РМЦ ГКОУ "Богородская школа №8"

Федоренко Ольга Олеговна

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИКТ технологии20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы.


     В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Современные задачи образования требует от учителя быть постоянно готовым к самосовершенствованию, к самообразованию, уметь видеть к какому результату мы должны подвести нашего ученика, сделать для нашего ребенка окружающий мир привлекательным, уметь вдохновлять его своими идеями, учиться быть рядом и немного впереди, ведя ребенка по жизненной дороге. Все это побуждает нас предполагать, что наряду с другими, ключевыми для современного учителя компетенциями становятся важными, ключевыми ИКТ-компетентность учителя.

Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Учащиеся коррекционных школ менее адаптированы к жизни в обществе, чем их сверстники. Основной задачей для коррекционной школы восьмого вида является интеллектуальное развитие детей, осуществляемое через формирование познавательной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способствуют более эффективному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, что неоднократно подчеркивали различные исследователи.

Из-за ограничений в умственном развитии у учащихся коррекционных школ восьмого типа интерес к учебе низок, овладение знаниями и умениями не является целью для таких детей, главная мотивация – получение аттестата. В этой связи видится необходимым для повышения мотивации к учебной деятельности изменить роль ученика на уроке, превратив его из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса.

Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на обобщающих уроках и других типах уроков. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды.

Я считаю, что применение компьютера на уроках поможет решить такие практические задачи, записанные в программе по русскому языку и чтению, как:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

А для учителя:

- это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога;

- это расширение информационной емкости и плотности урока;

- это соответствие требованиям, предъявляемым  не только педагогическим и ученическим, но и родительским сообществами;

- это понимание своей востребованности, конкурентоспособности.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках русского языка и литературы может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках русского языка и чтения позволит повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.  Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point, которую использую на своих уроках. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

- обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

- психологически облегчает процесс усвоения;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор учащихся;

- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Применение ИКТ на уроках чтения приводит к целому ряду положительных результатов:

- создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей и поэтов;

- повышает качество обучения;

- усиливает интерес к изучению предмета;

- рационально распределять время урока;

- доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. Уроки чтения, на мой взгляд, особые. Это уроки искусства, поэтому так важны красивые, возвышенные моменты: музыка, живопись, зажжённые свечи. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Сегодня на уроках чтения все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Многие учителя, в том числе и я, используют в своей работе компьютерные презентации. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал.

Также я создаю презентации по биографиям писателей и поэтов. Насколько интереснее не просто прослушать рассказ учителя, но и увидеть воочию портреты людей, окружающих этого человека, места, с которыми связана его жизнь!

Также на уроках чтения просматриваем фрагменты экранизаций литературных произведений. Просмотр предваряется заданиями.

Большие возможности предоставляет презентация на уроках русского языка для словарно-орфографической, орфоэпической работы. На слайд демонстрируются словарные диктанты (или группа слов) для запоминания правописания. Ученики, работая над словами, должны вспомнить на какие правила записаны слова, вписать нужную букву, при необходимости объяснить лексическое значение слов, после взаимопроверки открывается следующий слайд для проверки.

Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и чтению станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения предмета повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.