последний звонок

сценарии

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА 9 КЛАСС 2015 ИНТЕРЕСНЫЙ

загрузка...

Звучит музыка «Школьные годы». 

Выходят Ведущие. 

Ведущий 1. 

Разгорелся день веселый, 

Морем улицы шумят, 

Из открытых окон школы 

Голоса слышны ребят. 

Ведущий 2. 

Май течет рекой нарядной 

По широкой мостовой. 

Льется песней необъятной 

Над красавицей рекой. 

Вед 2: Здравствуйте! 

Вед 1: Добрый день уважаемые гости, учителя, родители, дорогие ребята! Каждый год в этот яркий майский весенний день мы собираемся с вами, чтобы проститься с выпускниками основной школы. 

Ведущий 1. 

Сегодня школьный прозвучит звонок, 

Который будет не совсем обычный. 

Прервется нить той череды привычной, 

Когда урок сменялся на урок. 

Ведущий 2. 

Шумят, волнуясь, классы выпускные, 

Звенят прощальным эхом голоса, 

Корабль школьный поднял паруса. 

И ждут его теперь пути иные. 

Ведущий 1. 

Давайте поприветствуем отважных, 

Прошедших штормы школьных бурных лет. 

Идущих в жизнь дорогою побед, - 

Выпускников торжественных и важных! 

Вед 2: На торжественную линейку, посвящённую празднику Последнего звонка, приглашаются выпускники 2012 года со своими классными руководителями: 

Вед 2: 9 А класс – классный руководитель – 

Вед 1: 9 Б класс – классный руководитель – 

(На каждый выход класса звучит мелодия «Школа ты не старишься» 

Вед 1: Прошу всех встать. Школа, равняйсь! Равнение на флаги! 

(Звучит ГИМН) 



Прошу всех сесть. 

Вед 1: Вы прошли по дорогам учебных страниц 

Из гнезда разлетитесь вы стаями птиц… 

Добивались в турнирах вы скромных побед. 

И в истории школы оставили след. 

Вед 2: Слово для оглашения приказа по школе о допуске к государственным экзаменам предоставляется - заместителю директора по образовательному процессу - ________________________________________________________ 

(Звучит выход завуча и директора). (цветы ) 

(Звучит музыка «Выход гостей») 

Вед 1: Слово предоставляется нашим гостям: 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

(цветы гостям - 9а, 9б классы) 

Вед 2: С чего начинается школа? 
С директора прежде всего, 
Вот с этой милой женщины 
Которой так много дано. 

С чего начинается школа? 
С директорских пристальных глаз, 
С забот этой сильной женщины, 
Что помнит о каждом из нас. 

А может она начинается с бессонных ее ночей? 
Спасибо Татьяна Степановна, 
Спасибо от ваших детей! 

Вед 1: Слово предоставляется директору школы: 

__________________________________________________________________ 

(Звучит выход завуча и директора. (цветы) 

Вед 1: Дорогие выпускники, хотите посмотреть на себя и вспомнить, какими вы были? 

Вед 2: Что ж, выпускник, замри на мгновенье! 

Вот и настал этот день, это час. 

Вед 1: Первоклассники вас поздравляют сегодня 

Они на сцену выходят сейчас. 

(Звучит песня «Дважды два четыре», выступление первоклассников) 

-Выпускник! Как впечатляет 

Это слово первашей! 

Будем есть побольше каши, 

Чтобы вырасти быстрей! 

- Девять лет уж пролетело, 

И не верится сейчас, 

Что когда-то шумной стайкой 

Вы пришли в свой первый класс. 

- Незаметно время длилось: 

Год, как день, а день, как час. 

«Оптом» вас переводили 

Каждый год из класса в класс. 

- Было всё за годы эти: 

Двойки, тройки, слёзы, смех, 

Даже «крепкие» словечки 

В адрес вся, всего и всех. 

-И записки, и бумажки, 

И отметки в дневниках. 

Разнесли вы школу нашу 

Прямо скажем, в пух и прах! 

- Мы сейчас уйдем из зала 

И кричим вам всем 

Все: «Ура!» 

И желаем на прощанье 

Всем ни пуха, ни пера! 

(Уходят под песню «Дважды два четыре») 

Танец с шариками. 

Вед 1: Первые открытия на этой планете вы совершили с человеком, который имеет самое прекрасное звание на земле – первый учитель. Он открывал вам мир, дарил свою любовь, душевное тепло. 

Вед 2: Своего первого учителя люди помнят всю жизнь, вспоминают о нём с благодарностью. Ваши первые учителя: 

_____________________________________________________ 

_____________________________________________________ 

_____________________________________________________ 

_____________________________________________________ 

_____________________________________________________ 

Вед 1: Мы просим подняться с мест наших первых учителей для вручения цветов. 

(цветы вручаются под музыку «Учат в школе») 

Вед 2: От имени первых учителей слово предоставляется 

_______________________________________________________________ 

(Выход под музыку «Выход гостей») 

Вед 1: Перед вами взволнованы сегодня, 
Как бывает в минуты разлук. 
Главный учитель семьи вашей школьной 
Самый мудрый советник и друг. 

