Опыт работы «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, посредством взаимодействия с семьями воспитанников»

ФИРСОВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА

Уважаемые коллеги, я, Фирсова Надежда Викторовна, представляю вашему вниманию педагогический опыт работы на тему: «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, посредством взаимодействия с семьями воспитанников»

Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов. Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дошкольного образования, это умение ребенка читать, писать, считать. Но на самом деле это не так. Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки. Какими же качествами должен обладать ребенок,

.Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, как:

  • инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;
  • уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;
  • умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
  • способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
  • -стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • -развитие крупной и мелкой моторики рук;
  • -способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

Какие родители не хотят, чтобы их ребенок обладал всеми этими качествами? Для того, чтобы достичь этих целей, необходима помощь родителей. Поскольку семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Конечно же, развитие всех этих важных и главных качеств личности — это не какое-то одно действие, или одно занятие, или одна беседа. Это, целостный, достаточно длительный процесс тесного взаимодействия, сотрудничества детей, родителей и педагогов. Именно родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Каким же образом необходимо воспитывать в детях важные качества личности? Огромную роль в развитии важнейших качеств личности детские психологи и педагоги отводят игре. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре ребенок знакомится с разнообразными чувствами, овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять. В игре развиваются такие психические процессы, как память, мышление, внимание, воображение, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации. Но игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует заинтересованность самых близких и любимых людей — родителей. Большое значение для гармоничного развития ребенка, имеет совместное чтение книг. Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. Ведь очень важно помочь ребенку принять и преодолеть какие-то трудности в жизни, а не убегать от них. Именно об этом говорят многие сказки: трудности в жизни неизбежны, но если герой не струсит, то он преодолеет все преграды и станет победителем. Сказка близка ребенку и потому, что она не учит и не поучает его. Он сам, сопереживая герою, проживает все его страдания и трудности и таким образом приходит к пониманию того, что действительно ценно. Сказка позволяет ребенку осмыслить такие приоритеты, как дело и отдых. При этом решение этой непростой задачи происходит ненавязчиво, в привлекательной, захватывающей форме. Еще одно необходимое условие всестороннего развития ребенка это —переживание успеха. Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Когда ребенок чего-то достиг, каких-то определенных результатов, его надо обязательно поощрить, похвалить, оценить, тогда у него будет стимул в дальнейшем снова чего-то достичь. Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях, и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, аппликация, лепка. Здесь, задача родителей и педагогов стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать. Так, у детей формируется уверенность и вера в себя, в свои силы. Таким образом, ребенок всегда должен чувствовать поддержку взрослых, то крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. И тогда, в будущем, он вырастет в такую личность, в такого человека, которым безусловно можно гордиться.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены сегодня на достижение целей развития у детей личностных интегративных качеств, познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности и являются одной из важнейших задач современного образования.

Если верить словам песни, то, возможно, будущее наших детей - «Прекрасное далеко…». Какой же выбрать путь в подготовке малышей к жизни, чтобы прекрасное далеко не было к ним жестоко.

Проблема развития личностных интегративных качеств особенно актуальна, так как они обеспечивают дошкольникам социализацию к жизни, успешное обучение в школе. На сегодняшний день ясно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует модернизация в образовании и инновации, которые внедряются в образовательный процесс с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Рассмотренная актуальность и новизна проблемы позволила определить основную цель моей работы: Раскрытие возможностей личностных качеств детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Гипотеза:

Целенаправленное и систематическое использование современных педагогических технологий, активное привлечение родителей воспитанников в процесс воспитания, способствует развитию личностных интегративных качеств дошкольников.

В ходе исследования для проверки гипотезы и достижения цели мною были поставлены задачи теоретического и практического характера:

повысить профессиональную компетентность в развитии личностных качеств детей дошкольников;

создать максимальные условия для развития личностных качеств в процессе проектной деятельности; в разных видах деятельности;

приобщение семей воспитанников   к   развитию личностных   качеств   дошкольников в разных видах деятельности;

Для реализации первой задачи я изучила работы ведущих авторов:

Н. Н. Поддьяков, советский и российский психолог, исследователь в области педагогики и психологии дошкольного образования.

 Д. Б. Эльконина, советский психолог и педагог.

А. А. Леонтьев, психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук.

Н. А. Рыжова, профессор департамента педагогики.

          Л. С. Выгодский, советский психолог.

 Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте: проблемы генезиса игровой деятельности дошкольника. Москва. - 1991 вып. 2 (6). - с. 24-28.

 Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников. // Игра и развитие личности дошкольника: сб. науч. тр. Москва. - 1990.

 Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя. / Дошкольное воспитание. - 1995. - №6.

 Репина Т. Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение. // Дошкольное воспитание. - 1989. - №10.

Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4.

Работа по реализации второй задачи проводилась в три этапа.

Цель первого этапа – изучение развития личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей.  В процессе деятельности происходит целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить. Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка – физических, личностных, интеллектуальных. Была проведена диагностика, где было видно, что личностные качества у детей недостаточно сформированы

Второй этап направлен на развитие личностных   качеств   дошкольников, посредством взаимодействия с родителями   в разных видах деятельности: игровая,   трудовая, познавательно - исследовательская.

Эту работу я начала с создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения игр, наблюдений, опытов, экспериментов всеми воспитанниками группы. Всю свою работу строила с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, опираясь на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, активную деятельность детей и мотивацию деятельности.

Основным компонентом становления социального опыта является деятельность, которая доставляет ребёнку радость, гармонично его развивает.

Выбрала новую форму работы с дошкольниками - проекты, в рамках которых были использованы разнообразные технологии, формы и методы работы с детьми.

Формы и методы

  • экскурсии;
  • природоохранные акции, волонтёрство
  •  проекты (педагогические, детско-родительские);
  • практическая деятельность в природе, игре
  • уроки доброты;
  • проведение  викторин , конкурсов детских рисунков;
  • отдаю предпочтение проблемным ситуациям, затрагивающим разнообразные объекты.

Технологии:

  •  игровая;
  • здоровьесберегающая;
  •  развивающего обучения;
  •   личностно - ориентированная
  •  проблемного обучения;
  •  информационно-коммуникативная;

Передо мной стояла задача - не подавлять ребенка, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы, ставить цель, выдвигать гипотезы и проверять их, думать, делать выводы, решать проблемы, возникшие в ходе исследования, что способствует развитию познавательной компетенции детей. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами речевой, мыслительной, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, любознательность, творческую активность детей; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольника. В процессе проектной деятельности я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым, стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов наблюдений, составлять развернутый рассказ об увиденном. Ребёнок не повторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.

Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок - результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей Мы стали единомышленниками в решении поставленных задач. Для включения родителей в работу провела родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, семинары-практикумы, дискуссии, тренинги, оформила серию наглядной информации на разные темы.

Для популяризации педагогического опыта работы на тему: «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, посредством взаимодействия с семьями воспитанников», была проделана  работа.

  • Был собран консультативный материал: «Личностное развитие дошкольников», «Формирование личностных качеств средствами художественной литературы», «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста», «Формирование основ безопасности жизнедеятельности, как одно из направлений социального развития личности дошкольника» и т.д
  • Подобраны книги о дружбе, о заботливом отношении к животным, о доброте
  • В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Новая технология, интересное методическое пособием –  «книга на коленях», в дословном переводе с английского языка - лэпбук. Родители, которые попробовали создать лэпбук, высказывают желание и дальше «играть» с нами, создавая волшебные книги для ребят. Появились предложения и от других родителей, которые стали интересоваться планированием лексических тем на этот год. У всех получились очень интересные и яркие лэпбуки, содержащие коллекции маленьких книжек с кармашками и окошечками. Теперь они занимают своё почётное место в уголке тайн и загадок.
  •  Оформлен Экологический макет «Птицы родного края», с участием семей воспитанников.  Результаты совместного творчества не пылятся  на полках, а используются как в самостоятельной игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
  • Книга «Наш край», с активным участием родителей, где почти каждая семья приняла участие.  Родители  нас удивили широким кругозором знаний о родном крае!
  •  Театральные  постановки «Самый маленький гном», Дюймовочка». «Заюшкина избушка»,   с активным участием родителей группы, где родители, как и дети играли роли. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
  • Проектная деятельность: «Профессии», «Наш Кольский край- наша Родина», «Почемучки», «Огород на окне», «В гости к снеговику», «По дорогам сказок», «Дружба начинается с улыбки», где родители были активными участниками: собирали материал, оформляли сказки, подбирали стихи, составляли рассказы и др. Участвуя в семейных творческих проектах дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.
  •  В настоящее время «волонтёрство» стало одним из видов трудовой деятельности. Детский труд оказывает большое влияние на

всестороннее развитие личности ребенка.  Семьи воспитанников принимали активное участие в сборе корма для бездомных животных «Дом с хвостом»,  угощенье для животных в живой уголок - «Мини зоопарк» В социально-личностное развитие ребенка труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его..

  • К счастью, среди родителей очень много интересных, инициативных людей, с огромным желанием творить, создавать что - то новое и получать от этого огромную радость, видя восторг своих детей. Одним из таких творений, было создание альбома, «Моя любимая сказка», где каждая семья приняла участие. Слаженная работа педагога и родителей является отличным показателем того, что найден общий язык, как со стороны педагога, так и со стороны родителей (законных представителей)

Каждому родителю обеспечена  возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок. Родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей. Поэтому,  родители принимали участие в жизни группы: посещали занятия в день открытых дверей,  ООД – это ведущая форма организации совместной деятельности воспитателя и детей. Гармоничное развитие личности ребенка дошкольного возраста, осуществляется в деятельности, грамотно организованной педагогами.

Родители были на утренней зарядке, где вместе с детьми выполняли комплекс упражнений,

Принимали активное  участие в играх в  вечернее время «Поиграй со мною мама», где родители играли в дидактические игры с детьми,  Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка

«Футбол» командные соревнования пап и ребят, «Подвижные игры на участке» вспомнили игры  своего детства. День выходного дня «Берег развлечений», катание на ватрушках в парке, чаепитие на свежем воздухе. Подвижные игры имеют большое значение, для дошкольников. Ведь, именно принимая участие в них, они удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, и при этом получают необходимую для развития информацию, формируют полезные навыки.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. Мы делаем всё, чтобы наши дети шли по жизни с открытым сердцем и живым умом, с добром и уважением, стали патриотами нашей планеты Земля.

 Третий этап – контролирующий. Результаты мониторинга объективно показывают:

• Успешность развития личностных и качеств детей в дошкольном возрасте в разных видах деятельности на конец года, дала положительный результат.

У детей развиты личностные качества : самооценка, самоконтроль, инициативность, любознательность, мотивация, ценностные ориентации, эмоциональные проявления; познавательная активность, коммуникативные способности; исследовательские умения и навыки.

Дошкольники способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выдвинутая мной гипотеза подтверждена, можно с уверенностью утверждать, что целенаправленное и систематическое использование современных педагогических технологий, активное привлечение родителей воспитанников в процесс воспитания, способствует развитию личностных интегративных качеств дошкольников.

 

Уважаемые коллеги, хотелось бы снова вернуть вас к словам из песни:

Слышу голос из прекрасного далека,

Он зовет меня в чудесные края.

Слышу голос, голос спрашивает строго:

А сегодня что для завтра сделал я?

Вам отвечу - я готовлю детей к будущей жизни сегодня, чтобы завтра прекрасное далеко к ним не было жестоко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, я, Фирсова Надежда Викторовна, представляю вашему вниманию педагогический опыт работы на тему: «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, посредством взаимодействия с семьями воспитанников»

Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов. Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дошкольного образования, это умение ребенка читать, писать, считать. Но на самом деле это не так. Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки. Какими же качествами должен обладать ребенок,

.Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, как:

  • инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;
  • уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;
  • умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
  • способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
  • -стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • -развитие крупной и мелкой моторики рук;
  • -способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

Какие родители не хотят, чтобы их ребенок обладал всеми этими качествами? Для того, чтобы достичь этих целей, необходима помощь родителей. Поскольку семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Конечно же, развитие всех этих важных и главных качеств личности — это не какое-то одно действие, или одно занятие, или одна беседа. Это, целостный, достаточно длительный процесс тесного взаимодействия, сотрудничества детей, родителей и педагогов. Именно родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Каким же образом необходимо воспитывать в детях важные качества личности? Огромную роль в развитии важнейших качеств личности детские психологи и педагоги отводят игре. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре ребенок знакомится с разнообразными чувствами, овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять. В игре развиваются такие психические процессы, как память, мышление, внимание, воображение, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации. Но игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует заинтересованность самых близких и любимых людей — родителей. Большое значение для гармоничного развития ребенка, имеет совместное чтение книг. Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. Ведь очень важно помочь ребенку принять и преодолеть какие-то трудности в жизни, а не убегать от них. Именно об этом говорят многие сказки: трудности в жизни неизбежны, но если герой не струсит, то он преодолеет все преграды и станет победителем. Сказка близка ребенку и потому, что она не учит и не поучает его. Он сам, сопереживая герою, проживает все его страдания и трудности и таким образом приходит к пониманию того, что действительно ценно. Сказка позволяет ребенку осмыслить такие приоритеты, как дело и отдых. При этом решение этой непростой задачи происходит ненавязчиво, в привлекательной, захватывающей форме. Еще одно необходимое условие всестороннего развития ребенка это —переживание успеха. Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Когда ребенок чего-то достиг, каких-то определенных результатов, его надо обязательно поощрить, похвалить, оценить, тогда у него будет стимул в дальнейшем снова чего-то достичь. Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях, и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, аппликация, лепка. Здесь, задача родителей и педагогов стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать. Так, у детей формируется уверенность и вера в себя, в свои силы. Таким образом, ребенок всегда должен чувствовать поддержку взрослых, то крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. И тогда, в будущем, он вырастет в такую личность, в такого человека, которым безусловно можно гордиться.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены сегодня на достижение целей развития у детей личностных интегративных качеств, познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности и являются одной из важнейших задач современного образования.

Если верить словам песни, то, возможно, будущее наших детей - «Прекрасное далеко…». Какой же выбрать путь в подготовке малышей к жизни, чтобы прекрасное далеко не было к ним жестоко.

Проблема развития личностных интегративных качеств особенно актуальна, так как они обеспечивают дошкольникам социализацию к жизни, успешное обучение в школе. На сегодняшний день ясно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует модернизация в образовании и инновации, которые внедряются в образовательный процесс с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Рассмотренная актуальность и новизна проблемы позволила определить основную цель моей работы: Раскрытие возможностей личностных качеств детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Гипотеза:

Целенаправленное и систематическое использование современных педагогических технологий, активное привлечение родителей воспитанников в процесс воспитания, способствует развитию личностных интегративных качеств дошкольников.

В ходе исследования для проверки гипотезы и достижения цели мною были поставлены задачи теоретического и практического характера:

повысить профессиональную компетентность в развитии личностных качеств детей дошкольников;

создать максимальные условия для развития личностных качеств в процессе проектной деятельности; в разных видах деятельности;

приобщение семей воспитанников   к   развитию личностных   качеств   дошкольников в разных видах деятельности;

Для реализации первой задачи я изучила работы ведущих авторов:

Н. Н. Поддьяков, советский и российский психолог, исследователь в области педагогики и психологии дошкольного образования.

 Д. Б. Эльконина, советский психолог и педагог.

А. А. Леонтьев, психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук.

Н. А. Рыжова, профессор департамента педагогики.

          Л. С. Выгодский, советский психолог.

 Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте: проблемы генезиса игровой деятельности дошкольника. Москва. - 1991 вып. 2 (6). - с. 24-28.

 Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников. // Игра и развитие личности дошкольника: сб. науч. тр. Москва. - 1990.

 Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя. / Дошкольное воспитание. - 1995. - №6.

 Репина Т. Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение. // Дошкольное воспитание. - 1989. - №10.

Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4.

Работа по реализации второй задачи проводилась в три этапа.

Цель первого этапа – изучение развития личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей.  В процессе деятельности происходит целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить. Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка – физических, личностных, интеллектуальных. Была проведена диагностика, где было видно, что личностные качества у детей недостаточно сформированы

Второй этап направлен на развитие личностных   качеств   дошкольников, посредством взаимодействия с родителями   в разных видах деятельности: игровая,   трудовая, познавательно - исследовательская.

Эту работу я начала с создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения игр, наблюдений, опытов, экспериментов всеми воспитанниками группы. Всю свою работу строила с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, опираясь на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, активную деятельность детей и мотивацию деятельности.

Основным компонентом становления социального опыта является деятельность, которая доставляет ребёнку радость, гармонично его развивает.

Выбрала новую форму работы с дошкольниками - проекты, в рамках которых были использованы разнообразные технологии, формы и методы работы с детьми.

Формы и методы

  • экскурсии;
  • природоохранные акции, волонтёрство
  •  проекты (педагогические, детско-родительские);
  • практическая деятельность в природе, игре
  • уроки доброты;
  • проведение  викторин , конкурсов детских рисунков;
  • отдаю предпочтение проблемным ситуациям, затрагивающим разнообразные объекты.

Технологии:

  •  игровая;
  • здоровьесберегающая;
  •  развивающего обучения;
  •   личностно - ориентированная
  •  проблемного обучения;
  •  информационно-коммуникативная;

Передо мной стояла задача - не подавлять ребенка, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы, ставить цель, выдвигать гипотезы и проверять их, думать, делать выводы, решать проблемы, возникшие в ходе исследования, что способствует развитию познавательной компетенции детей. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами речевой, мыслительной, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, любознательность, творческую активность детей; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольника. В процессе проектной деятельности я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым, стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов наблюдений, составлять развернутый рассказ об увиденном. Ребёнок не повторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.

Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок - результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей Мы стали единомышленниками в решении поставленных задач. Для включения родителей в работу провела родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, семинары-практикумы, дискуссии, тренинги, оформила серию наглядной информации на разные темы.

Для популяризации педагогического опыта работы на тему: «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, посредством взаимодействия с семьями воспитанников», была проделана  работа.

  • Был собран консультативный материал: «Личностное развитие дошкольников», «Формирование личностных качеств средствами художественной литературы», «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста», «Формирование основ безопасности жизнедеятельности, как одно из направлений социального развития личности дошкольника» и т.д
  • Подобраны книги о дружбе, о заботливом отношении к животным, о доброте
  • В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Новая технология, интересное методическое пособием –  «книга на коленях», в дословном переводе с английского языка - лэпбук. Родители, которые попробовали создать лэпбук, высказывают желание и дальше «играть» с нами, создавая волшебные книги для ребят. Появились предложения и от других родителей, которые стали интересоваться планированием лексических тем на этот год. У всех получились очень интересные и яркие лэпбуки, содержащие коллекции маленьких книжек с кармашками и окошечками. Теперь они занимают своё почётное место в уголке тайн и загадок.
  •  Оформлен Экологический макет «Птицы родного края», с участием семей воспитанников.  Результаты совместного творчества не пылятся  на полках, а используются как в самостоятельной игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
  • Книга «Наш край», с активным участием родителей, где почти каждая семья приняла участие.  Родители  нас удивили широким кругозором знаний о родном крае!
  •  Театральные  постановки «Самый маленький гном», Дюймовочка». «Заюшкина избушка»,   с активным участием родителей группы, где родители, как и дети играли роли. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
  • Проектная деятельность: «Профессии», «Наш Кольский край- наша Родина», «Почемучки», «Огород на окне», «В гости к снеговику», «По дорогам сказок», «Дружба начинается с улыбки», где родители были активными участниками: собирали материал, оформляли сказки, подбирали стихи, составляли рассказы и др. Участвуя в семейных творческих проектах дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.
  •  В настоящее время «волонтёрство» стало одним из видов трудовой деятельности. Детский труд оказывает большое влияние на

всестороннее развитие личности ребенка.  Семьи воспитанников принимали активное участие в сборе корма для бездомных животных «Дом с хвостом»,  угощенье для животных в живой уголок - «Мини зоопарк» В социально-личностное развитие ребенка труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его..

  • К счастью, среди родителей очень много интересных, инициативных людей, с огромным желанием творить, создавать что - то новое и получать от этого огромную радость, видя восторг своих детей. Одним из таких творений, было создание альбома, «Моя любимая сказка», где каждая семья приняла участие. Слаженная работа педагога и родителей является отличным показателем того, что найден общий язык, как со стороны педагога, так и со стороны родителей (законных представителей)

Каждому родителю обеспечена  возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок. Родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей. Поэтому,  родители принимали участие в жизни группы: посещали занятия в день открытых дверей,  ООД – это ведущая форма организации совместной деятельности воспитателя и детей. Гармоничное развитие личности ребенка дошкольного возраста, осуществляется в деятельности, грамотно организованной педагогами.

Родители были на утренней зарядке, где вместе с детьми выполняли комплекс упражнений,

Принимали активное  участие в играх в  вечернее время «Поиграй со мною мама», где родители играли в дидактические игры с детьми,  Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка

«Футбол» командные соревнования пап и ребят, «Подвижные игры на участке» вспомнили игры  своего детства. День выходного дня «Берег развлечений», катание на ватрушках в парке, чаепитие на свежем воздухе. Подвижные игры имеют большое значение, для дошкольников. Ведь, именно принимая участие в них, они удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, и при этом получают необходимую для развития информацию, формируют полезные навыки.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. Мы делаем всё, чтобы наши дети шли по жизни с открытым сердцем и живым умом, с добром и уважением, стали патриотами нашей планеты Земля.

 Третий этап – контролирующий. Результаты мониторинга объективно показывают:

• Успешность развития личностных и качеств детей в дошкольном возрасте в разных видах деятельности на конец года, дала положительный результат.

У детей развиты личностные качества : самооценка, самоконтроль, инициативность, любознательность, мотивация, ценностные ориентации, эмоциональные проявления; познавательная активность, коммуникативные способности; исследовательские умения и навыки.

Дошкольники способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выдвинутая мной гипотеза подтверждена, можно с уверенностью утверждать, что целенаправленное и систематическое использование современных педагогических технологий, активное привлечение родителей воспитанников в процесс воспитания, способствует развитию личностных интегративных качеств дошкольников.

Уважаемые коллеги, хотелось бы снова вернуть вас к словам из песни:

Слышу голос из прекрасного далека,

Он зовет меня в чудесные края.

Слышу голос, голос спрашивает строго:

А сегодня что для завтра сделал я?

Вам отвечу - я готовлю детей к будущей жизни сегодня, чтобы завтра прекрасное далеко к ним не было жестоко.