Мои занятия

Ешенко Наталья Викторовна

Здравствуйте,дорогие гости! На моей страничке вы можете познакомиться с интересными занятиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Предлог НА». Занятие для детей 5 лет с ОНР

Тип занятия: групповое.

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 5 лет, имеющих общее недоразвитие речи. I год обучения.

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Цель: Формирование у детей представления о смысловом (семантическом)значении предлога НА и умения использовать этот предлог в предложениях.

Задачи: I Образовательные:

1. Формировать представление о пространственном расположении предметов в случае использования предлога НА. 2. Познакомить детей с графической схемой и правилом предлога НА. 3. Учить детей выделять предлог из предложения,определять его наличие или отсутствие. 4. Учить употреблять предлог НА в предложениях. 5. Учить составлять простое распространенное предложение с предлогом НА по сюжетной картинке.

II Коррекционно-развивающие:

1. Развивать у детей речевое внимание на основе упражнений на определение или отсутствие предлога НА. 2. Развивать зрительное восприятие на основе упражнений наопределение пространственного расположения предметов. 3. Учить детей отвечать на вопросы логопеда предложением, соблюдая порядок слов. 4. Развивать речевую память на основе словесной инструкции логопеда не повторять предыдущие ответы детей.

III Воспитательные задачи:

1. Учить детей воспринимать обращенную речь не перебивая собеседника (ребенка или взрослого).

Предполагаемый результат: Дети научатся выделять и употреблять предлог НА в предложениях опираясь на смысловое значение предлога.

Ресурсы: Игрушка – воробей, схема предлога, предметные и сюжетные картинки.

I Вводный этап.

1. Логопед загадывает детям загадку:

Он на дереве сидит,

Чик-чирик всем говорит,

Очень любит угощение,

Просо, зёрнышки, печенье.

Прыгает,а не идёт,

Рядом с нами он живёт,

Угадайте поскорей,

Кто же это?. (Воробей.)

Дети: Воробей!

Логопед: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я увидела воробьев! Как вы думаете, где они сидели?

Дети:

- Воробьи сидели на кустах.

- Воробьи сидели на дереве.

- Воробьи сидели на скамейке.

- Воробьи сидели на ветке.

- Воробьи сидели на асфальте.

- Воробьи сидели на качели.

- Воробьи сидели на крыше.

- Воробьи сидели на песочнице.

II Основной этап:

1. Логопед показывает игрушечного воробья. Сажает его на стул, на машину, на подоконник, на стол, на пол, и т. п.

Логопед: Куда сел воробей? Воробей сел на стул.

Дети:

- Воробей сел на машину.

- Воробей сел на подоконник.

- Воробей сел на стол.

- Воробей сел на пол.

После каждого ответа, логопед, выделяя голосом предлог НА, произносит сам:

- Воробей сел на подоконник.

- Воробей сел на стол. и т. п.

2. Объяснение: Логопед демонстрирует карточку со схемой предлога «НА». Дети рассматривают и запоминают изображение.

Логопед проговаривает правило: «Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА».».

Дети за логопедом хором повторяют правило.

3. Игра «Кто где живет?»:

- Ребята, наш воробьишка еще очень маленький и не знает, кто где живет, давайте поможем ему разобраться! Рассмотрите картинки и схему и ответьте на мой вопрос посхеме:

Логопед: Где живет Карлсон? Карлсон живет на крыше.

Дети:

- Тюлени живут на севере.

- Лягушки живут на болоте.

- Цапли живут на болоте.

- Аисты живут на крыше.

- Олени живут на севере.

- Инопланетяне живут на Луне.

- Мыши живут на лугу.

- Голуби живут на крыше.

- Пингвин живет на льдине.

После проговаривания предложений логопед спрашивает: Какое «Маленькое слово» было в каждом предложении?

Дети: В каждом предложении было «маленькое слово» НА.

4. Игра «На льдине».

Логопед: А сейчас я расскажу вам сказку про рыбаков:

Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Наделали рыбаки во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Рыбы ловилось много. К вечеру большие кучи мороженой рыбы лежали на льду, и довольные рыбаки собрались по домам.