Вед 2: Был он всех начинаний душою, 
И заботясь о вашей душе. 
В груды дел уходил с головою, 
Забывая порой о себе. 

Вед 1: Мы приглашаем классных руководителей 9-х классов, которые вместе с вами переживают счастливые и трудные минуты. 

(Выход под музыку) (цветы ) 

Вед 1: Необычным и сложным 

Был ваш школьный маршрут. 

Но мы знали всегда - 

Нас на родине ждут. 

Вед 2: Манит нас без оглядки, 

Крепко верность храня, 

Ваша тихая пристань 

Под названьем «семья». 

Вед 1: От имени родителей слово представляется ________________________ __________________________________________________________________ 

(Выход под музыку «Родительский дом») (цветы) 

Вед 1: Слово предоставляется нашим выпускникам 

ОТВЕТНОЕ СЛОВО 

1. Куда умчались школьные года? 
Их не вернуть, увы, нам никогда! 
О, школьная пора, что пронеслась так незаметно день за днём. 
Как календарь, тебя сегодня мы перелистнём! 

2. Страница первая – конечно, первый класс. 
Когда судьба свела впервые вместе нас. 
Птенцами желторотыми, мы малышами были. 
Учительница первая, мы вас не позабыли! 

3. Учителя, любимые, учившие нас разуму-уму, 
Мы с Вами постигали 
И законы Ома, и трагедию Му-му. 
За эти годы научили нас 
Вы всяческим наукам. 
Учёба оказалась интереснейшею штукой! 

4. Мы порою не слушались Вас, 
И с уроков куда-то сбегали, 
Вы за это сердились на нас. 
Но прощали и всё понимали. 

5. Мы учились, влюблялись, росли, 
Дни текли, словно вешние воды, 
И не верилось просто тогда. 
Что закончатся школьные годы. 

6. Поклон вам низкий всем за доброту, 
Сердец открытость и за понимание, 
За то, что, не смотря на занятость свою. 
Всегда нам уделяете внимание! 

7. Листая школьный календарь, 
Звонком последним с детством мы прощаемся, 
Как хорошо, что есть на свете 
Этот тёплый дом, Где детские сердца отогреваются! 

8. Труд ваш был, конечно. Не напрасен, 
И порой бывало тяжко вам, 
Но как это всё-таки прекрасно 
Отдавать себя ученикам! 

9. Вот и 9 лет уже промчалось, 
Пролетело, словно краткий миг. 
В школе с чудесами мы встречались, 
Каждый в ней вершин своих достиг. 

10. Перед нами новая дорога 
И открытий новых даль и ширь. 
И учитель ласковый и строгий 
Провожает нас в чудесный мир! 

11. Милые, сердечные, хорошие. Добрые наши учителя! Никакими словами и наградами не выразить благодарность за Ваши терпение и труд, душу и знания, вложенные в нас. Примите от нас эти памятные сувениры. 

Вручение медалей. (музыка) 

12. Спасибо, что вы нас любили, 
Хотя и строги были к нам подчас. 
За то, что вы нас мыслить научили, 
За всё, за всё, что сделали для нас. 

13.В этот день слова благодарности, нежности и любви мы хотим сказать нашим родителям, помогающим нам всегда и во всем, любящим нас так, как никто другой. 

14. Мамы, папы, любимые, добрые! 
Вам хотим мы спасибо сказать. 
За заботу, за то, что вы с нами 
Все готовы экзамены сдать. 
Вы из класса в класс переходили, 
Набирались знаний и росли, 
Все, чему нас в школе научили — 
Все осилить вы нам помогли. 
Будьте всегда молодыми, 
Красивыми, как сейчас, 
А мы постараемся очень 
Ничем вас не огорчать! 

15: Уважаемые учителя и родители примите в подарок этот вальс. 

Выпускники 9-х классов танцуют вальс. 

Вед 1: Вы спешили расти поскорее, 
Но вам было вчера невдомек, 
Как по школьному зданию рея 
Вас проводит последний звонок 

Вед 2: Пусть же громче звенит, он прощальный, 
Чтобы каждый почувствовать смог 
Этот ласковый, но чуть печальный 
Провожающий в мир вас звонок! 

Вед 1: Право дать последний звонок предоставляется ученице 9-го « » класса _______________________________________________________ и ученику 1 « » класса ____________________________________________. 

Ведущий 2: Торжественная линейка, посвященная празднику «Последнего звонка», закончена. 

Ведущий 1: До свидания!



Предварительный просмотр:

Материалы к изложению по русскому языку 9 класс

Текст для изложения 9 класс

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

(По Николаю Прохоровичу Крыщуку)

О дружбе

12. Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. То же и моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей- самых близких, самых нужных.

       В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче  переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной. Чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым.

     Храните молодость до самой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в  своей молодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным и будете жить в другом мире.

