мои публикации

Ковалёва Анна Николаевна

Разработанный в соавторстве с коллегой проект урока Окружающего мира 3 класс по программе Виноградовой Н.Ф.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие нравственных качеств ребёнка на уроках литературного чтения

От того, как ученик относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире труда, в огромной мере зависит его моральный облик.

В.А. Сухомлинский

        От  того, каким будут первые шаги ребенка в школе, в огромной степени зависит и дальнейшее отношение его к учению, к учителям, к труду, к своим сверстникам и к другим людям.        У каждого ребёнка есть как сильные, так и слабые стороны. Учитель и вдумчивые родители строят воспитание так, чтобы помочь ребёнку преодолеть свои недостатки.

Нравственное воспитание – это, по сути, основа всей многогранной системы воспитания, что в тоже время очень важно, так как вокруг себя дети частенько видят безнравственные поступки. Воспитывая ребёнка нравственно, мы стремимся так воздействовать на его личность, чтобы он сам стремился усвоить моральные нормы, сам вырабатывал жизненные позиции и руководствовался ими  в отношении к действительности, к Родине, к труду, к людям, к своим обязанностям и к самому себе.

В начальных классах ребёнок не только овладевает основами знаний – у него уже закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика.

На каждом уроке, каждым своим поступком мы – взрослые – закладываем в ребенка какие – либо моральные нормы.

Очень большое значение в этом вопросе, по моему мнению, отводится урокам чтения и природоведения (окружающего мира). Изучая литературное произведение, я стремлюсь добиться от них того, чтобы они осознавали (или хотя-бы пытались осознать) какие мотивы поведения действуют реально в произведении, насколько ребёнок умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков героев, умение преломить данную ситуацию на себя, попытаться поставить себя на место одного из героев.

В любом художественном произведении необходимо видеть, над каким из моральных качеств можно работать на уроке при изучении его.

Основная задача обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Перед учителем ставится задача: заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное – доброжелательное отношение к людям. Младший школьный возраст особенно сензитивен к той стороне деятельности, которая касается отношений между людьми, моделей этих отношений, знания норм поведения.  Усвоение слов, выражающих нравственные понятия, отношения, будет не только влиять на воспитание, но и на развитие речи.

Главная задача недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эти знания усваиваются школьниками стихийно, эмпирически, без специального  и последовательного руководства со стороны учителя.  

Чтение художественных произведений в начальных классах – один из важнейших источников  нравственного воспитания младших школьников. Художественное  произведение как образное отражение действительности, воздействует на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное влияние на их поведение. К.Д. Ушинский писал: «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок,  нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».

Читая литературные произведения, школьники учатся разбираться в поведении, мотивах, поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.

Очень важно обратить внимание детей на проявление добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героев литературного произведения для младших школьников нередко служит эталоном, по которому он Iи оценивает поступки товарищей и свои собственные.

В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь, нравственные качества: «Никто так не организует поведение учащихся и не воспитывает их волю, как эмоционально воспринятые и глубоко осмысленные художественные образы». Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни.

Говоря об этической направленности детской литературы, В.Г. Белинский резко выступал против назойливого морализирования. По его мнению, художественное произведение должно затрагивать душу ребёнка, чтобы у него появилось чувство сопереживания, сочувствия герою.

С.П. Редозубов  писал, что «культура чувств невозможна без глубокого понимания душевного состояния человека. А такое понимание приходит к ребёнку тогда, когда он мысленно ставит себя на место того, кто переживает печаль или тревогу».

Наблюдения показывают, что младшие школьники умеют устно передать содержание прочитанного, но затрудняются рассказать о своих собственных впечатлениях или нравственных переживаниях героев художественных произведений. Речь их бедна словами, называющими или оценивающими чувства, отношения, словами, обозначающими нравственные понятия. Опыт показывает, что на уроках русского языка и чтения работе с такой лексикой уделяется мало внимания.

Покажем, как можно организовать работу с тематической группой слов «человеческие отношения» на примерах – фрагментов разных уроков в IV классе.

  1. Уроки литературного чтения

- А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1. Назовите качества царицы.  (Злая, бессердечная, хвастливая, гордая, завистливая, упрямая).

        Как вы понимаете значение этих слов?

2.  Перечислите, какими качествами царевна.  (Добрая, трудолюбивая, хозяйственная, доброжелательная, верная).

        К словам  добрая,  верная,  доброжелательная, злая подберите синонимы. Используйте «Школьный словарь синонимов русского языка» М.Р. Львова.

3.    Кто в сказке положительный герой, а кто – отрицательный?

4.    Чему нас учит эта сказка?

        

- А.П. Платонов «Сухой хлеб».

1. Герой этой сказки – мальчик Митя.  Что нас удивляет в нём?

        Выберите  правильный ответ:

        а) желание стать взрослым;

        б) отношение к близким;

        в) желание и умение трудиться.

2. Какие черты характера уже в детстве проявляются у Мити?

3. Нравится ли вам Митя?  Чем?

4. Каким человеком он станет в жизни?  Чего никогда не сделает?  (Не обидит мать, не пройдёт мимо беды, не забудет родных, не погубит растения, не предаст Родину).

5. Что значит быть добрым?

6. Работа со словариком. Запись слов заботливый, сердечный.

Дома к словам заботливый, сердечный подберите слова с противоположными значениями и запишите в словарики. Используйте «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова.

- К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

        

  1. Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым?

Что делало его счастливым? Свой ответ докажите строчками из рассказа.  (Грига сделали счастливым его музыка, талант, любовь к жизни и людям).

  1.  Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие?  Сформулируйте своими словами.

  1. Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятно ее отдавать, чем брать? Встречались ли вам люди,  которые давали, дарили – не обязательно вещи, а, например, хорошее настроение, душу, что – то ещё?  Расскажите о них. Охарактеризуйте таких людей.

  1. Как вы понимаете слова  вежливый, воспитанный, заботливый, ласковый, отзывчивый, добрый, доброжелательный, бескорыстный?

           У каждого автора программ по литературному чтению есть много произведений, которые необходимо использовать для развития нравственных качеств ребёнка. Но я считаю, что их необходимо развивать на каждом уроке, занятие по внеурочной деятельности, классном часу. Мы должны растить подрастающее поколение достойным, нравственным , цельным.



Предварительный просмотр:

МБОУ « СШ № 29» с углубленным изучением отдельных предметов города Смоленска

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                           Подготвила:

 учитель начальных классов

Ковалёва Анна Николаевна

Смоленск 2021

          Российская педагогическая энциклопедия определяет термин «профессиональная ориентация» как информационную организационно-практическую деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессий с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда

В современной начальной школе профориентационное воспитание реализуется через такой урок, как технология, а также благодаря взаимодействию родителей с детьми. Так как семья играет большую роль в профессиональном самоопределении ребенка, мы рассмотрим последнее.

С учениками младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть огромное множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители  «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие учащиеся пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы.

Желание «стать кем-то» у детей появляется еще в детском саду. Однако на данном этапе выбор ребенка не является окончательным, хотя и несет за собой огромную роль в формировании интересов. Профориентация младших школьников проходит через трудовое воспитание, так как основной целью трудового обучения является формирование у младших школьников любви к труду, понимание его значения в жизни человека.

Цель профориентации в начальной школе −  расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых).

Трудности профессионального самоопределения возникают у двух категорий учащихся:

1) дети хорошо учатся, но они ничем не увлекаются, жизнь их скучна и монотонна;

2) дети, которые активны как в учебной, так и в других видах деятельности. Им интересно абсолютно все, они посещают несколько кружков. У них все получается. За что ни возьмется чудо-ребенок  во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Понимание своих детей, их интересов и мечтаний является важнейшей задачей каждого родителя. Решение данного вопроса зачастую вызывает большое количество вопросов у пап и мам. Учителю начальных классов желательно давать рекомендации родителям, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего стоит начать разговор и что именно ему рассказать .

 Задача учителя помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

Роль семьи в формировании профориентационных интересов младших школьников заключается в том, что семья – это источник первоначальных знаний ребенка. Она играет большую роль в успешности овладения ребенком учебных задач, а также, имеет большое значение и в профессиональном самоопределении ребенка . Многие интересы родителей передаются и детям. Например, мальчик, отец которого работает механиком, имеет интерес к машинам, так как он часто видел, как папа делает машину, читает журналы про машины и возит его к себе на работу. Папа для мальчика – пример подражания, пример настоящего мужчины, так и для девочки – мама пример настоящей женщины.

Близкое общение ребенка и родителя отражается в подражании ребенком родителю. Однако, у данного феномена есть и свои минусы – авторитет родителей не позволяет ребенку возражать в выборе интересов, и родитель, как он думает, желая ребенку исключительно хорошего, не считается с его интересами и отдает, например, ребенка в секцию по боксу, даже зная то, что мальчик имеет расположение к рисованию. Такие действия со стороны родителя не могут привести к чему-либо хорошему, в худшем случае, у ребенка могут сформироваться комплексы или негативное отношение к выбранному родителем роду занятий.

Также, очень важным является воздействие родителей на самооценку младшего школьника. Для развития и самореализации учащегося приоритетней является высокая самооценка ребенка, чем низкая. Также, важным условием развития высокой самооценки ребенка является высокая требовательность родителя к ребенку. Имея высокую самооценку, ребенку легче осознавать свое место в жизни, так как он не чувствует себя недоразвитым или ущемленным. Частые поощрения ребенка ведут к положительному отношению к себе, следовательно, и к самоуверенности: у ребенка не будет чувства неполноценности, и задания такой ребенок будет выполнять более уверенно. Не приветствуется чрезмерное поощрение, так как такой ребенок не будет иметь особых стремлений, потому что для родителей он и «и так идеальный».

Задача любого родителя  формировать как можно разнообразный спектр возможностей ребенка. Если ребенок красиво поет, то родитель может рассказать ребенку о профессии певца, если ребенок хочет стать полицейским, то родитель должен поговорить о данной профессии с ребенком. Если же интересы у ребенка уже сформированы, то родителю необходимо разносторонне развивать интересы (записывать на секции, кружки, водить на дополнительные занятия, покупать тематическую литературу, показывать тематические мультфильмы). Развитие способностей и потребностей в трудовой деятельности у ребенка развивается с раннего детства. Для этого, родителю необходимо поручать ребенку какие-либо задания по дому, чтобы у ребенка формировались обязанности. Конечно, они должны быть посильными для выполнения.

Важным звеном в системе профориентации учеников начальной школы  является работа учителей с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии  и определения путей образования представляют трудную задачу,  как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии, когда она выбирается без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из-за неудовлетворенности человека своей профессией и работой.

При работе учителя с родителями по профориентации можно использовать следующие методы:

1. Обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников на родительских собраниях. На таких собраниях можно обсуждать общие вопросы, связанные с выбором вариантов предпрофильной и профильной подготовки в школе. Важным условием организации взаимодействия с родителями является совместное составление планов и мероприятий по профориентации.

2. Организация родительских лекториев по вопросам профориентации. Проводить занятия с родителями могут не только специалисты данной школы, но и приглашенные специалисты.

3. Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей вузов и колледжей, по возможности, и представителей близлежащих организаций.

4. Индивидуальные беседы и профконсультации. Это могут быть консультации самих родителей, а также совместные консультации с присутствием родителей и их детей.

В свою очередь родители также могут проводить профориентацию в семье, при этом обязательно должно учитываться право выбора ребенка и ни в коем случае не допускается навязывание своей точки зрения. Родители могут рассказывать ребёнку о своём опыте при выборе профессию, о своих возможных ошибках в этом выборе. Ориентируясь на личный опыт родителей ребенку проще принимать решение .

Необходимо взвесить все за и против различных подходов к профессиональному выбору. Помочь ребенку с конкретизацией его пожеланий относительно профессии. Главное определить приоритет в том, что ребенок считает важным для себя в профессиональном плане.

Совместно с ребенком родители должны изучить требования, предъявляемые к заинтересовавшим его профессиям. Это поможет школьнику понять в каком направлении необходимо развиваться, чтобы стать профессионалом.

По возможности родители вместе с детьми могут посещать различные мероприятия, посвященные выбранным профессиям, это могут быть как выставки с профессиональными вакансиями на рынки труда, дни открытых дверей в вузах, так и ознакомление с практикой путем общения с уже состоявшимися профессионалами. Это позволит расширить кругозор ребенка и даст возможность ему еще раз сопоставить, чем он хочет заниматься с тем, что на самом деле представляет та или иная профессия[5].

Учащемуся младших классов при формировании профориентационных интересов необходима поддержка, так как любой человек склонен сомневаться в правильности принимаемых им решений, тем более ребенок. Важно быть терпеливым, предлагая  ему на выбор несколько точек зрения.

Если родители относятся к своей профессиональной деятельности как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как способ самореализации  и самовыражения, то школьник  младшего возраста усваивает, что удовлетворение  жизнью  взаимосвязана  с  работой, и наоборот.

                                           

Литература

1.Архиреева, Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника.[ Текст] / Т. В. Архиреева // М.: изд: ООО "Вопросы психологии" 2006. №3. – с.67-77.

2.Подласый, И.П. Педагогика. [Текст] / И.П. Подласый //Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.:

3.Российская педагогическая энциклопедия. [Текст] /А.П. Горкин // −М:Научное издательство « Большая Российская Энциклопедия» 2001,. – 778с.

4.Харламов, И.Ф. Педагогика. .[ Текст]  / И.Ф. Харламов //−  М.: Гардарики, 2003. – 520 с.

5. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс] / 
М.И. Рожков, Л. В. Байбородова.
 // – Режим доступа: http://www.
nravstvennost.info/library /news_detail.php..