Логопед: Ребята, кого можно увидеть на льдине?

Дети:

- На льдине можно увидеть пингвина.

- На льдине можно увидеть медведя.

- На льдине можно увидеть моржа.

- На льдине можно увидеть рыбака.

- На льдине можно увидеть тюленя.

5. Динамическая пауза. Логопед декламирует «рифмовку», а дети сопровождают декламацию соответствующими жестами, движениями.

Огоньки на елочке весело горят,

Приглашая в хоровод маленьких ребят.

Поскорее просыпайся

Утром в садик собирайся.

Ведь на вешалке пальто

Ждет когда наденет кто.

На стене висит картина

На диване кот сопит.

Спать ему ты не мешай

Сам скорее засыпай.

После проговаривания и выполнения действий логопед спрашивает детей:

- Услышали вы маленькое слово НА?

Дети выделяют его в соответствующих предложениях:

- Огоньки на елочке весело горят.

- Ведь на вешалке пальто.

- На стене висит картина

- На диване кот сопит.

6. Игра«Услышь маленькое слово».

Логопед: Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно и найдите в нем маленькое слово НА.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

- Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Снег идет, снег идет.

Дворник улицу метет.

Мы катаемся на санках

И берем с собой коньки,

Мы катаемся на лыжах,

И играем все в снежки.

Села птичка на окошко,

Посиди у нас немножко,

Посиди не улетай…

Улетела! Ай, ай, ай.

Дети:

- Вот на ветках, посмотри.

- Греются на солнышке.

- Мы катаемся на санках.

- Мы катаемся на лыжах.

- Села птичка на окошко.

7. Самостоятельная работа детей: каждый ребенок по своей сюжетной картинке составляет предложение, в котором должно быть маленькое слово НА.

Дети:

- На земле лежит снег.

- На клумбе растут цветы.

- На стене висит картина.

- На крыше висит сосулька. И т. д.

III Обобщающий этап:

Логопед: С каким маленьким словом мы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились с маленьким словом НА.

Логопед: Вспомните, когда оно появляется в предложении?

Дети: Маленькое слово появляется в предложении тогда, когда предмет находится наверху.

IV Заключительный этап:

Логопед: Ребята, вы молодцы! Вы внимательно слушали, поэтому нашли«маленькое слово» НА в каждом предложении!

Список литературы:

1. Градова Г. Н. Стишок повторяй – предлог запоминай // Логопед в детском саду. – 2006- №4(13).

2. Папилова Л. П. Классные уроки. - М., «Оникс 21 век», 2003.



Предварительный просмотр:

тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Цель: Закрепление произношения звука «Р» в словах и предложениях.

Задачи:

I Коррекционно-образовательные:

1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука [Р].

2. Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звука [Р].

II Коррекционно-развивающие:

1. Развивать артикуляционную моторику;

2. Развивать умение определять наличие звука [Р] в словах;

3. Закреплять умение выделять звук [Р] в начале, конце и середине слов;

4. Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в словах;

5. Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в предложениях;

6. Расширять словарный запас.

7. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук посредством приема биоэнергопластики;

IIIВоспитательные:

1. воспитывать познавательный интерес;

2. воспитывать положительную мотивациию к логопедическим занятиям;

3. воспитывать усидчивость.

Предполагаемый результат: Ребенок будет правильно произносить звук [Р] в словах и предложениях.

Ресурсы: Игрушки «Логопедическая обезьяна» и Буратино, тренажер для развития воздушной струи «Динозаврик», ноутбук, магнитофон, аудиозапись, кубики со слогами, массажный шарик «Су-джок», массажный мяч, цветок «Ромашка» с предметными картинками, три тарелочки для определения места звука в слове, золотой ключик.

Ход занятия:

I. Организационный момент: Установка на занятие.

Звучит музыка из мультика «Буратино».

Логопед: Из какого мультфильма эта песня?

Правильно! Послушай стихотворение:

Я – мальчишка деревянный

В полосатом колпачке.

Создан я на радость людям,

Счастья ключ в моей руке.

Черепаха подарила

Этот ключ волшебный мне.

И тогда я очутился

В доброй сказочной стране.

-Вот наш гость- Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.

II. Основная часть.

1. Закрепление акустического и артикуляционного образа звука [Р]:
Логопед: Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звук [Р].
Ребенок: губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует).

Логопед: Молодец! Правильно! Расскажи про звук Р (характеристика звука Р).

Ребенок: Звук Р – согласный, звонкий, твердый, в схеме обозначается синим цветом.

Логопед: Как ты думаешь, какой звук мы сегодня будем продолжать учиться говорить правильно?

  1. Артикуляционная гимнастика.
    Для того, чтобы правильно говорить звук [Р] – надо сделать гимнастику для языка:

«Качелька»

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

«Маляр»

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к небу поднимаем,

Поведем вперед – назад –

Наш маляр работе рад.

«Чистим зубки»

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

И снаружи, и в нутрии.

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

«Лошадка»

Скок-поскок, скок-поскок,

Подниму свой язычок.

Поскачу-пощелкаю,

Небушко потрогаю.

Как лошадка я скачу

Язычок размять хочу.

Цок-цок-цок по мостовой-

Идет лошадка к нам с тобой.

«Грибок»

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпка на макушке.

Присосался язычок!

Несколько секунд - молчок!

Ты расти, расти грибок

Упирайся в потолок.

«Гармошка»

Присосу язык на небо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз-

У нее такой круиз.

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

3. Развитие воздушной струи: Тренажер «Вертушка».

Логопед: А еще, чтобы правильно произносить звук Р, нам надо правильно дуть на язычок.

4. Произнесение звука Р изолировано:

Логопед: Передай рычание злой собаки.
Ребенок: Ррррр

5. Произнесение звука Р в слогах:

Логопед: Давай вместе с Буратино построим башню из кубиков, четко проговаривая слоги со звуком Р!

Ра, ро, ру, ры, рэ,

Логопед: Прочитай еще раз эти слоги.

6. Выделение звука [р] в словах. 

  • Найди картинки, в названиях которых есть звук Р.
  • Назови, кто лишний? Почему?

7. Развитие мелкой моторики

Массаж шариком «Су-джок».

Я, ребята, Буратино!

Папа Карло из дубка

Или, может, из осины

Смастерил себе сынка.

Непоседа и проказник,

Всюду суну длинный нос.

Массаж эластичным кольцом.

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Показал ему дорогу.

Палец средний – самый меткий,

Он снимает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-госпадинчик

В землю косточки сажает.

8. Повторение чистоговорок. (Игра с мячом)

Логопед:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.

Логопед: Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].

Ры-ры-ры, раму красят маляры
Ра-ра-ра, торт готовят повара 
Ро-ро-ро, тигры едут на метро 
Ро-ро-ро, Рома едет на метро 
Ру-ру-ру, мухоморов соберу 
Ру-ру-ру, мухоморов не беру 

9. Физкультминутка.
Логопед: Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик.
«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

10. Работа с предметными картинками.

а) «Назови слово и определи место звука».
Логопед: Наш гость принес цветок. Как называется этот цветок?

Ребенок: Ромашка.
Логопед: Оторви лепесток, назови картинку и положи в нужную тарелочку: со звуком [Р] в начале слова клади в первую тарелку (и т.д.)
(Предметные картинки: ракушка, ручка, роза, баран, карта, арбуз, кровать, трамвай, светофор, забор).

б) «Назови ласково».
Логопед: Преврати эти слова - предметы в маленькие (назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д.

в) «Посчитай до пяти».
Логопед: А теперь посчитай такие предметы: ракушка, баран, рубашка (одна ракушка, две ракушки,… пять ракушек и т.д.).

г) Составление предложений.

Логопед: Возьми любую картинку и придумай про этот предмет предложение.

III. Подведение итогов.

Логопед: Что ты делал сегодня на занятии? Что больше всего тебе понравилось?

Подумай, справился ли ты сегодня с заданиями: если да – то возьми веселую рожицу, если нет – то грустную.

Логопед: Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен и дарит тебе свой золотой ключик! Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Список литературы:

1. Жукова Н. С. «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи».

