Средняя (полная) школа

Дьякова Тамара Петровна
Рабочая программа курса  составлена  на основе  программы: 
О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений  – М.: Дрофа, 2010г.)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_-_11-.odt150.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Азовский район, хутор Рогожкино

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Рогожкинская средняя общеобразовательная школа Азовского района

                                                                                                                               «Утверждаю»

                                                                                                                                     Директор

МБОУ Рогожкинской СОШ

                                                                                                                             Приказ от _____  №  ___

                                                                                                                           

                                                                                                                              _________ Р.В.Николенко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ХИМИЯ

         

           Класс: 11 – среднее образование

 Учитель: Дьякова Т.П.. -  учитель высшей квалификационной категории

 Количество часов: всего: 68 часов; в неделю: 2 часа

        Рабочая программа курса  составлена  на основе  программы: 

О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений  – М.: Дрофа, 2010г.)

 На основании годового календарного графика 2018-2019 учебного года МБОУ Рогожкинской СОШ рабочая программа составлена на 66 часов.

.

                2018-2019 учебный год


1.Содержание учебного предмета

Тема 1     Строение атома (9 ч)

Атом — сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и f-семейства.

Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников (И. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера); съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева.

Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости.

Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать: современные представления о строении атомов, важнейшие химические понятия – ХЭ, изотопы, электронная орбиталь, электронное облако, формы орбиталей, валентность, степень окисления, вещество, Хэ, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, изотоп; взаимосвязь номера уровня и энергии электрона; основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами; смысл и значение ПЗ, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины; физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы

Уметь: определять состав и строение атома элемента по положению в ПС, составлять электронные формулы атомов; давать характеристику ХЭ по его положению в ПС

Тема 2     Строение вещества. Дисперсные системы (11 ч)

Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение.

Межмолекулярные взаимодействия.

Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т. д.

Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. sр3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sр2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.

Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты.

Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников (Ж.Б. Дюма, Ф. Велер, Ш.Ф. Жерар, Ф.А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А.М. Бутлерова.

Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.

Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения).

Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д.И. Менделеева и теории строения А.М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы — Ga, Se, Ge и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки).

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.

Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии. Свойства толуола. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. 1. Свойства гидроксидов элементов 3-го периода. 2. Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать: классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них; основные положения ТХС А.М.Бутлерова; важнейшие понятия – изомерия, гомологический ряд, мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерезис; основные способы получения ВМС; наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение; определение и классификацию дисперсных систем; способы выражения концентрации растворов.

Уметь: характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки, по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решетки, уметь определять геометрию молекулы по характеристикам хим. связей; составлять структурные формулы изомеров и гомологов; определять наиболее широко распространенные полимеры по их свойствам.

Тема 3    Химические реакции (14 ч)

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные реакции и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии.

Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Энтропия. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.

Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.

Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей — три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации. 4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.

Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый, кислорода — в озон. Модели н-бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола. Цепочка превращений Р → Р2О5 → Н3РО4; свойства соляной и уксусной кислот; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов; окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, известняка или мела) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание йодной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Модель «кипящего слоя». Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNS- ↔ Fe(CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца (II). Гидролиз карбида кальция.

Лабораторные опыты. 3. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) перманганата калия. 4. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды для органических и неорганических кислот. 5. Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока и других соков организма человека. 6. Разные случаи гидролиза солей.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать: какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть; знать понятия – теплота образования вещества, тепловой эффект реакции, катализ, катализатор, гомогенный и гетерогенный катализ, химическое равновесие, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, электролиты и неэлектролиты; факторы, влияющие на  скорость химических реакций; классификацию химических реакций; условия, влияющие на сдвиг равновесия; отличия ОВР от реакций ионного обмена; примеры сильных и слабых электролитов, сущность механизма диссоциации, основные положения ТЭД; константу диссоциации воды, ионное произведение; типы гидролиза солей и органических соединений.

Уметь: устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации» вычислять тепловой эффект, определять смещение равновесия от различных факторов; составлять уравнения ОВР методом эл. баланса; определять характер среды раствора неорганических веществ; определять pH среды различными методами; уметь составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды.

Тема 4   Вещества и их свойства (23 ч)

Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.

Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

Металлы. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов.

Коррозия металлов. Понятие «коррозия металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.

Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.

Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).

Водородные соединения неметаллов. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.

Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.

Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.

Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.

Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ.

Расчетные задачи. 1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного. 3. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие: а) лития, натрия, магния и железа с кислородом; б) щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; в) цинка с растворами соляной и серной кислот; г) натрия с серой; д) алюминия с иодом; е) железа с раствором медного купороса; ж) алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Переход хромата в бихромат и обратно. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. Коллекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Взаимодействие: а) водорода с кислородом; в) натрия с иодом; е) обесцвечивание йодной воды этиленом или ацетиленом. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот. Взаимодействие концентрированных серной, азотной кислот и разбавленной азотной кислоты с медью. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами (оксидом углерода (IV)), амфотерными гидроксидами (гидроксидом цинка). Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Аналогично для метиламина. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. Осуществление переходов: Са → СаО → Са(ОН)2; Р → Р2О5 → Н3РО4 → Са3(РО4)2; Сu → СuО → CuSO4 → Си(ОН)2 → СиО → Си; С2Н5ОН → С2Н4 → С2Н4Вг2.

Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ. 8. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ. 9. Ознакомление с коллекцией руд. 10. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой и азотной кислот. 11. Свойства соляной, серной (разб.) и уксусной кислот. 12. Взаимодействие гидроксида натрия с солями, сульфатом меди (II) и хлоридом аммония. 13. Разложение гидроксида меди (II). Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать: важнейшие классы неорганических и органических соединений; основные металлы и неметаллы, их свойства; причины коррозии, основные ее типы и способы защиты от коррозии; изменения кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах; классификации и номенклатуру кислот и оснований; особенности свойств серной и азотной кислот, муравьиной и уксусной кислот, органических оснований; знать понятия амфотерность.

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений, составлять формулы комплексных соединений; характеризовать свойства металлов и неметаллов, опираясь на их положение в ПС и строение атомов; составлять уравнения электролиза, производить по ним вычисления; писать уравнения реакций, характеризующих свойства металлов; характеризовать свойства кислот и оснований; характеризовать свойства амфотерных соединений, составлять формулы пептидов.

Тема 5  Химический практикум (7 ч)

1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств.

2. Скорость химических реакций, химическое равновесие.

3.  Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».

4. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

5. Решение экспериментальных задач по органической химии.

6 Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

7. Распознавание пластмасс и волокон.

Тема 6  Химия и общество (2ч)

Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства (аммиака и метанола). Сравнение производства этих веществ.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.

Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.

Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.

Демонстрации. Модели производства серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. Коллекции средств гигиены и косметики, препаратов бытовой химии.

Лабораторные опыты. 14. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать: основные стадии производства аммиака и метанола; производство кислот, щелочей, солей, способы безопасного применения лекарственных веществ, состав, свойства и области применения важнейших строительных и поделочных материалов, основные химические загрязнители, последствия загрязнения, правила ТБ при использовании токсичных, горючих и взрывоопасных веществ.

Уметь: определять возможность протекания химических превращений в различных условиях и оценивать их последствия; оценивать влияние химического загрязнения ОС на организм человека; использовать  приобретенные знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе и на производстве; вести себя экологически грамотно, соблюдать правила безопасности при использовании средств бытовой химии, уметь объяснять влияние на организм часто используемых лекарств, грамотно использовать химические вещества, грамотно обращаться с опасными веществами.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Тема 1.

Строение атома

9

-

К.р. №1

2.

Тема 2.

Строение вещества

11

Практическая  работа№1 «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон».

К.р. №2

3

Тема 3.

Химические реакции

14

Практическая работа № 2  «Скорость химической реакции. Химическое равновесие».

Практическая работа № 3  «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».

К.р. №3

4.

Тема 4.

Вещества и их свойства

23

Практическая работа   №4

«Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств».

Практическая работа №5

«Решение экспериментальных задач по неорганической химии».

Практическая работа №6

«Решение экспериментальных задач по органической химии».

Практическая работа №7

«Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений».

К.р. №4

5

Тема 5.

Химия в жизни человека

8

6

Резерв

1

Итого

66

7

4

2. Планируемые результаты освоения и система оценки

С целью достижения результатов образования в процессе реализации данной рабочей программы по курсу химии в 11 классе  использованы:

  • Формы организации учебного процесса – урок изучения и первичного закрепления полученных знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, практические работы и т.д.
  • Индивидуальная работа с уч-ся, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая деятельность, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
  • Современные образовательные технологии – технология развития критического мышления учащихся; проектного, проблемного, модульного, разноуровневого обучения; информационно-коммуникационные технологии.
  • Мониторинг знаний и умений учащихся – тестирование, контрольные работы, практические работы, устный опрос, творческие работы (сообщения, проекты, презентации) и т.д.

