Классному руководителю

Мелешко Лариса Сергеевна

На данной странице размещены материалы для работы с родителями (родительские собрания, анкетирования, памятки, творческие игры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _rs_sadimsya_za_uroki_2_klass.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon _rs_trudovoe_vospitanie_v_seme.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2 классе

“Садимся за уроки” 

Цели:

  1. выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
  2. познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;
  3. дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

Подготовка:

  1. Изучение учителем психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания; подбор книг и журналов для выставки.
  2. Анкетирование учащихся; обработка, анализ и обобщение анкет классным руководителем
  3. Составление памяток для родителей; подготовка листов с заданиями для микрогрупп.

Оформление  и инвентарь:

  • памятки родителям: “Садимся за уроки”, “Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?”
  • карточки для проведения игры ”Разброс мнений”

ХОД СОБРАНИЯ

“Ребенок, что тесто,
как замесил, так и выросло”

I. - Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Бывает, что второклассник занят не меньше взрослого. Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.

II. Учитель проводит игру ”Разброс мнений”.

Раздаются карточки с началом предложения, а родители должны его продолжить. Используются следующие карточки:

- Наш ребенок выполняет домашнее задание…

- У нашего ребенка есть специальное место, где он …

- Самостоятельно справляется с …

- Готовит с трудом…

- Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается  в …

- Когда ребенок учит уроки, мы …

- Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то …

- Наш ребенок начинает выполнение домашнего задания с …

III. Учитель знакомит родителей с ответами анкеты, которую заполняли учащиеся.

IV. Слово для сообщения предоставляется классному руководителю:

    Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков; а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе.

Однажды среди родителей возник такой разговор: “Мой Петя сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание у него сохранилось до 10-го класса”.

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…

   Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

- На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать,  не началась ли программа мультфильмов;

- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

    Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

      Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2-го класса.

  Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может “усидеть” за уроками?

    Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

    И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

    Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.  Если жилищно – материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое – то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

     Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому выключите телевизор и постарайтесь не пылесосить, пока уроки не сделаны. Мнение о том, что усвоение идет легче под тихую классическую музыку, себя не оправдывает, тишина – лучший звуковой фон для умственной деятельности. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о

   Многие дети любят учить уроки на кухне, пока матери готовят ужин; попутно регулируя образовательный процесс. На плите скворчат котлеты, миксер взбивает яйца, вода шумит в переполненной раковине. А мама вздыхает: и в кого у нее такой ребенок? А он просто устал и не может сконцентрироваться над задачей.

   Полезно вместе с ребенком составить памятку ”Садимся за уроки”. Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.

    Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

    Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

- до 1, 5 часов – во втором;

- до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или легких?

    В идеале ребенок должен выполнять уроки самостоятельно. Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания.

     Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

     Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

И главное – сохраняйте такт и не забывайте хвалить вашего ребенка!

V. Практическая работа родителей в микрогруппах, где они пытаются выполнить предложенные задания. (Основу заданий составляют педагогические ситуации, взятые учителем из книги ”Поговорим о наших детях”)

Задание № 1 (для первой микрогруппы)

     Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

Вопросы:

  1. Если ребенок ходит в продленку, то все должен делать там. А как вы считаете?
  2. Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?
  3. Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради?

Задание № 2 (для второй микрогруппы)

    Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

Вопросы:

  1. Как вы оцениваете поведение родителей?
  2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
  3. Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия?

Задание № 3 (для третьей микрогруппы)

    Когда сын пошел в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска – сначала муж, потом я. Мы считали необходимым хотя бы первое время побыть с мальчиком дома, приучить его к новому режиму, помочь ему в приготовлении уроков. Эта наша помощь была сыну очень нужна.

    Особенно трудно давалось ему правописание. Очень часто бывали и слезы, и настоящее отчаяние.

- Мама, я так старался, а у меня опять ничего не получилось.

     Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди клякс и каракуль один получше написанный значок и показываю его Юре.

- Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо. Видишь, какая она ровная, как правильно ты соединил ее с соседней буковкой? Ты и другие сможешь написать так же хорошо.

Вопросы:

  1. Правильно ли поступила мама Юры?
  2. Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями правописания?

VI. Принимается решение родительского собрания, которое зачитывает председатель:

  1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
  2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
  3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
  4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
  5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

VII. Родители получают памятки  и индивидуальные консультации учителя.

Приложение № 1:

 

           

Памятка   «Садимся за уроки»

1.      Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2.      Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3.      Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4.      Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5.      Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6.      Убери со стола все лишнее.

7.      Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

 

 

             

Памятка   «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

        Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.

        Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей,  покажите как это сделать на примере аналогичной задачи.

        Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.

        Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

        Окружающий мир – не только по тетради, но и по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.

        Если не успели приучить к самостоятельности во 2 классе, ваш шанс – в 3 и 4 классах.

        

Приложение № 2:

 

           

Анкета для учащихся:

  1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?

- да

- нет

     2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?

          -  1 час;

          -  2 часа;

          - 3 часа и более.

     3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):  

     _______________________________________________________________________________    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): __________________________________

     5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители  

         (подчеркни)?

           - да

           - нет

     6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее  задание вообще?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

                                



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»

Форма проведения:   собрание – практикум.

Цель:  

  • оценить степень организации труда в семьях учащихся;
  • расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться;
  • сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье;
  • познакомить с опытом трудового воспитания в семьях;
  • получить информацию о возможностях родителей в организации трудовых дел в классе.

Оформление:

- в классе три небольших стола, на каждом из которых кубик определенного цвета: красный, желтый, фиолетовый;

- карточки трех цветов, соответствующих цветам кубиков;

- на каждом столе лист бумаги и ручка;

- карточки с заданиями для работы в группах;

- карточки-памятки;

- презентация

Подготовительная работа:  

- анкетирование родителей и учащихся;

- анализ результатов анкетирования (родительский комитет);

Ход собрания.

При входе в класс родители берут с подноса цветную карточку и рассаживаются за столы с кубиком соответствующего карточке цвету.

  1. Выступление учителя по теме собрания.

        Тема нашего собрания «Трудовое воспитание в семье». Выбрана она не случайно. Труд - основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально-политического устройства последнего.

«Не для школы — для жизни» — такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками.

        Известный русский педагог и психолог Павел Петрович Блонский писал: «Ручной труд является огромным фактором умственного развития детей». 

А ответственность за приобщение детей к труду лежит на взрослых, прежде всего -

родителях. Это отметил еще в 17 в. английский философ Джон Локк: «Дети гораздо менее склонны к лени, чем взрослые; и если некоторая часть этого деятельного настроения не направляется на полезные вещи, то в этом следует винить взрослых».

       

       Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

       Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

       Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

        Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов легких нельзя. Во-первых, потому что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение.

       Успех является центральным моментом, определяющим появление любви к труду. Он наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Поэтому необходимо, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех рождает потребность в труде.

       Получилось! До сих пор не получалось, а теперь получилось! Он радуется и, сияя, предлагает окружающим разделить эту радость.

       А как часто приходится видеть следующее. Ребенок, как умел, вымыл пол, а мама, придя домой, только ахнула и принялась его перемывать. Вместо похвалы его инициатива получила осуждение. Конечно, это сильно ранит душу ребенка, а лучше сказать: «Какой ты у меня молодец! Спасибо за помощь. А завтра давай мы это сделаем вместе». И показать, как надо вымыть пол. Ведь личный пример и личный показ – это важная и необходимая вещь в трудовом воспитании.

       Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы должны их готовить к будущей самостоятельной жизни. Наверняка, и неприученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней и привычку заботиться о близких. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».

        Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Мы должны приучить ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу – благороден.

        Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен быть эпизодичным. Здесь необходима систематичность. Ребенок должен усвоить, что трудовые обязанности – это нечто важное, незыблемое, не выполнять их нельзя. У детей непременно должны быть постоянные трудовые обязанности, т.к. они воспитывают важное качество - ответственность.

        Есть такое слово – «надо». Короткое, неумолимое, требовательное, как приказ. Надо! – и никуда не денешься. Через «не могу», через «не хочу». Тех, кто имеет привычку делать не то, что сейчас хочется, а то, что надо, обычно уважают, считают сильными, волевыми, надежными людьми. А среди трудовых привычек эта – чуть ли не самая основная. Как это сделать?

        Все начинается с мелочей: «Не пойдешь гулять, пока не уберешь свои игрушки», «Не будешь смотреть телевизор, пока не сделаешь уроки» и т.д. Главное – настоять на своем, быть неумолимым.