2. Борисова Е.А «Индивидуальные логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

3. Лопухина И.С. «Логопедия. Звуки, буквы и слова».

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Планы индивидуально-подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звуков».

5. Пожиленко Е.А «Волшебный мир звуков и слов».



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе

«Федорино горе»

(Образовательная область: логопедия, художественно-эстетическое развитие, развитие речи.)

Учитель-логопед: Ешенко Н.В

Учитель-логопед: Заболотская Ю.А

Хабаровск 2015 г.

Тема: «Федорино горе»

Цель: Обобщение знаний детей по теме «Посуда».

Задачи:

I Образовательные:

  1. Уточнять и расширять представления о посуде, закреплять понятия «чайная», «столовая», «кухонная».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи: закреплять употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

II Коррекционно-развивающие:

  1. Обогащать словарный запас.
  2. Развивать у детей речевое внимание.
  3. Учить детей отвечать на вопросы логопеда предложением, соблюдая порядок слов.
  4. дифференцировать в свободной речи звук «ч».
  5. Развивать мелкую моторику, мышление, способность к самостоятельному решению поставленной задачи; 

III Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.
  2. Воспитывать бережное отношение к предметам посуды.
  3. Формировать представление о труде в жизни каждого человека, воспитывать желание трудиться.
  4. Воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости и взаимопомощи, доброе отношение к окружающим.

Ресурсы: 

Мешочек, игрушечная посуда, разрезные картинки, заготовки тарелочек, цветные карандаши, магнитофон,

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».
  2. Загадывание загадок о труде.
  3. Беседы с детьми о значимости труда.
  4. Разучивание пословиц и поговорок о труде.

Ход занятия:

  1. Организационный момент: Игра «Я твой друг и ты мой друг»

Логопед: Ребята, давайте поздороваемся, а значит пожелаем друг другу здоровья и хорошего настроения.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  1. Введение в тему: В группу по музыку входит Федора.

Федора. Ой, ребятушки, горе у меня, горе! Я посуду не любила, никогда её не мыла, очень часто просто била! Я её не уважала, и посуда убежала!

Логопед: Из какой сказки этот сказочный герой?

Дети: Это Федора из сказки «Федорино горе»

Федора. Вы мне, дети, помогите, посуду догоните и верните!

Логопед:  Что вы, Федора Егоровна, даже если мы посуду и догоним, то она к вам не вернётся!

Федора. Почему?

Дети: Потому, что она не мыла посуду, посуда была грязная.

Логопед: Как же Федоре помочь?

Дети: Мы должны посуду помыть и пожалеть.

Логопед: Ребята, посуда у Федоры разбита, надо собрать посуду и научить Федору Егоровну уважать её.

  1. Игра «Собери посуду из частей», (Дети парами собирают разрезную картинку).
  2. Игра «Назови ласково»

Федора: Что вы собрали?  Как назвать ее ласково?

Федора: Что это за звуки? (раздается звон посуды)

Логопед входит в группу с мешочком посуды.

Федора. Так вот она где, моя любимая посуда! Вернулась!

  1. В гостях у Федоры.

Федора: Очень вы мне, ребятки, нравитесь, тетушка я добрая и приглашаю вас к себе в гости! (Дети подходят к дому Федоры.)

Логопед: Давайте, ребята,  вспомним, какая бывает посуда?

Дети: Чайная, столовая, кухонная.

Федора: Ой, ребята, вот беда, столько всякой посуды у меня! Помогите мне разобрать посуду: кухонную надо поставить на плиту, столовую посуду – на стол,  а чайную на поднос. (Проходит игра «Чудесный мешочек» - дети поочередно достают из мешочка посуду, называют ее и ставят на место).

Логопед: Ребята, посмотрите вокруг… все ли в порядке в доме у Федоры Егоровны?

Дети: Везде беспорядок: на полу разбросаны вещи, мусор.

Логопед: Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Помочь Федоре навести порядок в доме.

Логопед: Дети, в доме стало так чисто и красиво, что мы можем даже сесть на ковер!!! (дети садятся на ковер)

  1. Беседа о торуде.

Логопед: Ребята, а кто у вас дома убирается и моет посуду?

Дети: Мама, баба, …

Федора: Как вы можете помочь маме в уборке?

Дети: Стереть пыль, убрать со стола, подмести пол,

Логопед: Чем вы можете помочь маме, когда она моет посуду?

Дети: вытирать посуду, расставлять ее на место…

  1. Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чашку, чайник, ковшик, ложку и большую поварешку.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого) Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Даже чашку не разбили, (Показать чашку руками)

Всю посуду перемыли (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Потом долго вытирали, так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить)

  1. Пословицы и поговорки о труде.

Федора: Спасибо милые вы мои!  Помогли мне вернуть посуду, навели порядок в доме… Научили меня беречь посуду!

Логопед: Да, Федора, у нас дети трудолюбивые и отзывчивые! Всегда придут на помощь! Ребята, давайте Федоре расскажем какие вы знаете пословицы и поговорки о труде.

Дети:

  • Старание и труд свое возьмут.
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
  • Любови и труд счастье дают.
  • Где труд, там и счастье.
  • Без труда не проживешь.
  • Тот ничего не боится, кто честно трудится.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Землю солнце красит, а человека – труд.
  1. Художественное творчество: «Раскрась тарелочку»

Логопед: Ребята, давайте Федоре подарим на память тарелочки! (Дети раскрашивают тарелочки и дарят Федоре)

  1. Подведение итогов:

Федора: За своё плохое обращение я прошу у посуды прощения! Буду я посуду любить, уважать, никогда не обижать.  До свидания, ребята! Приходите ко мне в гости еше!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием кинезиологических упражнений .

Тема занятия: «Путешествие в зимний лес»

Тип занятия: групповое.

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 5 лет, имеющих общее недоразвитие речи. I год обучения.

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Цель: Формирование у детей представления о смысловом (семантическом) значении предлога В и умения использовать этот предлог в предложениях.

Задачи: I Образовательные:

1. Формировать представление о пространственном расположении предметов в случае использования предлога В. 2. Познакомить детей с графической схемой и правилом предлога В. 3. Учить детей выделять предлог из предложения, определять его наличие или отсутствие. 4. Учить употреблять предлог В в предложениях. 5. Учить составлять простое распространенное  предложение с предлогом В по сюжетной картинке.

II Коррекционно-развивающие:

1. Развивать у детей речевое внимание на основе упражнений на определение или отсутствие предлога В. 2. Развивать зрительное восприятие на основе упражнений на определение пространственного расположения предметов. 3. Развивать межполушарное взаимодействие, координацию и ориентацию в пространстве с помощью кинезиологических упражнений. 4. Учить детей отвечать на вопросы логопеда предложением, соблюдая порядок слов. 5. Развивать речевую память на основе словесной инструкции логопеда не повторять предыдущие ответы детей.

III Воспитательные задачи:

1. Учить детей воспринимать обращенную речь не перебивая собеседника (ребенка или взрослого).

Предполагаемый результат: Дети научатся выделять и употреблять предлог В в предложениях опираясь на смысловое значение предлога.

Оборудование: Предметные картинки с изображение диких животных; презентация «Зимний лес»; схема предлога; сюжетные картинки.

Ход занятия

I Вводный этап. 

Логопед: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня мы я приглашаю вас на прогулку в зимний лес! А перед тем, как мы отправимся надо подготовиться…

Во-первых, разбудить наш мозг: упражнение «Думающий колпак».

Во вторых надо разогреть наш носик, чтобы мороз его не заморозил: упражнение «Ухо – нос»

Ну  вот и все! Мы готовы к путешествию! (Дети садятся за столы).

Логопед: А сейчас закроем глазки и сосчитаем до трех… Раз, два, три…

Откройте глазки.

Посмотрите, где мы оказались? В лесу!

Ребята, послушайте одну интересную историю, которая случилась в этом лесу:  

В лесу.

Однажды маленький ежонок  потерялся  в лесу (Упражнение «ёжик». Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой).   Он очень испугался и стал плакать. Тут к нему подбежал зайчонок (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем). Он спросил у ежика: «Почему ты плачешь?». Ежик рассказал зайчику, что пошел гулять по лесу (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), и заблудился, а теперь не знает, как найти дорогу домой (Упражнение «дом». Пальцы обеих  рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками,  большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Зайчик решил помочь ежонку. Они вместе пошли искать его дом(Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). В этом лесу росли большие деревья (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны). Долго они шли  (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), но дом ежика не могли найти (Упражнение «дом». Пальцы обеих  рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками,  большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Вдруг им навстречу выбежала собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными).Зайчик (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем),   спросил у собачки, не знает ли она, где дом ежика? Собачка  (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными) сказала, что знает, где его дом (Упражнение «дом». Пальцы обеих  рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками,  большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Собачка вместе с зайчиком проводили ежонка до дома ((Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). Ежонок очень обрадовался и угостил зайчика и собачку вкусными оладушками (Упражнение «оладушки».Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая ладонью вверх. Происходить смена положения рук.)

II Основной этап:

1. Логопед: Ребята, давайте расскажем кто из диких животных где живет.

На проекторе показаны картинки с животными и их жилищем.

- Лиса живет в норе.

- Белка живет в дупле.

- Медведь живет в берлоге.

- Волк живет в логове.

-Еж живет в норе.

Ребята, расскажите, кто еще живет в лесу?

        - В лесу живет лось.

        - В лесу живет заяц.

И так далее.

2. После проговаривания предложений логопед спрашивает: Какое «Маленькое слово» было в каждом предложении?

Дети: В каждом предложении было «маленькое слово» В.

3. Давайте погуляем с вами по зимнему лесу! Представьте и скажите, что вы видите?

Дети:

- Я в лесу вижу деревья.

- Я в лесу вижу кусты.

- Я в лесу вижу пень.

- Я в лесу сугробы.

- Я в лесу вижу заячьи следы.

- Я в лесу вижу лисьи следы.

- Я в лесу вижу беличьи следы.

4. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Ребята, а как хорошо дышится на свежем воздухе. (дети выполняют дыхательную гимнастику).

5. Игра «Кого не стало?»

Ребята животные решили поиграть с вами в прятки.

- Каких животных вы видите? (перечисляют 3-4)

Посмотрите внимательно, запомните их. Закрывайте глаза. Открывайте глаза.

- Кого не стало? (не стало зайца) и т. д.

6. Физминутка:

Логопед: Ребята, вы наверно замерзли в нашем лесу? Надо бы согреться…

  • Давайте согреем ножки! (Кинезиологическое упражнение «Перекрестные шаги»)

Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.

Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.

  • Теперь согреем ручки! (Кинезиологические упражнения «Кулачки - ладошки», «Колечко»)

«Кулачки-ладошки»

 последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). 

«Колечко»

поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

7. Игра: «Услышь маленькое слово».

Логопед: Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно и найдите в нем маленькое слово В.

Как-то раз одни котятки
Поиграть решили
в прятки:
Первый прыгнул 
в сапожок —
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался 
в корзинке,
А под столик Василинка.

Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!

Вот как малые котятки
Поиграть решили
в прятки. (Е. Горева)

8. Самостоятельная работа детей: каждый ребенок по своей сюжетной картинке составляет предложение, в котором должно быть маленькое слово В.

Дети:

- Яблоки лежат в вазе.

- Машина стоит в гараже.

- Папа заходит в трамвай. И т.д.

III Обобщающий этап:

Логопед: С каким маленьким словом мы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились с маленьким словом В.

Логопед: Вспомните, когда оно появляется в предложении?

Дети: Маленькое слово появляется в предложении тогда, когда предмет находится внутри чего-то.

IV Заключительный этап:

Логопед: Ребята, вы молодцы! А сейчас мы с вами закроем глаза… сосчитаем до трех… и… Вот мы опять в детском саду! Давайте каждый из вас нарисует на воображаемом холсте любимое дикое животное.

Кинезиологическое упражнение "Двойные рисунки"

Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст.

Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные.