. Выставка  «Запрещающие знаки»

2.

Экологические знаки

Рисование «Мы все в ответе за нашу планету»

Разучивание стихов о воде, земле, лесе в семейном кругу.

3.

Экологическая тропа

Развлечение «Вода и птички»

Изготовление атрибутов к развлечению

4.

Экологическая газета

Составление книжки-раскраски «Берегите лес».

Конкурс плакатов «Берегите лес»

АКЦИЯ «Трудовой десант»

(май)

Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.

№ п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога: загрязнённый участок.

Посадка саженцев елей, выращенных детьми в группе

 «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»

2.

Экологические знаки

Распределение знаков на участке детского сада

Изготовление знака «Не сорите»

3.

Экологическая тропа

Игра-путешествие «Собери и положи».

Оформление выставки поделок «Дом для птиц»

Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи

Изготовление скворечников.

4.

Экологическая газета

Раскрашивание листовок «Чистый двор»  для составления газеты

Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фото газета»

Итоговый результат проекта для детей 5-6 лет и родителей – развлечение                          (май), посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка.  

  1. План действий по реализации педагогического проекта

для детей 6-7 лет

АКЦИЯ «Чистая планета»                                                                       (сентябрь-октябрь)

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога.

Трудовой десант «Мы за чистый двор»

Изготовление и оформление метеостанции.

2.

Экологические знаки

Конкурс рисунков-знаков.

Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе.

Конкурс рисунков-знаков.

3.

Экологическая тропа

Экскурсия по территории д/с, д/и по решению проблемных ситуаций

Субботник на экологической тропе: ограждение саженцев, ремонт ограды огорода.

4.

Экологическая газета

Рисование «Какую пользу я принёс планете?»

«Чистота – залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло).

АКЦИЯ «Открытие птичьей столовой»                                                (ноябрь-декабрь)

Цель:   воспитание заботливого,   отношения   к птицам, развитие интереса к  исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Птицам нечего есть

Решение проблемных ситуаций

Ремонт птичьих домиков, кормушек.

2.

Экологические знаки

Рисование плаката «Покормите птиц зимой»

Презентация фильма «Птицы зимой»

3.

Экологическая тропа

КВН «Друзья птиц»

Раскладывание корма в кормушки

Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи»

4.

Экологическая газета

Рисование  «Птичьи дома»

Придумывание историй «Как я спас птичку»

АКЦИЯ «Ёлочка – живая иголочка»                                                                         (январь-февраль)

Цель:  формирование представлений о неразрывной связи человека с природой,  умение сочувствовать, сопереживать

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога Ёлочка просит помощи

Чтение письма  от ёлочки.

Фотовыставка «Как спасти елочку?»

2.

Экологические знаки

Рисование запрещающих знаков вырубки елей

Рисование запрещающих знаков вырубки елей

3.

Экологическая тропа

Установка запрещающих знаков

Установка знаков по экологической тропе

4.

Экологическая газета

«Не дадим лесу остаться без ели»

Сочинение «Как мы спасали ель»

Фотомонтаж «Праздничная ёлка» (на экологической тропе)

АКЦИЯ: «Жизнь в капле воды», «Земля – моя планета», «Лес – наш зеленый друг»

(март-апрель)

Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода  для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, её надо беречь

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Вода в опасности

Занятие в лаборатории.

Изготовление атрибутов к викторине «Вода – это жизнь»

2.

Экологические знаки

Составление знаков «Берегите воду», «Берегите лес», «Земля – мой дом» для малышей

Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

3.

Экологическая тропа

Путешествие Капельки – эксперименты.

Викторина «Вода – это жизнь»

4.

Экологическая газета

Стенгазета «День Земли», «Лес – наше богатство»

Изготовление буклетов по охране воды, Земли, леса

АКЦИЯ «Зеленые наши друзья»                                                                      

(май)

Цель: формирование представлений о значении деревьев в очистке воздуха от вредных примесей

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога: Зеленые легкие планеты

Выращивание рассады для экспериментальной площадки.

Посадка саженцев, огорода, лекарственных грядок и т.д. на экспериментальной площадке.

2.

Экологические знаки

Конкурс рисунков-знаков «Правила поведения в лесу»

Участие в конкурсе рисунков-знаков.

3.

Экологическая тропа

Квест по территории д/с, д/и по решению проблемных ситуаций

Субботник на экологической тропе: ремонт ограждений, изготовление грядок и т.д. на экспериментальной площадке

4.

Экологическая газета

Стенгазета «День солнца», «Международный день климата»

Выращивание рассады для экспериментальной площадки

Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей -  развлечение                      (май), награждение юных защитников природы дипломом юного защитника природы.  

Список литературы:

  1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, изд. 2, испр. и доп., Воронеж, 2007 г.
  2. М. А. Рунова, А.В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет», М.: «Мозаика-Синтез», 2006 г.
  3. Л.Г. Горькова , А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группы», М.: «ВАКО», 2007 г.
  4. П.Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой», М.: «Просвещение», 1978 г.
  5. С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» М.: «Просвещение», 1980 г.
  6. Н.Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», старшая и подготовительная  группы – Волгоград: Учитель, 2012