        Профессор А.В. Введенский в своей книге «Воспитание воли у школьников» пишет: «Для воспитания воли важно наряду с развитием самостоятельности приучать ребенка к некоторому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть одним из первых понятных ребенку слов».

        Родители, которые освобождают своих детей от постоянных обязанностей, оказывают им плохую услугу. Ведь только путем постоянных упражнений и повторений вырабатываются трудовые навыки и доводятся до автоматизма. Конечно, мама гораздо быстрее подметет пол, вымоет посуду, польет цветы. Но, если это сделает ее ребенок, это будет полезнее и важнее. С каждым днем у него это будет получаться лучше и тщательней. Навыки имеют огромное значение в жизни человека и составляет более 90% всех действий, которые он совершает. Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она  вообще не может появиться.

         Воспитание трудолюбия не должно быть шаблонным и однотипным для всех детей, а учитывать особенности каждого.

1)Например, ребенок неохотно берется за дело, но зато самостоятельно завершенная работа обычно доставляет ему большое удовольствие. Надо фиксировать его внимание на приятных ощущениях, разделить с ним его радость, не разочаровывать критическими замечаниями, если даже работа не так хорошо выполнена, как ему кажется. Надо добиться, чтобы предвкушение результата служило стимулом к активности.

2) Есть дети, которые с азартом принимаются за все новое, увлекаются, но быстро остывают и не доводят ничего до конца. Здесь важно, чтобы задания не были отпугивающими. За одну и ту же работу одного можно похвалить, а другого не следует.

         Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка … Когда так можно сказать о ваших детях – это не только приятно. Это родительская победа.

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

        

  1. Итоги анкетирования родителей и детей.

        В нашем классе прошло анкетирование родителей и детей. С его результатами вас познакомит родительский комитет.

Выступление родительского комитета.

          Вывод: не во всех семьях уделяется должное внимание трудовому воспитанию детей. Родителям необходимо пересмотреть позицию, чтобы не упустить время для формирования у детей необходимых качеств (трудолюбие).

  1. Из опыта семейного воспитания.

Выступление 2-3 родителей.

  1. Родительский практикум.

     А сейчас я предлагаю вам попробовать разрешить проблемные вопросы, которые могут возникнуть.

Каждая группа родителей получает карточку с описанием ситуации или вопросом, обсуждает 2-3 минуты, а затем предлагают решение данной проблемы.

Задания.

  1. Обосновать мнение.

«Одним личным примером ничего не сделаешь. Сколько есть случаев, когда родители трудолюбивые, а дети вырастают бездельниками».

Вывод.  Вернее, так бывает. И это всегда просчет воспитателей. Одного личного примера мало. Нужна требовательность, нужна правильная организация жизни.

  1. Что ответить на данное суждение?

«Не так просто заставить ребенка делать то, что ему не хочется. Принуждение может вызвать у него протест, а впоследствии и вовсе отвращение к труду».

Вывод.  Надо не принуждать, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, настойчиво, постоянно. Учить его управлять своими желаниями, воспитывать очень важное качество – волю.

  1. Хорошо или плохо говорить детям:

«Если ты сделаешь то-то, я тебе разрешу посмотреть кино».

«Сходи в магазин – получишь на мороженое».

Вывод:  Реальная награда служит сильно действующим мотивом для ребенка. Дети стараются выполнить поручения по эгоистическим соображениям, рассчитывая на поощрение. На первых порах такие методы могут помочь трудовому воспитанию. Так или иначе ребенок получает определенные трудовые навыки. Однако впоследствии поощрение и награда становятся самоцелью. И это уже плохо. Необходимо в дальнейшем найти другие мотивы, позволяющие заинтересовать детей в трудовой деятельности.

        От общих вопросов перейдем к конкретным поступкам. Я зачитаю ситуацию, а вы, родители, должны решить, как здесь поступить.

Вопрос зачитывает учитель. Команды его обсуждают и дают свои ответы.

Ситуации.

  1. Вы решили посадить грядку моркови и хотите, чтобы ребенок помог вам, а он в это время смотрит телевизор.

( - Мы с тобой собирались посадить морковь. Поможешь мне?

  - Интересная передача, да? А когда она закончится? Давай посмотрим вместе, а потом вместе пойдем сажать морковь. )

2)  Вы сказали ребенку убрать книги (учебники), а он не делает и рвется на улицу.

( Игра, чувство юмора.

  - Книжки тоже хотят к своим друзьям.

Обязательно добиться, чтобы дело было сделано. )

3) Ребенок не успевает вовремя выполнить ваше поручение, так как слишком медлителен и неуклюж в движениях. Как поступить?

(Дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.)

4) Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

( Доброе слово родителей – важная награда. Надо показать, что вы цените его работу. Ведь готовить обед для вас – привычное дело, но приятно услышать похвалу. Дайте почувствовать, что вы считаете его взрослым. )

        Чтобы не допускать ошибок в воспитании у детей трудолюбия, я предлагаю вам памятки-советы для родителей.

Учитель раздает памятки.

Памятка родителям.

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.
  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

  1. Заключение.

Наш класс – это тоже семья, в которой воспитание трудолюбия имеет важное значение. Предлагаю вам, уважаемые родители, «посадить» Дерево трудолюбия, на плодах которого вы запишите, какую помощь в трудовом воспитании детей нашего класса вы можете оказать, каким полезным видам деятельности научить ребят (организация мастер-классов, выставок, экскурсий, трудовых дел, акций и т.д.).

Родители делают записи на «яблоках» из бумаги и приклеивают их к нарисованному дереву.

Я благодарю вас за участие в обсуждении темы. Не забывайте о важности и необходимости трудового воспитания, привития трудовых навыков вашим детям.

В.А. Сухомлинский называл трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и

прекрасно.

      НАДО … Еще КАК! Просто необходимо. Только трудолюбие в сочетании с целеустремленностью и упорством помогут добиться в жизни немеченой цели.

      ТРУДНО … Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Это требует настойчивости, колоссального терпения и времени.

      ПРЕКРАСНО … Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание того, что трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.

        А русский педагог К.Д. Ушинский писал: "Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие". И пусть наше дерево трудолюбия приносит радость, растет и плодоносит.

Проект решения собрания.

1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения, определить детям постоянные обязанности, которые будут им по силам.

2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия советы классного руководителя и предложения родителей, высказанные на родительском собрании.

3. Каждой семье принять участие в организации дел класса пор трудовому воспитанию.

Приложение

Анкета для родителей.

  1. Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье? Какие?
  2. Кто моет посуду, готовит обед, ходит в магазин, убирает квартиру?
  3. Любит ли ваш ребенок выполнять домашние дела? Почему?
  4. Есть ли у ребенка постоянные трудовые дела? Как он к ним относится?
  5. Что вы делаете, если ребенок отказывается выполнять работу по дому?
  6. Знает ли ваш ребенок, где вы работаете? Бывал ли он у вас на работе?

Анкета для детей № 1.

Вопрос

ДА

( количество человек)

НЕТ

( количество человек)

1.

Помогаешь ли ты дома?

2.

С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?

3.

Есть ли у тебя постоянные обязанности?

4.

Хвалят ли тебя за выполненную работу?

5.

Если ты сделал что-то не так, наказывают ли тебя?

6.

Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые тебе не разрешают?

7.

Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа?

Анкета для детей № 2.

ДОМА Я:

ВСЕГДА

(количество

человек)

ЧАСТО

(количество

человек)

ИНОГДА

(количество

человек)

НИКОГДА

(количество

человек)

1

Убираю свою постель.

2

Убираю свою комнату.

3

Мою посуду.

4

Хожу в магазин.

5

Стираю мелкие вещи.

6

Помогая в уборке квартиры.

7

Ухаживаю за младшим братом (сестрой).

8

Умею кое-что готовить.

9

Помогаю родителям на огороде.

10

Помогаю родителям по их просьбе во всех делах.

- высказывания:

  • «Ручной труд является огромным фактором умственного развития детей».

                                                                                                 П.П. Блонский

  • «Дети гораздо менее склонны к лени, чем взрослые; и если некоторая часть этого деятельного настроения не направляется на полезные вещи, то в этом следует винить взрослых».                                                      Д. Локк
  • «Посеешь привычку – пожнешь характер».             (пословица)
  • «Трудовое воспитание – это гармония трех начал: надо, трудно и прекрасно».

                                                                                             В.А. Сухомлинский

  • «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие»

                                                                                К.Д. Ушинский