Требования к уровню подготовки

(базовый уровень).

Называть: вещества по их химическим формулам; виды химической связи; типы кристаллических решёток в веществах с различным видом химических

                     связей; признаки классификации неорганических  и органических    веществ; типы химических реакций по всем признакам их классификации;  

                     общие свойства классов органических и неорганических соединений; аллотропные видоизменения

                     химических элементов; факторы, определяющие скорость химических реакций; условия смещения химического равновесия; виды коррозии  

                     металлов; способы предупреждения коррозии металлов; качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-, сульфид-,

                     фосфат- и нитрат-ионы; катионы H+, Ag+, Ba2+, Fe2+, Fe3+, Cu2+, Cr3+; альдегиды, многоатомные спирты, глюкозу,  белок, крахмал, непредельные

                     углеводороды; условия, при которых реакции ионного обмена в водных растворах идут до конца (практически осуществимы).

                     способы получения важнейших неорганических и органических веществ, общие способы получения металлов.

          Определять: принадлежность веществ к соответствующему классу: а) по химическим формулам; б) по характерным химическим свойствам;

                      валентность и степень окисления химических элементов по формулам соединений; заряд иона в ионных и ковалентно-полярных

                      химических соединениях; вид химической связи в неорганических и органических веществах; типы кристаллических решёток в веществах  

                      с   различным видом химических связей; принадлежность веществ к электролитам и неэлектролитам; характеризовать свойства высших  

                      оксидов и соответствующих им гидроксидов металлов и неметаллов; реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные;

                      характерные свойства простых веществ, образованных данным химическим элементом; тип химической реакции по всем известным  

                      признакам классификации; реакцию среды растворов солей.

       Соблюдать правила техники безопасности: при работе с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими  

                      реактивами; поведения при обращении с веществами в химической лаборатории и повседневной жизни;

                      оказании первой помощи себе и пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

   Проводить: опыты по получению, собиранию и изучению свойств неорганических и органических веществ; определять по характерным реакциям  анионы (хлорид-, сульфат-, карбонат-, сульфид-,  фосфат- и нитрат-ионы ); катионы (H+, Ag+, Ba2+, Fe2+, Fe3+, Cu2+,  

                       Cr3+); проводить опыты подтверждающие свойства веществ; изготавливать модели молекул веществ, проводить необходимые химические вычисления и расчёты.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Контроль предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ. К основным формам контроля, используемые мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания (бумажный вариант или компьютерная проверка) по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы, оценка рефератов и докладов. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время занятий. Шкала оценки знаний – пятибалльная

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:   отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:  работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:   задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:   имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:  задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Контроль уровня обученности:

Формы контроля

  • Текущий контроль «Строение атома».
  • Текущий контроль «Строение вещества».
  • Текущий контроль «Химические реакции».
  • Текущий контроль «Вещества и их свойства».

Кроме выше перечисленных основных форм контроля  будут осуществляться небольшие текущие тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

3. Календарно-тематическое планирование

Тема № 1: «Строение атома» -  9 часов

Цели:

  • На основе межпредметных связей с физикой повторить доказательства сложного строения атома.
  • Рассмотреть квантовые характеристики электронов и закономерности заполнения электронами атомных орбиталей.
  • Научится записывать электронные конфигурации атома.
  • На примере открытия периодического закона  рассмотреть основные закономерности  и этапы становления научной теории.

п./п

урока

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Демонстрационная часть

Дата проведения

Дом.

задание

Д.- демонстрация,

Л.о. – лабораторный опыт

Практическая

работа

По плану

По факту

1

1

Атом – сложная частица.

Обобщение и систематизация знаний

Атом, ядро и электронная оболочка, электроны, протоны, нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

Знать:современные представления о строении атома, понятия: химический элемент, изотопы.

Уметь: определять состав и строение атома элемента по положению в ПС

Д.

Периодическая система химических элементов.

Таблица «Строение атома».

Модели атома.

06.09.

§1

Упр.

1-4

2

2

Состояние электронов в атоме.

Комбинированный урок

Электронное облако, орбиталь, форма орбиталей, энергетические уровни и подуровни, атомные орбитали.

Знать:сущность понятий электронная орбиталь и электронное облако, формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона.

Д

Таблица «Изображение электронных  орбиталей и облаков»

07.09.

§2

Упр.

1-6

3

3

Электронная конфигурация атомов химических элементов.

Комбинированный урок

Электронная формула атомов элементов. Графические и электронные формулы

Знать: основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами.

Уметь:составлять электронные формулы атомов.

Д.

Таблица «Распределение электронов по уровням»

13.09.

§3

Упр.

1-3

4

4

Электронная конфигурация атомов химических элементов.

Комбинированный урок

Электронно – графические формулы атомов элементов, электронная классификация элементов, особенности электронных оболочек переходных элементов

Знать: основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами.

Уметь:составлять электронные формулы атомов.

14.09.

§ 3

Упр.

4-6

5

5

 Валентные возможности атомов химических элементов.

Комбинированный урок

Валентные электроны, сравнение валентности и степени окисления.

Знать: понятия: валентность и степень окисления.

Уметь:составлять сравнивать эти понятия.

Д

Периодическая система химических элементов

20.09.

§4

Упр.

1-3

6

 

6

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома

Комбинированный урок

Предпосылки открытия закона, Строение периодической системы, изотопы, современное представление химического элемента

Знать: смысл и значение периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины.

Уметь:давать характеристику элемента  на основании его расположения в ПС.

Д.

Периодическая система химических элементов

21.09.

§5

Упр.

8-12

7

7

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома.

Комбинированный урок

Физический смысл порядкового номера элемента, причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов, значение закона для развития науки

Знать: физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы.

Презентация

«Имени Менделеева»

27.09.

§5

повторить

8

8

Обобщение знаний по теме: «Строение атома», подготовка к контрольной работе.

Комбинированный урок

Знать: понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, изотоп.

Уметь:давать характеристику элемента  на основании его расположения в ПС.

Д.

Периодическая система химических элементов

28.09.

§1-5

повторить

9

9

Контрольная работа №1 по теме: «Строение атома».

Урок контроля и знаний

04.10.

Тема №2: «Строение вещества» – 11 часов

Цели:

  • Обобщить знания учащихся о типах химических связей и их классификации. Раскрыть единую природу химических связей.
  • Раскрыть универсальный характер понятия «гибридизация орбиталей». Показать зависимость пространственного строения вещества от типа гибридизации.
  • Раскрыть универсальный характер основных положений теории строения химических соединений.
  • Повторить важнейшие понятия химии высокомолекулярных соединений.

п./п

урока

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Демонстрационная часть

Дата проведения

Дом.

задание

Д.- демонстрация,

Л.о. – лабораторный опыт

Практическая

работа

По плану

По факту

10

1

Химическая связь. Единая природа химической связи.

Комбинированный урок

Ковалентная связь и ее разновидности и механизмы образования, ионная связь и ионные кристаллические

решетки, электроотрицательность, катионы, анионы

Знать:классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них.

Уметь: характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решетки.

Д.

1.Периодическая система химических элементов.

2.Модели кристаллических решеток различных веществ

05.10.

§6

Упр.

1-5

11

2

Химическая связь. Единая природа химической связи.

Комбинированный урок

Металлическая связь и металлические кристаллические решетки, водородная связь ее разновидности. Водородная связь

Знать:классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них.

Уметь: характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решетки.

Д.

1.Периодическая система химических элементов.

2.Модели кристаллических решеток различных веществ

11.10.

§6

Упр. 6-10

12

3

Свойства ковалентной химической связи.

Комбинированный урок

Насыщаемость и поляризуемость, направленность – геометрия молекулы

Уметь:характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки; по формуле предполагать тип связи, предсказывать тип решетки, определять геометрию  молекулы по характеристикам химической связи.

Д.

Периодическая система химических элементов.

12.10.

Учить конспект

13

4

Дисперсные системы

Урок ознакомления с новым материалом

Дисперсные системы, дисперсионная среда и дисперсная фаза, типы дисперсных систем и их значение в природе, золи, гели, коллоиды? Диффузия, способы выражения концентрации растворов

Знать:определение и классификацию дисперсных систем, понятия: истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерзис. Способы выражения концентрации растворов.

Д.

Образцы золей, гелей, истинных растворов

18.10.