                                                                                                                        (Д.С. Лихачёву)

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ДРУГА

Юмористический рассказ

Я никак не могу от него избавиться. Он со мной дружит, он меня уважает и обожает. Он хочет знать моё мнение и высказать своё. Он звонит рано утром и хочет узнать, что я буду сегодня делать, где мы можем пересечься. Ночью я вздрагиваю от его звонка: «А что я думаю об игре нашей сборной по футболу?» И потом я целый час сквозь дрёму выслушиваю его замечания о левом крайнем. Иногда вставляю «да», «конечно», «в самом деле?» – это чтобы он не обиделся. Он звонит и в обед и просит передать, что не сумеет встретиться со мной после работы – это чтобы я не обиделся.

Выходя в городе из автобуса, я, как шпион, сначала осторожно оглядываю окрестности. Не мелькнёт ли где-нибудь его сутулый силуэт. Вздохнув спокойно, начинаю осторожно продвигаться в нужную сторону. Но он хлопает меня сзади по плечу и восторженно кричит: «Привет, наконец-то встретились, что думаешь о реформе?»

Я сменил номер телефона, и даже сам телефон, и неделю жил спокойно. Но он приложил столько усилий, чтобы узнать мой номер, что мог бы получить Нобелевскую премию или просто премию на работе, на худой конец. И в конце недели я опять услышал его радостный голос: «Ты, что телефон сменил?» Определитель номера, чёрный и белый список не помогали. Он как-то обходил засады. И после небольшого перерыва в моей трубке прорывалось его дружеское «Привет».

Я вообще отказался от телефона. Это оказалось ещё хуже, он сменил квартиру и поселился рядом на площадке. По вечерам раздаётся звонок в дверь, и вот уже я вынужден высказываться о войне на Ближнем востоке. Даже переезд в другой город принёс облегчение только на полгода. А потом его бархатный голос и дружеская улыбка опять были неотъемлемыми атрибутами моей жизни.

Сейчас передо мной два варианта: или убить его (но сидеть неохота), или на ракете улететь в космос. Выбрал второй вариант – улететь. Говорят, надо заплатить 20 миллионов долларов. Понемногу собираю, уже отложил 100 рублей. Помогите, кто может, жертве бескорыстной дружбы.

 

ВЕЛОСИПЕД

1.Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок.2. Ведь дружат не только они, но их папы и мамы.3. Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют.4. Они очень любят друг друга.5. Поэтому всё у них ладится.6. Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как ни друг поймёт и утешит.7. Это большое счастье иметь настоящих друзей.

8.Однажды Сашин папа купил ему велосипед, как раз такой, о каком он мечтал – синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком.9. Первым об этом, конечно же, узнал Женя.10. Он был очень рад за друга, так как такого велосипеда у него ещё не было.11. Ведь в семье у Жени растёт ещё  маленький братик и сестрёнка.12. А Саша у своих родителей единственный.

13.– Женя, тебе нравится мой велосипед? – спросил Саша друга.14. – Хочешь, дам тебе покататься?15. Вот, держи.16. Будем ездить по очереди. 17.Давай вокруг нашего дома.18. Ты первый, а я пока на лавочке посижу.

19.Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал.20. Вокруг дома он объехал сразу несколько раз.

21.– Здорово! Даже сердце замирает от радости.

22.– Ох, попробовать бы побыстрее. Вот это да! Вот это велосипед!

23.И вдруг – бабах!

24.Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу.25. Врезался в посаженное посредине дерево и упал.26. С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь.27. Ныло и щипало плечо, опухал разбитый нос.28. Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём.29. Да и ещё и красивый блестящий щиток лопнул и тоскливо свисал над колесом. 30.У Жени от ужаса замерло сердце. 31.Что же теперь делать? Как быть?

32.А к клумбе уже спешил встревоженный долгим отсутствием друга Саша.

33.– Саша, я не специально.34. Ты меня прости, пожалуйста!35. Я что-нибудь придумаю, ты только не переживай. Ладно?!

36.Но глаза Саши наполнились слезами.37. О, если бы он знал, что так случится.38. Ведь он даже ещё не успел накататься на своём велосипеде.

39.Тут, откуда ни возьмись, к мальчикам подбежал их сосед Стёпа.40. Его давно уже злила их дружба.41. Или, может быть, завидовал мальчишка, так как не имел своих друзей.

42.– Вот это да. – Стёпа удивлённо присвистнул.43. – Говорил я тебе Саша, зря ты с Женей дружишь.44. Он же это специально сделал.45. Ведь у него такого велосипеда нет.46. Что ты теперь своим родителям скажешь?

47.Женя, чуть не плача, возмутился:

48.– Неправда. Я не мог специально.49. Не верь ему, Саша.

50.Жене из-за всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. 51.Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и пошёл к дому.52. А рядом с ним, громко крича, шёл Стёпа:

53.– Да, я сам в окно видел, как он разогнался и в клумбу заехал.54. Вот тебе и дружок.