§7

Упр.1-4

14

5

Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова

Комбинированный урок, семинар

Предпосылки создания теории, основные положения ТХС, изомерия, гомология, аллотропия, качественный и количественный состав

Знать:основные положения ТХС Бутлерова, важнейшие понятия: изомерия, гомологический ряд.

Уметь:составлять структурные формулы изомеров и гомологов, определять индукционный и мезомерный эффекты.

Д.

Модели изомеров и гомологов

19.10.

§8

Упр.6

15

6

Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова.

Комбинированный

урок

Углеродный скелет, радикал, функциональные группы, гомологический ряд, виды изомерии, взаимное влияние атомов в молекуле, основные направления развития теории. Стереорегулярность

Знать:основные положения ТХС Бутлерова, важнейшие понятия: изомерия, гомологический ряд.

Уметь:составлять структурные формулы изомеров и гомологов, определять индукционный и мезомерный эффекты..

25.10.

§8

Упр.

7-11

16

7

Полимеры органические и неорганические.

Комбинированный

урок

Полимеры, ВМС, структурное звено, степень полимеризации, Мr.

Знать:основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса, основные способы получения полимеров, наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение.

 Образцы различных полимеров (коллекции).

26.10.

§9

Упр,

8-12

17

8

Практическая работа

№1 «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон».

Комбинированный урок, семинар

Способы получения полимеров, строение полимеров.

Знать: основные способы получения полимеров, наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение.

Л .о. №  1.

Знакомство с образцами полимеров

08.11.

18

9

Полимеры органические и неорганические.

Урок - практикум

Правила работы в химической лаборатории, правила техники безопасности при выполнении данной работы

Знать:основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Уметь:определять наиболее широко распространенные полимеры и их свойства.

П.Р.

№ 1

09.11.

§9

повторить

19

10

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение вещества»

Урок применения знаний и умений

Строение вещества, химическая связь, кристаллические решетки, истинные и коллоидные растворы

Знать:понятия: вещество, электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.

Уметь:объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи.

Д.

Знакомство с образцами полимеров

15.11.

§6-9

повторить

20

11

Контрольная работа №2 по теме: «Строение вещества

Урок контроля и знаний

16.11.

Тема №3: «Химические реакции»  – 14 часов

Цели

  • Обобщить представление о химической реакции как процессе. Рассмотреть различные виды классификации химических реакций
  • Углубить представления о скорости химических реакций и состоянии химического равновесия.
  • Систематизировать сведения об ОВР и основных понятиях ТЭД.

п./п

урока

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Демонстрационная часть

Дата проведения

Дом.

задание

Д.- демонстрация,

Л.о. – лабораторный опыт

Практическая

работа

По плану

По факту

21

1

Классификация химических реакций в  неорганической химии.

Комбинированный урок

Химическая реакция, типы химических реакций, идущие без изменения качественного состава вещества, реакции ионного обмена в водных растворах

Знать:какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть.

Уметь: устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным признакам классификации.

22.11.

§10

Упр.1-4

22

2

Классификация химических реакций в органической  химии.

Комбинированный урок

Типы химических реакций, идущие с изменением качественного состава вещества, электролиз растворов и расплавов

Знать:какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть.

Уметь: устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным признакам классификации.

23.11.

§10

Упр.5-7

23

3

Как идут химические реакции.

Комбинированный урок

Понятие о скорости химической реакции. Скорость гомогенной и гетерогенной реакции. Катализ. Энергия активации

Знать:понятия: скорость химической реакции, катализ, энергия активации

29.11.

§11

Учить конспект

24

4

Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Комбинированный урок

Природа реагирующих веществ, температура, концентрация, катализатор, катализ, ферменты, поверхность соприкосновения реагирующих веществ

Знать:факторы, влияющие на скорость реакций, сравнение ферментов с неорганическими катализаторами.

Д.1.Зависимость скорости от концентрации и температуры.

2.Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора и фермента.

30.11.

§12

Упр.1-4

25

5

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

Комбинированный урок

Обратимость реакций. Понятие о химическом равновесии, равновесные концентрации, константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение

равновесия. Принцип Ле Шателье

Знать:классификацию химических реакций (обратимые и необратимые), понятие химическое равновесие и условия его смещения.

06.12.

§12

Упр.2-6

26

6

Практическая работа № 2 по теме: «Скорость химической реакции. Химическое равновесие».

Урок - практикум

Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы.

Знать:основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

П.Р.

№ 2

07.12.

§

27

7

Степень окисления

Обобщение (лекция)

Понятие о степени окисления

Знать:понятие степени окисления,

Уметь:определять степень окисления в сложных веществах ионах, составлять формулы по степени окисления

13.12.

§13

Упр.2-3

28

8

Окислительно-восстановительные реакции

Обобщение

(лекция)

Понятие об окислительно – восстановительной реакции. Окислителе, восстановителе, Метод электронного баланса. Окисление, восстановление

Знать: понятия окислитель, восстановитель,

Уметь: составлять ОВР методом элктронного балланса

Д. Простейшие окислительно-восстановительные  реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (П)

 Л .о. № 2Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком

14.12.

§14

Упр.4-6

29

9

Электролитическая диссоциация.

Урок ознакомления с новым материалом

Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация электролитов, Механизм диссоциации, свойства ионов, катионы

Катионы и  анионы, степень диссоциации, константа диссоциации. Сильные, слабые электролиты. Основные положения ТЭД.

Знать:понятия: электролит, неэлектролит, сущность механизма диссоциации, катион, анион, примеры сильных, средних, слабых электролитов.

Уметь: определять характер среды растворов неорганических соединений.

Д.

1.Испытание растворов электролитов и неэлектролитов  на предмет диссоциации

2.Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления

Л. о.№3

Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды

20.12.

Учить конспект

30

10

Водородный показатель.

Комбинированный урок

Диссоциация воды, константа ее диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель, (рН) раствора

Знать:константу диссоциации воды, ионное произведение.

Уметь: определять рН среды различными методами.

21.12

Учить конспект

31

11

Гидролиз.

Урок ознакомления с новым  материалом

Понятие гидролиза, среда водных растворов: кислая, щелочная, нейтральная, гидролиз органических соединений

Знать:типы гидролиза солей и органических соединений.

Уметь: составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды..

27.12.

§15

Упр.1-2

32

12

Гидролиз.

Урок ознакомления с новым материалом

Гидролиз неорганических соединений, гидролиз солей – 3 случая. Практическое значение гидролиза.

Знать:типы гидролиза солей и органических соединений.

Уметь: составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды.

Д. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и  нитратов цинка или свинца (П), карбида кальция

Л .о. № 4

 Разные случаи гидролиза солей

28.12

§15

Упр.8-12

33

12

Практическая работа № 3 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».

Урок - практикум

Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы.

Знать:основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

П.Р.

№ 3

17.01.

34

13

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Химические реакции»

Урок применения знаний и умений

Типы химических реакций, скорость химических реакций, гидролиз, ТЭД.

Знать:классификацию химических реакций. ТЭД. Ионные реакции. Скорость реакций и факторы, на нее влияющие. Химическое равновесие и условия его смещения.

18.01.

§10-15

повторить

35

14

Контрольная работа № 3 по теме: «Химические реакции».

Урок контроля и знаний

24.01

Тема №4: «Вещества и их свойства» -   23  часа

Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о неорганических и органических соединениях.
  • Обобщить и развить знания учащихся о металлах и неметаллах, их соединениях и свойствах.
  • Охарактеризовать взаимосвязь между основными классами веществ в неорганической и органической химии. Раскрыть их единство и взаимосвязь.

п./п

урока

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Демонстрационная часть

Дата проведения

Дом.

задание

Д.- демонстрация,

Л.о. – лабораторный опыт

Практическая

работа

По плану

По факту

36

1

Классификация неорганических веществ.

Комбинированный урок

Вещество, простые и сложные вещества, оксиды гидроксиды, кислоты, основания, соли – классификация, химические свойства основных классов неорганических соединений.

Знать: важнейшие классы неорганических соединений.

Уметь: определять принадлежность  веществ к различным классам неорганических соединений.

Л. о .№ 5

Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами

25.01.

§16

Упр.1-5

37

2

Классификация органических веществ.

Комбинированный урок

Углеводороды их классификация, производные углеводородов, кислородсодержащие соединения, азотсодержащие соединения. Метан, этилен, этин, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки.

Знать: основные металлы их свойства.

Уметь: характеризовать свойства металлов опираясь на их положение в ПС и строении атомов.

31.01.

§16

Упр.6-9

38

3

Металлы.

Комбинированный урок

Простые вещества – металлы,  строение кристаллов и металлическая связь. Свойства металлов, оксиды и гидроксиды металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Основные металлы и сплавы.

Знать:промышленные и лабораторные способы получения спиртов.

Уметь: определять принадлежность вещества к различным классам.

Д.

1.Коллекция «Образцы металлов и их соединений».

2.Горение железа, магния.

3.Взаимодействие меди с кислородом и серой, натрия – с водой.

Л. о .№ 6

Ознакомление с коллекцией металлов и их соединениями; рудами

01.02.

§17

Упр.1-4

39

4

Коррозия металлов.

Комбинированный урок

Коррозия, виды коррозии, способы защиты от коррозии.

Уметь: причины коррозии, основные её типы и способы защиты от коррозии.

Д.Опыты по коррозии металлов и защите от неё.

07.02.

§18

Упр.1-5

40

5

Общие способы получения металлов.

Комбинированный урок

Металлы в природе, общие способы получения; металлургия; пиро-, гидро-, электрометаллургия.

Понимать: суть металлургических процессов.

Уметь: составлять уравнения электролиза, производить по ним вычисления.

08.02.

§19

Упр.2

41

6

Общие способы получения металлов.

Комбинированный урок

Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его значение.

Понимать: суть металлургических процессов.

Уметь: составлять уравнения электролиза, производить по ним вычисления.

14.02.

§19

Упр.6

42

7

Неметаллы.

Урок ознакомления с новым материалом

Неметаллы, атомное и молекулярное строение, аллотропия, инертные газы. Свойства неметаллов.

Знать: основные неметаллы, их окислительно-восстановительные свойства.

Д.

Горение фосфора и серы.

15.02.

§20

Упр.1-3

43

8

Неметаллы. Получение неметаллов.

Комбинированный урок

Изменения кислотно – основных свойств периодах и группах, оксиды, кислоты. Окислительно – восстановительные свойства типичных неметаллов, характеристика подгруппы галогенов.

Уметь: характеризовать свойства неметаллов, опираясь на их положение в ПС. Изменение кислотных свойств высших окисдов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах.

Л .о. №7

Знакомство с образцами неметаллов (по коллекциям).

21.02.

§20

Упр.5-7

44

9

Практическая работа        

№4

«Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств».

Урок - практикум

Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы.

Знать:основные способы получения и собирания газов в лаборатории

П.Р.

№ 4

22.02.

45

10

Кислоты неорганические.

Комбинированный урок

Кислоты в свете протолитической теории, классификация, общие свойства, особенности свойств некоторых кислот. Соляная, азотная, уксусная кислоты.

Знать: классификацию, номенклатуру кислот, особенности свойств серной, азотной кислот.

Уметь: характеризовать свойства кислот.

Д.

1.Разбавление концентрированной серной кислоты. 2.Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью

Л .о. №8

Ознакомление с коллекцией кислот

28.02.

§21

Упр.1-7

46

11

Кислоты органические.

Комбинированный урок

Классификация, общие свойства, особенности некоторых кислот.

Знать: классификацию, номенклатуру кислот, особенности свойств муравьиной и уксусной кислот.

Уметь: характеризовать свойства кислот.

Л .о. №9

Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями и солями.

01.03.

§21

Упр.9

47

12

Основания неорганические и органические

Комбинированный урок

Основания в свете протолитической теории. Классификация, свойства оснований. Щелочи. Взаимное влияние атомов в молекуле.

Знать: классификацию, номенклатуру оснований,

Уметь: характеризовать свойства оснований.

Л .о. №10

 Ознакомление с коллекцией оснований

Л .о. №11

Получение и свойства нерастворимых оснований

07.03.

§22

Упр.1-4

48

13

Амфотерные неорганические соединения.

Комбинированный урок

Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов, комплексные соединения.

Знать: понятие амфотерности.

Уметь: характеризовать свойства амфотерных соединений

Л .о. №12

Получение и амфотерные свойства гидрокисда алюминия

14.03.

§23

Упр.6

49

14

Амфотерные органические соединения.

Комбинированный урок

Амфотерность аминокислот.

Знать: понятие амфотерности.

Уметь: характеризовать свойства амфотерных соединений, составлять формулы пептидов.

15.03.

§23

Упр.7-9

50

15

Соли.

Комбинированный урок

Классификация солей: средние, кислые и основные.Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (П) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (П) и (Ш)

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы:соли, минеральные удобрения

Уметь

 -называть:соли по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах солей;

- характеризовать:

-общие  химические свойства солей

- объяснять: зависимость свойств солей от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших солей

Д. Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, ихспособность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом.

Д.Качественные реакции на катионы и анионы.

21.03.

§24

Упр.1-4

51

16

Практическая

работа №5

«Решение экспериментальных задач по неорганической химии».

Урок - практикум

Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы.

Знать:основные правила ТБ.

Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

П.Р.

№ 5

22.03.

52

17

Практическая

работа №6

«Решение экспериментальных задач по органической химии».

Урок - практикум

Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы.

Знать:основные правила ТБ.

Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

П.Р.

№ 6

04.04.

53

18

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Урок применения знаний и умений

Понятие о генетической связи генетических рядах в неорганической химии, генетические ряды металла и неметалла, переходного элемента.

Знать:важнейшие классы неорганических соединений.

05.04.

§25

Упр.1-4

54

19

Генетическая связь между классами органических соединений.

Урок применения знаний и умений

Генетические ряды  и генетическая связь в органике.

Знать:важнейшие классы органических соединений.

§25

Упр.5-7

55

20

Практическая

работа №7

«Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений».

Урок - практикум

Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы.

Знать:основные правила ТБ.

Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

П.Р.

№ 7

11.04.

56

21

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Вещества и их свойства».

Урок применения знаний и умений

Систематизация материала по данной теме, отработка теоретического материала в рамках данной темы.

Знать:основы классификации и номенклатуры неорганических и органических веществ, важнейшие свойства изученных классов соединений.

12.04.

Учить конспект. Повторить главу.

57

22

Контрольная работа № 4 по теме: «Вещества и их свойства».

Урок контроля и знаний

18.04.

58

23

Резервный час.

Решение расчетных задач и упражнений по теме «Вещества и их свойства»

19.04.

Выполнить упражнения в тетради.

Тема №5: «Химия в жизни человека» -   10  часов

Цели:

  • Показать значимость и актуальность знаний по химии в практической деятельности человека и общества.

п./п

урока

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Демонстрационная часть

Дата проведения

Дом.

задание

Д.- демонстрация,

Л.о. – лабораторный опыт

Практическая

работа

По плану

По факту

59-60

1-2

Химия и производство.

Лекция

Химическая промышленность, химическая технология, сырье, научные принципы производства.

Основные стадии химического производства, защита окружающей среды и  охрана труда при химическом производстве.

Знать:основные стадии производства аммиака и метанола, производство кислот и щелочей.

Уметь: определять возможность протекания химических превращений в различных условиях, их последствия.

Д. Модели производства серной кислоты

25.04.

§26

Подготовить сообщения.

§26

Учить конспект.

61-62

3-4

Химия и сельское              хозяйство.

Семинар

Удобрения и их классификация, химические средства защиты.

Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними, химизация.

Оценивать:влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Уметь: использовать приобретенные знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе.

Д.

Коллекции удобрений и пестицидов.

26.04.

§27

Подготовить сообщения

§27

63

5

Химия и экология.

Конференция

Химическое загрязнение окружающей среды, охрана гидросферы и почвы от химического загрязнения.

Охрана атмосферы от химического загрязнения.

Оценивать:влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Уметь: использовать приобретенные знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе, на производстве. Вести себя экологически грамотно.

16.05.

§28

Учить конспект

64

6

Химия и повседневная жизнь человека.

Ролевая игра

Домашняя аптечка, моющие и чистящие средства, средства борьбы с бытовыми насекомыми, средства личной гигиены и косметики.

Химия и пища, экология жилища, химия и генетика человека.

Уметь: использовать приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни, соблюдать правила безопасности при использовании средств бытовой химии.

Д. Образцы средств гигиены и косметики

Л .о. №13

 Знакомство с образцами моющих и чистящих средств.

17.05.

§29

Подготовить презентацию

7

Систематизация и обобщение знаний по курсу «Общая химия».

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний

Основные понятии курса

Знать: основные понятия курса.

§20-25

повторить

8

Систематизация и обобщение знаний по курсу «Общая химия».

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний

Основные понятии курса

Знать: основные понятия курса.

§26-29

65

9

Годовая контрольная работа

23.05

66

10

Резерв

Систематизация и обобщение знаний по теме «Общая химия».

24.05.

Рассмотрено на заседании

методического объединения

_________________________

_________________________

Протокол

№ _______ от ___________

_____________/Шевцова Е.Б./

Согласовано

Зам.директора по УВР

__________/ Моисеенко Л.Н./