55.Женю душили слёзы обиды и бессилия.56. Когда он вернулся домой, мама была на кухне.57. Мальчик потихонечку шмыгнул в свою маленькую комнату.58. Жене сейчас так хотелось побыть одному, обо всём подумать... 59. Как бы хотелось Жене, чтобы Саша ему поверил и простил, чтобы всё было, как и прежде.60. Да, такого между друзьями ещё не бывало.

61.Всю ночь Женя плохо спал.62. Он часто встревоженно просыпался. 63.Только под утро Женя крепко заснул, и тут его разбудил будильник: пора в школу.64. Вчерашние события врезались в память, как острый нож.65. Как же быть?

66.Женя заглянул в комнату папы.67. Отец читает. 68.Лицо спокойное и доброе.69. Папе можно верить.

70.Женя шагнул к нему, еле сдерживая слёзы.

71.– Папа, помоги, у меня беда.

72.Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.

73.– Сегодня я работаю.74. Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе.75. Деньги, сынок, я даю тебе взаймы. 76.Летом в трудовом лагере заработаешь и отдашь.77. Согласен?

78.– Согласен, папочка!79. Спасибо тебе!

80.– Собирайся быстрее, чтоб тебе успеть в школу.

81.В свой класс Женя вошёл радостный.82. Взглядом поймал хмурые Сашины глаза. 83.Улыбнулся ему.

84.После уроков Женя бежал домой как на крыльях.85. Новый блестящий уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего.86. Какой же чудесный у Жени папа.87. Он всегда готов выручить сына из беды.88. Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши.89. Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.

90.Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама.91. Удивилась.92. Женя быстро поздоровался, как можно короче и понятней всё объяснил, хотя ему показалось, что тётя Клара ничего не поняла.

93.– А кто разбил велосипед?94. Ты? Разве не Саша? Странно.

95.Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед.96. Как всё удачно!97. Женя успел до возвращения Саши из школы. 98.Повезло. 99.Теперь у них с папой впереди интересное дело – технику ремонтировать. 100.Вдвоём они обязательно справятся.101. В этом Женя не сомневался.102. Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша.103. Не выдал его родителям.104. Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. 105.Досталось же бедняге, наверное.106. Ничего.107. Женя этого никогда не забудет.108. Зря, выходит, старался Стёпа.

109.Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. 110.У двери стоял Саша. 111.Молчит.112. И Женя молчит.113. Сейчас они только смотрят друг на друга.114. Да и зачем им слова?115. И так всё ясно.

116.Великая вещь – дружба.

 

Эвалд Вилкс.

ПРИТЧИ О ДРУЖБЕ

ГВОЗДИ

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.

Старайся не ранить их...

ПРИТЧИ О ДРУЖБЕ

БОГАТСТВО, ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете.

И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:

– Кто там?

За дверью ему ответили:

– Это твоё богатство.

Но старец ответил:

– Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.

И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.

– Кто там? – спросил он.

– Это твоя любовь! – услышал он ответ.

Но старец сказал:

– Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь.

На третий день к нему снова постучали.

– Кто там? – спросил старик.

– Это твоя дружба! – услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:

– Друзьям я всегда рад.

Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:

– Но ведь я пригласил только дружбу!

На это вошедшие ответили ему:

– Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!

Надежда Белугина

«Мамочка, люби меня больше всех!»

Несколько дней неприятное чувство пристального взгляда со стороны. Невольно оглядываюсь: вроде никого. Но однажды хрупкая молодая женщина преградила мне дорогу, сказав, что не один день уже поджидает меня. Речь её была сбивчивой, женщина явно преодолевала волнение. Понимая, что нельзя не выслушать её, предложила встретиться в парке, т.к. в данное время я торопилась на работу.
В парке она ждала меня не одна. Рядом с ней на скамейке сидел мальчик лет семи. «Это мой сын Миша, – познакомила она меня, и легонько подтолкнула мальчика – Пойди, погуляй». И тут я увидела его глаза очень взрослые испытующие, пронизывающие до глубины души и в то же время чистые, цвета прозрачного горного потока. Он как-то ожидающе посмотрел на меня, ни слова не говоря, отошёл в сторону и занялся муравьями. Маленький телохранитель не мешал нам, видно, он привык быть тенью. Но строгое присутствие его сохранялось на протяжении всего разговора с матерью.
Потихоньку Ольга справилась с волнением и начала свою исповедь. Ей очень хотелось выговориться, да и предостеречь молодых девчонок от тех ошибок, которые сделала сама. Она ещё в школе очень «вольная» была. Не красавица, но и не дурнушка. Матери было не до неё: друзья, вечеринки, посиделки с подружками, а бабушку Оля в расчёт не брала. Училась неважно, но её это мало волновало, потому что знала: в институт всё равно не попадёт. Уроки никогда не учила, и как-то легко относилась к плохим оценкам. На переменах покуривала с мальчишками за забором школы. Особенно её ни к чему не тянуло. Просто думала, что окончит школу и пойдёт куда-нибудь работать. С трудностями пришлось столкнуться сразу же. Оказалось, что в большинстве случаев нужны специалисты со стажем не менее 3 лет. Места уборщиц и дворников заняты, а чтобы работать на частника, нужны рекомендации. Платили мало, рабочее время не ограничено, отпусков не обещали. Оля после школы стала никому не нужна. Мать уехала на заработки, бабушкиной пенсии не хватало. 
Однажды встретила на улице одноклассника. Он–то и познакомил девушку с Сергеем, который был намного старше её. Ольга безумно влюбилась. Было лестно, что такой взрослый мужчина обратил на девчонку внимание, Разговаривает с ней на равных, предлагает закурить, приглашает в кафе, ухаживает совсем не так, как знакомые мальчишки. В постели она была, наверно, скована, поэтому он всё время был недоволен. А однажды принёс какие-то таблетки, сунул в руки: «Выпей, хоть чуть-чуть расслабишься, поймаешь кайф, а то ты как бревно». Таблетки и вправду помогли стать свободнее. В то время она и предположить не могла, что расслабляя её действия, они когда-нибудь скуют её волю, ведь она была бедовой девчонкой, с ней трудно было кому-то справиться.
С тех пор так и повелось. С Сергеем было здорово: не надо было бояться, что кто-то обидит, не надо было думать, где взять деньги, они у него откуда-то всё время появлялись. Уже не Сергей предлагал ей «словить кайф», она сама просила его об этом.
Она не заметила, в какой момент Сергей изменил своё отношение к ней. Ольга долго переживала его первый удар по лицу. Потом он ногой свалил её с кровати, когда она измождённая от принятия допинга не смогла ответить на его притязания в постели. Всё изменилось.
Ольга забеременела. Полиса у неё не было, попросить денег на аборт, который стоил недёшево, у Сергея она не осмеливалась. Вообще-то, если не кривить душой, малыша от любимого ей хотелось оставить. Хоть Сергей и предупредил её, чтобы не вздумала завести ребёнка, она надеялась, что эти слова он сказал не в серьёз. Очень хотелось иметь настоящую семью. Первое время новость удавалось скрыть. Узнал он о ней, когда уже нельзя было ничего предпринять. Жизнь после этого превратилась в кошмар. Сергей перестал брать её с собой. Он кричал ей в лицо: «Мне не нужны беременные бочки! Будешь сама кормить своего ублюдка! Много таких уже нарожали, но им не удалось доказать, что ребёнок мой, потому что экспертиза стоит дорого, а мои друзья подтвердят, что ты была со всеми по очереди».
Из роддома она добиралась сама, а Сергей не спросил даже, кто у них родился. Поздно Оля поняла, что ему было просто удобно с ней. Она стирала, готовила, убирала, шла на всё, чтобы ему было хорошо в постели, лишь бы Сергей был с ней. Теперь он не замечал её. Иногда ей хотелось выброситься из окна, иногда, и всё реже, мучил стыд. Почему раньше не хотелось думать, с кем он был до неё? Каждый день стал похож на день предыдущий. Приходили мужчины, приносили какой-то «смрадный напиток», что-то поесть, тащили её в постель. Как в это время рос сын, Ольга не помнит. А он- то был рядом, то с кем-то. Особых хлопот не доставлял. А она всё больше не любила Мишу за то, что после его рождения жизнь стала невыносимой. Ольга перестала следить за собой, убираться в квартире и готовить еду. Иногда появлялись трезвые мысли: «Кто я Сергею? Почему он не подходит к ребёнку и никогда не берёт его на руки?» - но она гнала их прочь. 
Однажды Сергей заявил: «Ты – использованная бумажная салфетка, которая больше уже ни на что не годится. Участь этой бумажки одна – мусорный бак. Я ухожу с девчонками на озеро, не вздумай туда появиться. Когда приду, чтоб духу твоего здесь не было. Останешься – пеняй на себя».
Что делать? Ольга вдруг вспомнила, что давно ничего не ела. Пошарила в шкафу – пусто. Сын окликнул её. «Господи, опять он! Надо было всё-таки найти денег на аборт!» - мелькнуло в голове. Миша продолжал дёргать её за рукав, и она услышала: « Мама, ешь, меня тётя Ира угостила». С жадностью проглатывая какие-то куски, она увидела, как сын аккуратно собрал оставшиеся крошки со стола, бросил их в рот и начал медленно жевать. Мелькнула мысль, что он тоже голоден, но боль, оттого, что её бросил любимый, отодвинула эту мысль на второй план. Скорей туда, на озеро, за ним! Он не может так с ней поступить!
Было безлюдно. Лишь несколько одиноких фигур заканчивали собирать вещи. Сергей ещё красивее показался ей в лучах уходящего солнца. Его мускулистое загорелое тело сразу бросалось в глаза. Две совсем молоденьких девчонки, которых он небрежно обнимал, не сводили с него восхищённых глаз. Ольга подбежала к Сергею и выдохнула в лицо: « Не бросай меня, я не смогу без тебя жить!» «Не сможешь – не живи!» - не оборачиваясь в её сторону, он оттолкнул её прямо в озеро и ленивой походкой отправился с красавицами вдоль берега к городу.
От неожиданности она всем ртом вдохнула воду и сразу пошла ко дну. «Вот и всё. Господи, прости меня» - удалось подумать. И вдруг там глубоко в подсознании мелькнуло ещё, что жить всё-таки хочется, что есть маленький сын, которому она нужна. Оля не знала, откуда появились силы. Она изо всех сил оттолкнулась от илистого дна, но что-то мешало. Уже сознавая опасность, она пыталась обогнуть бревно или дерево, застывшее на поверхности, но руки скользили. Силы покидали её. Вдруг мутная вода раздвинулась, показались два прозрачной воды озера. Приближаясь, они стали глазами сына. Он не сводил с неё огромных обезумевших глаз и шептал или уже громко кричал, что сдавливало перепонки: «Мама, не уходи! Я с тобой! Люби меня больше всех!» Как вытащил её малыш из воды или она сама выплыла, Ольга не помнила. Как удар молнии её поразили слова Миши. Он один не бросал её ни на минуту и ждал её любви всё это время. Она вдруг поняла, что это и есть её семья. Пусть маленькая, но своя. И этот маленький мальчик пока самый надёжный мужчина в её жизни. Она крепко схватила его, прижала к себе и завыла, как дикий раненый зверь. Со слезами постепенно уходила боль.
Жизнь её теперь разделилась надвое: до и после спасения, а тот день стал вторым её днём рождения. Ольга понимала, что бездна, в которой она оказалась по вине любимого человека и собственного легкомыслия, не отпустит её так легко, как дно озера. Было трудно, но Миша был рядом. Когда совсем уж становилось невмоготу, она ложилась на диван, упиралась в жесткую спинку ногами и закусывала зубами подушку. Сын садился рядом и держал её руку. 
Ольге хотелось уехать куда-нибудь. В руки случайно попала газета. Вот уже глаза пробегают по разделу знакомств: «Одинокий, обманутый в ожиданиях… Оренбургская деревня... А что ей терять?» Полгода переписки вселили надежду. Казалось, что некто, вытолкнувший её со дна озера, продолжает опекать её и шепчет: «Доверься».
При расставании я ещё раз взглянула в глаза мальчика: «Нет, не мальчик – мужчина, рано повзрослевший от перенесённых невзгод. Ведь не возраст определяет мужчину, а умение его взять на себя ответственность. Этот взял. За свою маму».
Хочется верить, что ненасытная бездна, уже до краёв наполненная человеческими судьбами, больше не сможет поглотить эту хрупкую женщину. Сын не позволит.

Эдуард Асадов

"Сатана"

Ей было двенадцать, тринадцать - ему. 
Им бы дружить всегда. 
Но люди понять не могли: почему 
Такая у них вражда?! 

Он звал ее Бомбою и весной 
Обстреливал снегом талым. 
Она в ответ его Сатаной, 
Скелетом и Зубоскалом. 

Когда он стекло мячом разбивал, 
Она его уличала. 
А он ей на косы жуков сажал, 
Совал ей лягушек и хохотал, 
Когда она верещала. 

Ей было пятнадцать, шестнадцать - ему, 
Но он не менялся никак. 
И все уже знали давно, почему 
Он ей не сосед, а враг. 

Он Бомбой ее по-прежнему звал, 
Вгонял насмешками в дрожь. 
И только снегом уже не швырял 
И диких не корчил рож. 

Выйдет порой из подъезда она, 
Привычно глянет на крышу, 
Где свист, где  кружит волна, 
И даже сморщится:- У, Сатана! 
Как я тебя ненавижу! 

А если праздник приходит в дом, 
Она нет-нет и шепнет за столом: 
- Ах, как это славно, право, что он 
К нам в гости не приглашен! 

И мама, ставя на стол пироги, 
Скажет дочке своей: 
- Конечно! Ведь мы приглашаем друзей, 
Зачем нам твои враги?! 

Ей девятнадцать. Двадцать - ему. 
Они студенты уже. 
Но тот же холод на их этаже, 
Недругам мир ни к чему. 

Теперь он Бомбой ее не звал, 
Не корчил, как в детстве, рожи, 
А тетей Химией величал, 
И тетей Колбою тоже. 

Она же, гневом своим полна, 
Привычкам не изменяла: 
И так же сердилась:- У, Сатана! - 
И так же его презирала. 

Был вечер, и пахло в садах весной. 
Дрожала звезда, мигая... 
Шел паренек с девчонкой одной, 
Домой ее провожая. 

Он не был с ней даже знаком почти, 
Просто шумел карнавал, 
Просто было им по пути, 
Девчонка боялась домой идти, 
И он ее провожал. 

Потом, когда в полночь взошла луна, 
Свистя, возвращался назад. 
И вдруг возле дома:- Стой, Сатана! 
Стой, тебе говорят! 

Все ясно, все ясно! Так вот ты какой? 
Значит, встречаешься с ней?! 
С какой-то фитюлькой, пустой, дрянной! 
Не смей! Ты слышишь? Не смей! 

Даже не спрашивай почему! - 
Сердито шагнула ближе 
И вдруг, заплакав, прижалась к нему: 
- Мой! Не отдам, не отдам никому! 
Как я тебя ненавижу!

 

Притча о дружбе

У мудреца спросили: «Сколько видов дружбы существует?»

«Четыре»,--ответил он. –Есть друзья, как еда, каждый день ты нуждаешься в них. Есть друзья, как лекарство, ищешь их, когда тебе плохо. Есть друзья, как болезнь, они ищут тебя. Но есть такие друзья, как воздух, их не видно, но они всегда с тобой.

Дружба как бриллиант: встречается редко, стоит дорого, а подделок очень много.

Ты не считай друзей наперечёт:

Не тот твой друг, кем любопытство движет,

А тот, кто с радостью с тобой разделит взлёт…

И кто в беде твой тихий плач услышит…

                Омар Хайям

Дружба—это не только прекрасное слово…

Дружба—это любви водопад.

Дружба—это спешить на помощь другу

И руку в тяжёлую пору подать.

Улыбку дарить, нежный взгляд и прощенье,

Слезу утереть, когда так нелегко.

Быть рядом не только в минуты веселья,

Но и тогда, когда горе пришло.

Нам Бог подарил эти нежные чувства,

Мы ими ценить должны горячо,

Ведь в жизненном страшно бушующем море

Надёжных друзей найти нелегко.

Самый лучший друг—это мама. Она никогда не завидует, не желает плохого. А в глазах её сверкает любовь и гордость за своего ребёнка.

Притча о любви и счастье

Куда уходит любовь? - спросило маленькое счастье у своего отца.

Она умирает, - ответил отец. Люди, сынок, не берегут то, что имеют. Просто не умеют любить!

Маленькое счастье задумалось: Вот вырасту большим и стану помогать людям! Шли годы.

Счастье подросло и стало большим. Оно помнило о своём обещании и изо всех сил старалось помогать людям, но люди его не слышали. И постепенно Счастье из большого стало превращаться в маленькое и чахлое. Очень оно испугалось, как бы совсем не исчезнуть, и отправилось в дальний путь, чтобы найти лекарство от своего недуга.

Долго ли коротко ли шло Счастье, не встречая никого на своём пути, только стало ему совсем плохо. И остановилось оно отдохнуть. Выбрало раскидистое дерево и прилегло. Только задремало, как услышало приближающиеся шаги.

Открыло глаза и видит: идёт по лесу дряхлая старуха вся в лохмотьях, босая и с посохом.

Кинулось счастье к ней:
- Присаживайтесь. Вы, наверное, устали. Вам нужно отдохнуть и подкрепиться.
У старухи подкосились ноги, и она буквально рухнула в траву. Немного отдохнув, странница поведала Счастью свою историю:
- Обидно, когда тебя считают такой дряхлой, а ведь я так ещё молода, и зовут меня Любовь!
- Так это вы Любовь?! поразилось Счастье. Но мне говорили, что любовь это самое прекрасное из того, что есть на свете!
Любовь внимательно взглянула на него и спросила:
- А тебя как зовут?
- Счастье.
- Вот как? Мне тоже говорили, что Счастье должно быть прекрасным. И с этими словами она достала из своих лохмотьев зеркало.
Счастье, взглянув на своё отражение, громко заплакало. Любовь подсела к нему и нежно обняла рукой.
- Что же с нами сделали эти злые люди и судьба? - всхлипывало Счастье.
- Ничего, - говорила Любовь, - Если мы будем вместе и станем заботиться друг о друге, то быстро станем молодыми и прекрасными.

И вот под тем раскидистым деревом Любовь и Счастье заключили свой союз никогда не разлучаться. С тех пор, если из чьей-то жизни уходит Любовь, вместе с ней уходит и Счастье, порознь их не бывает. А люди до сих пор понять этого не могут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы экологии в современной русской литературе.

Слайд 4

Русские писатели о природе. Замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков неразрывными нитями был связан с родной природой. Он стремился постичь ее тайны. Довести до возможно большего числа сограждан, сделанные им открытия. В своих разнообразных охотах он прежде всего наблюдал, подмечал самые характерные особенности растений и животных – места обитания, жилища, пищу и повадки. Впоследствии свои наблюдения Аксаков описал в книгах, проникнутых любовью к родной природе, трепетным к ней отношением.

Слайд 5

Современные экологи могут только позавидовать богатству , точности и выразительности приводимых им материалов. В «Записках Ружейного охотника Оренбургской губернии », «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» он дал подробные характеристики классификации болот («чистые, сухие, мокрые»), текучих вод, озер, прудов, степей, лесов, животных.

Слайд 6

Благосклонов Константин Николаевич – ученый-орнитолог, педагог, исследователь поведения птиц, специалист по охране природы, инициатор и организатор школьных и биологических олимпиад, популярного в стране праздника Дня птиц. Автор ряда книг по орнитологии и охране природы, К. Н. Благосклонов оставил после себя богатое научное наследие . Его кипучая энергия, любознательность, гибкая научная мысль открывали перед молодежью тайны и красоту родной природы, будили горячее желание познать ее и внести свою лепту в ее охрану .

Слайд 7

Его книги «Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве», «Птицы и вредители леса» (в соавторстве с Б.И. Осмоловской ), «Охрана природы» (совместно с Л.П. Астаниным ), «Зоология» (совместно с Е.Г. Бацылевым ) неоднократно переиздавались и по сей день пользуются у специалистов большой популярностью. Он всегда был среди тех, кто всерьез занимался охраной природы. Вел огромную общественную природоохранительную работу в различных организациях страны – от школы до министерства. Многие его идеи были претворены в жизнь и сейчас продолжают работать в трудах его учеников и единомышленников.

Слайд 8

А знаете ли вы, кого называют отцом русской фенологии? Кайгородова Дмитрия Никифоровича. А дети звали его не иначе, как «лесной дедушка». И не зря Кайгородов был прекрасным популяризатором. В доступной форме он старался рассказать людям все. Что знал о природе .

Слайд 9

На книгах Кайгородова Дмитрия Никифоровича выросли многие поколения юных натуралистов. Они с увлечением читали « Лепестки», «Дружбу с природой», «Начальную ботанику », « На разные темы », «Из зеленого царства », « Растения- мухоеды » и многие- многие другие.

Слайд 10

Верным последователем Д.Н. Кайгородова был наш замечательный писатель Виталий Бианки . Он не только перечитал все его книги и чуть-ли не наизусть знал все его статьи, но и сам написал великолепную «лесную газету», которую дети начинают читать уже с детского сада. Все мини-рассказы В. Бианки написаны в такой доступной и интересной форме, что прочитав один, сразу же понимаешь, что для этого человека значила природа и как он ее любил. Бианки подмечал такие необычные повадки животных, о которых не всегда прочитаешь даже в энциклопедиях.

Слайд 11

Кто нам земля: мать родная или мачеха? Земля, взрастившая, вскормившая нас, или же только «территория»? Вспомним, что именно так стоит вопрос в повести Распутина: « Я родился в Матёре . И отец мой родился в Матёре . И дед. Я тутака хозяин», - говорит дед Егор; «Эта земля-то всем принадлежит- кто до нас был и кто после нас придет.... А вы чё с ней сотворили?» - это уже голос тетки Дарьи, а вернее, голос народа-хозяина, радетеля земли. Это голос не «супротив» государственной воли, той, что на его же благо. Проблемы экологии в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой».

Слайд 12

Но не нужно забывать, что «Плаха» - книга сложная, отразившая в себе не первые шаги христианства на Земле, а результат развития человечества в течение двух последующих тысяч лет, которые даны были человечеству для свободного выбора между добром и злом, между грехом и душевной чистотой. Здесь уместно вспомнить слово экология и сказать о гибели всего живого вокруг (гибнут звери, лишаются последнего пристанища Тайнышар и Акбара, целинные земли превращаются в пустыню), но не об этом пишет Айтматов: стремительно приближается к гибели тот, кто был призван охранять все эти реки и воды, разрушается душа человеческая, его разум погружается во тьму, и он уже не слышит, не хочет слышать слово истины. Проблемы экологии в романе Ч . Айтматова « Плаха ».

Слайд 13

В повести «Царь-рыба» представлены три типа отношения человека к природе: разумно- созидательное – со способностью к одухотворённо-поэтическому её восприятию, бездуховно-рационалистическое и хищнически-потребительское. Единство человека и природы показано через ассоциации между человеком и природой. Образы персонажей, художественные приёмы (сравнения, метафоры) подчинены основной концепции Астафьева: человека он видит через природу, а природу – через человека. Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах В.П. Астафьева « Царь-рыба».

Слайд 14

До теперешней нашей Земли, До ее дождей и метелей Бронтозавры не доползли, Птеродактили не долетели. Это – личная их беда, За нее никто не в ответе. Заблудились, пошли не туда. Смерть нашли в тупиковой ветви. Древо жизни листвой шелестит, Ветвь – направо и ветвь – налево. Человек разумный сидит На вершине этого древа. Он – мыслитель. Он хмурит лоб. Человека идея гложет: Хочет что-то придумать, чтоб Самого себя уничтожить. Он подпер подбородок рукой – Вождь прогресса, краса и гордость... Он – придумает! Он – такой! Вы, пожалуйста, не беспокойтесь! А над ним проносится век. Повороты. Круговороты... Да неужто и человек – Тупиковая ветвь природы?! (Р. Рожденственский )

Слайд 15

Неизвестный китайский поэт сказал: «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека».